Краткая биография габдуллы. Биография Габдуллы Тукая

Сегодня мы обсудим биографию известного татарского поэта, публициста, общественного деятеля, переводчика и литературного критика Габдуллы Тукая.

Детские годы

Биография Габудллы Тукая берёт своё начало 26 апреля 1886 года, когда мальчик появился на свет в селе Кушлавыч. Отец и мать ребёнка были родом из деревни. Известно, что дед Тукая по линии матери был по происхождению башкиром, а также обучался в Султанаевском медресе.

Когда малышу исполнилось 5 месяцев, он остался без отца: воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. Некоторое время она пыталась справиться с постигшим её горем, но потом отчаялась и отдала его на воспитание знакомой старухе. Прошло немного времени, и мать одумалась, забрав своего сына. Однако, когда Габдулле исполнилось 4 года, он потерял и мать, оставшись никому не нужным ребёнком. На некоторое время его приютил дед. Вскоре же малыш оказался у приемных родителей в Казани, где прожил примерно 2 года. Из-за тяжелой болезни они были вынуждены возвратить мальчика в родное село. Три последующих года Габдулла проводит в крестьянской семье Сагди, недалеко от родного дома.

Уральск

Дом Габдуллы Тукая был покинут им в возрасте 4 лет, хотя не по собственной воле. К сожалению, после утраты родителей детские годы мальчика прошли в довольно холодной и отчужденной атмосфере, так как он редко в какой семье задерживался надолго, по разным причинам. Биография Габдуллы Тукая начала немного меняться в позитивном русле после того, как он переехал в Уральск, где жил в приёмной купеческой семье Галиаскара Усманова. Эта семья приходилась мальчику родственной по линии отца. Как только мальчик попал к Усмановым, его сразу же отдали учиться в медресе, где он демонстрировал отличную успеваемость. Медресе принадлежало семье Тухватуллиных - людям прогрессивных взглядов, которые сразу оценили талантливого юнца. Кроме этих занятий, Габдулла ходил в русский класс.

Первые творческие шаги

Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Казань

Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни - 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».

Творчество

Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.

Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья - такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым - писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань - Уфа - Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая - это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия - тех, кто может круто изменить ход истории.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Тукая Габдуллы

Родился Габдулла Тукай (Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) 14-го числа (26-го по новому стилю) в месяце апреле 1886 года в деревне Кушлауч, расположенной в Казанской губернии. Его отец Мухамедгариф Мухамедгалимов был простым приходским муллой, а мать Мэмдудэ – простой татарской домохозяйкой. Будучи пятимесячным младенцем, Габдулла лишился отца, а в четырехлетнем возрасте вообще стал круглым сиротой.

Детство

После этого судьба Габдуллы целиком зависела от доброты и милости людей, усыновивших его и проявивших к нему, хотя и не надолго, родительские чувства. В период 1892-1895 годов его жизнь проходила в деревне Кырлай, что находилась недалеко от Кушлауч, в семье крестьянина Сагди. Габдулла начал здесь приобщаться к крестьянскому труду, испытал радости и горечи крестьянской жизни, начал учиться. Впечатления кырлайского периода навсегда оставили в творчестве и памяти поэта неизгладимый след – сильную любовь к родной земле, к чистосердечным и простым людям.

Уральский период

Будучи взятым в город Уральск в семью купца Усманова (хозяйкой в семье была его родная тётя по линии отца), Габдулла начал учиться в медресе "Мутыгия", основанном прогрессивно настроенными меценатами Тухватуллиными. Кроме этого он посещал русский класс. Мальчик проявил в обучении высокую одаренность. Когда в стране началась революция (1905 год), то жизнь всколыхнулась и в небольшом Уральске. Появились первые газеты и журналы на татарском языке. Тукай стал активно сотрудничать с ними и выступать с многочисленными статьями и стихами на темы, которые поднимала революция. Габдулла в начале 1907 года покинул медресе Тухватуллиных. Однако революция пошла на убыль. Власти уже в начале 1907 года запретили татарские периодические издания, с которыми сотрудничал Тукай.

Казанский период

Габдулла Тукай приехал в Казань осенью 1907 года. Здесь он быстро вошёл в литературные круги Казани и сблизился с молодежью, которая группировалась вокруг газеты "Реформа" ("Аль-Ислах"). Его не покидала мысль продолжить традиции татарской сатирической печати. Это осуществилось частично в сатирико-юмористических журналах: "Молния" ("Яшен"), "Зарница" ("Ялт-юлт"). И Тукай все свои творческие возможности посвятил именно этим журналам. Уже ранний период его творчества был отмечен проповедью служения своему народу. В условиях жестокой реакции Тукай отмечал с болью, как бесчинствующее зло в стране подтачивает силы народные, душу народа. В его творчестве возник целый цикл произведений, поэтических и очерково-публицистических, в которых поэт исчерпывающе ясно выразил отношение к народу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В годы реакции здоровье Тукая было непоправимо подорвано. Он пребывал в бедственном материальном положении. Незаинтересованность поэта в личном благополучии и коммерческое отношение к его произведениям книгоиздателей сыграли при этом, несомненно, немалую роль. Габдулла был вынужден влачить почти нищенское существование, обитая в холодных номерах гостиниц.

Последние годы

Несмотря на ухудшившееся здоровье, Тукай в 1911-1912 годах совершил путешествия, которые имели большое значение для него. Он приехал в Астрахань пароходом в начале мая месяца 1911 года, по пути знакомился с жизнью Поволжья. Тукай в Астрахани был гостем Сагита Лутфулловича Рамиева, своего друга и также поэта, встречался с Нариманом Наримановым – азербайджанским писателем и общественным деятелем, сосланным в Астрахань за революционную деятельность.

Весной 1912 года Габдулла Тукай решился на путешествие из Казани в Уфу и далее в Петербург. Он встретился в Уфе с Габдельмажитом Нурганиевичем Гафуровым (Мажитом Гафури), знаменитым башкирским поэтом. Петербург встретил Тукая довольно холодно. Поэт не нашёл там людей, хотя бы отдалённо подобных Гафури. Передовая интеллигенция Петербурга, разумеется, к визиту татарского поэта не осталась равнодушной. Прожив в Петербурге всего 13 дней, Тукай 6 мая покинул столицу и направился в Троицк, а потом в казахскую степь – для поправки здоровья пить кумыс. В Казань поэт возвратился в начале августа. Он продолжал писать, работая, несмотря на плохое самочувствие, в удушливой атмосфере типографии. Поэт был вынужден вести непримиримую, постоянную борьбу с жестокой действительностью, а также со своими собственными иллюзиями и заблуждениями, рождающимися в мучительных поисках справедливости и правды.

Габдулла Тукай ушёл из жизни в самом расцвете своего поэтического таланта в 20 часов 15 минут 2-го числа (по новому стилю – 15-го) в апреле месяце 1913 года.

Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) - выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать - Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей деревни Училе пошел к ним муллой.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Училе. В 1892-1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом писал в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возник целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури, в Петербурге - с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,- писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

В долголетней истории литературы татарского народа особое место занимает Габдулла (Абдулла) Тукай. Прожив яркую, но короткую жизнь (1886-1913), поэт заложил фундаментальную основу татарского языка и литературы.

Детство поэта

Родившись (1886) в консервативно-религиозной семье (дед – мулла, отец – «указной» мулла в с. Кушлавыч возле Казани), Габдулла рано остался без родительской опеки, оставшись в четырехлетнем возрасте круглым сиротой. Дальнейшее детство у маминых родственников в Пермской губернии осталось тяжким воспоминанием о «шалостях без одобрения», «слезах без утешения».

Будучи болезненным, крайне истощенным и изможденным ребенком, Габдулла часто слышал пожелания смерти в свой адрес, что не могло отложиться светлым воспоминанием о беззаботном детстве. Попытки пристроить мальчика в приемные семьи проходили с переменным успехом: будущий поэт то уезжал из-под неласкового крова, то возвращался обратно. Мытарства и нищета – вот самые яркие детские воспоминания поэта.

Уральский период творчества

В 1895 году тетя по отцовской линии забирает его в г. Уральск. Живя в прогрессивной купеческой семье Г. Усманова, мальчик начинает одновременно посещать медресе и русский класс (втатарско-русской школе). Непреодолимая тяга к просвещению и природная одаренность привели будущего поэта к первым литературным опытам. Частично отобразившись в 1904 году в печатном издании «Новый век», они представляли собой талантливые поэтические произведения. Выступив вначале как подражатель арабско-персидской лирике, Габдулла в короткое время становится талантливейшим народным поэтом.

Увлеченно зачитываясь произведениями и М. Лермонтова, Габдулла Тукай занимается переводом на татарский язык русских классиков И. Крылова, А. Кольцова.
В печатных альманахах появляются переведенные ним крыловские басни и известный «Сон мужика», представляющий собой вольное прочтение поэзии А. Кольцова.

Влияние революции

Революционные потрясения 1905 года (и последующие реакционные годы) освободили поэта от испытанного в начале творчества пантюркистского влияния, сподвигнув на открытое исповедание демократических мировоззренческих тенденций. Выступив против самодержавия и капитализма, Габдулла Тукай проникся бесправием угнетаемого татарского народа и публикует в первых изданиях татарскоязычной периодики острые публикации и стихотворения на революционную тематику.
Будучи корректором, наборщиком, позже становится сотрудником печатных изданий.
Одной литературой не ограничивается декларирование гражданской позиции: Г. Тукай принимает активное участие в волне демонстраций и протестных мероприятий.
Оставив медресе в 1907 году, в биографии поэта начинается «вольная» жизнь. Совпав во времени с наступлением на демократию жесткой реакции, творчество Тукая этого периода – пламенный боевой отклик, остро прозвучавший в стихотворении «Не уйдем!». Призывы борца отстоять честь родины и устои демократии, стали звучать и в других поэтических произведениях Тукая.

Не сумев до конца понять причины революционного поражения в произошедших событиях, поэт испытывает растерянность, пессимизм, оторванность от действительности, что проявилось в написанных произведениях.

Казанский период творчества

В этот период осознанного протеста татарский поэт возвращается на свою малую родину в город Казань. Огромное желание всецело посвятить себя служению народу приводит к активизации литературного творчества. Сблизившись с активной молодежью, Тукай много пишет для журналов сатирико-юмористического толка («Ялт-юлт», «Яшен»). За год казанского периода появляются очерки, публицистические и поэтические произведения. Главной темой творчества становятся обозначенные приоритеты: тревога за судьбы народа, честь, достоинство, неподкупная совесть, чувство исторического оптимизма.

Посещая малую сельскую родину – Заказанье, поэт ощущает себя народным заступником, на корню отметая идиллическую деревенскую пастораль как основу поэтического творчества. Трезво оценивая тяготы и будничные реалии, Тукай пишет «Возвращение в Казань» и «Гнет».

Последние годы жизни

Путешествуя (1911) Волгой в Астрахань, поэт встречается с интересными людьми (Н. Наримановым, С Рамиевым). Революционные настроения, питающие интеллигенцию того времени, сподвигли Тукая весной 1912-го (несмотря на большие проблемы со здоровьем) на новое путешествие в Санкт-Петербург (через Уфу).
Жадно впитывая в себя впечатления от поездки, Тукай во время остановки в Уфе встречается с писателем М. Гафури. 13 последующих петербургских дней также оказываются богатыми на впечатления. Общение с будущим революционером Муллануром Вахитовым оставляет глубокий след в душе поэта.

Посетив на обратном пути купцов Якушевых в Троицке, Габдулла Тукай уезжает (в поисках излечения от чахотки) в казахскую степь. Надежда на чудодейственный кумыс не оправдалась, и уже в августе 1912-го поэт работает в пыльной казанской типографии, не переставая писать.

Чахотка и голод, подорвав и без того небеспредельные силы Габдуллы Тукая, оборвали его биографию 2 апреля 1913 года.

Тенденции творчества

Став невосполнимой потерей для горячо им любимого татарского народа, Габдулла Тукай вошел в историю литературы Татарстана как национальный поэт. Проповедуя своим творчеством эстетическую концепцию развития национальной литературы под знаменем народности и реализма, Тукай становится фундатором татарских языка/литературы.

Увлеченно собирая фольклор и устное этнотворчество своего народа, литератор творчески его разрабатывал. Г. Тукаем созданы сказки/поэмы («Таз», «Леший», «Речная ведьма») по мотивам татарского устного народного наследия, а также впервые написаны детские стихотворения на родном языке.
Дав миру первые образцы народной поэзии на подлинно-татарском языке, Габдулла Тукай стал голосом своего народа.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Габдулла Тукай был рожден 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Атнинского района. Настоящее имя - Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович. Его отец был обычным приходским муллой. В пятимесячном возрасте мальчик лишился отца, а в четыре года остался круглой сиротой. Его судьба зависела исключительно от милости людей, проявивших к нему благосклонные чувства.

С 1892 по 1895 год жизнь Габдуллы проходила в семье обычного крестьянина Сагди, жившего в деревне Кырлай. Именно он и принял решение усыновить мальчика. В это время будущий писатель начал приобщаться к трудовым крестьянским будням, испытывая радости и горести. Как он сам признался позже, жизнь в деревне показала ему новые грани жизни. Впечатления о жизни в деревне оставили в памяти и, как следствие, в творчестве поэта чувство любви к простым чистосердечным людям.

Следующий жизненный период Габдуллы был связан с городом Уральск. Он был взят туда купцом Усмановым. В этой семье хозяйкой была сестра его отца. В то время он учился в медресе Тухватуллиных «Мутыгия», которые отличались прогрессивной настроенностью. Кроме того, был учеником русского класса, где проявлял высокую одаренность.

Революция 1905 года коснулась и такого небольшого городка, как Уральск. Появляется первые татарская периодика, среди подобных газет и журналов «Фикер», «Уклар», «Аль-Гасральджадид» и многие другие. Биография Тукай Габдуллы начинает быть тесно взаимосвязана с этими периодическими изданиями. Он сотрудничает с ними, выступая с многочисленными стихотворениями и статьями на революционную тематику.

В начале 1907 года молодой писатель покидает медресе Тухватуллиных. С началом его самостоятельной жизни возникает немало трудностей. Как раз в этот период революция шла на спад и вместе с тем, выходит запрет на ту татарскую периодику, в которой печатался Тукай.

Осенью того же года, он принимает решение переехать в Казань, для того чтобы именно здесь начать свою новую творческую деятельность. Ему быстро удается найти свой круг общения и сблизиться с творческой молодежью, связанной с изданием газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его не покидали мысли о продолжении его национально-сатирического уклона прозы, без которого ему трудно было представить дальнейшее развитие собственного творчества и татарской литературы в целом.

Можно сказать, что частично его планы осуществились посредством работы в сатирико-юмористических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-Юлт» («Зарница»). Свои творческие возможности он всецело отдавал именно этим изданиям. С их помощью он пытался бороться с любого рода проявлениями реакционной политики. Этот, еще ранний период творчества писателя, был охарактеризован страстным рвением к бескорыстному служению народу, при этом еще чувствовалось веяние любви к нации. Все глубже и глубже он проникал в народную реальность, быстро отойдя от просветительской романтики. Немного позже, находясь в условиях жесткой реакции, он с горестью отмечал факт того, как бесчинно зло подтачивает народную душу.

В творчестве Габдуллы Тукая проявляется целый цикл великолепных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых абсолютно понятно его отношение к народу. Его стихотворения «Осенние ветры», «Дача», «Гнет», написанные в 1911 году, а также стихотворение «Чего не хватает сельскому люду?» (1912) являются типичными образцами классической социальной лирики, в которой сквозь призму реализма раскрыта боль народных масс.

В основе поэзии Тукая лежит не столько разговорная, сколько напевная интонация. Поэт утверждал, что дело не в форме, размерах или ритмике, сама суть заключается в смысле и в умении донести этот самый смысл.

В годы реакции здоровье поэта было очень сильно подорвано. Его материальное положение оказалось весьма плачевным. Здесь сыграло роль коммерческое отношение издателей к произведением Тукая, а также, что несомненно, незаинтересованность самого автора в своем материальном благополучии. Свое нищенское существование он коротал в холодных гостиничных номерах.

Во времена нового революционного подъема жизнь поэта значительно меняется. Несмотря на то, что его здоровье резко ухудшилось, в 1911-1912 годах он решается совершить путешествия, которые в корне меняют его жизнь. В середине 1911 года он приехал в Астрахань, по пути познакомившись с жизнью Поволжья (ему он посвящает очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остановился у своего приятеля поэта С. Рамиева, а позднее встретился с писателем и азербайджанским общественным деятелем Нариманом Наримановым, который был сослан сюда за революционную деятельность на своей родине.

Весной следующего года писатель отважился на более серьезное путешествие, маршрут которого проходил через Казань, Уфу и Петербург. В Уфе Тукай встречает М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий неизгладимый след в жизни двух народных писателей и еще более укрепляет их симпатию друг к другу.

А вот в Петербурге Габдулле Тукаю уже не удается встретить людей, подобных Гафури. Несмотря на это, петербургская передовая интеллигенция хоть и узнала о визите Тукая несвоевременно, все равно пыталась оказать ему максимум своего внимания. В Петербурге он задержался на тринадцать дней, после писатель отправился в Троицк, а затем и в казанскую степь. Проведя незабываемое лето под степным солнцем, попивая кумыс, в надежде улучшить состояние своего здоровья, в августе Тукай все же возвращается в Казань. Здесь он работал в душной типографии, и, не обращая внимания на дурное самочувствие, продолжал литературную деятельность.

В последние годы жизни и вместе с тем творческой деятельности Тукай все ближе постигал народную действительность, к тому же все более резко воспринимал противостояние народа и общества («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и прочие). Писатель бесконечно вел непримиримую борьбу не только с действительностью, но и со своим собственными ошибками и иллюзиями, которые возникали в процессе поиска справедливости и истины.

15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Он покинул этот мир в самом расцвете своего таланта.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Тукая Габдуллы представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.