Проект "Знаменитые земляки Кубани" проект (подготовительная группа) на тему. Классный час на тему:"Известные люди Краснодарского края" Наши земляки гордость страны кубань

Выдающиеся личности в истории Кубани

В начале июля 1788 г. Г. А. Потемкин издал указ о назначении нового атамана: «По храбрости и усердию к порядку и по желанию войска верных казаков определяется атаманом кошевым Харитон (то есть Захарий) Чепега. Объявляю о сем всему войску, предписываю надлежащим образом его почитать и повиноваться». В знак уважения фельдмаршал подарил Чепеге дорогую саблю. Чепега Захарий Алексеевич

Антон Андреевич Головатый казачий атаман, войсковой судья, один из основателей Черноморского казачьего войска

Его жизнь – это подвиг. Подвиг во имя процветания нашего края, нашей Родины. Засс Григорий Христофорович

Лазарев Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) и первооткрыватель Антарктиды.

Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер, командир эскадрона, гвардии капитан. Константи́н Ио́сифович Недору́бов

Покрышкин Александр Иванович Маршал авиации. Трижды Герой Советского Союза. Во время войны командовал 16 авиаполком, штаб которого находился в ст. Калининской.

Щербина Федор Андреевич Основоположник русской бюджетной статистики, краевед. Родился в станице Новодеревянковской. Автор «Истории Кубанского войска».

Фелицын Евгений Дмитриевич Историк. Составил карты Екатеринодара и Новороссийска, исторические карты Темрюка.

Кропоткин Петр Алексеевич Географ, геолог, автор работ по теории анархизма

Лукьяненко Павел Пантелеймонович Учёный – селекционер. Выводил новые сорта пшеницы. До войны работал в ст. Кореновской.

Пустовойт Василий Степанович Учёный – селекционер. Выводил новые сорта подсолнечника.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич Режиссёр, актёр, педагог. Работал в Новороссийске, организовал несколько театральных групп.

Пономаренко Григорий Фёдорович Композитор. Жил и работал в Краснодаре. Автор более 200 песен о кубанской земле.

Клепиков Михаил Иванович Новатор сельскохозяйственного производства. Жил и работал в Усть-Лабинске.

Запашный Мстислав Михайлович Артист цирка, директор и бывший руководитель Сочинского цирка.

Кузовлёв Анатолий Тихонович Организатор сельского производства. 30 лет возглавлял одно из самых крупных акционерных агропромышленных предприятий Кубани «Колос».

Родился в ст. Старотитаровской 23 апреля 1920 года в казачьей семье. На фронт ушёл добровольно. За мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза, а за самоотверженный труд на кубанских полях получил Звезду Героя Социалистического труда. Многие годы являлся директором совхоза «Азовский». Бронзовый бюст Героя установлен в ст. Старотитаровской. Головченко Василий Иванович

Крамник Владимир Борисович Шахматист. Международный гроссмейстер. Родился в Туапсе.

Кафельников Евгений Александрович Теннисист. Родился в C очи. Выиграл Открытые чемпионаты Франции, Австралии.

У моря дом, на краешке России, Где, может быть, ты не бывал вовек, Живет простой, поистине красивый, Застенчивый немного человек. Он знает жизнь совсем не понаслышке. Держал в руках он вражеский снаряд. И про войну читал не просто в книжке. Не раз ходил он в боевой наряд. И был всегда он на переднем крае, Под градом пуль бывал и тут, и там... Как будто в игры жесткие играя, Злодейка - смерть гонялась по пятам. Но вот прошли те годы лихолетья. И страшный монстр умчался стороной. И, может быть, пройдут года, столетья, Но не забыть Дунай и страшный бой...

Название проекта

«Знаменитые земляки»

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» города Усть-Лабинска Краснодарского края

Адрес образовательного учреждения

352331

г. Усть-Лабинск,

ул. Рубина, 30

Фамилия, имя, отчество разработчика проекта

Пожидаева Наталия Дмитриевна - воспитатель

Адрес места жительства:

г. Усть-Лабинск,

ул. Шевченко, 52

Проблема

Развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей Кубани, развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей, развивать душевные качества (доброту, взаимовыручку)

Цель

Формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских сортсменов,композиторов, поэтов

Задачи

Познакомить дошкольников с известными людьми Кубани, с жизнью и творчеством знаменитых земляков; развивать умение правильно анализировать и четко формулировать основные мысли; способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества сотворчества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;

Участники проекта

1.Дети 6-7лет

2. Педагоги группы

3. Родители

Сроки реализации

1 этап (март) – организационно-подготовительный

2 этап (апрель) – основной

3 этап (май) - заключительный

Ожидаемые результаты

Планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

Проект

«Знаменитые земляки»

Н.Д.Пожидаева

Вадим Федотович Резнико в (05.09.1925-02.10.1996 ) Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Освобождал Кубань, Крым, Украину и страны Восточной Европы, награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны. После демобилизации В.Ф.Резников посвятил свою жизнь сельскому хозяйству, с 33 лет был бессменным руководителем колхоза «Победа» и вывел его в число лучших не только в Краснодарском крае, но и в стране. За выдающиеся заслуги в развитии сельскохозяйственного производства дважды удостоен звания Героя социалистического труда, отмечен пятью орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством», званием «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани».

г. Усть-Лабинск

2016г

Актуальность

Наш край является уникальной частью России по своим природе, климату, географическому положению, различным ресурсам. Но, по-настоящему оживают, приобретают истинную красоту и становятся подлинным богатством эти ресурсы тогда, когда они оказываются в руках достойных людей-тружеников.

Тема «Кубанские знаменитые земляки» очень актуальна, так как рассмотрение истории нашей малой родины через призму исторических событий в масштабах страны, через факты биографий знаменитых людей значительно повышает интерес к изучению прошлого.

Участие детей в проекте «Знаменитые земляки» позволит сформировать представление о кубанском народе – жителях Кубани,- как о главном богатстве всего Краснодарского края; доказать на примерах жизнедеятельности знаменитых жителей, что «на Кубани живет богатырский народ»; развить чувство патриотизма на примерах героизма и самоотдачи прославленных представителей края.

Основные направления работы с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • художественная литература;
  • стихотворения;
  • беседа;
  • художественное творчество;
  • опытно-исследовательская деятельность с пшеницей;
  • выставка совместного творчества детей и родителей «Знаменитые земляки».

Методическое сопровождение:

  • подборка и рассматривание иллюстраций;
  • подбор художественной литературы;
  • подборка стихотворений о Кубани;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • конспекты НОД;
  • консультационный материал для родителей;
  • цветные карандаши, семена пшеницы, бумага.

Сотрудничество с родителями:

  • беседы;
  • консультация для родителей «Патриотическое воспитание»;
  • привлечение родителей к участию в выставке;
  • разучивание стихотворений о Кубани.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • наглядный материал;
  • музыкальное сопровождение;
  • материал для художественного творчества;
  • материал для экспериментирования.

Презентация:

  • выставка совместного творчества детей и родителей «Знаменитые земляки»;
  • развлечение «Откуда хлеб пришел»;
  • практикум для родителей «Кубанские посиделки».

Этапы реализации проекта

1 этап

подготовительный

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1. Разработка конспектов индивидуальных занятий.
  1. Подбор детской художественной литературы.
  1. Подбор методической литературы по теме «Знаменитые земляки».
  1. Подбор предметов для опытов с пшеницей.
  1. Подбор иллюстраций и репродукций на тему «Богатство природы Кубани».
  1. Приготовление материала для художественного творчества (бумага, карандаши, зерна пшеницы и т.д.).
  1. Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

с 02.03.16г – по 09.03.16г

с 07.03.16г – по 15.03.16г

с 08.03.16г – по 17.03.16г

с 11.03.16г – по 18.03.16г

с 17.03.16г – по 25.03.16г

с 21.03.16г – по 30.03.16г

с 28.03.16г – по 31.03.16г

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д., Чепелькова М.Н.

Воспитатель:

Пожидаева Н.Д.,.

родители.

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д.

родители

Старший воспитатель:

Свирепина Л.В.

Воспитатель:

Пожидаева Н.Д.

Родители

Старший воспитатель:

Свирепина Л.В.

родители

2 этап

Реализация проекта

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1. Рассматривание иллюстраций, атрибутов необходимых для совместного творчества.
  1. Экспериментирование.
  1. Занятие «Знаменитые люди Кубани».
  1. Занятие «Наша малая родина».
  1. Занятие «Мой родной город – Усть-Лабинск».

6 .Беседа «Герои Кубани».

7 .Привлечение родителей к оформлению выставки «Знаменитые земляки».

8 .Консультация для родителей «Патриотическое воспитание».

9 .Практикум для родителей «Кубанские посиделки».

с 04.04.16г – по 12.04.16г

с 11.04.16г – по 27.04.16г

14.04.16г

20.04.16г

26.04.16г

14.04.16г

22.04.16г

с 19.04.16г – по 29.04.16г

25.04.16г

28.04.16г

Воспитатель:

Пожидаева Н.Д

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д

родители

Пожидаева Н.Д.

родители

Пожидаева Н.Д.

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д.

Чепелькова М.Н.

Старший воспитатель: Свирепина Л.В.

Пожидаева Н.Д.

Свирепина Л.В.

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д.

Чепелькова М.Н.

родители

3 этап

итоговый

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1. Оформление выставки рисунков «Мой родной город – Усть-Лабинск».
  1. Выпуск папки – передвижки «По следам проекта «Знаменитые земляки».
  1. Выпуск буклета для родителей «Герои Кубани»

с 05.05.16г – по19.05.16г

12.05.16г

с 11.05.16г – по 20.05.16г

24.05.16г

Воспитатели:

Пожидаева Н.Д.

Чепелькова М.Н.

Родители

Музыкальный руководитель:

Каплина С.В.

Пожидаева Н.Д.

Воспитатели

Пожидаева Н.Д.

Чепелькова М.Н.

Родители

Старший воспитатель: Свирепина Л.В.

Воспитатель:

Пожидаева Н.Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие «Знаменитые люди Кубани»

Павел Пантелеймонович Лукьяненко

Предварительная работа:

  1. Поместить в центр экспериментирования колосья пшеницы, ржи, овса.
  2. В центре природы прорастить зерна пшеницы.

Выучить с детьми стихи Виктора Подкопаева по теме.

Цель и задачи занятия: Расширять знания детей о знаменитых людях Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за «малую родину». Развивать интерес к профессиям, традиционно значимым для своего народа.

Ход занятия:

Бескрайним золотистым морем раскинулись на Кубани пшеничные поля. «Хлеб идёт!» На Кубани все - от мала до велика - понимают важность этих двух простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почётное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае: подготовка семян, пахота, сев. Сегодня я расскажу вам о талантливом человеке - нашем земляке Павле Лукьяненко.

В станице Ивановской, где жила большая семья Лукьяненко, земледелием занимались все. С шести лет Павлуша работал и на пашне, и на сенокосе. Мальчик расспрашивал отца, как из зерна вырастает колос, почему землю нужно бороновать, перекапывать. Любознательность, настойчивость, необыкновенное трудолюбие были присущи П.П. Лукьяненко на протяжении всей жизни. Он появлялся в поле на рассвете, уходил затемно. Когда он вырос он стал агрономом, ученым - селекционером.

Воспитатель:

  • Ребята, как вы понимаете выражение «Хлеб всему голова»?
  • Что нужно, чтобы испечь хлеб?
  • Откуда берется мука?

Правильно, из зерен пшеницы. И чтобы получить это зерно трудятся много людей.

  • Люди каких профессий заняты выращиванием хлеба?

Труд людей, связанный с выращиванием хлеба очень почетен. Поэтому писатель Виктор Подкопаев написал стихотворение о наших земляках. Кто расскажет его?

Горячи в работе хлеборобы,

выучка кубанская видна:

золотом зерна высокой пробы

нивы труд оплатят их сполна.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть пророщенные зерна пшеницы и колосья пшеницы. Обращает внимание детей на то, что всходы очень слабые, а колоски окрепшие, тугие, полные зерен.)

Раньше очень трудно было получить хороший урожай, потому, что пшеница была очень высокой, ее колос мог полечь от сильного ветра не вызрев, а еще пшеница подвергалась всяким болезням и зерно могло осыпаться. И вот люди стали думать, как бы вырастить такую пшеницу, чтобы не боялась она ни ветра, ни дождя, ни болезней, ни вредителей, ни морозов, и при этом чтобы хлеб из нее получился еще вкусней.

Вместе с другими людьми работал Павел Пантелеймонович. Он создал много сортов пшеницы, а знаменитая «безостая-1» завоевала признание во всём мире. П.П. Лукьяненко всегда находил время для встреч с земледельцами, писал статьи. «Хлебный батько» называли его на Кубани. Родная кубанская земля была для него всем: с раннего детства привык он почитать её как матушку-кормилицу, всю жизнь отдал приумножению её хлебных богатств.

Ребята, а сейчас откройте тетради и нарисуйте колоски ржи, пшеницы и овса.

(Когда дети заканчивают работу в тетрадях, воспитатель вносит в группу поднос с целым и нарезанным хлебом (белым и ржаным) и овсяными хлопьями в тарелке. Предлагает детям попробовать хлеб и определить из каких колосьев получился какой хлеб и каша)

Ребята, теперь вы знаете, что хлеб, который необходим людям во всем мире выращивают благодаря труду нашего земляка, Павлу Пантелеймоновичу Лукьяненко.

Занятие «Наша малая родина»

Цель и задачи занятия: формировать представление учащихся о славном кубанском народе – жителях Кубани,- как о главном богатстве всего Краснодарского края; развивать чувства патриотизма на примерах героизма и самоотдачи прославленных представителей края. Оборудование : компьютер, плакаты, отражающие символику края,

Ход занятия.

Воспитатель : Кубань! Кажется, сама природа подарила людям, живущим здесь испокон веков, свои богатырские силы: бескрайние степи и горы, плавни и лиманы, сады и луга – все это есть на кубанской земле! Богаты кубанское недра, а почвы Кубани – щедры и плодородны! Не земля на Кубани, говорили наши предки, – а жирные масло, чернозем.

(слайд 1).

Не зря, наверное, гимном Кубани является песня, где говорятся такие слова: Ты Кубань ты наша родина вековой наш богатырь…» (слайд 2)

С давних времен Кубань – жемчужина России. Если посмотреть на эту жемчужину сверху, скажем из космоса, то в районе восточного побережья Азовского моря она предстанет выжженной степью, переходящей то в солончаки, то в плавни, заросшие камышами, то в обширные лиманы, в прозрачной воде которых неторопливо бродят разжиревшие сазаны – шараны по-кубански. Места невиданно богатые, как и многие в нашем огромном Отечестве. (слайд 3).

Воспитатель : Наш край является уникальной частью России по своим природе, климату, географическому положению, различным ресурсам. Но, по-настоящему оживают, приобретают истинную красоту и становятся подлинным богатством эти ресурсы тогда, когда они оказываются в руках достойных людей-тружеников. Сегодня мы с Вами узнаем о известных людях, которые внесли свой вклад в процветание нашего края. (слайд 4).

Взрослый: Захарченко Виктор Гаврилович художественный руководитель Кубанского казачьего хора. (слайд 5)

С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные устремления и вывести коллектив на новые творческие рубежи. Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства хором В. Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбль международного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках стран мира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярно выступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.

Хор активно принимал участие на открытии и закрытии Олимпийских игр в Сочи 2014 года. К Олимпиаде-2014 подготовлен Культурно-олимпийский проект Государственного академического Кубанского казачьего хора: «22 концерта Кубанского казачьего хора - к XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи!» - это был специальный Олимпийский гастрольный тур коллектива по столицам Зимних Олимпийских игр.

Кубанская песня «Ой, да на Кубани!»

Ребенок:

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет – И поле оживает,

И гром земной плывет, И землю плуг срезает,

Как масло. Круглый год

Здесь что-то засевают, И что-то убирают,

И что-нибудь цветет. Кубань – земля такая:

От края и до края Две Дании войдет.

Омытая морями, Укрытая в леса,

Пшеничными полями Глядится в небеса.

И снежные вершины – Как воина седины,

Как мудрость старины. Кубань – земля такая:

В ней слава боевая И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветет в Новороссийске

Священная земля, И, словно обелиски,

Застыли тополя. Кубань – земля такая:

От хлеба золотая Степная сторона.

Гостей она встречает, И песни запевает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда!

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Занятие «Мой город Усть-Лабинск».

Цели и задачи: Расширять знания детей о своём городе; формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом; воспитывать чувство гордости к городу, в котором живёшь; воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к родному городу; формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Оборудование: Ноутбук, кукла «Казачок», конверт с карточками, карточки с изображением российского флага и герба, кубанского флага и герба, герба г. Усть-Лабинска. Карточки «билеты» в форме геометрических фигур, стулья с наклеенными на них изображениями геометрических фигур, листы бумаги с изображением контура флага, цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель приглашает детей на коврик.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл маленький «Казачок» и принёс для нас конверт. Давайте посмотрим, что находится в конверте?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но с начало мы с «Казачком» хотим, узнать знаете ли вы, в какой стране мы живём?

Дети: В России.

Воспитатель : Молодцы. А в каком крае?

Дети: В Краснодарском крае.

Воспитатель: Всё правильно. Кто мне скажет, как называется наш город?

Дети: Город Усть-Лабинск.

Воспитатель : Молодцы вы всё правильно ответили. А сейчас мы с вами посмотрим, что же находится в конверте.

(Воспитатель достаёт карточки с изображением российского флага и герба, кубанского флага и герба, герба г. Усть-Лабинска).

Воспитатель : Ребята знаете ли вы, что здесь изображено?

Дети: Флаг и герб России, флаг Краснодарского края.

(Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает и отвечает сам).

Воспитатель : Всё верно. Молодцы ребята, а сейчас мы все вместе поиграем.

Физминутка.

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Воспитатель: А сейчас дети я предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу Усть-Лабинску. Но мы не пойдём, а поедем на автобусе. Для того чтобы сесть в автобус надо взять билеты. (Воспитатель раздаёт билеты в форме геометрических фигур разных цветов).

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на свои билеты и найдите свои места.

Раз, два, три, поспеши,

Место ты своё займи.

Не зевай, не скучай,

Лучше всё запоминай.

Мы в автобусе сейчас

По городу поедем,

Что увидим - всем расскажем,

Как домой приедем!

Воспитатель: Все правильно сели, отправляемся в путешествие.

(на экране ноутбука идут слайдами фотографии города Усть-Лабинска, воспитатель рассказывает детям, что изображено на экране).(1-й слайд)

Воспитатель: Наша экскурсия начнётся от вокзала и пройдёт по главной улице нашего города. Скажите мне, пожалуйста, какой вокзал вы видите на экране?(2-й слайд)

Дети: Железнодорожный вокзал.

Воспитатель: Да, верно. Посмотрите, какой он красивый и большой. Дети, а вы знаете, какой транспорт приезжает на вокзал?

Дети: Поезда.

Воспитатель: Правильно поезда. Прямо от вокзала начинается главная улица нашего города, улица В.И. Ленина. Проезжая по ней мы можем увидеть стадион «Кубань». На нашем стадионе проходит множество соревнований, как по футболу, так и по другим видам спорта. Ребята, а вы с родителями ходите на стадион?(2-4 слайд)

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно. Для того чтобы быть сильными и здоровыми надо много заниматься спортом.

Проезжая дальше на пути нам встречается памятник воинам великой отечественной войны, мемориальный комплекс «Вечный огонь». Его сделали в память погибшим воинам, которые освобождали наш город и край от фашистских захватчиков.(5-слайд)

Дети: Врачи.

Воспитатель: Да верно.

Дети: Фонтан.(8слайд)

Воспитатель: Посмотрите, какой он у нас красивый. Рядом с фонтаном посажено много деревьев, кустарников, разноцветных и ароматных цветов. Ребята как вы думаете, чтобы сохранить эту красоту, что нельзя делать?

Дети: Рвать цветы, бросать мусор.

Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы наш город всегда был таким красивым, зелёным его надо любить, ухаживать за ним и не сорить на улицах.

Напротив фонтана находится здание администрации нашего города. Здесь работают люди, которые тоже любят наш город и заботятся о его процветании.(9слайд)

Сейчас мы свами свернём на другую улицу для того чтобы посмотреть одну из достопримечательностей нашего города. Кто знает, что это за здание?

Дети: Храм.

Воспитатель: Правильно. Это храм Преподобного Сергия Радонежского.(10слайд)

Не далеко от храма есть ещё один исторический памятник «Крепость». Он был сделан для того, чтобы защищать границы нашего будущего города от набегов врагов. Стоит «Крепость» на берегу реки. Кто мне может сказать, как называется река?(11слайд)

Дети: Река Кубань.(12слайд)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, какая она красивая, по берегам реки растут большие раскидистые зелёные деревья. Река Кубань самая большая река Краснодарского края.

А сейчас мы свами отправимся ещё в одно место, и я хочу, узнать знаете ли вы его. Кто мне скажет, что это?(13слайд)

Дети: Парк.

Воспитатель: Да. Городской парк. Я предлагаю вам сделать остановку и выйти поиграть. Называется наша игра «Карусели».

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом бегом, бегом,

Всё кругом, кругом, кругом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад. (14слайд) Дети «садятся» в «автобус» и едут обратно. По дороге в детский сад воспитатель задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Понравилась экскурсия?

Дети : Да, очень.

Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня увидели?

Дети: Храм, «Крепость», реку Кубань.

Воспитатель: Молодцы мне тоже всё очень понравилось. Вы много всего знаете, хорошо и правильно отвечали на вопросы. Ещё я хочу сказать, мы все должны гордиться, что живём в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите и вместе с родителями высаживайте деревья и цветы.

Ребята, посмотрите у «Казачка» остались ещё картинки, на них изображены флажки, «Казачок» предлагает вам раскрасить их. И у вас у каждого будет свой флаг, флаг своей семьи.


Развлечение «Кубань – богатырская земля»

Цель развлечения: Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
Задачи: Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно - эстетическими средствами; музыкальной культурой;
Воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.

1-ый ведущий : Сегодня день особенный у нас
Счастливый день, великий День Победы.
Его добились наши прадеды и деды
И мы о нем расскажем вам сейчас.

2-ой ведущий : Вот сорок первый год, конец июня.
И люди спать легли спокойно,
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

1-ый ведущий : 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы нашей Родины. Все: и стар, и млад, встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

Музыка «Священная война». (1 куплет)
2-ой ведущий :
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Мама, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня - военный пилот -
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

1-ый ведущий . Тяжёлая и кровопролитная была война. Все рода наших войск героически били ненавистных фашистов. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт, туда, где шла война. Родные и близкие со слезами на глазах провожали своих родных.

(Выходят парами мальчик с девочкой, в руках у девочек платочек, мальчики в пилотках)

1-ый мальчик.

Ты не плачь, сестрёнка,

Мама не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш любимый край.

2-ой мальчик .

Воин отважный берёт города.

Смелым, бесстрашным буду всегда.

3-ий мальчик

Есть у нас танки, есть пулемёты!

Есть у нас пушки и самолёты!

4-ый мальчик .

Будем врагов мы бесстрашно крушить.

Чтобы Россию освободить.

2-ой ведущий. Все вместе наши солдаты воевали против врага. Они были смелыми и мужественными. Им приходилось проходить многие километры пешком с тяжёлым оружием за плечами, спать на снегу, пить воду из рек и озёр. Было трудно, но никто не плакал, не жаловался. И я предлагаю вам, ребята, попробовать пройти небольшие испытания и поиграть в военную игру.

Игра «Донесение».
Играют две команды. У каждой команды важный пакет, его надо доставить в штаб. По сигналу дети преодолевают препятствия: пробежать по мосту, переплыть через ров, подлезть под проволоку, пройти через болото и т. д. Последний отдаёт пакет командиру.
1-ый пакет:
ЗАГАДКИ
1. Ползет черепаха, стальная рубаха,

Враг в овраге, а она, где враг.

Не знает ни горя, ни страха.

Что это за черепаха?

(Танк.)

2. Словно небывалые чудесные цветы,

Прилетели зонтики с небесной высоты.

(Парашютисты.)

3. Железная рыба плывет под водой,

Врагу угрожает огнем и бедой.

Железная рыба ныряет до дна.

Родные моря охраняет Она.

(Подводная лодка.)

1 ведущий .вскрывает второй конверт, читает: «На войне воины сложили много пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?»

(Дети хором добавляют вторую часть пословицы.)

ПОСЛОВИЦЫ

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю - силен в бою.

Солдатское дело - воевать храбро и умело.

Русский солдат не знает преград.

Красна девушка косами, а солдат орденами.

Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении.

Друг за друга стой - и выиграешь бой.

2-ой ведущий : Сложное задание, опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть.
Игра - аттракцион «Ранение»

1 ведущий : Четыре долгих года, 1418 дней и ночей шла на нашей земле самая страшная кровопролитная война. Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Сегодня мы собрались, чтобы вместе со всей страной отметить светлый, радостный праздник. Семьдесят один год прошёл с тех пор, как наши доблестные воины разгромили врага и одержали победу над фашистской Германией. Каждый год . 9 мая, мы отмечаем этот великий праздник, низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу, вспоминаем тех, кто погиб в боях за Родину.
Звучит песня «День победы» (слушание и подпевание припева )

1 ребёнок . Сегодня праздник – День Победы!
Счастливый праздник – день весны!
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
2 ребёнок . Я знаю от папы, я знаю от деда
Девятого мая пришла к нам Победа.
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал!
3 ребёнок .День Победы – это праздник,
Это вечером салют.
Много флагов на параде,
Люди радостно поют..
5 ребёнок . Пусть гремит салют Победы,
Этим светом мир согрет.
Нашим прадедам и дедам
Все : Всем желаем долгих лет!
Песня «Мы рисуем голубя..»
2-ой ведущий : Путь к победе был трудным и долгим. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. На морях, на суше и в небе, в лесах и болотах шли тяжёлые бои.
Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живёт в наших сердцах.
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших,
Минутой обнимем одной.
Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время помолчит.
Мы помним Вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит!
2 ведущий : Почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.
Минута молчания

1 ведущий : Люди не теряли веры в победу, даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» - эти слова звучали повсюду. И вот наступил день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! На улицах пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости.
Танец с цветами

2 ведущий : Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. Во всех городах в память о войне горит вечный огонь, в память о погибших солдатах установлены памятники. Такие памятники называются памятниками неизвестному солдату, потому,. Что он для всех солдат России, которые победили фашистов.

Ребенок

Имя твоё неизвестно, солдат!

Был ты отец,или сын, или брат.

Звали тебя и Иван, и Василий..

Жизнь ты отдал во спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –

Вечный огонь у подножья горит,

Звёзды салюта в небо летят,

Помним тебя, Неизвестный солдат.

1 ведущий : На нашей Родине после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее. Но есть и много одиноких могил, в которых похоронены партизаны и солдаты. Ребята приготовили для вас сценку о солдате, погибшем на войне.
Ведущая : На опушке леса старый дуб стоит,
А под этим дубом партизан лежит.
Он лежит, не дышит, он как-будто спит.
Золотые кудри ветер шевелит.
Около могилы мать его стоит,
Слезы проливая сыну говорит:
Девочка-мать : (сидя на коленях)

"Я тебя родила, я и сберегла,
А теперь могила будет здесь твоя
Ты когда родился, батька немцев бил
Где-то под Смоленском голову сложил.
Я вдовой осталась, пятеро детей -
Ты был самый младший, милый мой Андрей
И фашистских гадов ты немало бил.
Орден со звездою на груди носил,
Ой, скажи словечко матери своей,
Ой, болит сердечко по тебе Андрей.
Ведущая : Позади старушки слушал командир
Ласковое слово ей проговорил:
Мальчик-командир: "Ты не плачь, родная, он героем пал"
Ведущая : И с земли старушку тихо приподнял
Мальчик-командир : За страну родную пал он не один,

И фашистским гадам крепко отомстил.

2-ой ведущий : Когда наши мальчишки вырастут, они тоже будут защитниками нашей Родины. И сейчас о наших будущих защитниках мы споём песню.
Песня «Бравые солдаты».
2 ведущий : О будущих защитниках страны ребята приготовили не только песню, но и стихи. Давайте их послушаем.
1 ребёнок: Мы внуки наших славных дедов
И мы гордимся их Победой.
Они победу в битве одержали,
Они врагов с земли прогнали.
2 ребёнок : Мы обещаем, так и будет!
Россию будем защищать!
И наш народ, и нашу землю
От всех врагов оберегать!
Танец «Флаг»

1-ый ведущий : Пусть не будет войны никогда,
Не коснется нас больше беда.
В День Победы все песни поют,
В честь Победы сверкает салют.
А мы в честь Победы стихи прочтём и песню о дружбе споём.
1 ребёнок : День Победы – праздник дедов,
Этот праздник твой и мой!
Пусть же чистым будет небо
У ребят над головой!
2ребёнок : Пусть гремят сегодня пушки,
На парадах и в кино,
Мы за мир, войны не нужно,
Это точно решено!
3ребёнок: Мы за то, чтоб в мире дети
Не играли бы в войну.
Чтобы утром на рассвете,
Слушать мира тишину!
4ребёнок: Мы за то, чтоб вся планета
Зеленела словно сад,
Чтобы нес спокойно службу
Мирной Родины солдат.
5 ребёнок : Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны-беды,
Пусть солнце ярко светит!
Песня «Солнечный круг».

2-ой ведущий : На этом наш праздник окончен.
Всем желаю счастья, мира и добра!

Татьяна Скрягина
Выдающиеся люди Кубани. Часть 1

Евгения Андреевна Жигуленко

(1920 – 1994)

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 г. в Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в г. Тихорецке Краснодарского края, училась в дирижаблестроительном институте (в дальнейшем Московский авиационно-технологический институт) .

Е. А. Жигуленко окончила школу лётчиков при московском аэроклубе. В Красной Армии она находилась с октября 1941 года. В 1942-м окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года, к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Ещё школьницей Женя решила закончить за год два класса. Все лето провела за учебниками и успешно сдала экзамены. Из седьмого класса – сразу в девятый! В десятом классе написала заявление с просьбой зачислить её слушательницей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Ей ответили, что женщин в академию не принимают.

Другая бы успокоилась и стала искать себе иное занятие. Но не такой была Женя Жигуленко. Она пишет горячее, взволнованное письмо наркому обороны. И получает ответ, что вопрос о её приёме в академию будет рассмотрен, если она получит среднее авиационно-техническое образование.

Женя поступает в московский дирижаблестроительный институт, и одновременно заканчивает Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.

В начале войны Евгения Андреевна предпринимает настойчивые попытки попасть на фронт, и её усилия увенчались успехом. Она начинает службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским краснознамённым ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. Три года провела отважная лётчица на фронте. За её плечами 968 боевых вылетов, после которых горели вражеские склады, автоколонны, аэродромные сооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды.

После войны Евгения Жигуленко ещё десять лет отдала службе в Советской Армии, закончила Военно-политическую академию, затем работала в учреждениях культуры Кубани . Многогранность натуры Евгении Андреевны проявилась в том, что она освоила ещё одну профессию – кинорежиссёра. Первый её полнометражный фильм «В небе “ночные ведьмы”» посвящен подругам-лётчицам и штурманам прославленного полка.

Елена Чоба

Кубанская казачка , под именем Михаила Чоба, сражалась на фронтах Первой мировой войны. Награждена Георгиевскими медалями 3-й и 4-й степеней, Георгиевским крестом 4-й степени.

Около двух веков назад в русских войсках, сражавшихся против армии Наполеона, заговорили о загадочном корнете Александре Александрове. Как выяснилось позже, под этим именем в Литовском уланском полку служила кавалерист-девица Дурова. Как ни скрывала Надежда свою принадлежность к прекрасному полу, слух о том, что в армии воюет женщина, разнесся по всей России. Необычность этого происшествия долгое время волновала всё общество : барышня чтению сентиментальных романов предпочла тяготы военного быта и смертельный риск. Спустя столетие кубанская казачка станицы Роговской Елена Чоба встала перед станичным обществом, чтобы ходатайствовать о своей отправке на фронт.

19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Когда весть достигла Екатеринодара, началась срочная мобилизация всех частей и подразделений – в отдалённые станицы отправились вестовые. Военнообязанные, прощаясь с мирной жизнью, седлали коней. Собрался на фронт и роговской казак Михаил Чоба. Снарядить молодого казака в кавалерийский полк было трудно : нужно купить коня, амуницию – список полной казачьей справы включал более 50 необходимых вещей. Супруги Чоба жили небогато, поэтому отправили безлошадного Михаила на телеге в пластуновский полк.

Елена Чоба осталась одна – работать и вести хозяйство. Но не в казачьем характере спокойно отсиживаться, когда на родную землю пришёл враг. Елена решила ехать на фронт, постоять за Россию и пошла к уважаемым жителям в станичный совет. Казаки дали своё разрешение.

После того как станичные старейшины поддержали прошение Елены об отправке на фронт, ей предстояла встреча с начальником Кубанской области . На приём к генерал-лейтенанту Михаилу Павловичу Бабычу Елена пришла с коротко остриженными волосами, в серой суконной черкеске и папахе. Выслушав просительницу, атаман дал разрешение на отправку в армию и по-отечески напутствовал казака Михаила (этим именем она пожелала называться) .

А уже через несколько дней эшелон мчал Елену-Михаила на фронт. О том, как воевала роговчанка, рассказывал журнал «Кубанский казачий вестник » : «В пылу огня, под несмолкаемый грохот пушек, под беспрерывным дождём пулемётных и ружейных пуль, по свидетельству товарищей, Михайло наш без страха и упрека делал своё дело.

Глядя на молодую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врагов вперед за Михайлом его товарищи, нисколько не подозревая, что под черкеской казака кроется роговская казачка Елена Чоба. Во время нашего отхода, когда враг тесным кольцом старался сковать одну нашу часть и батареи , Елене Чобе удалось прорваться через кольцо неприятеля и спасти от гибели две наши батареи, совершенно не предполагавшие о близости немцев, и вывести батареи из смыкавшегося немецкого кольца без всякого урона с нашей стороны. За этот геройский подвиг Чоба получил Георгиевский крест 4 степени.

За бои Елена Чоба имеет 4-й и 3-й степени Георгиевские медали и Георгиевский крест 4-й степени. От последнего она отказалась, оставив при полковом знамени».

Дальнейшие сведения о судьбе знаменитой роговчанки противоречивы. Одни видели Елену в станице в красноармейской буденовке на голове, другие слышали, что после боя под станицей Славянской её расстреляли белые, третьи говорили, что она эмигрировала.

Лишь многие годы спустя стали известны некоторые подробности жизни боевой героини-казачки. В 1999 году в Краснодарском краеведческом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына открылась выставка «Русские судьбы» . Среди экспонатов была фотография американской театрализованной труппы «Кубанские джигиты » , подаренная музею 90-летним казаком из Канады. Снимок сделан в 1926 году в городе Сан-Луис. В первом ряду в белой черкеске и папахе стоит легендарная казачка Елена Чоба из кубанской станицы Роговской .

Антон Андреевич Головатый

(1732 или 1744, Полтавская губерния – 28.01.1797, Персия)

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.

Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым» .

Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.

Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани .

Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань , исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.

Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.

26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход» , но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.

Кирилл Васильевич Россинский

(1774–1825)

Долгое время имя этого замечательного человека было предано забвению. Он прожил всего 49 лет, но сколько доброго, вечного, разумного сделано им! Сын священника, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский приехал на Кубань 19 июня 1803 года . Всю свою недолгую жизнь этот талантливый, образованный человек посвятил благородному делу – просвещению казачества. Кирилл Васильевич в своих проповедях объяснял верующим о пользе просвещения, о значении школ для народа. В 27 церквях, открытых им в крае, он организовал сбор денег для строительства школ. В течение длительного времени Кирилл Васильевич сам преподавал в Екатеринодарском училище. Учебников не было, поэтому всё обучение велось по составленным Россинским «рукописным тетрадям» . Позже Кирилл Васильевич написал и опубликовал учебник «Краткие правила правописания» , выдержавший два издания – в 1815 и 1818 годах. Сейчас эти книги хранятся в особом фонде Российской государственной библиотеки как уникальные издания. Кирилл Васильевич Россинский много душевных сил и знаний отдавал литературе и науке, писал стихи, исторические и географические очерки. В Екатеринодаре он был известен и как медик, спешивший к больным в любое время и в любую погоду. Его преданность делу, бескорыстие, доброта поражали современников.

В 1904 году именем Россинского была названа библиотека, открытая при Дмитриевском училище Екатеринодарским благотворительным обществом. В честь кубанского просветителя назван один из вузов Краснодара – Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления.

Михаил Павлович Бабыч

Михаил Павлович Бабыч, сын одного из доблестных офицеров-покорителей Западного Кавказа – Павла Денисовича Бабыча, о подвигах и славе которого, народ слагал песни. Все отцовские качества дарованы Михаилу, родившемуся 22 июля 1844 года в родовом екатеринодарском доме по улице Бурсаковской, 1 (угол Крепостной) . С самого раннего возраста мальчика готовили к военной службе.

После успешного окончания Михайловского Воронежского кадетского корпуса и Кавказской учебной роты юный Бабыч, стал постепенно продвигаться по военной служебной лестнице и получать боевые ордена. В 1889 году он уже был полковником. 3 февраля 1908 года вышел указ о назначении его уже в чине генерал-лейтенанта наказным атаманом Кубанского казачьего войска . Жесткой рукой и суровыми мерами он наводит порядок в Екатеринодаре, где в то время свирепствуют террористы-революционеры. Под постоянной угрозой смерти Бабыч исполнял свой ответственный долг и укреплял на Кубани экономику и нравственность. За короткий срок им много было сделано общекультурных, добрых дел. Казаки называли атамана «ридный Батько» , так как каждый казак лично на себе ощущал его заботу, его радение. Общекультурную деятельность М. Бабыча ценило не только русское население. Его глубоко уважали и другие народности, жившие на Кубани . Только благодаря его заботам и стараниям было начато строительство Черноморско-Кубанской железной дороги , начато наступление на кубанские плавни .

16 марта 1917 года официальная газета в последний раз сообщила о бывшем Наказном атамане Михаиле Павловиче Бабыче. В августе 1918 года он был зверски убит большевиками в Пятигорске. Тело многострадального генерала погребено в усыпальнице Екатерининского собора.

Память о большом патриоте и радетеле Кубанской земли М П . Бабыче – последнем Наказном атамане, жива в сердцах русского народа. 4 августа 1994 года на том месте, где стоял родовой дом Атамана, фондом культуры Кубанского казачества открыта мемориальная доска (работа А. Аполлонова, увековечившая его память.

Алексей Данилович Безкровный

Среди сотен русских имен, сияющих в лучах ратной славы привлекательно особым магнетизмом имя доблестного Наказного атамана Черноморского казачьего войска Алексея Даниловича Безкровного. Родился он в состоятельной обер-офицерской семье. В 1800 году пятнадцатилетний

Алексей Безкровный, воспитанный в боевых дедовских традициях, записался в казаки и покинул отцовский дом – Щербиновский курень.

Уже в первых стычках с горцами подросток обнаружил удивительную сноровку и бесстрашие.

В 1811 году при формировании Черноморской гвардейской сотни А. Безкровный, выдающийся боевой офицер , обладавший необыкновенной физической силой, имевший проницательный ум и благородную душу, был зачислен в ее первоначальный состав и с честью пронес звание гвардейца через всю Отечественную войну 1812 – 1814 годов. За отвагу и храбрость на Бородинском сражении Алексей Безкровный получил чин сотника. При отступлении армии Кутузова от Можайска к Москве бесстрашный казак в течение 4 часов отбивал все попытки неприятеля прорваться вперед. За этот подвиг и другие авангардные боевые дела Безкровный был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» . Отступающий противник пытался сжечь суда с хлебом, но гвардейцы не позволили французам уничтожить зерно. За проявленную доблесть Безкровного наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. По просьбе Платова, Безкровный с черноморской сотней был зачислен в его корпус. С легкой руки самого М. И. Кутузова казаки величали его «командиром без ошибки» .

20 апреля 1818 года за боевые заслуги Алексей Данилович получил чин полковника. В 1821 году он вернулся в отчий край и продолжает служить в отряде другого героя Отечественной войны генерала М. Г. Власова. В мае 1823 года его командируют с 3-м конным полком на границу Царства Польского, а затем – Пруссии. Из очередного похода А. Д. Безкровный возвратился в Черноморию лишь 21 марта 1827 года. И спустя полгода (27 сентября) его, как лучшего и талантливейшего боевого офицера, по Высочайшей воле назначают войсковым, а затем Наказным атаманом.

В мае – июне 1828 года А. Д. Безкровный со своим отрядом участвует в осаде турецкой крепости Анапа под начальством князя А. С. Меньшикова. За победу над турками и падение неприступной крепости А. Безкровный был произведен в чин генерал-майора и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Затем – за новые подвиги – второй золотой саблей, украшенной алмазами.

Две черты были особенно характерны для Безкровного : редкая отвага в боевых схватках и глубокая человечность в мирной жизни.

В январе 1829 года Алексей Данилович командует одним из отрядов, направленных против шапсугов. В 1930 году казачий рыцарь вновь участвует в борьбе с абреками , с самим знаменитым Казбичем, угрожавшим казачьему городу Екатеринодару. В том же году он построил за Кубанью три укрепления : Ивановско-Шебское, Георгие-Афипское и Алексеевское (названное в честь самого Алексея Безкровного) .

Здоровье прославленного атамана было подорвано. Его героическая одиссея закончилась. Назначение А. Д. Безкровного Атаманом Черноморского казачьего войска вызвало зависть в кругу родовой казачьей аристократии. Он, герой 1812 года, мог бороться и побеждать внешних врагов Отечества. Но осилить завистников внутренних – не смог. Затравленный недругами, с незаживающей раной в боку, Безкровный жил замкнуто в своей екатеринодарской усадьбе. 28 лет отдал он службе Отечеству. Участвовал в 13 больших боевых кампаниях, 100 отдельных сражениях – и не знал ни одного поражения.

Алексей Данилович умер 9 июля 1833 года в день святой мученицы Феодоры, похоронен в богаделенском дворе, на расположенном здесь первом казачьем кладбище.

Виктор Гаврилович Захарченко

Я буду счастлив , если мои песни будут жить в народе.

В. Г. Захарченко

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора , заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани , академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки» , член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Отца будущий композитор потерял рано, он погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Память о матери, Наталье Алексеевне, осталась в запахе хлеба, который она пекла, во вкусе ее самодельных конфет. В семье было шестеро детей. Мама всегда работала, а работая, обычно пела. Эти песни так естественно входили в детскую жизнь, что со временем стали духов-ной потребностью. Мальчик заслушивался свадебными хороводами, игрой местных гармонистов-виртуозов.

В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стал студентом Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете хорового дирижирования. Уже на 3-м курсе В. Г. Захарченко пригласили на высокую должность - главного дирижера Государственного Сибирского народного хора. Последующие 10 лет работы на этом посту - целая эпоха в становлении будущего мастера.

1974 год - переломный в судьбе В. Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора . Началась счастливая и вдохновенная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара , создание научно-методической и концертно-организационной базы. В. Г. Захарченко - создатель Центра народной культуры Кубани , детской школы искусств при Кубанском казачьем хоре . Но главное его детище - Государственный Кубанский казачий хор . Хор достиг ошеломляющего результата на многих площадках мира : в Австралии, Югославии, Франции, Греции, Чехословакии, Америке, Японии. Дважды, в 1975 и 1984 годах, он побеждал на Всероссийских конкурсах Государственных русских народных хоров. А в 1994 году получил высшее звание - академический, был удостоен двух Государственных премий : России - им. М. И. Глинки и Украины -им. Т. Г Шевченко.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни , гражданской ответственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора Захарченко.

В последние годы он расширяет свой музыкальный и тематический диапазон, идейную и нравственную направленность творчества. По-другому зазвучали строки стихов Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали уже тесными. Создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились поэмы «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова, «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатова, новые редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина) .

Названия его произведений говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина, «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева, «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова) .

В. Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные духовные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это един-ственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно – исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанской станицы ; изданы сборники песен кубанских казаков ; сотни обработок и народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.

Знаменитые ученые Кубани. Лукьяненко Павел Пантелеймонович. Ученый-селекционер известен всему миру, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями СССР, а также Болгарии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Югославии и Румынии. Им был создан всемирно известный сорт озимой мягкой пшеницы Безостая 1. Данный сорт был районирован в 48 областях нашей страны, в странах Восточной Европы, в Турции, Иране, Афганистане. Ученый создал еще 43 сорта пшеницы.

Слайд 22 из презентации «География Краснодарского края» к урокам географии на тему «Краснодарский край»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке географии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «География Краснодарского края.ppt» можно в zip-архиве размером 1596 КБ.

Скачать презентацию

Краснодарский край

«Районы Сочи» - Морской причал. Скульптура «Мацеста». изучить историю, природу, достопримечательности, красоту и необычайность города Сочи. Лазаревский район. Река Аше. Дольмен в долине реки Аше. Задачи: Адлерский район. Пруд в парке «Южные культуры». Художественный музей. Парк «Ривьера». Площадь с фонтаном перед Летним театром.

«Территория Кавказа» - Горячие точки Кавказа. Иногда к Кавказу условно относят и Калмыкию. Абхазия - грузино-абхазские противоречия. Чечня и большая часть Дагестана. Абсолютная высота 5642 м (гора Эльбрус). Острая фаза 1992-1993. Ещё сложнее дело обстоит с южной границей Кавказа (и Закавказья). Страны и регионы Кавказа. Каспийским и Азовским морями.

«Дети Беслана» - Я видел свет, я видел счастье, Я наслаждался каждым днем, Играл и бегал, веселился, И забывал я обо всем. Теперь живу на небесах. В мгновенье прерванное время Бездушным взрывом сентября. Стихотворение Детям Беслана Давид Осетин Газзати. Стоял я на линейке гордо И счастья в сердце не таил, И представлял как в классе первым Отметку «пять» я получил.

«Природа Краснодарского края» - Формы рельефа Краснодарского края. Родная Кубань! Итог урока. Положение Краснодарского края на карте России. Р е л ь е ф. Прививать любовь к малой родине, необходимость бережного отношения к природе. Задание: нанесите на к/к основные формы рельефа края. Географическое положение. Николаенко Т. Ф. учитель кубановедения МБОУ СОШ № 10.

«География Краснодарского края» - Карта почв края. Самая крупная по численности населения не только в крае,но и в России- ст. Географическое положение. Важная отрасль экономики края: туризм. Формы рельефа Краснодарского края. Население края. Водохранилища: Краснодарское, Крюковское, Варнавинское. Курорты краевого значения: Ейск, Горячий ключ и Туапсинский район.

Известные люди Краснодарского края

Люди, достигшие успехов в какой-нибудь деятельности, нередко прославляют не только себя, но и родину. Иногда место рождения кого-нибудь из особо выдающихся личностей переименовывают в их честь. Например, так было с писателем Горьким. Еще при жизни великого Алексея Максимовича, его именем назвали не только родной город, но и несколько улиц, заведения, ставили памятники. Да, деятельность человека может прославить его родину, причем слава эта может быть, как положительной, так и отрицательной. Какие знаменитости родом с Краснодарского края?

Известные люди

Воржев, Сергей Дмитриевич – известный художник, родом с Кубани, где родился 21 февраля в 1950г, станица Варениковская. Один из немногих художников, имеющих действительно высшее художественное образование. В 1972 закончил государственный университет в родной Кубани, к 1983 году его приняли в Союз художников из России, через несколько лет он уже член правления в краевой организации того же Союза художников, позднее получил звание заслуженного художника.

Сейчас у него собственная школа живописи, где Сергей Воржев постоянно ищет новые таланты и учит детей сам. Славится своим патриотизмом, в рисовании любит изображать сельский пейзаж, этнический сюрреализм. Художник отражает на полотнах жизнь собственного края, его быт, красоту кубанской природы, тонкости местных обычаев. уделяет внимание и истории. Картины Воржева имеют свою душу, их нельзя спутать с работами других мастеров.

Архангельский, Михаил – тоже кубанский художник, состоит в Союзе художников родного края. Родился правда в Краснодаре 1937г, а скончался в 2006. В 1958, после армии сразу поступил в Краснодарское училище для художников, окончил к 1963г. Первые трудовые годы творческого человека получились самыми обычными – работал и маляром, и простым рабочим.

В 1965 переехал в Ленинград, стал вольнослушателем Ленинградского института, тоже посвященного живописи. Получив новые знания и наработав опыт, он вернулся в родной Краснодар уже состоявшимся художником. В 1968 участвовал в крупной выставке, где картина «Свежий ветер» стала новым открытием для мастеров живописи и критиков. Художник добился успеха благодаря не только таланту, но и исключительной работоспособности, целеустремленности и вере в собственные силы. У Михаила Архангельского было еще много выставок в разных городах – и , и Краснодаре, и Москве, даже других странах – Германии, Греции, далее Болгарии. Он яркий участник многих фестивалей.