Русская история в монументальной пропаганде. О ленинском плане монументальной пропаганды


из лекции 5 -
О "ЗАВЕТАХ", "СОВЕТАХ" ИЛЬИЧА И СОВРЕМЕННОСТИ

Владимир Ильич Ленин не зря признан гением. Добра или зла мы сейчас обсуждать не будем. Но ему удалось и создать политическую партию практически на "полупустом" месте, и сделать ее идеи и деятельность понятными и привлекательными для многих граждан России (и не только дореволюционной). Не случайно считается Ленин и одним из основоположников теории советской агитации и пропаганды – в работах Ильича мы найдем немало интересных мыслей, которые могут быть полезны и современному политику.

Многотомное собрание сочинений В.И.Ленина содержит множество как серьезных теоретических работ, так и произведений, имеющих прикладной характер, среди которых есть и труды, посвященные вопросам организации агитационно-пропагандистской работы РСДРП. В первую очередь, следует назвать статьи «С чего начать», «Партийная организация и партийная литература» и «Что делать». Стоит ли с ними знакомиться современному российскому политику? Разумеется стоит. И стоит поразмыслить и над ленинским планом создания партии. Но тупо копировать ленинский опыт, конечно, не следует.

В чем заключаются и в какой степени «заветы» Ленина применимы сейчас?

Напомню, что Владимир Ильич начинал создавать партию фактически с нуля.

Ленинская "модель" партии .

В конце ХIХ века в России существовало несколько десятков рабочих кружков, которые надо было не только объединить, но и привлечь к идеям марксизма (а позже и большевизма) значительную часть рабочих и крестьян. Ленин очень большое внимание уделял тому, что мы сейчас могли бы назвать словом «моделирование» или «проектирование» партии.
«Ленинская модель» сводилась к тому, что партия большевиков – это небольшая группа профессиональных революционеров, которая опирается на определенные классы или слои, определяя их как свою опору или союзников. При этом кто является союзником, а кто является "временным попутчиком" партия определяла в зависимости от политической ситуации. Историки знают, какие дебаты велись в РСДРП по поводу пункта в уставе партии определяющим, кто может быть членом РСДРП.
Еще одна особенность - Ленин действовал в условиях подполья, нелегально.
Замечу, что большинство партий, претендовавших на места в первом и последующих российских парламентах созданы были преимущественно в связи с тем, что царь объявил выборы в I Государственную Думу. То есть только рождение парламента стало толчком к объединению в рядах партий помещиков, буржуазию, средний класс, дворянство. А если бы царь не назначил выборы в госдуму, то вполне вероятно так и была бы одна партия в России. Ну, может, две.

А теперь – некоторые "заветы" и "советы" Ленина.

Первой задачей партийного строительства Ленин поставил создание общерусской политической газеты.

При этом он определил специфику этой газеты – она должна быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

И еще одна особенность агитационной деятельности российских социал-демократов (но не последняя) в том, что Ленин обращал особое внимание на «обличения» в партийной прессе.

Вот, что писал сам Ильич в работе "С чего начать?" :

Исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основной нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения... Вряд ли будет преувеличением сказать, что степень частоты и регулярности выхода (и распространения) газеты может служить наиболее точным мерилом того, насколько солидно поставлена у нас эта самая первоначальная и самая насущная отрасль нашей деятельности. Далее, нам нужна именно общерусская газета. Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ... посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия. ...Наконец, нам нужна непременно политическая газета. Без политического органа немыслимо... движение, заслуживающее названия политического. Без него абсолютно неисполнима наша задача - сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений... У людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой они могли бы говорить, - нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов. ...И мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; - такой трибуной должна быть социал-демократическая газета.

Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая... регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии... И если мы соединим свои силы на ведении общей газеты, то такая работа подготовит и выдвинет не только наиболее умелых пропагандистов, но и наиболее искусных организаторов, наиболее талантливых политических вождей партии, способных в нужную минуту дать лозунг к решительному бою и руководить им.

Если говорить о сегодняшнем дне, то какие из российских партий имеют свой печатный орган? Таковых немного - «Единая Россия» да ЛДПР.
Несколько номеров выпустила «Справедливая Россия», предвыборные газеты появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и… тишина.

Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами?

И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?

Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Ой-ой-ой. (Примечание - "Ой-ой-ой" - это значит, что они плохо используют возможности интернета. Даже отвратительно, если подумать о тех задачах, которые они собираются решать. Но об этом позже).

И приходится сказать: Так, уважаемые господа политики, добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников у вас не получится! А значит, не получится и добиться успеха на выборах. А потом от вас отвернутся и спонсоры с пожертвователями.
И кончитесь вы как цивилизованные политические партии

Конечно, многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики. Но впрочем о политическом мастерстве журналистов и журналистском мастерстве политиков тоже не сейчас.

Сейчас чуть ли не каждый второй так называемый оппозиционер жалуется, что ему не дают слова на телевидении.

А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами.

А нынешним политикам ведь разрешено и не из-за границы, а в России агитировать, так нет же… То ли не хотят, то ли не умеют.

Партия большевиков в период подготовки первой русской революции работала гораздо активнее. Если вы заглянете в соответствующий раздел Агитклуба (заглянуть сюда или сюда), то увидите, с какой частотой появлялись листовки и прокламации большевиков во время первой русской революции. Именно поэтому они и смогли революцию возглавить.

КА-А-АНЕШНО, тогда была другая обстановка.

Конечно, был царский самодержавный гнет, полиция, жесточайшее угнетение рабочих, нищета среди крестьян и т.д. и т.п. и, как говорится, революционная ситуация созревала и без большевиков.

Но разве пошли бы за большевиками люди, если бы они не занимались агитацией и пропагандой?

И не только пропагандой своих взглядов занимались большевистские «Пролетарий» и «Правда», но и разоблачали взгляды меньшевиков и прочих оппортунистов. И как разоблачали!

Где взять деньги , спросит современный начинающий политик.

Тут к опыту большевистской партии следует отнестись критически, но творчески.

История с получением Лениным денег от германского правительства на подготовку революции, хотя и выглядит красиво, однако у многих серьезных историков вызывает сомнения. Но поскольку нашим партиям получать деньги из-за границы запрещено законодательством, об этом мы и рассуждать не будем.

Категорически следует отвергнуть опыт большевиков и особенно эсеров, которые на революционные нужды деньги «экспроприировали», то есть попросту грабили «буржуев». (К последнему, кстати, в своей большевистской юности приложил руку и Иосиф Виссарионович Сталин).

Так где же взять деньги?

Как и у любой нормальной политической партии есть, во-первых, членские взносы, а во-вторых – богатые (или просто обеспеченные люди), которые готовы оказать материальную помощь делу, которое они считают правильным.
И есть еще один ресурс. Партия может сама заработать денег! Как? На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать конкретно и подробно (надо же что-то и для консультаций с семинарами оставить), поэтому ограничусь циничным намеком: партия может заработать денег общественно полезным трудом! И не обязательно при этом вагоны разгружать.

Не секрет, что большевикам помогали материально и Максим Горький, и Савва Морозов. И многие из творческой интеллигенции к ним относились не так уж и плохо. Потому что гораздо хуже у них было отношение к царскому режиму.

Другое дело, что одно отношение было ДО октябрьской революции, другое - ПОСЛЕ. Максим Горький, например, в 1905 году в РСДРП вступил, а в 1917 году из нее вышел (не стал проходить перерегистрацию).
Может ли российская интеллигенция поддержать наши партии? Конечно, может. И не только интеллигенция! Вы посмотрите какие творческие певцов, артистов, футболистов, наконец в кандидатских списках некоторых партий! И нет сомнения, что делают они это бескорыстно (в отличие от съемок в рекламе). Во всяком случае хочется в это верить. А какое количество наших звезд участвует в предвыборных мероприятиях! Значит могут поддержать политиков, если захотят!

Правда о бескорыстности наших звезд болтают разное... Но об этом тоже в другой раз.

Но во всяком случае, если у партии есть идеи и они толковые, то найти финансовую поддержку она сможет.

Разумеется, не следует торговать местами в партийных списках и пытаться посредством каких-либо ухищрений (гранты, общественные фонды и т.п.) тащить деньги для своей партии из государственного бюджета. Это просто неблагородно. Как партия, которая заботится о благе народа смеет примазываться к общенародному бюджету?! Слава богу, такого у нас в стране нет. Или мы просто не знаем об этом.

Другое дело - эффективность использования средств. Но это уже другая тема.

А возвращаясь к заветам Ленина, следует заметить еще одно – не надо считать каждое высказывание Владимира Ильича методической рекомендацией. Ситуация в России в 1905, 1912, 1916 годах была различной. И поэтому Ленин уделял в своих работах большое внимание ТАКТИКЕ действий. И его высказывания по тактике надо считать именно такими, тактическими, а не формулировками каких-то основополагающих принципов.

И подходить к ним следует ТВОРЧЕСКИ, какие-то беря на вооружение, какие-то отвергая.

Вот, например, «обличения» , о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».

Современный политик должен серьезно подумать, надо ли ему что-то или кого-то обличать и каким образом.

Посмотрите какую-либо из передач Караулова или почитайте какую-либо из книг того же Хинштейна – что это обличения, разоблачения или нападки? Или вообще клевета? Или просто литературное творчество? (примечание - фамилии Караулова и Хинштейна взяты просто для примера, поскольку их выступления ярки и остры в отличие от многих других)

Посмотрите или послушайте чье-либо «критическое» выступление (хоть депутата, хоть премьера, хоть президента, хоть губернатора):

Что подвергается критике – «отдельные недостатки» (как было принято писать в совсем недавние советские времена) или же стиль и принципы деятельности органов власти?

Критикуются отдельные нерадивые чиновники или общая организация дел в государственном управлении?

В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность». Правда, конкретные фамилии этих работников в советской критике звучали не часто.

На телевидении занимался «обличениями» (разумеется, это слово мы употребляем в данном случае с иронией) Сергей Михалков (автор многих детских стихотворений, басен, а также текста гимна СССР), который был главным редактором сатирического тележурнала «Фитиль». Обличались в «Фитиле» директор фабрики, который выпускал немодные пальто или бракованные телевизоры, дворник, который плохо подметал улицу и т.п. «негативные явления» и «нерадивые работники».

Насколько подвергались контролю и цензуре критические материалы в советские времена говорить, думается, нет необходимости.

В годы перестройки газеты и журналы получили «глоток свободы» и занимались «обличениями» недавнего прошлого и немного перестроечного «настоящего» (некоторые публикации вы найдете в Агитклубе в разделе о перестройке – ) .

Сейчас занимаются "обличениями" многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?

Если критика несправедливости не вызывает отклика, значит либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь. Ну разве что курсом доллара.

Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, вы можете по себе лично. Вызывает ли у вас что-либо неприятие? Негодование? Гнев? Или вам все «до лампочки»? А если не все, то что вам не нравится? Что возмущает? Чем вы недовольны?

Если вы не можете ответить, то хороший агитатор или пропагандист из вас не получится. Потому что занятия агитацией и пропагандой требуют эмоций, чувств, нервов, боли. Причем искренних.

Особенно это важно для политика.

Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.

Если же у политика есть одно искреннее желание - занять должность повыше да поденежнее, то он тоже будет убеждать людей (конечно, в том, что он заботится об их благе, о благе страны, а совсем не о своем), но… некоторые, а то и многие люди это раскусят.

Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.

Но может быть ленинская идея об «обличениях» неактуальна в принципе? В конце концов, Россия в 1907-м и Россия в 2007-м годах – это как говорят в Одессе «две большие разницы».

Может быть сейчас нашим политикам следует не «обличать», «разоблачать», «критиковать» и т.п., а напротив – «консолидироваться», искать способы «конструктивного взаимодействия», стремиться к «консенсусу», забыть о политических разногласиях и сообща, дружно, в едином порыве…

Вот например, тезис об «антинародной политике властей». Это антинародность свойственна всем решениям властей или отдельным? Проявляется она только в решениях президента и Государственной думы или же «антинародными» являются и многие решения местных властей?

Решения Лужкова, например, они антинародные? А решения Совета Федерации?

В общем, перечитайте Владимира Ильича и возьмите кое-что на вооружение.

БАНАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Политическая партия должна «определиться». Со своими идеями, идеологией, союзниками и противниками, взглядами и позициями. И не просто определиться, но и сформулировать их.

Политическая партия должна активно заниматься агитацией и пропагандой своих взглядов, и не только во время избирательной кампании.

Политическая партия должна «позиционировать себя», четко и недвусмысленно показывая свои отличия от других партий, демонстрируя свои преимущества и критикуя, разоблачая и обличая недостатки, пороки и заблуждения других политических сил.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ .

Ленин был ведь не только великий теоретик, но и практик неплохой.
И он понимал значение агитации и пропаганды не только для партии, стремящейся к изменению власти, но и для партии, находящейся у власти.

Кстати, после революции в числе первых декретов советской власти были и декреты о закрытии оппозиционной прессы и создании ВЧК. А Сталин (благодаря усилиям ГПУ-НКВД) возможность «обличений» фактически свел к нулю.

А о взглядах самого Владимира Ильича на агитацию и пропаганду вас лучше всего узнать из работ самого Ленина. И оцените, кстати, его публицистическое мастерство.

В Москве недалеко от Кремля, на месте, где раньше стоял памятник царю Александру III, шел митинг, посвященный закладке нового памятника. Революционный народ разрушил старый мир и не хотел видеть ничего, что напоминало о проклятом прошлом, о его бесправии и угнетении.
Было тесно в людской толпе - вся Москва хотела быть здесь в этот торжественный час. На трибуну поднялся В. И. Ленин. Дружным,и аплодисментами приветствовал его народ.
«Товарищи! На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку памятника освобожденному труду...» - говорил Владимир Ильич.
Один за другим новые памятники возникали в Москве, в Петрограде, во многих других городах. Осуществлялась одна из замечательных ленинских идей - план монументальной пропаганды. Он родился в трудные весенние дни 1918 года. Брестский мир остановил мировую войну, но враги революции затевали новое кровопролитие. Над молодой Советской республикой нависла смертельная опасность. Полчища иноземных войск вторглись на нашу землю.
Громом сражений начинались дни. Едкая гарь курилась над сожженными деревнями. Заводы не работали, не было топлива. Народ голодал, но мужественно отстаивал завоевания Октября» грудью заслоняя свое будущее.
Будущее... Что-то большое, светлое, радостное есть в этом слове, если знаешь, что творят это будущее свободные, умные, добрые люди.
Великая сила созидания появилась у советского народа. И уже тогда, сквозь дымную завесу войны и разрухи, Владимир Ильич Ленин, казалось, увидел время, когда освобожденные народы ринутся к науке, знанию, литературе, искусству, зодчеству и покажут миру чудеса достижений в самых разное образных областях.
В эти дни Советское правительство начинало культурную революцию в стране, где народные массы были бессовестно «ограблены в смысле света и знания».
Народу нужно было вернуть то, что создано им и по праву принадлежит ему. Надо было широко распахнуть двери музеев, донести до народа эстетическую ценность художественных сокровищ мировой культуры.
«Образовательный и культурный подъем массы населения» стал одной из великих забот советского государства. Большая роль теперь принадлежала искусству. Понятные и близкие народу произведения могли стать отличным средством быстрого распространения революционных идей.
Мудрый Ленин знал это. Нарком просвещения А. В. Луначарский вспоминал, как в 1918 году Владимир Ильич вызвал его специально для того, чтобы «двинуть вперед искусство как агитационное средство». В этой беседе Владимир Ильич впервые изложил суть того великого плана, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни и в искусстве. Это был план монументальной пропаганды.
В. И. Ленин предлагал украсить города надписями революционного и гуманистического содержания, поставить памятники революционерам, гуманистам, писателям, художникам.
Владимир Ильич был увлечен. Он знал огромную убеждающую силу искусства и видел в нем могучее средство политичен ской агитации и пропаганды. Искусство должно служить людям, должно помогать им, воспитывать гуманистические, гражданские, патриотические чувства. Еще на заре XVII века об этом мечтал итальянский мыслитель, борец за свободу своей родины Томмазо Кампанелла. Двадцать семь лет томился в тюрьме герой-патриот. Но ничто не могло убить в нем светлой веры в прекрасное будущее человечества. И мрачная темница озарилась фантастическим светом мечты. «Город солнца» - так назвал он созданную в тюрьме книгу. Кампанелла описал жизнь общества без частной собственности, без бедных и богатых, где все трудятся по внутренней потребности для общего счастья.
В солнечном городе Кампанеллы все служило людям. Памятники борцам за свободу будили патриотические чувства молодого поколения. Украшавшие дома фрески и надписи пробуждали высокие, благородные стремления...
Но Томмазо Кампанелла увидел «Город солнца» лишь в грезах... Несбыточной мечтой оказался он в Италии, страдавшей под гнетом испанского владычества.
Лишь народ, обретший свободу и ставший хозяином своей судьбы, сумел претворить мечту в жизнь. Осуществление плана монументальной пропаганды в молодой советской стране стало делом общегосударственной важности. Владимир Ильич принял самое деятельное участие в разработке конкретных мероприятий. 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совета Народных Комиссаров о монументальной пропаганде. Через два дня он был опубликован.
«В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц... Их должны заменить памятники, надписи и эмблемы, отражающие «идеи и чувства революционной трудовой России».
И, «пожалуйста, не думайте, - говорил Владимир Ильич,- что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».
Специальной комиссии предлагалось организовать широкий конкурс по созданию проектов памятников, модели которых должны быть представлены «на суд масс».
Предполагалось поставить памятники революционерам и общественным деятелям, философам, ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, актерам. Утвержденный В. И. Лениным список включал 63 имени. Здесь были первые русские революционеры Радищев, Пестель, Рылеев, вождь крестьянской войны Степан Разин, народовольцы Желябов и Перовская, пролетарские революционеры Халтурин, Плеханов, Володарский, писатели и поэты Пушкин, Лермонтов, Толстой, революционеры-демократы Герцен, Огарев, Чернышевский, великие ученые Ломоносов и Менделеев, выдающиеся актеры Мочалов и Комиссаржевская, гениальные художники Андрей Рублев и Александр Иванов и многие другие.
Кроме русских деятелей науки, культуры и революционного движения, в списке были Спартак, Дантон, Байрон, Гете, Бетховен и другие.
С огромным воодушевлением встретили этот план скульпторы. Он открывал новый путь в искусстве - путь служения революции и народу. Деятели искусства включились в активную борьбу с мраком и темнотой.
В холодных мастерских закипела горячая работа. Было плохо с материалами, но зато хорошо на душе. Однако в это время не вся художественная интеллигенция готова была служить высоким целям. Враждебные советской власти деятели искусства не желали принимать участия в ее начинаниях.
«Мы для немногих. Искусство не может раздаваться всем. Оно божественно, царственно. За покушение на эту святыню придется держать ответ перед богом», - заявляли они.
Но колесо истории не вращалось вспять. «Искусство для немногих» отступило перед искусством, которое, по словам Владимира Ильича, «должно принадлежать народу».
Первые памятники появились на улицах Москвы и Петрограда уже в первую годовщину Октябрьской революции. 7 ноября 1918 года в Москве был открыт памятник основоположникам научного коммунизма Марксу и Энгельсу. В этот же день открылась мемориальная доска, увековечивающая память борцов Октябрьской революции. Это был большой рельеф из цветного цемента. В центре - крылатая фигура со знаменем и пальмовой ветвью, над которой поднималось фантастическое солнце. Лучи его составляла надпись «Октябрьская революция». Слова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» были начертаны на знаменах у подножия фигуры. Автором ее был скульптор С. Т. Коненков. Рельеф производил большое впечатление, хотя и страдал некоторой отвлеченностью, и условностью. Владимиру Ильичу он показался «не особенно убедительным», а сам автор в шутку называл его «мнимо-реальной» доской.
На торжественных митингах с короткими, но страстными речами выступал Владимир Ильич. Открытие памятников превращалось в своеобразный народный праздник, и Ленин справедливо видел в этом серьезное средство пропаганды революционных идей. Памятники монументальной пропаганды были очень разнообразны. На площадях и в скверах ставили монументы, обелиски, стены украшали рельефами.
Устанавливались также специальные доски, оформляемые очень оригинально. Архитектор Н. Ладовский вкомпоновал в такую доску исполненное глубокого философского смысла изречение Н. Г. Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из «его в настоящее, сколько можете перенести».
Выполнялись все эти памятники из недорогостоящих и не очень прочных материалов. Лишь немногие сохранились до наших дней. В одной из ниш Петровского Пассажа в Москве сохранился рельеф - «Рабочий», выполненный в 1920-1921 гг. скульпторам М. Г. Манизером.
В сквере перед старым зданием Московского университета и поныне стоят памятники великим мыслителям-революционерам А. И. Герцену и Н. Н. Огареву, отлитые из бетона в 1920-1922 гг. Их формы просты и строги. Но, может быть, в этой мудрой простоте и кроется большая сила, которой исполнен, например, образ Герцена. Эта сила выражена не движением или жестом, но заключена в могучем интеллекте, страстном темпераменте борца, направляемых сильной волей. Компактность, собранность фигуры, четкий силуэт, строгий ритм простых и ясных линий отличают этот памятник.
Автор этих монументов - скульптор Н. А. Андреев, который впоследствии создал «Лениниану» - единственный в своем роде художественный документ о В. И. Ленине.
В первые же три года осуществления плана монументальной пропаганды в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде - более 15. Здесь первый памятник был открыт еще в сентябре 1918 года. Это был памятник Радищеву.
...В торжественном строю застыли войска, замерли в молчании тысячи людей... Нарком просвещения А. В. Луначарский произнес речь на открытии памятника «первому пророку и мученику революции». Имя первого русского революционера А. Н. Радищева было в самом начале большого списка тех, память о ком стала для советских людей священной.
Памятник Радищеву не был грандиозным монументом - это был небольшой бюст на цилиндрическом постаменте. Он свободно умещался в бреши, проломанной в ограде сада перед Зимним дворцом.
Дух великого бунтаря жил в революционном народе, свергнувшем царизм. И было нечто символическое в установке памятника Радищеву у «былого жилища царей», превращенного в дворец для народа.
А. В. Луначарский отмечал выразительность образа революционера-гуманиста, исполненного «мощи и мятежности». К сожалению, бюст был выполнен из нестойкого материала и не сохранился. Повторную отливку бюста установили в Москве. Автором его был скульптор Л. В. Шервуд, руководивший в первое время осуществлением плана монументальной пропаганды в Петрограде.
Перед величественным, строгим по формам зданием Смольного в 1918 году был установлен памятник К. Марксу работы А. Т. Матвеева. Он был сделан из гипса и поэтому вскоре разрушился. На его месте теперь стоит памятник В. И. Ленину, выполненный В. В. Козловым.
У Технологического института и сейчас стоит памятник Г. В. Плеханову. История его создания примечательна. Автор памятника - И. Я. Гинцбург - ученик известного русского скульптора М. М. Антокольского. Работая над бюстом Г. В. Плеханова, он испытывал большие материальные затруднения: не хватало материалов. И вот однажды в Петроградский Совет пришло письмо. «Мне сообщают, - писал В. И. Ленин, - ... что скульптор Гинцбург, изготовляющий бюст Плеханова, нуждается в материалах, глине и прочее... Нельзя ли дать приказ... присмотреть, налечь, проверить?» И скульптору помогли. Увлеченный работой над образом русского марксиста, мастер очень быстро развил свой скромный замысел в композицию из двух фигур: Плеханов произносит речь с трибуны, у подножия которой стоит рабочий со знаменем. Сюжет раскрывал одно из типичных для того времени общественных событий и сообщал группе жанровый характер.
Осуществление, плана монументальной пропаганды в первые годы шло очень успешно. За четыре года скульпторы создали 183 памятника и проекта и несколько десятков памятных досок. Владимир Ильич все время интересовался ходом дел, заботился, где надо - помогал, но нерадивых крепко подстегивал. Известна его телеграмма А. В. Луначарскому, посланная через месяц после опубликования декрета:
«Петроград Смольный Народному Комиссару просвещения Луначарскому (3 мая 1918 года)
Удивлен и возмущен бездеятельностью Вашей и Малиновского в деле подготовки хороших цитат и надписей на общественных зданиях Питера и Москвы... Ленин».
Однако не все памятники, установленные в первые годы осуществления плана монументальной пропаганды, были приняты народом. Скульпторов формалистического лагеря, не заботившихся о ясности, доходчивости своих произведений до широкого зрителя, постигали неудачи. Народ требовал снятия памятников, которые не пробуждали высоких мыслей и чувств, не радовали глаз красотою понятной и строгой формы.
У Мясницких ворот в Москве готовили к открытию памятник Бакунину. Скульптор В. Королев выполнил статую в кубистическом духе, резко членя ее на грубые плоскости и объемы. Когда сняли временную ограду, скрывавшую памятник, москвичи с негодованием потребовали через газету убрать это формалистическое «чучело». Московский Совет удовлетворил справедливое требование, и памятник был снят.
Этот случай не был единичен. И в скульптуре нашла отражение та острая идеологическая борьба, которая шла в процессе становления метода социалистического реализма.
Ленинский план монументальной пропаганды наметил и помог проверить жизнью верность пути, на котором мастера советской монументальной скульптуры добились уважения и признания миллионов людей.
Глубокие идеи, заложенные в ленинском плане, сделали его основой для развития советской монументальной скульптуры и в последующий период.
Вскоре после смерти Владимира Ильича были созданы значительные монументы, увековечивающие его образ. Статуей «Ленин-вождь» была закончена «Лениниана» Андреева, начатая портретами В. И. Ленина в рисунке и скульптурными группами, изображающими его за работой.
На плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции (ЗАГЭС) был воздвигнут монумент, в котором гигантская фигура В. И. Ленина завершает величественный ансамбль. В него включалась природа Кавказа - горные цепи и покоренная река. Автором этого оригинального сооружения был известный советский скульптор И. Д. Шадр.
Интересные памятники В. И. Ленину воздвигнуты по проектам М. Г. Манизера в родном городе Владимира Ильича - Ульяновске и в Петрозаводске. Да едва ли найдется в нашей стране город, где бы не было памятника другу и учителю трудящихся.
В советской монументальной скульптуре прочно утверждался свой, особый стиль, где черты героического сочетались с большой человечностью и простотой. Таковы памятники С. М. Кирову в Ленинграде работы Н. В. Томского, А. М. Горькому в Москве (проект И. Д. Шадра, исполнен В. И. Мухиной) и другие.
Но самым выдающимся сооружением советской монументальной скульптуры была статуя «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, выполненная для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Она получила мировую известность. Героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны, его величие в борьбе и победе запечатлены в многочисленных монументах, установленных в 40-50-х годах.
Монументальная скульптура увековечивала память героев, напоминала людям о бедствиях войны, звала к борьбе за мир. В центре Европы, в Берлине, по проекту Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского был создан некрополь - величественный архитектурно-скульптурный комплекс. Холм-мавзолей увенчивает скульптура «Воин-освободитель». Советский солдат с ребенком на руках, разрубивший фашистскую свастику, стал символом борьбы за мир, за счастье, за свободу.
Памятники советским воинам в Берлине и Кюстрине, в Вильнюсе, в Вязьме и в Риге, во многих других городах, установка ста десяти бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза на их родине - все это было закономерным развитием великой ленинской идеи об увековечивании памяти тех, кто честно служил трудовому народу.
По всей стране возникают все новые и новые памятники тем, чьи светлые мысли и пламень души были отданы людям. Чернышевский и Гоголь, Пушкин и Низами, Грибоедов и Маяковский и еще много, много дорогих имен стоят в славном ряду тех, кого в трудный восемнадцатый год назвал Владимир Ильич Ленин.

Апрель 1918 г. ... Короткие месяцы передышки. Революция уже победила в главных городах страны, а ее смертельные враги еще не успели развязать гражданскую войну и установить блокаду вокруг молодой республики. Однако уже чувствовалась приближающаяся нехватка продовольствия, топлива, сырья. И в эти трудные для страны дни прозвучали ленинские слова о роли искусства в новом, социалистическом обществе.

В одной из бесед с наркомом просвещения республики А. В. Луначарским В. И. Ленин высказал ему свои соображения о роли искусства в социалистическом обществе. «Давно уже передо мной носилась эта идея,- говорил Ленин.- ...Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство,- словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой...»

Далее Владимир Ильич перешел к конкретизации своих мыслей. Он посоветовал Луначарскому связаться с художниками и скульпторами Москвы и Петрограда, выбрать подходящие места на площадях и установить там памятники. «Благоустроенный город,- говорил он,- должен иметь много такой скульптуры». Ленин считал, что наш климат вряд ли позволит широко использовать фресковую роспись, о которой мечтал Кампанелла. Поэтому основное внимание предлагал уделить скульптуре - фигурам, бюстам, барельефам, а также широко использовать монументальные надписи - цитаты из произведений выдающихся революционеров. Он советовал привлечь писателей и поэтов к созданию новых текстов, пропагандирующих идеи коммунизма.

С. Т. Конёнков. Павшим в борьбе за мир и братство народов. 1918. Барельеф. Цемент. Государственный Русский музей. Ленинград.

В. И. Ленин говорил также о том, что открытие нового памятника должно быть актом пропаганды и одновременно «маленьким праздником» с музыкой, выступлениями артистов и т. д. В заключение Владимир Ильич сказал Луначарскому: «Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно. Пусть это будут какие-нибудь бетонные плиты, а на них надписи возможно более четкие».

Луначарский был поражен величественной картиной идейно-художественного преобразования советских городов.

Художники горячо одобрили и поддержали предложение В. И. Ленина. На следующий день Луначарский стал готовить доклады для Совнаркома о деятельности Наркомпроса и о памятниках Республики, а также проект декрета. И апреля он доложил Совнаркому о работе Наркомпроса, а 12 апреля - о декрете. В этот же день декрет «О памятниках Республики», текст которого был исправлен и частично переписан рукой Ленина, был принят 2 августа того же года в «Известиях» был опубликован подписанный В. И. Лениным список лиц, которым предполагалось установить памятники.


С. Д. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву. 1922 - 1923. Гранит. Москва.

Впервые в мировой практике памятники создавались не царям и завоевателям, а прежде всего революционным мыслителям, предводителям масс, героям освободительной борьбы. Их в списке было 31 (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, Робеспьер, Сен-Симон, Бабеф, Степан Разин, Спартак, Гарибальди и др.). В списке стояли имена 35 писателей, композиторов, художников, артистов, ученых (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. П. Мусоргский, Ф. Шопен, Андрей Рублев , А. А. Иванов , М. А. Врубель , В. Ф. Комиссаржевская, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.). Поражает широта подхода, с которой был составлен этот список. Поистине революционный пролетариат чувствовал себя наследником всех богатств человеческой культуры и стремился увековечить всех тех, кто внес свой бесценный вклад в сокровищницу мирового искусства, науки и революционной мысли.

Высказывания В. И. Ленина, записанные Луначарским, декрет «О памятниках Республики», список выдающихся деятелей, коим предполагалось установить памятники, выступления В. И. Ленина на закладке или открытии временных памятников (К. Марксу, Степану Разину, монумента «Освобожденный труд» и др.), где он касался не только значения увековечиваемых лиц и событий, но и общих вопросов идеологического значения монументального искусства ,- все это и получило позже собирательное название «Ленинский план монументальной пропаганды».

Он тотчас же, с лета 1918 г., начал осуществляться. В создании временных и постоянных памятников приняли участие выдающиеся скульпторы Н. А. Андреев, Т. Э. Залькалн, Б. Д. Королев, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, B. И. Мухина и другие. К сожалению, большинство памятников носило временный характер и не сохранилось. Из произведений, выполненных в те годы в долговечных материалах и до сих пор украшающих столицу, можно назвать памятники К. А. Тимирязеву (скульптор C. Д. Меркуров), А. И. Герцену и Н. П. Огареву (скульптор Н. А. Андреев), В. В. Воровскому, (скульптор М. И. Кац).

Открытие каждого памятника сопровождалось торжествами и выпуском специальной брошюры из серии, носившей общее название «Кому пролетариат ставит памятники». Среди сохранившихся надписей наиболее известна выложенная керамическими плитками на фасаде гостиницы «Метрополь», выходящем к площади Свердлова, цитата из высказывания В. И. Ленина.

В дальнейшем работа по осуществлению Ленинского плана все более расширялась. Особенного размаха она достигла в 1960- 1970-х гг., когда в стране было создано около 15 крупных мемориальных ансамблей и воздвигнуто более 200 памятников общегосударственного значения, а также многие тысячи небольших монументальных произведений, посвященных памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, установленных почти в каждом советском городе и во многих селах.

План монументальной пропаганды, носящий имя В. И. Ленина, рассчитан на многие десятилетия.

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма , для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…".

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

Советского правительства по реализации этого плана. Началом Монументальная пропаганда был декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление Монументальная пропаганда осложнялось большими организационными и материально-техническим трудностями и саботажем буржуазной интеллигенции. Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произведения Монументальная пропаганда создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в «вечные» материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по Монументальная пропаганда сократились, получили развитие такие формы Монументальная пропаганда , как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р. Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с памятниками «Борцам революции» (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)]. Большое место в Монументальная пропаганда этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»). С укреплением Советской власти Монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём Монументальная пропаганда В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, архитектор В. А. Витман; открыт в 1925; см. илл. ) - в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт Монументальная пропаганда был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; см. илл. ). Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения Монументальная пропаганда (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда , предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана Монументальная пропаганда Участие в Монументальная пропаганда было большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В истории советской художественной культуры в целом Монументальная пропаганда стала тем важнейшим этапом, на котором впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191-192; т. 51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, «Декоративное искусство СССР», 1968, № 4; его же. Кому пролетариат ставит памятники, «Декоративное искусство СССР», 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За ленiнським планом. Монументальна пропаганда на Украïнi в першi poки радянськоï влади, Киïв, 1969.