Джон локк избранные философские произведения. Философия (учебное пособие) - Вишневский М.И

Джона Локка (1632-1704) по праву считают классиком эмпиризма Нового времени. Его трактат «Опыт о челове­ческом разуме» является едва ли не первым крупным фило­софским сочинением, целиком посвященным проблемам теории познания. Основную задачу своих гносеологических исследований Локк видел в выяснении познавательных спо­собностей человека, установлении их пределов, знание ко­торых позволило бы избежать бесплодных споров и разъ­едающего скептицизма, послужило бы побуждением к про­дуктивной умственной деятельности. «Наша задача здесь, -пишет Локк, - знать не все, а то, что важно для нашего по­ведения. Если сможем найти мерила, по которым разумное существо в таком положении, в какое человек поставлен в этом мире, может и должно управлять своими мнениями и зависящими от них действиями, нам нет нужды смущаться тем, что некоторые вещи ускользают от нашего познания».

Как и Декарт, Локк изучал происхождение и познава­тельное значение идей человеческого мышления. Новое время радикально приземлило высокое понятие «идея», ко­торое в философии Платона обозначало надприродную сущность и совершенный, не связанный ни с какими эмпи­рическими ограничениями, образец единичных вещей. Та­кое же онтологическое значение идеям придавала и средне­вековая схоластическая традиция. Декарт же, четко разгра­ничивая самосознающего субъекта и познаваемую им фи­зическую реальность, толкует идею как субъективное состо­яние мыслящего разума и одновременно как своеобразный предмет мышления. Локк вполне согласен здесь с Декартом, называя идеей все то, что ум замечает в себе и что есть не­посредственный объект восприятия, мышления или пони­мания. Идеи - это элементы внутреннего, психического ми­ра, которыми занята душа в процессе мышления.

Но Локк решительно расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. Декарт утверждал существование врожденных идей, ясность и отчетливость которых гаранти­рует их соответствие физической реальности. Локк пол­ностью отрицает возможность врожденного знания и на протяжении всей первой книги своего трактата доказывает, что единственным источником идей является опыт; все на­ше знание в конце концов происходит от опыта. Его отнюдь не убеждают доводы сторонников рационализма относи­тельно якобы общего согласия людей по поводу некоторых идей и постулатов, ибо, например, у маленьких детей ниче­го подобного не запечатлено в их уме. Неодинаковы и мо­ральные принципы разных народов. Есть племена, не зна­комые даже с идеей Бога.

Весь материал мышления нашему разуму доставляет «наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, вос­принимаемые и рефлектируемые нами самими»2. Из опыта чувств, обращенных к внешним предметам, мы получаем идеи различных качеств этих предметов. Внутреннее вос­приятие деятельности нашего ума доставляет идеи другого рода, которые невозможно получить извне.

Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. М., 1960. Т. 1.С. 74. Там же. С. 128.

Таковы идеи мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, жела­ния. Источник этих идей хотя и не связан непосредственно с внешними предметами, но все же похож на них, и Локк на­зывает его «внутренним чувством», или рефлексией, пони­маемой как наблюдение, которому ум подвергает свою дея­тельность и способы ее проявления, вследствие чего в разу­ме возникают идеи этой деятельности. Опыт рефлексии мо­жет возникнуть лишь после получения извне ощущений.

Итак, наши идеи, относящиеся в внешним телам, имеют источником качества этих тел. Одни из этих качеств, по убеждению Локка, не могут быть отделены от тел, а равно и от какой-либо частицы материи. Это протяженность, плот­ность, форма, подвижность, количество. Такие качества тел Локк называет первоначальными, или первичными. Идеи подобных качеств точно воспроизводят соответствующие параметры воспринимаемых предметов. Вместе с тем такие качества, как цвета, звуки, вкусы, имеют субъективный ха­рактер и, будучи вызванными различными комбинациями первичных качеств, представляют собой человеческие пере­живания, непохожие на вызвавшие их причины. Эту группу качеств Локк называет вторичными, подчеркивая, что в са­мих телах нет ничего сходного с идеями красного, сладкого и т.д.

Различение первичных и вторичных качеств отнюдь не является открытием Локка. Оно встречалось еще у антич­ных атомистов и вообще характерно для тех философов, ко­торые подчеркивают определяющую значимость механи­ческих параметров бытия. Не случайно к этому же различе­нию в Новое время обратился Галилей.

Человеческая душа, по Локку, получает от наших чувств простые и несмешанные идеи. Доставляются они только ощущением и рефлексией (размышлением, самонаблюде­нием). Простые идеи, по Локку, не могут создаваться чело­веческим разумом, а равно и произвольно разрушаться им, подобно тому, как мы не можем создать из Ничего какую-нибудь из вещей материального мира или, наоборот, обра­тить ее в ничто. Разум может повторять, сравнивать, комби­нировать эти простые идеи, но не в его власти изобрести хо­тя бы одну новую простую идею. При восприятии их ум пассивен. Вместе с тем ум способен проявлять активность, используя такие идеи как материал для построения новых, сложных идей, которые могут быть либо модусами, либо субстанциями, либо отношениями (математическими или же моральными).

Модусы понимаются при этом как слож­ные идеи, зависимые от субстанций или являющиеся их свойствами. Идея субстанции есть такое сочетание простых идей, которое считается представляющим отдельные, са­мостоятельно существующие вещи. При этом всегда пред­полагается неясная, по словам Локка, идея субстанции как таковой. Последняя идея есть предположение о неизвестном нам носителе тех качеств, которым соответствуют простые идеи. Возможны идеи материальной субстанции и субстан­ции духовной, однако обе они не отличаются отчетли­востью, хотя у нас нет и оснований утверждать небытие со­ответствующих субстанций. Свою позицию в отношении общих понятий Локк определяет в духе номинализма, при­знавая общее порождением абстрагирующей деятельности разума и утверждая, что реально существует лишь еди­ничное.

Человеческий ум, по Локку, познает вещи не непосред­ственно, а через посредство имеющихся у него идей этих ве­щей. Поэтому познание реально лишь постольку, посколь­ку наши идеи соответствуют вещам. «Но что будет здесь критерием? Как же ум, если он воспринимает лишь свои собственные идеи, узнает об их соответствии самим ве­щам?»1. Хотя этот вопрос признается нелегким, однако Локк утверждает, что есть два вида идей, которым мы вправе до­верять. Это, во-первых, все простые идеи, являющиеся не выдумками нашего воображения, а естественными и закономерными продуктами окружающих нас вещей. Во-вторых, это все сложные идеи, кроме идей субстанций. Не субстанциональные сложные идеи образуются умом по своему свободному выбору и сами являются прообразами, с которыми мы соотносим вещи. Отсюда - специфическая реальность математического познания, а также познания принципов морали. Этические и математические утвержде­ния не становятся менее истинными от того, что мы сами образуем соответствующие идеи. Здесь достаточно лишь непротиворечивости, согласованности идей.

Идеи субстанции имеют свои прообразы вне нас, поэто­му их познание может и не быть реальным. «Реальность на­шего познания субстанций основана на том, что все наши сложные идеи субстанций должны быть составлены из та­ких, и только из таких простых идей, которые были обнару­жены совместно существующими в природе».

Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. Т. 1.С. 549.

Наиболее достоверным является интуитивное познание, при котором ум воспринимает соответствие или несоответ­ствие двух идей непосредственно через них самих, без при­влечения других идей. Таким образом ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух. От такой интуиции, не оставляющей мес­та колебаниям или сомнениям, всецело зависит, как полагал Локк, достоверность и очевидность всего нашего познания.

От интуитивного познания производно познание демон­стративное, или доказательное, достигаемое опосредованно, при участии других идей, привлекаемых в процессе рассуж­дения. Каждый шаг в осуществлении доказательства должен обладать интуитивной достоверностью. В целом же наше познание никогда не достигает всего того, что нам хотелось бы знать. У нас есть идеи материи и мышления, но не пред­ставляется возможным узнать, мыслит ли какой-нибудь ма­териальный предмет. Даже Бог представляет собой всего лишь сложную идею, образуемую путем соединения идеи бесконечности с идеями существования, силы, знания и т.д. Таким образом, «у нас есть интуитивное познание нашего собственного бытия, демонстративное познание бытия божия, а для бытия других вещей мы располагаем только чувственным познанием, которое простирается лишь на предметы, непосредственно предстающие нашим чув­ствам»2.

Локк, как и Декарт, считает идеи чисто духовными фено­менами, поэтому переход от них к реальному внешнему бы­тию есть некий скачок. Но Локк не считает, в отличие от Де­карта, мышление субстанциональным, и напрашивается вывод о том, что признание реальности вещей делает идеи призрачными, тогда как допущение реальности идей пре­вратило бы сами вещи в продукты нашего воображения.

Определенного внимания заслуживает социально-фило­софская концепция Локка. Как и Гоббс, он утверждает дого­ворное происхождение государства; но если у Гоббса «есте­ственное состояние» людей, предшествовавшее государственному, изображается в весьма мрачных тонах и толку­ется как бессмысленная и жестокая война всех против всех, то Локк рисует эту раннюю фазу истории как состояние ра­венства, в котором власть и правомочность являются вза­имными, а свобода не сопровождается произволом.

1 Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк.

Свобо­ду человека направляет естественный закон, запрещающий ограничивать другого в его жизни, здоровье, праве или иму­ществе. Поэтому власть правителя, полученная на основе договора, не может посягать на неотторжимые права каж­дой человеческой личности. Умеренны и воззрения Локка на религию. Признавая доказанным бытие Бога, он вместе с тем выступает сторонником веротерпимости и считает не­допустимым вмешательство государства в религиозную жизнь. Такая рассудительная и осторожная мировоззрен­ческая установка в основном отвечала духу времени, что и обусловило популярность философии Локка среди совре­менников, а также значительное ее влияние на мировоз­зренческую мысль эпохи Просвещения.

Практическим приложением философского учения Лок­ка явилась его педагогическая концепция. Если Я.А. Комен-ский был озабочен в основном эффективной организацией обучения школьников, то Дж. Локк" продолжил идеи «есте­ственной педагогики» в направлении, связанном с воспита­нием характера образующейся личности. Начало эпохи Просвещения отмечено повышенным вниманием к пробле­ме естественного, т.е. отвечающего человеческой природе, мировоззрения, которое строилось бы в согласии с опытом. Если опыт вообще является источником нашего познания, то и постановка дела образования должна открывать детям доступ к целесообразному опыту, наполняющему душу нужными для жизни знаниями. Страсти души, как утверж­дал Декарт, а вслед за ним и Спиноза, замутняют наш ум. Поэтому, полагал Локк, в человеке нужно так развить сво­боду воли, чтобы она направляла его на самосовершенство­вание. Ребенок нуждается в авторитете, а его источником является, во-первых, божественная воля, поддерживаемая религиозной верой, во-вторых, государственно-правовая воля, основывающаяся на общественном договоре, и, в-третьих, общественная мораль и личная нравственная нор­ма. Задача воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить це­лесообразное педагогическое воздействие, формирующее нужный, благотворный личный опыт ученика. Воспитатель должен выявить его положительные задатки, развить его де­ятельные силы, укрепить его физическое и духовное здоровье.

Счастье основывается на добродетели, мудрости, бла­говоспитанности, а также на обладании нужным для жизни знанием.

Педагогика Локка имеет практический и даже призем­ленный характер. Так, мудрость понимается им как искус­ство предусмотрительно и умело вести свои дела; доброде­тель он связывает с внутренней дисциплиной, умением под­чиниться доводам разума; все воспитание должно основы­ваться, кроме разумной дисциплины, на знании работы на­шего организма и человеческой воли, а также на уважении к другим людям и соблюдении нравственных норм.

С позиций зарождающегося буржуазного либерализ­ма широкий круг политических и правовых проблем, в том числе и вопросы соотношения права и закона, раз­работал Джон Локк (1632-1704). Его деятельность про­ходила в эпоху английской буржуазной революции XVII в. По меткой характеристике Ф. Энгельса, «Локк был в религии, как и в политике, сыном классового ком­промисса 1688 года» ив.

В своем политико-правовом учении Локк исходит из концепций естественного права и договорного происхож­дения государства. В его интерпретации эти концепции приобретают отчетливо выраженную антифеодальную на­правленность. В духе буржуазного либерализма и идей господства права он решает проблему соотношения инди­вида и политической власти, подданных и государства. С этих позиций он отвергает феодальные воззрения о подданных как собственности монарха, а также отстаи­вавшиеся в учении Гоббса представления об абсолютной власти государства.

В естественном (догосударственном) состоянии гос­подствует естественный закон, закон природы. Это со­стояние в характеристике Локка существенно отличается от гоббсовской (отчасти и спинозовской) картины войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «требует мира и без­опасности для всего человечества» *". И человек в соот­ветствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы, и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность,- стремится не навредить другому.

В духе традиционного естественно-правового требова­ния «воздавать каждому свое, его собственное, ему

ив Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419. 117 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960, т. 2, с. 8.

принадлежащее» Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собственности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый чело­век по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество» И8.

Естественное состояние отмечено, согласно Локку, «полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» и таким «равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого» "9.

Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается вла­стью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и (Ьорм за­щиты недостаточно для обеспечения спокойной и без­опасной жизни, надежно гарантированной неприкосно­венности собственности и т. д.


Разумное преодоление недостатков естественного со­стояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, при­чем «великой и главной целью объединения людей в го­сударство и передачи себя под власть правительства» 12С является обеспечение за каждым его естественных прав на собственность - жизнь, свободу и имущество. Само­защита каждым человеком своих естественных прав и требований при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и сво­бод личности политической властью. Однако по договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон при­роды (как закон разума) продолжает действовать и в го­сударственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий и деятельности полити­ческой власти.

Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделе­ние властей (на законодательную, исполнительную и фе­деративную) . Причем законодательная власть, обладаю-

щая исключительным правом издавать обязательные дли всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчер­кивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.

Существенным моментом локковской договорной кон­цепции государства является «доктрина законности со­противления всяким незаконным проявлениям власти» 121. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коре­нится в суверенных правомочиях народа - учредителя государства. И после заключения договора народ остает­ся судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать до­говор и оказанное им доверие.

Общественный договор, по Локку, таким образом, заключается не раз навсегда, без права последующего народного контроля за его соблюдением со стороны вла­стей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения полити­ческой власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные от­ношения людей с государством - постоянно обновляю­щийся процесс, протекающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопостав­ляет феодальным представлениям о прирожденном под­данстве - безусловной и не зависящей от самого челове­ка, его как бы природной связанности с данной властью.

Локк подчеркивает, что человек не рождается поддан­ным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью ка­кого-либо правительства,- пишет Локк,- делает их членами этого государства, и это согласие дается по­рознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и за­ключают, что они по природе являются подданными точ-

Там же, с. 116.

но так же, как они являются людьми»122. Причем не молчаливое, а только явно выраженное согласие делает человека членом этого государства, и в таком случае человек уже не может порвать свою связь с ним и поль­зоваться свободой естественного состояния.

Аналогичные представления о договорном характере взаимоотношений гражданина и государства, включая не­обходимость согласия совершеннолетнего человека стать членом данного государства, отстаивал, как известно, уже Сократ (Платон, Критон, 51).

В учении Локка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о до-говорно обусловленном характере его сущности и дея­тельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному чело­веку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и госу­дарством в целом и отдельными государственными вла­стями - с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не односторон­нее абсолютное право у государства и безусловную обя­занность у подданных, как это имеет место в гоббсов-ской интерпретации договорной теории учреждения госу­дарства.

Политико-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естествен­ных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность аб­солютной власти, которые неизбежно предполагают изна­чальное бесправие подданных и октроированный харак­тер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав и свобод, Локк вообще не считает формой гражданского правления и государственного устройства. Абсолютная, деспотическая власть, ввергаю­щая людей в рабство, хуже естественного состояния с его, пускай и недостаточно гарантированными, равными правами и свободами всех.

Подчеркивая необходимость свободы от абсолютной власти, Локк замечает, что без такой свободы жизнь и безопасность человека ставятся под угрозу.

Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем политико-пра-

1М Там же, с. 68.

вовом учении Локка. Причем, как это отчетливо видно из сказанного, Локк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечения в своих концепциях неот­чуждаемых и не прекращающих своего действия естест­венных прав, общественного договора об учреждении го­сударства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, целей и пределов государственных полномочий, разделения властей, правомерности сопро­тивления незаконным действиям властей и т. д.

Весь этот комплекс идей и представлений, связанный с локковской трактовкой свободы, лежит в основе также и его правононимания. Большое достоинство учения Лок­ка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естествен­ным и гражданским). Отвергая понимание свободы как произвольного усмотрения и несвязанности никаким за­коном, Локк связывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятия закона и законности необходимой и определенной ценностно-содержательной характеристикой.

Локк отвергает представления о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих явлениях, обоснованию чего много усилий посвятил Гоббс. Отвергая подобные представления, Локк замечает: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью зако­на является не уничтожение и не ограничение, а сохра­нение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы» 123.

Естественная свобода, согласно Локку, «заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы»т. В гражданском состоянии эта свобода не уничтожается, а лишь модифицируется и конкретизиру­ется, приобретая необходимую определенность, общезна­чимость. Такое видоизменение свободы обусловлено кон­кретизацией положений закона природы в гражданских законах и связанными с гражданским состоянием изме­нениями в средствах защиты требований закона. В целом свои представления о свободе и законе в государственном

123 Там же, с. 34. "* Там же, с, 17.

состоянии Локк удачно резюмирует следующим образом; «Свобода людей, находящихся под властью правительст­ва, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и уста­новленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» |25.

Гарантировапность свободы в государственном состоя­нии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного провосудия и, наконец, властной пуб­личной силы, способной претворять в жизнь справедли­вые судебные решения.

Законы, издаваемые в государстве верховной (законо­дательной) властью, должны, согласно учению Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неот -чуждаемым правам и свободам человека. Такое соответст­вие гражданского закона закону природному, учет в пер­вом требований второго, выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государ­стве закона.

Отсюда вытекает ряд требований к самому законода­телю, которые очерчивают границы его компетенции. «За­кон природы,- подчеркивает он,- выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, долж­ны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является» i2S.

Общеобязательность гражданского закона, в том чис­ле и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Локку, выражает «волю об­щества»т. Должностные лица (вплоть до короля), дей­ствуя в качестве официальных представителей общества, обладают лить той волей и властью, которая представле­на в закопе. Когда же деятельность короля определяется

его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер, поскольку «члены общества обязаны повиноваться только воле об­щества» 128. Ни для одного человека, подчеркивает Локк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. Локк верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носи­теля государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, тогда как все осталь­ные продолжают руководствоваться правилами граждан­ского состояния. Эти рассуждения Локка направлены про­тив учения Гоббса, по которому государственная власть носит надзаконный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами («пра­вом войны»).

Законодательная власть является верховной среди других государственных властей, по отношению же к об­ществу в целом она «представляет собой лишь доверен­ную власть, которая должна действовать ради определен­ной цели»129. Когда же законодательная власть дейст­вует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюся у него «верховную власть отстранять или изменять состав законодательного орга­на» 13°. Здесь, как и в праве народа на восстание, отчет­ливо проявляется присущая локковскому политико-право­вому учению идея неотчуждаемого (в пользу государст­ва) народного суверенитета, получившая у Руссо свою дальнейшую разработку и развитие.

Во всех формах правления, подчеркивает Локк, пол­номочия, данные обществом, а также закон бога и при­роды установили для законодательной власти определен­ные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласия его собственности. По смыслу общест­венного договора, предусматривающего, в частности, та­кую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательная власть «не может передавать право из­давать законы в чьи-либо другие руки», «не может брать на себя право повелевать посредством произвольных дес­потических указов, наоборот, она обязана отправлять пра-

128 Там же.

129 Там же, с. 85.

130 Там же, с. 86.

восуДие й определить права подданного посредством про­возглашенных постоянных законов и известных, уполно­моченных на то судей» т.

«Постоянные законы», о которых говорит Локк, игра­ют роль исходного и основного по существу конституцион­ного позитивно-правового источника для текущего за­конодательства. И обязанность законодателя руководст­воваться в своей деятельности положениями этих «по­стоянных законов» является существенной юридической гарантией отстаиваемой Локком законности вообще, за­конности в законодательной деятельности в особенности.

В целом Локк, в отличие от сторонников ограниченной законности, законности против подданных (Гоббс, Спиноза и др.), довольно последовательно развивает и отстаивает концепцию всеобщей и полной законности, требования которой распространяются на всех без исклю­чения - как на подданных, так и на государственные власти.

Резюмируя смысл подхода Локка к проблеме соотно­шения права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского зако­на (т. е. позитивного права) опираются на его содержа­тельные характеристики и являются их конкретизацией в юридико-технической плоскости. Основной (идеальный) замысел Локка состоит в достижении того, чтобы граж­данский закон воплотил в себе требования естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспе­чив их публично-властной защитой. Локк, следовательно, стремится обеспечить действие закона природы и неот­чуждаемых прав и свобод человека опосредованно - имен­но через гражданские законы. В случае такого соответ­ствия естественного и гражданского законов (опосредова­ния содержания первого в форме второго и адекватности данной формы своему содержанию) веления и правила ес­тественного закона становятся содержанием гражданского закона, поглощаются им. Здесь мы имеем дело с искомой (идеальной) конструкцией правового закона. Там же, где нет такого соответствия гражданского закона закону есте­ственному, непрекращающееся никогда действие послед­него также и в гражданском состоянии носит уже непосредственный характер, определяя деспотичность (не­справедливость, неправомерность и незаконность) произ-

131 Там же, с. 81-82.

йольных (противоречащих естественному закону й обще­ственному договору) законов и правомерность сопротив­ления незаконным действиям государственных властей вплоть до народного восстания и учреждения новой фор­мы правления.

Положения Локка о соотношении естественного и гражданского законов, о неотчуждаемых правах и свобо­дах человека, о взаимосвязи свободы и закона, о праве парода на восстание, разделении властей и т. д. сыграли значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли, особенно в плане формирования и раз­вития буржуазного либерализма и индивидуализма. За­метное влияние они оказали на воззрения ведущих фран­цузских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции XVIII в. (Джефферсо-на, Мэдисона, Франклина и др.).

«Взгляды Локка,- отмечал К. Маркс,- имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного обще­ства в противоположность феодальному...» 13г

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Само понятие «собственность» священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.