Какие бывают предлоги в русском языке 3. Предлоги в русском языке и их значение

Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.

Зачем нужны предлоги

Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:

  • Заглядываю в газету – предлог «в» конкретизирует значение места, в данном случае это направление внутрь
  • Положил на газету карандаш – предлог «в» конкретизирует пространственное значение
  • Спрятал под газету ручку – предлог «под» указывает на значение места

Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.

Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:

  • Объектом и действием
  • Объектом и признаком
  • Отношения между двумя разными объектами

Простые и составные предлоги

Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.

По структуре предлоги делятся на два вида:

  • Простые предлоги. Они имеют в своем составе одно слово. Например, предлоги «в», «на», «под», «с», «у», «к» считаются простыми.

Примеры использования простых предлогов в предложении:

  1. Я посмотрел в окно и улыбнулся
  2. Девочка встала на стул и запела
  3. Я заглянул под табурет

  • Составные предлоги. В их состав входит несколько слов. Например, предлоги «в связи», «в отличие от», «несмотря на» называют составными.

Примеры употребления составных предлогов:

  1. В отличие от меня
  2. Несмотря на хорошие оценки
  3. В связи с плохой погодой

Производные и непроизводные предлоги

По происхождению предлоги принято делить на два вида:

  • Непроизводные предлоги. Они не образованы от частей речи, например, «над», «в», «через», «к», «у»
  • Производные предлоги. Они появились в нашей речи благодаря успешному переходу из разряда других частей речи. В зависимости от того, от какой части речи произошел предлог, они подразделяются на виды:
  1. Отглагольные. Образованы от глаголов путем перехода их в предлоги (несмотря на, включая, считая, благодаря). По происхождению отглагольные предлоги являются формами деепричастий
  2. Отыменные. Это предлоги, которые представляют собой предложно-падежную форму существительных. К этому разряду относятся предлоги «путем», «в течение», «вследствие», «по мере», «насчет». Данные предлоги потеряли смысловую связь с существительными, от которых они произошли
  3. Наречные. Образованы от наречий.

Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:

  • Накануне каникул он решил взяться за учебу

В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.

  • Я был у доктора накануне

Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.


Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Абсолютно точно также как и окончания самостоятельных слов, предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Приведем пример: Сходить в туалет, вынуть из банки, зайти за угол.

Предлоги не изменяются, как и другие служебные части речи.

Предлоги входят в состав членов предложения, но не являются членами предложения.
Приведем пример:
Примерно в полдень машина свернула с дороги и поехала за город.

Предлоги делятся на разряды о значению .
Они бывают:
пространственные - указывают на место;
причинные - указывают на причину;
целевые - указывают на цель;
образа действия - указывают на образ действия;
дополнительные - указывают на предмет, на который направлено действие;
непроизводные - не образованы от других частей речи;
производные - образованы от других частей речи.

Поговорим о каждом поподробнее:

пространственные :
Например: из-за, на, из, к, над, у, в, за, под, из-под, до, вокруг, мимо, между, около, перед, через, поперёк, среди, против, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь и другие.
Приведем пример: около дома, вокруг дома, у дома, за домом, перед домом, из-за угла.

временные :
Например: через, по, до, накануне, в, с, в течение и другие.
Приведем пример: в понедельник, накануне экзамена, до рассвета, с понедельника, через неделю, по два часа, в течение всего дня.

причинные :
Например: благодаря, по, за, от, из-за, ввиду, вследствие и другие.
Приведем пример: от голода, по болезни, ввиду болезни, из-за болезни, благодаря упорству, вследствие болезни.

целевые :
Например: на, за, для, ради, по и другие.
Приведем пример: ради удовольствия, для ночлега, за грибами, на благо Родины, по грибы.

образа действия :
Например: в, по, с, без и другие.
Приведем пример: без страха, с восторгом, говорить по душам.

дополнительные :
Например: по, насчёт о, об, про, с, и другие.
Приведем пример: про друга, о матери, с другом, об отце, насчёт друга.

По происхождению предлоги делятся на две группы :

непроизводные (не образованы от других частей речи);
Например: за, из-за, у, в, на, из, к, над, под, до и другие.

производные (образованы от других частей речи):

Из наречий – вокруг, возле, внутри, около, поперёк, накануне, согласно;
Например: стоять около дома – предлог, стоять около – наречие;

Из существительных – в течение, вследствие;
Например: в течение часа – предлог, в течении реки – существительное с предлогом;

Из деепричастий – благодаря, несмотря на.
Например: несмотря на усталость – предлог, не смотря в мою сторону – деепричастие.

Предлоги могут употребляться с одной или с несколькими падежными формами .

Например, предлог согласно употребляется только с дательным падежом (согласно приказу, согласно постановлению), предлог из-за – только с родительным падежом (из-за угла, из-за болезни); предлог в может употребляться с предложным падежом и винительным падежом
Например: в школе – в школу.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Обучение использованию предлогов в устной и письменной речи с применением ИКТ.
  2. Правописание предлогов с разными частями речи.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с различным уровнем психофизического развития.
  4. Формирование любви к родному языку через устное народное творчество.

Ход урока

1. Организационный момент

Два ученика:

Ты куда, Иван, торопишься?

В школу!

А нарядился, как на праздник!

В нашей школе народной каждый урок – праздник.

(учитель звонит в колокольчик)

Входят ученицы в русских народных костюмах.

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»

Актуализация знаний.

Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1 .

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2 . (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда . Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

Где находится Афонюшка? (под столом)

Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Физминутка

Под русскую народную плясовую музыку учащиеся выполняют перекрёстные движения: Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)

  • За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)
  • 5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

    1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из . Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

    Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

    Фронтальная проверка.

    2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

    Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
    Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
    Всё лето мы отдыхали (где?)……………... Моя мама работает (где?) …………………….

    6. Самостоятельная работа.

    Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

    Взаимопроверка. Взаимооценка.

    Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

    Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

    Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

    Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

    Закончим урок мы народной мудростью «Век живи - век учись» Как понимаете это высказывание? (Сколько человек живёт, столько он должен познавать новое, учиться чему-то интересному)

    Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

    8. Домашнее задание.

    Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

    Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

    Не пером пишут, а умом.

    Неграмотный - что слепой. Ученье везде найдет примененье!

    Ученья корень горек, а плод сладок.

    Кто не учится, тот блуждает в потёмках.

    Делай хорошо, а плохо само получится.

    Умную голову почитают смолоду.

    Учить – ум точить.

    У умной головы сто рук.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!

    Если есть труд - значит, будет и успех.

    Ино-гда при-став-ки в гла-го-лах могут быть схожи с пред-ло-га-ми. Их нужно раз-ли-чать. При-став-ка - это часть слова, ко-то-рая слу-жит для об-ра-зо-ва-ния новых слов, она пи-шет-ся со сло-вом слит-но, а пред-лог - это от-дель-ное слово, по-это-му пред-ло-ги пи-шут-ся с дру-ги-ми сло-ва-ми раз-дель-но. Пред-ло-ги слу-жат для связи слов в сло-во-со-че-та-нии и в пред-ло-же-нии. Тема урока: «Пра-во-пи-са-ние пред-ло-гов и при-ста-вок».

    Сказка про написание предлогов и приставок

    В одной сказ-ке жи-ли-бы-ли в стране Грам-ма-ти-ка пред-ло-ги и при-став-ки. У пред-ло-гов были свои до-ми-ки, в ко-то-рых они жили от-дель-но от дру-гих слов. Пред-ло-ги гор-ди-лись тем, что были са-мо-сто-я-тель-ны-ми.

    Кроме того, пред-ло-ги все-гда ука-зы-ва-ли: где нужно на-хо-дить-ся (в, на, под, над, за, у) или куда нужно дви-гать-ся (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

    А при-став-ки своих до-ми-ков не имели. Они об-ра-зо-вы-ва-ли новые слова (на-при-мер, на-пи-шу, под-пи-шу, вы-пи-шу, при-пи-шу).

    Но мно-гие при-став-ки и пред-ло-ги были по-хо-жи друг на друга, как две капли воды. Стали уче-ни-ки их пу-тать. Ца-ри-ца Грам-ма-ти-ка пред-ло-жи-ла пред-ло-гам ото-дви-нуть-ся от слова, с ко-то-рым они стоят, а сло-ва-при-зна-ки долж-ны встать между ними. Сво-е-го зна-че-ния пред-ло-ги не по-те-ря-ют, а от при-ста-вок от-ли-чать-ся будут. Пред-ло-ги так и сде-ла-ли.

    Чтобы от-ли-чить при-став-ку от пред-ло-га, по-про-буй в том месте, где воз-ник во-прос, вста-вить дру-гое слово. Можно вста-вить слово, зна-чит, это пред-лог, пи-шет-ся раз-дель-но. Нель-зя вста-вить слово, зна-чит, это при-став-ка, пи-шет-ся со сло-вом слит-но.

    Помни! При гла-го-лах пред-ло-гов не бы-ва-ет. Пред-ло-ги упо-треб-ля-ют-ся с име-на-ми су-ще-стви-тель-ны-ми и ме-сто-име-ни-я-ми.

    Сравниваем слова

    Срав-ни-те слова.

    под бе-рё-зой - под-бе-рё-зо-вик

    без ра-до-сти - без-ра-дост-ный

    на бе-ре-гу - на-бе-реж-ная

    на стене - на-стен-ный

    Это од-но-ко-рен-ные слова с оди-на-ко-вы-ми пред-ло-га-ми и при-став-ка-ми. Зна-че-ние у них одно и то же. Между пред-ло-гом и су-ще-стви-тель-ным можно по-ста-вить во-прос или вста-вить слово.

    под (какой?) куд-ря-вой бе-рё-зой

    без (какой?) осо-бой ра-до-сти

    на (каком?) мор-ском бе-ре-гу

    на (какой?) вы-со-кой стене

    Подбираем однокоренные существительные с предлогом

    Под-бе-рём к при-ла-га-тель-ным од-но-ко-рен-ные су-ще-стви-тель-ные с пред-ло-гом.

    на-груд-ный (зна-чок) - на груди (пред-лог на)

    за-ра-бот-ная (плата) - за ра-бо-ту (пред-лог за)

    до-во-ен-ные (годы) - до войны (пред-лог до)

    под-вод-ные (камни) - под водой (пред-лог под)

    Применяем знания

    Рас-крой-те скоб-ки в тек-сте сти-хо-тво-ре-ния.

    Шмель.

    (В) то-по-ли-ную ме-тель

    (По) терял до-ро-гу шмель.

    (Про) мельк-нул (над) ого-ро-дом,

    (В) дом (на) кухню (за) летел

    И (над) синей чаш-кой (с) мёдом

    По-хо-зяй-ски (за) гудел. (Т. Бе-ло-зё-ров)

    Най-дём гла-го-лы. Что сде-лал? По-те-рял, про-мельк-нул, за-ле-тел, за-гу-дел. Зна-чит, по-, про-, за - это при-став-ки, так как пред-ло-ги с гла-го-ла-ми не упо-треб-ля-ют-ся.

    В ме-тель (какую?) то-по-ли-ную, в - это пред-лог, над (каким?) боль-шим ого-ро-дом, над - это пред-лог, в (какой?) де-ре-вян-ный дом, в - это пред-лог, на (какую?) сол-неч-ную кухню, на - это пред-лог, над (какой?) синей чаш-кой, над - это пред-лог, с (каким?) ду-ши-стым мёдом, с - пред-лог.

    Пра-виль-ный ответ:

    В то-по-ли-ную ме-тель

    По-те-рял до-ро-гу шмель.

    Про-мельк-нул над ого-ро-дом,

    В дом на кухню за-ле-тел

    И над синей чаш-кой с мёдом

    По-хо-зяй-ски за-гу-дел.

    Узнаём приставки по предлогам

    Узнай-те при-став-ки по пред-ло-гам.

    При-став-ки: в-. вы-, до-.

    Пи-сать до точки

    Пи-сать в текст

    Пи-сать из тек-ста

    Пра-виль-ный ответ:

    До-пи-сать до точки.

    Впи-сать в текст.

    Вы-пи-сать из тек-ста.

    Секрет употребления предлогов

    Чтобы не до-пу-стить оши-бок в вы-бо-ре пред-ло-гов, сна-ча-ла узнай о сек-ре-те их упо-треб-ле-ния. Нель-зя го-во-рить, на-при-мер: вер-нул-ся со школы, с ма-га-зи-на, с армии. Пра-виль-но: из школы, из ма-га-зи-на, из армии.

    Если че-ло-век идёт (куда?) в школу, в театр, в ма-га-зин, в биб-лио-те-ку, в армию, если он едет в Крым, в Бе-ло-рус-сию, в Моск-ву, то он дол-жен воз-вра-тить-ся (от-ку-да?) из школы, из те-ат-ра, из ма-га-зи-на, из биб-лио-те-ки, из армии, из Крыма, из Бе-ло-рус-сии, из Моск-вы.

    И на-про-тив, если че-ло-век ушел на ра-бо-ту, на речку, на каток или от-пра-вил-ся на ры-бал-ку, то он дол-жен воз-вра-тить-ся с ра-бо-ты, с речки, с катка, с ры-бал-ки.

    Если при от-ве-те на во-прос куда? ис-поль-зу-ет-ся пред-лог В, то при от-ве-те на во-прос от-ку-да? нужен пред-лог ИЗ.

    Если при от-ве-те на во-прос куда? ис-поль-зу-ет-ся пред-лог НА, от при от-ве-те на во-прос от-ку-да? нужен пред-лог С. (см. Рис. 5)

    Рис. 5. За-пом-ни!

    Тренируемся

    По-тре-ни-руй-тесь. Рас-крой-те скоб-ки в за-гад-ке о ветре.

    Бы-ва-ет он (в) холод, бы-ва-ет он (в) зной, бы-ва-ет он доб-рый, бы-ва-ет он злой. (В) от-кры-тые окна неждан-но (в) летит, то что-то (про) шеп-чет, то вдруг (за) гудит. (При) тих-нет, (у) мчит-ся, (при) мчит-ся опять, то (вз) ду-ма-ет волны (по) морю го-нять. (Н. Най-дё-но-ва)

    Про-верь-те себя. В одном стол-би-ке слова с пред-ло-га-ми, в дру-гом - с при-став-ка-ми.

    в (какой?) зим-ний холод в летит

    в (какой?) силь-ный зной про шеп-чет

    в (какие?) от-кры-тые окна за гудит

    по (ка-ко-му?) си-не-му морю при тих-нет

    у мчит-ся

    при мчит-ся

    вз ду-ма-ет

    Заключение

    Чтобы от-ли-чить при-став-ку от пред-ло-га, по-про-буй в том месте, где воз-ник во-прос, вста-вить дру-гое слово. Можно вста-вить слово, зна-чит, это пред-лог. Пиши его раз-дель-но. Нель-зя вста-вить слово, это при-став-ка. Она пи-шет-ся со сло-вом слит-но.

    ИСТОЧНИКИ

    http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-predlogov-i-pristavok?seconds=0&chapter_id=2221

    Файлы

    Нет дополнительных материалов для этого занятия.

    Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

    В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

    Основные функции

    Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

    Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

    Какие бывают предлоги

    Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

    • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
    • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
    • в семь часов - В. п. (во что?);
    • в парке - П. п. (в чем?).

    Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

    Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

    - вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

    - в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

    - благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

    Структурные различия

    Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

    • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
    • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
    • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

    Разряды по значению

    Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

    Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

    • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
    • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
    • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
    • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
    • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

    Классификация производных предлогов

    В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

    Правописание предлогов

    Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

    Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

    В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

    Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

    Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

    • ввиду (из-за, по причине);
    • вроде (подобно);
    • насчет (об, о);
    • вследствие (по причине).

    Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

    Примечания

    Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

    Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

    Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

    Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

    Употребление предлогов с падежами

    Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

    • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
    • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
    • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
    • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
    • с предложным падежом - о, при, в, на.

    Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

    Вместо заключения

    На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.