Понимают ли шимпанзе устную речь человека? Миф об одном проценте: ДНК человека и шимпанзе сильно отличаются Слова складываются в предложения.

Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов - принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. К тому времени уже было известно, что животные способны мыслить: они могут решать задачи «в уме», то есть не только методом проб и ошибок, но и придумывая новые варианты поведения.

Уошо (англ. Washoe; сентябрь 1965 - 30 октября 2007) - первая шимпанзе, которую обучили амслену - американскому языку жестов - в рамках эксперимента по изучению усвоения языка у животных. Её удалось обучить приблизительно 350 знакам.

Это доказал немецкий психолог Вольфганг Келер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе еще в начале ХХ века. В одном из его экспериментов обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала цель.

Эти опыты вдохновили ученых на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детеныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково.

Правда, добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд стал обезьянничать: развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа и даже стал вслед за ним обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом все-таки удалось научить ее произносить несколько слов: «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднер, просматривая фильмы о Вики, обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, очень любила кататься на машине и, чтобы сообщить о своем желании людям, придумала приносить им изображения автомобилей, которые вырывала из журналов. Неспособной к речи ее делал не недостаток ума, а устройство гортани. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые.

Так начался «проект Уошо» (Washoe).

Уошо и ее семья

Будущая первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детенышем, пойманным в Африке: первоначально ее предполагали использовать в космических исследованиях - судя по всему, она была просто рождена для славы.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но и задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей и сама заговаривала с ними.

Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года - 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребенок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», - на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться - дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков - «открой!» - она сначала применяла, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран.

Обезьяна правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем ее интересовали в основном праздники, например Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Иногда Уошо пыталась «заговорить» не только с людьми, но и с другими существами. Однажды, когда за автомобилем, в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, до смерти боявшаяся собак, вместо того чтобы, как обычно, спрятаться, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать: «Собака, уходи!»

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. При этом исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» - поправляет жест-символ.

В апреле 1967 года Уошо впервые употребила соединения из слов. Она попросила «дай мне сладкое» и «иди открой». В это время шимпанзе была в таком возрасте, когда человеческие дети впервые начинают пользоваться комбинациями из двух слов. Сравнение способностей человека и обезьяны явилось следующим направлением исследований. Но этот аспект принес Гарднерам и некоторые неприятности. Дело в том, что на первых порах кое-кто из ученых не признавал способность Уошо говорить. Роджер Браун, профессор Гарвардского университета, известный своими исследованиями развития речи у детей в раннем возрасте, считал, что Уошо не всегда твердо соблюдает правильный порядок слов и, следовательно, не понимает связей между различными категориями слов, придающих предложению определенный смысл. Якоб Броновски и лингвист Урсула Беллуджи опубликовали острую статью, в которой утверждалось, что Уошо не может разговаривать, так как она никогда не задает вопросов и не употребляет отрицательных предложений. Наконец, лингвист Ном Чомски категорически заявил, что мозг шимпанзе не приспособлен к тому, чтобы животное могло разговаривать.

Исследования тем временем давали все новые и новые результаты, которые Гарднеры анализировали и тщательно сравнивали с имеющимися данными о развитии речи у детей. И вскоре критики были вынуждены снять некоторые из своих возражений

Роджер Браун признавал, что порядок слов не играет решающей роли. В некоторых языках, например финском, он не столь важен, как в английском. Расположение слов в предложении не играет большой роли и в языке глухонемых АСЛ. Да и дети сами нередко нарушают порядок слов, но… превосходно понимают друг друга.

Гарднеры пришли к выводу, что дети и обезьяны очень близки в том, что касается ответов на вопросы, составления двучленных предложений, употребления существительных, глаголов и прилагательных, а также порядка слов в предложении. Незнакомые с грамматическими нормами, дети, как и шимпанзе, стремятся заменить целые предложения одним-двумя словами.

Проверка показала, что Уошо свободно задает вопросы и употребляет отрицательные предложения. Обезьяна способна пользоваться знаками «нет», «не могу», «хватит». Уошо охотно листала иллюстрированные журналы, спрашивая у людей: «Что это?» Высказывания же Чомски об ограниченных возможностях мозга шимпанзе просто не поддаются проверке: до сих пор не существует методов, позволивших бы выяснить этот вопрос. Лишь недавно американский ученый Норман Гешвинд приступил к опытам с целью установить, имеется ли в мозгу шимпанзе область, аналогичная той, которая у человека регулирует речевую деятельность.

Когда в 1970 году Гарднеры закончили свою работу с Уошо, ей угрожала опасность отправиться в один из биомедицинских центров «на опыты» и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Ее, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в лаборатории, спас ассистент Гарднеров Роджер Фаутс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живет теперь «семья Уошо» - колония «говорящих» обезьян.

Горилла-профессор

Результаты исследований «семьи Уошо» казались совершенно невероятными, но в 70-е годы несколько групп независимых исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй, самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалеку от Сан-Франциско. Коко - настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка и, решая тесты, показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие ее речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (как правило, талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребенка, а в некоторых отношениях - трехлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застает ее за этим занятием.

Вот, например, Коко разыгрывает воображаемую ситуацию между двумя игрушечными гориллами. Посадив игрушки перед собой, обезьяна жестикулирует: «плохой, плохой» - по отношению к розовой горилле, а затем «поцелуй!», обращаясь к голубой. А когда ее парт­нер - горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Коко очень любит кошек (у нее была своя кошка, которая недавно умерла), любит рисовать. Рисунки Коко можно посмотреть на ее сайте http://www.koko.org/index.php, где также можно узнать последние новости из жизни гориллы, которой уже под сорок (шимпанзе и гориллы могут жить до 45–50 лет).

Сейчас ученые хотят вывести «очеловечивание» Коко на новый уровень - они собираются научить ее читать.

Дрессированные животные или братья по разуму?

Тем не менее выводы из этих исследований оказались слишком скандальными и совершенно неприемлемыми для большей части научного сообщества. С одной стороны, «говорящие» обезьяны оказались ложкой дегтя в бочке меда рассуждений философов и психологов о пропасти между человеком, обладающим сознанием, и животными, подобными автоматам, управляемым рефлексами и инстинктами.

С другой стороны, атаковали лингвисты: согласно доминирующей в американском языко­знании концепции Ноама Хомского язык - это проявление генетической способности, свойст­венной только человеку (кстати, в издевку одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимски).

По мнению критиков, жесты обезьян - это не осмысленные знаки, а простое подражание исследователям, в лучшем случае «условные рефлексы», приобретенные в результате дрессировки. Экспериментаторы, разговаривая с обезьянами, якобы все время делают им подсказки, сами того не осознавая - мимикой, взглядом, интонацией, и обезьяны ориентируются не на их слова, а на невербальную информацию.

«Говорящих» обезьян сравнивали с Умным Гансом - орловским рысаком, владелец которого «научил» коня считать и отвечать на вопросы. Потом оказалось, что Ганс просто реагировал на едва уловимые движения своего тренера.

Среди скептиков была и исследовательница Сью Сэвидж-Рамбо. Она решила опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах. Началась серия исследований, в которых карликовые шим­пан­зе-бонобо общались с учеными посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке - йеркише. Вместо жестов его обучили пользоваться специальной компьютерной клавиатурой с условными клавишами-значками, которые и обозначали слова. При нажатии клавиши слово отображалось на мониторе в виде картинки. Таким образом, удобно вести диалог, исправлять или дополнять реплики. Но Канзи кроме этого без специального обучения распознавал около 150 слов.Его опекун доктор Сью Сэвидж-Рамбо просто так с ним разговаривал.

Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только усугубляли ее скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи - сын одной из этих обезьян, все время вертевшийся возле матери, - вдруг начал по собственной инициативе отвечать за нее. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще.

Вскоре обнаружилось, что так же спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа, и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что ее «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга.

По мнению ученого, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен. Рамбо подтвердил это наблюдение, проведя эксперимент, сравнив понимание предложений у 8-летнего Канзи и у девочки Али 2-х лет.Тестирования продолжалось с мая 1988 до февраля 1989 года. Из 600 устных заданий и Канзи выполнял 80%, и Али - 60%. Например, «поставь тарелку в микроволновку», «вынеси ведро на улицу», «налей лимонад в кока-колу», «набери сосновых иголок в сумку» и т.д.Такое удивительное языковое поведение обезьян ставит очевидный, хотя и неоднозначный вопрос: можно ли считать, что язык Уошо, Канзи и Коко близок языку двухлетнего ребенка, или же это совсем другой «язык», лишь немного похожий на человеческий?

С результатами исследований Сэвидж-Рамбо было очень сложно спорить. Тем, кому дорога человеческая исключительность, осталось лишь утверждать, что все-таки языку, который используют обезьяны, еще очень далеко до человеческого. Как в анекдоте: «На арену цирка вышла свинья и сыграла на скрипке виртуозную пьесу. Все восторженно аплодируют, и лишь один зритель не хлопает, равнодушно поглядывая на сцену. “Вам не понравилось?” - спрашивает его сосед. “Да нет, неплохо, но - не Ойстрах”».

В мире животных: культура, образование, эмоции

«Животные лишены сознания». Этот тезис - последняя надежда утвердить исключительное положение человека среди других живых существ, дающая нам моральное право держать их в клетках, использовать для опытов и строить заводы для производства «живого мяса».

Но еще в середине ХХ века появилась этология - наука о поведении животных. И наблюдения этологов позволили совсем по-другому взглянуть на психические способности животных.

Выяснилось, что человекообразные обезьяны (как и слоны, и дельфины) обладают самосознанием, по крайней мере на телесном уровне: они узнают себя в зеркале. Спектр эмоций, проявляемых ими, очень богат. Например, по наблюдениям этолога Пенни Паттерсон, гориллы любят и ненавидят, плачут и смеются, им знакомы гордость и стыд, сочувствие и ревность…Одно из последних исследований, выполненное британскими биологами из университета Сент-Эндрюс, показало даже, что у дельфинов есть подобие постоянных имен друг для друга.

Многие человекообразные обезьяны используют орудия труда, что еще недавно считалось исключительной привилегией человека. «С тех пор как около полувека назад Джейн ван Лавик-Гу­долл впервые увидела, как шимпанзе с помощью тонкого прутика выуживают из отверстия в термитнике его обитателей, зоологи обнаружили в поведенческом репертуаре этих обезьян еще около сорок методов целенаправленного использования всевозможных предметов», - рассказывает Евгений Панов из Института проб­лем экологии и эволюции РАН.

Это уже не инстинкт, а культурный навык, который передается из поколения в поколение. В последние годы появляется все больше исследований культурных традиций у обезьян, и слово «культура» употребляется там без кавычек.

Однако, как утверждает Евгений Панов, «высокий уровень развития орудийной деятельности человекообразных обезьян указывает на их способность рационально планировать длинные последовательности действий. Однако это не приводит к возникновению развивающейся материальной культуры».

Но, может, обезьянам это просто не нужно? Вспомним афоризм Дугласа Адамса: «Человек всегда считал, что он разумнее дельфинов, потому что многого достиг: придумал колесо, Нью-Йорк, войны и так далее, в то время как дельфины только тем и занимались, что развлекались, кувыркаясь в воде. Дельфины же со своей стороны всегда считали, что они намного разумнее людей - именно по этой причине».

Да, мозг человекообразной обезьяны весит в три раза меньше, чем наш, но это еще не делает нас исключением среди других живых существ: у дельфинов, китов, слонов мозг куда больше, чем наш. Исследователи придумали сравнивать не объем мозга, а отношение веса мозга к весу тела. Но вот незадача - впереди нас по этому коэффициенту оказались лабораторные мыши.

Потом Гарднеры работали с тремя шимпанзе. Мойе (на суахили ее имя означает «один») шесть лет, Тату («три») идет четвертый год, Ннэ («четыре») - самец, ему два с половиной года. Уошо незадолго до начала этой фазы была выведена из эксперимента. Все шимпанзе попали на ферму не позднее, чем на четвертый день после рождения. С самого начала они жили по строгому, научно обоснованному режиму. У каждого животного свое жизненное пространство - спальня, место для игр, ванная и столовая. С каждым питомцем работают три сотрудника, на строго спланированных занятиях они быстро обучают шимпанзе языку АСЛ. Учителя привыкли пользоваться им - одна из сотрудниц сама глухая, остальные - дети глухих родителей. В присутствии животных все сотрудники на ферме общаются только при помощи АСЛ, так что шимпанзе никогда не слышат человеческой речи.

Рабочий день на ферме начинается в семь утра, когда служители будят шимпанзе. Ежедневно определяется «знак дня» - новый знак, который воспитатели стараются ввести при подходящей ситуации в обиход своих питомцев, создавая как можно более естественные условия для пополнения их словаря. После обязательного утреннего туалета - завтрак, включающий, помимо прочего, стакан теплого молока. И во время еды шимпанзе приучаются к самостоятельности: они должны сами повязать себе нагрудник и есть без посторонней помощи. После еды следует чистка зубов и чистка шерсти щеткой.

Если нет жары, шимпанзе ходят в одежде, которую должны сами надевать. Они стелют постели и занимаются уборкой. Как правило, обезьяны способны подтереть пролитую жидкость, вымыть посуду, исполнять другие поручения. Все это благотворно отражается на познании языка и позволяет избежать избалованности.

До и после обеда проводятся занятия. Полчаса - тренировка в применении знаков, и еще полчаса - просмотр иллюстрированных журналов, книг. Так называемыми «педагогическими» играми их побуждают к рисованию, отбору предметов из определенного ряда, забавам с кубиками, их учат вдевать нитку в иголку и даже шить. Установлено, что внимания у шимпанзе хватает на тридцать минут. А чтобы избежать перенапряжения, дважды в дневное время их отправляют спать. Около семи вечера они купаются и до сна резвятся в длинных легких одеждах, чтобы шерсть хорошо просохла.

При таком образе жизни Мойя приобрела словарный запас, исчисляемый 150 знаками, а Тату - более чем 60. Один раз в неделю все исследователи собираются вместе, чтобы обсудить результаты работы, в том числе эволюцию программы «знаки от шимпанзе к шимпанзе». В некоторые недели фиксировалось до 19 актов общения между животными при помощи АСЛ. Большинство из них сводятся к знакам «иди играть» или «приходи щекотать» (шимпанзе очень любят, когда их щекочут). Случалось, что Мойя, охотно катающая Тату на себе, подавала сигнал «сюда», показывая на свою спину, куда Тату должна была забраться. Мойя обозначала Ннэ знаком «ребенок», ворковала над ним и давала ему пить из своей бутылки, в то время как сам Ннэ по причине, известной лишь ему самому, называет Мойю печеньем.

Это поколение шимпанзе, как показали сравнения, обогнало Уошо в развитии, поскольку знакомство с языком АСЛ у них начато раньше и они с первых дней находились в более благоприятной «стимулирующей» среде.

Разговорные возможности человекообразных обезьян успешно исследуются в США и по программам четырех других экспериментов.

А вот эксперимент, проводившийся с шимпанзе в Колумбийском университете Нью-Йорка, недавно был прерван. Причины, побудившие профессора психологии Херба Террейса капитулировать, вызвали серьезные споры среди коллег.

Четыре года назад Террейс начал эксперимент, в ходе которого шимпанзе Нима (его полное имя Ним Чимпски - намек на американского лингвиста Нома Чомски) обучали также языку АСЛ. Ним осваивал язык жестов столь же усердно, как и другие «вундеркинды», и даже сам протягивал воспитателям руки, чтобы те показали ему новые знаки. Он успешно прошел «детскую» фазу языкового развития, изобретая новые знаки, и научился… обманывать и браниться. Несмотря на все это, Террейс пришел к выводу, что шимпанзе не способны правильно строить предложения. В своих опытах Террейс обращал внимание не на то, как пополняется словарный запас Нима, а на грамматику его высказываний. Ним, составляя комбинацию из двух слов, соединял слова вполне осмысленно. Некоторые слова, например, «больше», оказывались у него всегда на первом месте, другие, например, «мне», «меня», - на втором. Ним видел, что фразы «дать мне» и «мне дать» построены неодинаково. Но дальше, как утверждает Террейс, он не пошел. И здесь как раз начинаются различия в использовании разговорных навыков между маленькими детьми и шимпанзе

Во-первых, если шимпанзе строят комбинации из трех и более слов-знаков, то третий и последующие элементы лишь в редких случаях содержат дополнительную информацию они либо повторяют уже использованный жест, либо добавляют имя к личному местоимению - «играть (со) мной Ним(ом)» Из 21 четырехчленного предложения, которые образовал Ним, лишь одно не содержало повторов. В детском же языке подобные повторы, по данным лингвистики, почти не наблюдаются.

Второе различие заключается в том, что лингвисты называют средней длиной выражения. Дети употребляют, становясь старше, все более длинные и сложные фразы. В два года средняя длина предложений у них примерно такая же, как у Нима,- 1,5 слова (или знака), но в последующие два года длина фраз у Нима росла очень медленно, тогда как у детей (как глухих, так и здоровых) она резко увеличивается.

И семантика у Нима отличалась от детской. Ему была недоступна связь между семантическим значением знака и способом его употребления. Позиционная связь между, например, чем-то съедобным и соответствующим глаголом для Нима не существовала - он не видел никакой разницы между «есть орех» и «орех есть». Из этого следует, доказывает Террейс, что шимпанзе не понимают того, что говорят.

И наконец, Террейс провел тщательный анализ кинофильмов, на которых были запечатлены «беседы» Нима с человеком, и сравнил эти результаты с исследованием разговоров между детьми и родителями. Дети рано начинают понимать, что разговор - это своего рода игра, в которой участники постоянно меняются ролями: сначала скажет один, затем другой. Ребенок редко перебивает собеседника или говорит одновременно с ним. У Нима примерно в 50 процентах случаев высказывания вклинивались в речь собеседника.

Существуют три способа поддержать разговор после того, как партнер закончил говорить: можно повторить фразу другого полностью, можно частично воспроизвести сказанное и добавить нечто свое и, наконец, можно сказать что-то совершенно новое Дети до двухлетнего возраста повторяют за родителями до 20 процентов их высказываний. На следующий год доля повторений падает до двух процентов. Ним, однако, на протяжении всего третьего года жизни имитировал 40 процентов фраз своих учителей. Дети до двух лет дополняют сказанное собеседником в 20 процентах случаев, а к трем годам поддерживают таким образом половину разговоров. У Нима добавления не превышали 10 процентов

Между обезьяной и человеком

Одна из главных проблем состоит в том, что мы везде ищем «подобия» нашему разуму и нашему языку, не в силах представить ничего иного. «Говорящие» обезьяны - совсем иные существа, чем их природные сородичи, «глупые обезьяны», по определению Уошо. Но людьми они так и не становятся, по крайней мере в глазах самих людей.

Уошо назвали в честь местности в штате Невада, где жили Гарднеры. Впоследствии выяснилось, что на языке индейского племени, исконно обитающего в этой местности, «уошо» означает человек. Человеком себя считала и сама Уошо. «Она такой же человек, как и мы с вами», - говорит о своей Коко ее воспитатель Пенни Паттерсон. В эксперименте по разделению фотографий на две категории - «люди» и «животные» - Вики, знающая всего-то три слова, свое фото уверенно клала в группу «люди» (как и все другие «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент). Фото своего собственного «неговорящего» отца она так же уверенно и с видимым отвращением клала в группу «животные» вместе с фотографиями лошадей и слонов.

Судя по всему, у лингвистов и биологов просто нет аргументированного ответа на этот вопрос. И главная причина разногласий в том, что до сих пор нет устоявшихся определений и понятий.То, что ребенок и обезьяна воспринимают человеческий язык по-разному - это безусловно. Но «говорящие» обезьяны классифицируют действительность сходным с человеком образом. Они делят явления окружающей действительности на те же категории, что и люди.Скажем, знаком «беби» все обученные обезьяны обозначали и детей, и щенят, и кукол. Уошо делала жест «собака» и когда встречала собак, и когда слышала собачий лай, и когда видела их изображения - независимо от породы. Тоже самое делают дети.Горилла Коко, увидев на пальце у Пенни колечко, «сказала»: «ожерелье-палец». А шимпанзе Уошо называла лебедя «птица-вода». Что это, как не язык ребенка? Тот ведь тоже, когда видит самолет, говорит «бабочка».Более того, жених Коко горилла Михаэл, усвоивший язык жестов в весьма позднем возрасте, проявлял чудеса смекалки! Он апеллировал абстрактными понятиями, такими как прошлое, настоящее и будущее.

Однажды он рассказал о том, что когда он был маленький и жил в джунглях, охотники убили его маму.В отличие от людей, «говорящие» обезьяны проблему «идентификации» своего языка давно решили: по их мнению, он - безусловно человеческий. А раз язык - уникальный признак человека, то, значит, и сами они «стали людьми». Этот их вывод подтверждался неоднократно.Уошо, например, не сомневаясь, причисляла себя к роду людей, а других шимпанзе называла «черными тварями». Человеком считала себя и Коко. Когда предложили отделить фото животных от фото людей, она уверенно поместила свое изображение к изображениям людей. А вот фотография ее волосатого и голого отца была ею пристроена к стопочке слонов, лошадей и собак.

Как нам относиться к этим существам? В славном советском фильме «Приключения Электроника» была точно та же проблема: для взрослых Электроник - говорящий робот, и его можно и нужно «включать-выключать», дети же ясно видят: это - человек, даже больше человек, чем его близнец Сыроежкин.

Сегодня на сторонников защиты прав животных смотрят как на сентиментальных психов. Но, возможно, завтра все изменится, ведь когда-то и рабов или представителей других человеческих рас не считали за людей.

Два метра длиной, из ели, с одного конца заострённое. В общем, обычная заострённая палка, только её самая широкая и массивная часть находится в передней трети — верный знак того, что оружие метательное. Одна деталь: оружию 400 тыс. лет, а значит, оно старше нашего с вами вида. Факт его принадлежности к чисто метательным очень важен. Дело в том, что нечто вроде копья в современных опытах используют те же шимпанзе: острая палка помогает им убивать мелких животных в норах. Метать палку — совсем иное. Как утверждает одна из антропологических теорий, именно это отделяет людей от обезьян.

Несколько десятилетий назад британский антрополог Джеймс Вудбёрн провёл некоторое время среди охотников-собирателей народа хадза (Танзания). И обратил внимание на то, что в этом обществе почти нет дифференциации. По сути, оно абсолютно эгалитарно. Семьи хадза формируют небольшие группы, кочующие вместе раз в пару недель. Состав их непостоянен; по желанию их членов они могут объединяться или распадаться. Их территории не имеют чётких границ; каждый хадза может жить, охотиться и собирать пищу там, где пожелает, и лишь в сухой сезон они объединяются в большие коллективы по 100-200 человек. Никакой постоянной социальной структуры, вроде общины или племени, здесь нет. Нет и признанных авторитетов: один их них может иметь лучшие организаторские способности, и во время такого сложного мероприятия, как охота на бегемотов, его выдвинут вперёд, и он временно возглавит группу. В миг, когда бегемот убит, его лидерство исчезает.

Любая попытка отдельного хадза подчинить себе волю других сталкивается с сопротивлением буквально всех. Даже выдающиеся охотники не рискуют идти против таких, казалось бы, временных, маленьких и неустойчивых коллективов — ведь даже великий воин может быть убит во сне…

Через некоторое время Кристофер Боем из Университета Южной Калифорнии (США) обратил внимание на то, что эта социальная структура является перевёрнутой картиной социального мира шимпанзе. Те живут в строго иерархической группе, подчиненной альфа-самцу. Именно он контролирует степень доступа к еде и особям противоположного пола — двум основным ресурсам, необходимым для выживания в Африке. В вышедшей в 2000 году книге «Иерархия в лесу» Боем предположил, что эгалитаризм возник в человеческих сообществах довольно рано как результат уничтожения иерархии, основанной на силе индивидуума. Как он постулирует, гибель силовой иерархии стала возможной только из-за появления метательного оружия. Даже неметательное копьё, утверждает учёный, в руках сильного важнее, чем в руках слабого. К этому моменту мы ещё вернёмся.

Когда именно это произошло — непонятно. Копьё, которому 400 тыс. лет, — исключение, поскольку дерево очень плохо сохраняется. Лучше сохраняются каменные наконечники, но они явно возникли позже метательного копья (самый ранний образец — 300 тыс. лет). Однако, настаивает Кристофер Боем, именно это повлияло на эволюцию рода Homo. Туловище шимпанзе не приспособлено к метанию: слишком высокий центр тяжести, рука и ладонь без характерных изменений в виде противопоставленного большого пальца также не могут обеспечить эффективный бросок. Именно навык метания является определяющим признаком человека, развивает эту концепцию эволюционный биолог Пол Бингэм и психолог Джоанна Соуза из Университета Стоуни-Брук (США) в свой книге с говорящим названием «Смерть на расстоянии и рождение Вселенной человека». Способность метать для нас — это как способность бегать для гепарда, утверждают они, рубикон между представителями человеческого вида (человеческих видов, вспоминая вымерших родственников) и всеми остальными. Как только метательное копьё уравняло слабых и сильных, пралюди, инициативу которых больше не сковывали деспотичные альфа-самцы, стали развиваться как ошпаренные.

Без альфа-самца нашим предкам пришлось как-то заполнять пустоту: централизованный контроль над пищей и доступом к представителям противоположного пола отменили, но сделать их бесконтрольными вовсе означало убить экономическую и психическую сбалансированность коллектива. Так, по мысли приверженцев теории «метательное оружие сделало человека из обезьяны», нашим предкам пришлось установить табу, общие для всех правила, примитивные законы. Людям пришлось учиться сотрудничеству, а не отношениям альфа-самца и подчинённого, иначе известным как «вертикаль власти».

Тут, конечно, можно возразить: только ли метательное оружие создало социальную организацию людей? На прошедшем в 2012 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) форуме Института Эрнста Штрунгмана Карел фон Шайк, глава Института антропологии Цюрихского университета (Швейцария), публично высказал сомнение в том, что оружие стало причиной перестройки человеческого общества. Всё наоборот, полагает он: первые люди были вынуждены полагаться на ценность каждого человека в своём небольшом коллективе, обычно не превышающем 20-40 человек. Поэтому насилие просто не могло быть применено для поддержания социальной структуры, что делало деспотичного альфа-самца естественным образом вымирающим типом руководителя.

Оппоненты немедленно указали на то, что шимпанзе в дикой природе также весьма серьёзно полагаются на специализацию навыков отдельных особей. Во время охоты они делятся добычей с не участвовавшими в деле самками, а те отдают им плоды собирательства. Тем не менее альфа-самец там на месте, а также нет и намёка на метательное оружие.

В подтверждение своей гипотезы о взаимосвязи социальной структуры людей и их оружия и технологий в целом сторонники гипотезы «человека оружейного/орудийного» указывают также на неолит. Примерно 10 тыс. лет назад земледелие стало позволять накапливать богатство в одних руках. Бесполезно собирать мясо, которое протухнет назавтра; собирать же зерно — один из первых шагов для создания так называемых восточных деспотий, где управление запасами считается одним из корней государственности.

Возможность накопления ценностей создала смысл и явлению рабства: раб вряд ли сможет охотиться для добывания пропитания господину, в то время как пахать он определённо может. Именно этот новый виток технологического развития, полагают антропологи, стал основой современного государства.

Более того, Герберт Джинтис из Института Санта-Фе (США) утверждает, что известный дрейф нового времени в сторону формального эгалитаризма также был обеспечен технологическим прогрессом в области вооружений. К ним он относит огнестрельное оружие, сделавшее массы пехоты важнее рыцарской кавалерии и обусловившее рост важности третьего сословия в обществе, а также постепенное перетекание к нему власти.

Более того, демократизация, полагает г-н Бингэм, и сегодня идёт рука об руку с разрешением на владение и ношение оружия, что позволяет гражданам подрывать монополию государства на насилие.

Что ж, новая гипотеза о движущих силах очеловечивания не хуже трудовой (а мужи... муравьи-то не знают!) и тем более половой (по которой, нас должны были обогнать иных виды обезьян); по крайней мере она лишена их широко известных недостатков. А теперь немного суровой, но необходимой критики.

Во-первых, непонятно почему водораздел надо проводить именно по метательному оружию. Любой практикующий будока, скажет, что неметательное древковое оружие почти исключает определяющее влияние фактора силы на исход боя. Кроме того, искусство применения оружия (и даже просто рук) намного важнее характера примитивного оружия или физической силы, — почему у предков человека должно было быть иначе? Вспомним тех же гепардов: когда их учат бегать старшие, они разгоняются до 110 км/ч; когда не учат (вольеры, рано потерявший родителей детёныш) — они не могут бегать быстрее 50 км/ч. Обучение владению ещё неметательным оружием уже на первом этапе должно было отсеять грубую физическую силу как фактор доминирования, ведь умение обращаться с копьём быстро и точно важнее силы.


Абсолютно неясно и предположение о том, что прачеловеческим видам были свойственны черты общества шимпанзе. Напомним, карликовые шимпанзе-бонобо не используют агрессию для выяснения отношений, у них нет примитивных войн, а во главе стаи стоит самка — причём не «альфа» (в том смысле, что она не монополизирует сексуальные отношения ни с одним из самцов). Опять же у них практически нет столкновений между самцами и самками; самцы крайне терпимо относятся к детёнышам и подросткам бонобо. Казалось бы, что мешает самцу (а он у бонобо, как и у человека или шимпанзе, сильнее самки) монополизировать власть? Ничего, кроме того, что они не в состоянии по одному устоять против объединённой группы самок. Самцы же, в силу стремления к сольному доминированию, не могут эффективно взаимодействовать. Поэтому культа силы там нет — задолго до появления любого метательного оружия. Кстати, ветви шимпанзе и гоминид разделились лишь 5,5 млн лет назад, а бонобо специализировались медленнее, чем «стандартные» шимпанзе, сохранив больше архаических черт, общих для человека и шимпанзе. Так что к человеку они ближе любого другого вида (даже кровь можно переливать). Поэтому если уж моделировать первые сообщества людей на основе современных обезьяньих, то почему на примере шимпанзе, а не бонобо, у которых альфа-самцы отсутствуют как класс? Может, тогда и объяснить их падение будет проще, а то и вовсе незачем?

Наконец, об эгалитаризме. Делать на основании общества хадза вывод о наличии или отсутствии неравенства у предков человека сотни тысяч лет назад, конечно, можно, но при этом не стоит забывать о деталях. Так, некоторые особенности отдельных захоронений палеолита заставляют сомневаться в эгалитаризме людей того времени: уже в ту эпоху рядом лежат скелеты с необычайно разным количеством предметов разной сложности. Да и среди австралийских аборигенов вне контактов с белыми достоверно известно неравенство: умелый воин часто начинал один или с группой сообщников терроризировать соплеменников. Хотя большинство аборигенов, как кажется, просто не имели таких наклонностей, из-за чего такая практика и не доминировала в обществе, технически, как видим, наличие метательного оружия не мешало австралийцам иметь в сообществах отдельных альфа-самцов. И если бы только австралийцам!

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Что является определяющим моментом для причисления животных к нашим меньшим братьям?

* Условия среды и обитания
* Признаки живого
* Многообразие и классификация
* Значение в природе

Эти и другие признаки, а в особенности то, что животные, как и человек относятся к одному и тому же царству, позволяют говорить нам о том, что все мы братья.

Видите, мы все относимся к одному и тому же царству, сделаны из одного материала, теста. Стало быть, мы все, генетически, одного возраста. Я думаю, что говорить о том, кто появился раньше: карась или гуппи, имеет примерно столько же смысла, сколько и сравнивать своего сына со своей кошкой во возрасту. Вполне может оказаться что ваша кошка старше вашего сына, а может и наоборот. Но разве это что либо значит? Я думаю, что нам нужно научиться лепить из имеющегося материала новые виды животных. Фактически, они все уже давно созданы, просто это полуфабрикат, а нам нужно только его запечь. Но для этого нам нужно помириться с Создателем.

Всё не могу добраться до форума, до темы "Теории происхождения человека", потому что, сначала надо прочитать все записи (а это много) - вдруг там уже озвучена моя версия.

Эволюция, самостоятельный путь восхождения, возможен только для разумного существа. Т.е. когда человек (с любой генетикой, хоть змеелюди, рыболюди, птицелюди и т.д.) уже существует . И у него есть свобода выбора: или прилагать усилия, или плыть по течению. В первом случае идёт развитие человеческого общества, а некоторые (может, и большинство) поднимаются на уровень богов. Во втором случае идёт приспосабливание к всевозможным условиям природы на данной планете, заполнение всех ниш обитания, но с опусканием на животный уровень.

Человек, точнее ДНК, создаётся, во-первых, самими людьми (существующими пока, до создания ДНК, в более тонких материях, на более высоких планах бытия) для себя . Самими - для себя. Для своего собсвенного воплощения в плотную материю на выбранной планете.
И только во-вторых, кто-то уже живущий может создать что-то новенькое, используя как свои гены, так и гены местных животных видов для создания (цели могут быть разные) других разумных, но чаще полуразумных видов.

P.S. Если люди приходят пожить на планету, существующую уже давно, незачем изобретать велосипед. Берётся какая-то часть генов от аборигенов, которые уже достаточно приспособлены для местных условий.

Раз уж заговорили о происхождении человека от обезьяны...
Я не ученый, но лично мне кажется, что жизнь сама по себе не эволюционирует, а деградирует. Жизнь, если ее пустить на самотек, стремится не к усложнению, а к упрощению. Обезьяна никогда не возмется работать просто так, чтоб стать человеком. Ее можно заставить работать, но сама она не возмется.

Кажется, у Блаватской это же записано (с подачи лам): После каждого катаклизма на Земле появляется первочеловек (или какое-то количество перволюдей), от которого происходит очередное человечество. А в процессе жизни этого человечества происходит деградация большинства его членов - до животного уровня, и далее в более мелкие и примитивные виды. Бывшие люди заселяют все уголки обновлённой (после очередного "конца света") планеты. И только малый процент людей остаются на человеческом уровне, ещё меньше поднимаются на уровень богов.
Поэтому, возможно, есть правота в словах Рио: наш нынешний мир так вполне правильно устроен, чтобы заставить людей трудиться и физически, и духовно. Иначе - скорая деградация. А так - медленная деградация и не для всех: кто хочет, тот останется человеком.

А Жизнь деградирует...
На самом дел Жизнь - не энтропия, не негэнтропия, как бы ее прагматики, физики-математики не описывали.
А как вы опишите хотя бы собак, ждущих зеленого сигнала светофора для перехода дороги, приближающегося метро для переезда на другую станцию, проложивших свой маршрут движения вдоль остановок, мусорок, столовых и ресторанов, знающих (А ГЛАВНОЕ - ОСОЗНАЮЩИХ) время?
Я привел небольшие примеры не физического, а умственного развития животных. Их тысячи и тысячи. Так же, как и физических. Тех же собак пород за последние сто лет стало в десятки раз больше. (Хотя здесь уже прямое вмешательство человека).
И так кругом-везде. Разве у муравья 100 лет назад были такие же проблемы как сейчас? Да сейчас, наверно, в миллионы раз больше! Вникните в его природу. Куда ему, бедному тлю приткнуть для кормления - кругом химия? (Хотя и тлю-та старый муравей не таскал - это эволюционное изобретение муравья). В современности проблемы на проблеме. Но ведь живут - приспосабливаются.
Жизнь несомненно усложняется и медленно развивается.
Но во всех случаях - жизнь меняется под воздействием посторонних факторов.
У человека уж очень много эволюционных факторов,которые не могли измениться под воздействием обычной окружающей среды ни при каких условиях. Даже наоборот, человеческие функции иногда прямо были противоположны для развития, из-за чего человеку приходилось и приходится постоянно использовать ум и силы хотя бы для выживания.
Пример? Что у того же москвича было первоначально: отсутствие щерсти или меховая шуба?
Хоть по Теории Дарвина, хоть по Библейской версии, хоть по версии псевдоученых-библеистов с африканской версией - у человека в северных широтах должен был увеличиваться волосяной покров. Человек, раз облысел ранее по их версии, пришедший наполовину волосатым из Израиля на Ямал, должен был не только восстановить волосяной покров, а стать похожим на мамонта. А у него, почему-то глаза уже стали, а волос меньше. Просто бред.
Ни один ученый на Земле не может не только описать, как мог физиологически человек превратиться из обезьяны, но и даже что для этого должно было произойти.
Есть "сказки" в учебниках и публицистике. Есть бла-бла-бла. Любого ученого спросите, как у человека образовалось потоотделение, почему у человека опущенная гортань, почему человек стал ходить на двух ногах - смерти всегда хотел? И т.д. и т.п.
Вам могут прогнать ложь, но могут ответить и правду - НЕ ЗНАЕМ.
Денежный прагматизм делает все, чтобы у обывателя создалось чувство, что все известно - живите спокойно.
На самом деле, даже о самом себе - ЧЕЛОВЕКЕ- наука практически ничего не знает, и делает маленькие шаги к постижению. Но на пути стоит религия, власть и деньги.
Реальные знания им не нужны. Им нужны знания те, которые для них важны, причем в определенный период - сейчас.
Для науки есть только "черточки" развития, даже не взаимосвязанные, которые и дают ложные толкования всяким рвачам от науки.

Наверное, собаки и другие животные произошли от людей, но не на этой планете. Тут не очень понятно, т.к. все животные и люди сделаны из одного и того же материала. Но думаю, из более сложного можно сделать более простое, но не наоборот. Сам же материал произошел от более высокоразвитых существ. Так это или нет, но я представляю себе это как концентрические кольца. Радиус кольца - это насколько далеко животное ушло от Создателя. Создатель - это самое сложное и полное существо из всех. В нем есть все от всех существ и всех животных, и людей, и более сложных существ чем люди. Ангел уходит от Создателя и останавливается на некотором расстоянии. Это расстояние и определяет то воплощение, в котором он явится в этот мир. Чем дальше он ушел, тем более простым животным станет. Самые близкие ангелы становятся частями других ангелов. А дальние, например, могут воплощаться в червей. А могут в животных. Собаки - это чуть более дальние от Создателя существа, чем люди. По крайней мере, я себе это так представляю.

Версия, конечно оригинальная, но, не обижайтесь, вы ее сами хоть обдумывали?
Смесь христианства и какого-го планетоцентризма. Верить, конечно, ваше право.
Но!!! Если вы хотя бы для себя создали собственное понимание мироздания, то, думаю, что оно развалится вами же только при определении хоть какой-то ее части. Названное вами - общие фразы. Вдумайтесь хоть в одну мельчайшую эпостасию. Именно в маленькую часть и углубленно. Задайте сами себе вопросы: что это, как, каким образом и т.д.
И думаю, что абстракция в виде Создателя сразу пропадет. Абстракциями (такими же христианскими, иудейскими, исламскими, буддийскими и т.д.) на конкретные вопросы не ответишь. Вера и знания - противоположности.
Такое же поверхностное мышление у 90-95% верующих в традиционные религии. Никто не задает сам себе глубинных вопросов по своей вере. По большей части, верующие вообще, кроме материальных и физических вопросов (хотя некоторые стараются скрыть это даже от себя) других не знают. Но есть небольшая часть людей, стремящихся к "абсолютной" вере. Подсознательно сами себе они не задают провокационых вопросов и, соответственно, в ответах получают лишь укрепление в "вере" и религиозную радость. Хотя, на самом деле, этот самообман ни к чему хорошему привести не может, так как он постепенно ведет к изменению психики и религиозному сумашедствию.
Знаете, когда я не знаю ответ, то говорю - не знаю. Могу предполагать версии. Но верить в пустоту знаний - не могу. Вера должна быть подкреплена знаниями. Без знаний вера - или чужой обман, или самообман.

Это далеко не оригинальная версия. Собак называли братьями нашими меньшими задолго до появления генетики и всяких других теорий. Братья меньшие - значит младшие.

Знание и вера - это одно и то же, в моем понимании. Почему-то люди любят рассказывать, как верят другие. И откуда они только знают?

Бонобо - это отбросы общества шимпанзе. А потому у них и порядки как не у людей (в смысле нормальных шимпанзе). Они там трахают всё и вся. Будь то самец, самка, подросток - не имеет значение. Все со всеми. Мастурбация, групповуха, межвидовой секс(!)(например с павианами) - всё идёт в ход. Так что не стоит при обсуждении возникновения иерархий у людей ориентироваться на социальную структуру отбросов своего вида.

Вы знаете об этой теории на уровне упрощенных комиксов 19 века. Теория Дарвина подтверждается вокруг нас постоянно. Нигде в его книгах и записях нет "африканской теории" происхождения человека от обезьяны-Евы и гориллы-Адама. Это бред артогонистов-христианских "ученых", которым важно одно (хоть и противоречит Библии) - БОГ создал ОДНОГО человека.
Теория - не аксиома. (Хотя и аксиомы постоянны только для определенных условий). Есть постоянное развитие тела и разума, которое гениальный ум Дарвина усмотрел. Сейчас мы знаем о генетических отличиях человека от обезьяны, да и генетическом различиии разных рас и народностей. Но это ни в коем случае не оповергает теорию Дарвина, а подтверждает ее с дополнениями. Во времена Дарвина не знали о генетике, и он не мог предполагать о возможности изменения (извне) генотипа человека, или, вообще, изменения генов обезьяны до человеческого.
Теория Дарвина - это ОБЩИЙ ПУТЬ с отвлетвлениями, уточнениями и т.д., важность которого, в-первую очередь, состоит в том, что ВСЕ нормальные более-менее образованные люди соображают сейчас, что всего 7521 год назад (по Византийскому календарю) не создался ВЕСЬ МИР, а первый человек (не понимая, что его жестоко эксплуатируют и обманывают) не стал безвозмездно возделывать и охранять райский сад в качестве безумного раба. Дарвин усмотрел,в первую очередь через животных, а затем через людей, -ПРОГРЕСС. Без него, наверно, и интернета у вас не было бы. Как-то слабо представляю инквизицию с интернетовскими орудиями пытки.

Может быть,чел и не происходил из хвостатого примата,но он упорно превращается в подобного.Бибизьянам даже обидно стало,что Дарвин таку теорию выдвинул.Бедненький человече! Ты и Богу нахрен не нужен(попрошайка,лодырь и скандалист).Инопланетяне тебя эксплуатируют уже мильен лет и еще столько же еще будут над тобой глумиться.Зверушки и те возмутились....!Одни с головной болью,на отмель.Другие камнем,в депутатскую машину.Ну всяк по своему бореться.
Баранкины.......будте человеками!

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Инопланетяне тебя эксплуатируют уже мильен лет и еще столько же еще будут над тобой глумиться.


Хочу обратить внимание тех участников, которым интересна Библия, на главу 16 книги Иезекииля . Предствьте себе что Иерусалим - это род Homo Sapiens, и прочитайте эту главу. У вас выйдет, что вся история рода Homo Sapiens описана в этой главе. Выводы будут удивительны. Там есть в т.ч. и похожее на то что говорит дикий. Но только инопланетяне не эксплуатировали нас, а мы красовались перед ними, потому что Бог одарил нас и наделил особой красотой. Мы сами предлагали себя, потому что нам нравилось красоваться.

33 Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою.

Там так же написано, что нас ждет. Многое из всего этого уже произошло. Но осталось кое-что:

61 И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, бо́льших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза.
62 Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь,
63 для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог.

Лично мне нравится (простите), когда кто-то обращается к первоисточникам, в частности - к Библии. Приятно общатся с людьми, которые увлечены - "в теме".
У вас есть "замануха" - "представьте". Но представлять нереальное - дело веры, причем обманутой.
А реально-то, что? Даже из того, что написано? Разве Книга Пророка Иезекииля касается кого-то, кроме иудеев (Израильтян)? Разве не "дщери Иерусалима" описаны в "Книг" Пророка Иезекииля"? - это раз! Как вы ЛИЧНО (так как таких, как вы - больше 1,5 млрд.) можете слова к определенному еврею (или от определенного еврея к какому-то еще соседу-еврею) воспринимать, как обращенные к вам? Если вы еврей - то да, - Библия про вас и для вас. Евреи владеют деньгами мира, а основами их веры завладели чужаки со всего мира, что им не нравится.
НО, 1,5 млрд. людей (по большей части не знавших о нюансах своей веры, и, даже 90% не читавших, хотя-бы Библию) не являются евреями, но, все равно кричат, что верят в СВОЕГО БОГА, не зная даже, что молятся еврейскому БОГУ.
А, во-вторых, вы сделали какую-то странную выборку,извините, но не могу сделать по ней (не только определенную, но даже сравнительную) "историю рода Homo Sapiens".Несколько еврейских фраз - и вся история моих славянских корней - вятичей - описана?
Кроме определенных к историческому моменту еврейских страстей там абсолютно ничего нет. Описываемое в Библии - всего-лишь обгероизная (часто просто исторически лживая) история отпрыска шумерских племен - главы небольшого кочевого племени Аврама (скорее всего - изгнанного из-за своих мерзостей на пустынные окраины), принесенного с собой часть шумерско=акадских знаний, потомки которого до сих пор не могут поделить "землю обетованную" - несколько сот км. земли, из которых плодородных нет, разве, что для стад баранов.

Исследовать и просто читать Библию надо - это история (не точная, а преображенная) и сущность развития Средиземноморских народов. Не читая Библии - вы не увидете явный бред, ложь и выдумки. Но, вместо с тем, Библия - это один из полных древнейших документов, где даже дописки, несостыковки, ложь и т.п. имеют даже большее значение для пытливого ума, чем просто написанная история.

Привет в ответ! Но, пока на Руси правят нерусские, об истории своей Родины можно только собирать по крупицам из разных источников. Найдите расходы по археологии или истории на Руси. Максимум, что найдете - расходы на монастыри, кремли и т.д., но все- христианский период. На дохристианский период если и выделяют - то, наверно, такой мизер, что и не указывают.
А лично меня задевают многолиллионные изыскания каких-нибудь англичан, которые сообщают (статья была недавно), что 10-12 тыс. лет назад на мою реку Десну пришли потомки негров, при чем не до конца европеидных, по большей части - еврейских. Я-то, например, прекрасно знаю, что этому англичанину надо было-бы экскурсию провести о жителях Брянской области 25 тыс (доказанных)- летней давности. С помещениями, экскурсиями и т.д. И это, ТО - ЧТО СЛУЧАЙНО НАЙДЕНО.
И найдено давно, при СССР. Найдено при случайных "огородных" раскопках, когда кости древние сыпятся сами. А специально никто древние города и селища не раскапывает ниже даже 1-го тысячелетия. ОБЩАЯ история не меняется. НЕ хотят НАШИ ПРАВИТЕЛИ искать корни народов.
Добавлю, что куда уже каким-нибудь европейцам понять противостояние вятичского левого берега Десны и правого северянского в течение нескольких СОТ ЛЕТ. Один народ, одни почти племена - одни вершинные, другие низинные, одни лесные, другие полянные, но - война между собой. При этом всегда вместе - войны против общего врага - это отличало РАНЬШЕ славян. Даже через десятилетия и сотни лет официального присоединения вятичей к Киевской Руси (правобережной Деснянской, Днепровской) проезд через Брянские леса считался супер особым героизмом. Одна из версий борьбы Ильи-Мумомца с Соловьем-разбойником - это проезд его через Брянские леса в районе г.Карачева (там и река такая-же и местность). Даже в Книге "Князь Серебрянный" и то прямое упоминание боязни Брянских лесов и их мрачности - смертельные для проезжих.
Но где вы видели официальные учебники истории по дохристианской РУСИ. В каком классе школы их изучают? Важнее Древний Рим, Древняя Греция и Египет.

Прискорбно,но факт на лицо.
Видно кто то во ВЛАСТИ решил,что то что рядом увидят сами,а то что за бугром важнее и интереснее.
Цепочка потянулась...многие рвутся за бугор.Там мед и молочные реки.Возвращаются единицы,а уж людьми остаются...вообще по пальцам посчитать можно.Вот их голоса и не слышат.Крикунов-любителей жвачки и колы хватает с лихвой.Переорут даже бешеного павиана.

Прискорбно то, что начиная от Крещения Руси, вся власть Руси-России идет из-за рубежа. Назначенные Патриархи, помазывающие на трон, Золотоордынские ярлыки на правление, европейские династии на российском троне, якобы народная власть под предводительством всех, но не русских.
Корни сегодняшней власти засекречены.
Но, если в тясячах статей, есть хоть тысячная доля правды, то ни русских у власти на Руси не будет, да и Русь может скопытиться.

Целиком вставлять главу в сообщение было бессмысленно, т.к. все кому интересно могут перейти по ссылке. Вся глава - краткий пресказ истории дщери Иерусалима. Имелось ввиду, что эта глава целиком - история, а не только пара цитат из неё.

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Описываемое в Библии - всего-лишь обгероизная (часто просто исторически лживая) история отпрыска шумерских племен - главы небольшого кочевого племени Аврама (скорее всего - изгнанного из-за своих мерзостей на пустынные окраины)

Так может показаться, если подходить по-книжному. Я думаю, в этом и была проблема между Христом и фарисеями с книжниками. Даже в современные учебники по истории Библейская история попала где буквально, без изменений, а где с корректировками археологов. И постоянно: новые археологические открытия - новые корректировки. Я даже знаю что было бы в конце: оказалось бы, что Библия от и до вымысел. А точнее - вымыслом является то прочтение, которое вы озвучили в приведенной мной выше цитате от вас. Поэтому вся современная история по учебникам - одно сплошное нагромождение ошибок. Многие до сих пор думают, что эта книга о маленьком избранном еврейском народе. Но я думаю что это не так. Авраам - это человек очень могущественный, который участвовал во многих космических сражениях. Это тот человек, от которого произошел весь род Homo Sapiens. Этот человек жил около 300 000 годов назад (либо ~490 000 - сомневаюсь, т.к не помню, мне говорили, но я не помню точно). Еврей - это то как в Библии называют представителей рода Homo Sapiens. Сион - это планета Земля. Библия вся такая. Вы сами где-то говорили, что Авраам победил нескольких царей, которые сами в свою очередь победили нескольких царей. Причем некотрые цари укрылись в горах. Горы в Библии - это планеты. А цари Содомский и Гоморский попадали в смоляные ямы, т.е. черные дыры, скорее всего. Это было космическое сражение, в котором сошлись 9 царей. А Аврам победил победителей. Наверное поэтому Христос, в Новом Завете написано, говорил: "Был бы жив Авраам, из камней сих сделал бы детей себе". Т.к. он был очень могуществен. Думаю, это был человек очень достойный. Может быть даже, если бы мы знали каким он был, мы бы все влюбились в него.

В июле любители кино потянулись в кинотеатры на фильм «Планета обезьян: Война», в котором армия модифицированных ретровирусом приматов ведёт войну против человечества. Шимпанзе верхом на лошадях, гориллы с автоматами, учёные орангутанги — всё это, несомненно, хорошо подходит для шоу. Но может ли когда-нибудь произойти нечто подобное в реальной жизни?

В романе Пьера Буля «Планета обезьян» (1963 год), послужившем основой для этого фильма, космонавт Улисс Меру застрял на страшной планете: ею управляют гориллы, орангутанги и шимпанзе, копирующие язык, культуру и технологии своих бывших хозяев — людей. Тем временем люди деградировали в брутальных, примитивных дикарей.

В зловещем реализме «Планеты обезьян» многое объясняется удивительным вниманием Буля к научным деталям и его знанием работ о поведении животных, опубликованных к тому времени. Его книга опирается на популярную до сих пор идею, будто некоторые животные, например, шимпанзе и дельфины, обладают развитой, но тайной системой коммуникаций, которую люди совершенно не способны понять. Многие предпочитают думать, что все эти «высокомерные» учёные, утверждающие, будто животные не способны разговаривать, просто-напросто не способны расшифровать сигналы животных.

Но книга Буля — это, несомненно, плод вымысла, потому что здесь, на Земле, обезьяны никогда не смогли бы на самом деле усвоить человеческую культуру исключительно с помощью её имитации. В реальности для сложной культуры требуются базовые биологические способности, которые вырабатываются в ходе долгого процесса эволюции. Шимпанзе просто не обладают голосовым контролем и физиологией, необходимыми, чтобы разговаривать.

Кроме того, современных обезьян невозможно сделать высокоразумными даже с помощью расширяющих мозговые способности лекарств. И хотя микробы способны менять поведение (например, вирус бешенства делает поведение своих хозяев агрессивным), они не могут наделить животных способностью говорить.

Мы знаем это, потому что коммуникации между животными активно исследуются уже более столетия, и потому что научные эксперименты не дают даже намёков на действительно сложные коммуникационные способности у животных. Например, в 1940-е годы учёные решили воспитать у себя дома шимпанзе по имени Вики. Но Вики выучила всего лишь четыре слова — «мама», «папа», «cup» (чашка) и «up» (вверх). Это было больше, чем в предыдущем эксперименте, когда шимпанзе росла вместе с человеческим детёнышем. Данный опыт пришлось прекратить, после того как шимпанзе оказалась не способна выучить ни единого слова, зато ребёнок стал подражать звукам шимпанзе.

Контекст

Почему обезьяны не говорят?

Tiscali.cz 03.01.2017

Мурси рассуждает о «Планете обезьян»

The Washington Post 30.11.2012

Не бойтесь, в обезьян не превратимся

Айкакан жаманак 16.11.2012
В последующие десятилетия намного больше энтузиазма вызвали опыты с обучением обезьян языку знаков. Тем не менее, практически все лингвисты согласны с тем, что обезьяны в этих опытах не демонстрировали знания языка. Они могли запомнить значение знаков, но не могли выучить правил грамматики.

О многом говорит тот факт, что высказывания «говорящих» обезьян оказались крайне эгоцентричны. Когда у обезьян есть средства для ведения беседы, их коммуникации ограничиваются выражением желаний, например, «дай еду». Самое длинное записанное высказывание «говорящей» обезьяны — шимпанзе по имени Ним Чимпски — было таким: «Дать апельсин мне дать есть апельсин мне есть апельсин дать мне есть апельсин дать мне ты». Выяснилось, что шимпанзе, бонобо и гориллы — не самые интересные собеседники.

Напротив, уже спустя несколько месяцев после произнесения первого слова двухлетние дети способны выстраивать сложные, грамматически правильные и разнообразные по темам предложения, состоящие из глаголов, существительных, предлогов и определений. Они способны на это, потому что мозг человека эволюционировал так, чтобы понимать и воспроизводить речь.

Многие учёные считают, что речь родилась из использования знаков с разными значениями. Наши предки были погружены в мир, богатый символами, и это привело к эволюционной реакции, способствовавшей развитию нейронных структур, которые позволяют нам эффективно манипулировать символами. Синтаксис в языке человека стал возможен сегодня благодаря тому, что наши предки долгое время пользовались символическими прото-языками. Гены и культура эволюционировали вместе, реорганизуя мозг человека.

Все это в равной степени относится и к военному делу, которое является не просто агрессией в больших масштабах. Во время войны сложные человеческие институты диктуют строгий кодекс поведения и индивидуальные роли, помогающие сотрудничеству. Согласно исследованиям, подобный уровень сотрудничества не может появиться у животных, у которых нет сложной культуры и таких особенностей, как, например, институализированное наказание и социально санкционированное возмездие.

Многие из этих норм не вполне очевидны, а значит, их необходимо прививать, как правило, в период взросления. Но даже когда речь заходит об обезьянах, которые являются искусными имитаторами, у нас нет убедительных свидетельств того, что они активно обучают поведению. Если обезьяны сотрудничают, это случается обычно для помощи родственникам. Между тем, масштаб человеческого сотрудничества, в котором участвует огромное количество не связанных между собой людей, готовых работать вместе, является беспрецедентно большим, потому что это сотрудничество строится на выученных и социально переданных нормах.

Сейчас имеется уже множество доказательств того, что культурная деятельность наших предков изменила человеческий мозг путём естественного отбора, который затем продолжал расширять наши культурные способности ещё больше в повторяющихся циклах. Например, в раннем неолите люди начали пить молоко, после чего они подверглись мощной селекции, в которой выигрывали гены, способные расщеплять богатую энергией лактозу. Такая генетически-культурная соэволюция объясняет, почему многие из нас, имея предков-скотоводов, не страдают непереносимостью к лактозе.

Неудивительно, что Буль сделал такой сильный акцент на имитации. Люди являются потомками длинной линии имитаторов, которые копировали реакцию страха друг у друга, чтобы распознавать хищников и избегать опасности. Сегодня эта способность проявляется в эмпатии и в других формах эмоционального сопереживания, благодаря которым просмотр кино вызывает столько чувств. Без этих способностей мы все смотрели бы фильмы как социопаты, одинаково равнодушные и к убийствам, и к поцелуям.

Именно благодаря имитации наши предки научились разделывать мясо, разжигать огонь, делать копательные инструменты, копья и рыболовные крючки. Эти и другие бесчисленные навыки сделали нас превосходно адаптированными к пониманию движений других и к воспроизводству этих движений нашими мускулами, сухожилиями и суставами. Прошли эоны, и сегодня кинозвёзды демонстрируют те же самые способности, имитируя движения других приматов, с точностью, которая недоступна ни одному другому виду животных.

Человеческая культура, эволюционировавшая тысячелетиями, не является чем-то таким, что другой вид животных может с лёгкостью перенять. Мы можем быть совершенно спокойны, что никакой войны между приматами на Земле не будет. Для того чтобы она началась, другие виды животных должны пройти через столь же длительный процесс эволюции. А единственная обезьяна, которая реально ведёт войны на этой планете, кажется, готова сделать всё, чтобы этого не произошло.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Давно замечено, что животные способны общаться между собой при помощи звуков, поз, характерных движений. Они предупреждают друг друга об опасности, о наличии корма, выражают агрессию, демонстрируют общее возбуждение или расположение.

Однако примитивный набор сигналов — это еще не осмысленная речь. Ученый мир до недавнего времени не допускал и мысли о том, что животное, даже самое высокоорганизованное, можно научить разговаривать с человеком на его языке!

СМЕЛОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

В конце 60-х годов прошлого века двое исследователей -физиологов, супруги Аллен и Беатрис Гарднер (университет г. Рино, штат Невада, США) высказали шокирующее предположение: затруднения, которые испытывают обезьяны шимпанзе, пытаясь произносить слова, ученые объясняли не отсутствием умственных способностей, а строением голосового аппарата, не приспособленного к членораздельной речи.

Юная Уошо

Гарднеры сделали допущение, что обезьяны могли бы объясняться с людьми при помощи движений рук, на языке жестов, более близком для них.

Для подтверждения своей теории ученые решили научить шимпанзе по кличке Уошо (англ. Washoe) говорить на амслене — языке глухонемых! Идея оказалась блестящей: Уошо подтвердила это быстротой, с которой начала овладевать новыми знаниями.

Через пять лет она знала 160 слов, которые умела использовать в различных ситуациях — и по отдельности, и в сочетаниях друг с другом. Как же случилось это чудо?

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Уошо была отловлена в Африке после гибели своей матери, тогда ей было около года. Мать была последней виденной ею шимпанзе — дальнейшее общение проходило исключительно с людьми. Люди в ее присутствии даже между собой разговаривали на амслене, чтобы именно этот язык зафиксировался в ее сознании как единственно возможная форма общения.

Вся жизнь Уошо была продумана таким образом, чтобы побудить ее пользоваться языком глухонемых для выражения своих желаний.

Все, что Уошо «сказала» за пять лет, тщательно записывалось, причем высказывания сортировались по степени достоверности — в зависимости от того, был ли выполнен жест самостоятельно или с подсказкой, регулярно ли он употреблялся в речи в нужном значении или имело место однократное случайное попадание.

Гарднеры в процессе обучения шимпанзе имели возможность сравнивать ее умственное развитие с развитием глухонемых детей, обучающихся по той же программе, — это было еще одним важным пунктом исследования.

УОШО БЕРЕТСЯ ЗА ДЕЛО

Процедура заучивания слов была проста: ученые показывали Уошо какой-либо предмет, затем брали ее за руки и складывали их нужным способом. Со временем обезьяна запоминала жест и ассоциировала его именно с той вещью, которую она видела во время обучения. Например, жест, обозначающий слово «шляпа», заключался в похлопывании ладонью по макушке. После того как Уошо при виде шляпы начинала проделывать нужный жест самостоятельно, она получала лакомство — свой любимый изюм.

Другим способом заучивания слов было подражание. Уошо не раз видела, как люди курят и чистят зубы, и стала повторять движения, сопровождающие эти действия, для обозначения папирос и зубной щетки.

Уошо демонстрировала прекрасное понимание смысла выученных знаков. Например, она делала жест «шляпа», увидев ее лишь на картинке! Более того, она «говорила» о шляпе, когда ее вообще не было в поле зрения, например когда очень хотелось получить ее для игры.

Осмысленность жестов становилась очевидной в те моменты, когда Уошо употребляла одни и те же слова применительно к самым различным ситуациям. К примеру, услышав тиканье ручных часов, она использовала жесты «рука» и «слушать». Когда вдалеке залаяла собака, Уошо привлекла внимание инструктора знаками «собака» и «слушать». А однажды, увидев пролетающий самолет, она показала «слушать» и «летит». Разумеется, это не было случайностью...

СЛОВА СКЛАДЫВАЮТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уошо с детенышем

Через 10 месяцев после начала обучения, между полутора и двумя годами (то есть как раз в том возрасте, когда дети начинают строить фразы из двух слов), Уошо тоже начала усложнять свою речь.

Однажды она попросилась на прогулку из вольера жестами: «Подойди открой». В другой раз, увидев конфеты, она «произнесла»: «Дай сладкое».

Иногда между ней и инструктором происходили короткие диалоги. Вот такой:

Уошо: Пожалуйста.
Человек: Что ты хочешь?
Уошо: Выпустить. Открыть.
Человек: Идти гулять?
Уошо: Да.
Или такой:
Уошо: Ты.
Человек: Что я?
Уошо: Дай пить.
Человек: Попроси вежливо.
Уошо: Пожалуйста пить.

Уошо не просто понимала смысл произносимых ею слов, а различала оттенки этого смысла, зависящие от порядка слов в предложении! Вот интересный пример. Уошо хорошо знала фразу «я щекотать ты»: инструктор часто почесывал ее бока, сопровождая действие соответствующими знаками. Но однажды он сказал фразу наоборот: «Ты щекотать я». Уошо была озадачена.

Посидев какое-то время в растерянности, она повторила фразу в привычном для нее виде: «Ты щекотать я» — и подставила свои бока для почесывания. Но человек не поспешил исполнить ее просьбу, а вместо этого снова повторил фразу-перевертыш на свой лад: «Ты щекотать я». После этого шимпанзе весело бросилась к нему, чтобы сделать то, чего до сих пор ни разу не делала — поскрести пальцами по его одежде!

Если Уошо поняла, что ей приказали, значит, ее мозг сумел творчески переработать прежний жизненный опыт, приложив его к иной языковой ситуации! Это ли не демонстрация способности животного к абстрактному мышлению?

УОШО ШУТИТ И РУГАЕТСЯ

Не только мысли, но и эмоции умела передавать Уошо с помощью жестов. Гарднеры заметили, что Уошо обладает своеобразным грубоватым чувством юмора. Однажды, сидя на плечах инструктора, она помочилась на него и изобразила руками знак «смешно». Сама при этом выглядела очень веселой и довольной.

Как-то раз Уошо не взяли на прогулку из-за плохой погоды, чем, по-видимому, сильно ее огорчили. Наблюдая, как уходят ее «воспитатели», она изливала свою обиду много раз повторенным жестом: «я плакать». Вполне человеческая реакция!

Умела Уошо и ругаться, причем специально этому ее никто не учил. Случилось так, что во время прогулки за автомобилем, в котором ехали инструктор и Уошо, погналась большая собака.

Перепуганная Уошо начала жестикулировать: «Собака уходи». Но та не отставала.

Тогда Уошо выругалась: «Плохая грязная собака». Этого от нее не ожидал даже инструктор.

УОШО - ЧЕЛОВЕК

Уошо не любила не только собак, но и любых других животных. Она не считала их равными себе и называла «черными тварями». Гарднеры, желая лучше понять отношение Уошо к себе и окружающим, провели интересный эксперимент: предложили Уошо отделить фотографии людей от фотографий зверей.

Воспитанница прекрасно справилась с заданием. «Ошибка» была лишь одна: Уошо уверенно поместила свою фотографию в пачку «люди», положив ее поверх фотографии Элеоноры Рузвельт.

Будучи воспитана с людьми, она считала себя человеком! Гарднеры сначала подумали, что, может быть, Уошо всех шимпанзе причисляет к человеческому роду. Для проверки этой догадки ей предложили фотографию другой обезьяны.

Уошо без раздумий бросила ее в пачку «звери», сопроводив это действие жестом «грязная тварь».

РЕЧЬ И ЯЗЫК — НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Причина блестящего успеха четы Гарднер состояла в том, что они сумели подойти к вопросу нестандартно и отрешиться от распространенного предрассудка, согласно которому речь и язык — одно и то же.

Они доказали, что препятствие, мешающее шимпанзе членораздельно заговорить, кроется не в строении нервной системы, а носит чисто физиологический характер.

Общение с животными на человеческом языке возможно! Хотя подобные «межвидовые» беседы нельзя назвать интеллектуальными, но сама возможность подобного диалога представляет собой огромный прорыв, открывающий большие научные перспективы.

Уошо скончалась 30 октября 2007 в возрасте 42 лет. За это время она усвоила около 350 жестов. Когда у Уошо родился детёныш, то он начал учиться жестам, наблюдая не за людьми, а за другими обезьянами, при этом Уошо помогала ему правильно показывать руками жесты-символы.