Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира. Значит, традиция молоканства ушла от вас

Дата рождения: 26.02.1938

Советский, российский писатель-прозаик, публицист, общественный деятель. Известность получили его произведения, посвященные авторскому осмыслению актуальных событий общественно-политической жизни России. Значительное место в творчестве писателя занимает афганская тема.

Внук И. С. Проханова (руководителя Всероссийского союза евангельских христиан в 1908-1928 гг.). Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Родился в Тбилиси. Отец погиб под Сталинградом и Александр рос с матерью и бабушкой. После школы Проханов поступил в Московский авиационный институт, после окончания которого в 1960 г. устроился в конструкторское бюро. Однако, не проработав и года, бросил все и уехал сначала в Подмосковье, а потом в Карелию работать лесником. Примерно к этому времени относится начало литературной деятельности писателя.В 1964 г. Проханов возвратился в Москву, устроился на работу в журнал «Жизнь слепых». В конце 60-х его рассказы начинают печататься и привлекают внимание . С 1970 года работал корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета», специализировался на освещении военных конфликтов. В качестве военного корреспондента Проханов посетил все "горячие точки" планеты: Афганистан, Никарагуа, Камбоджу, Анголу, Кампучию, Вьетнам и др. В 1971 г. выходит первая книга Проханова: "Иду в путь мой", в 1972 году Проханов становится членом Союза писателей СССР (по рекомендации Ю. Трифонова). С 1986 года он активно пишет в статьи в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Литературную газету». С этого времени писатель энергично заявляет о своей политической позиции в работах о событиях в Афганистане и других"горячих точках" планеты.С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создал газету «День». В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддержал ГКЧП, был автором обращения “Слово к народу” (июль 1991), которое было расценено как манифест ГКЧП.В сентябре 1993 года выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал Верховный Совет. После ряда политических публикаций газета «День» была запрещена Министерством юстиции. В ноябре 1993 года Проханов организовал новую газету - «Завтра», главным редактором которой является по сей день (2009). На президентских выборах 1996 года Проханов поддержал кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. Дважды - в 1997 и 1999 годах Проханов подвергался нападениям неизвестных, в первом из нападений получил сотрясение мозга. Проханов считается одним из лидеров "левой" оппозиции, поддерживает идеи Национал-большевистской партии, но при этом является сторонником В.В. Путина. Широкий резонанс получили антиизраильские высказывания Проханова, а также его призывы о поддержке таких движений как Хэзболла (Израиль) и Талибан (Афганистан).Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек. Женат, имеет двух сыновей и дочь. Одни из сыновей работет фотокорреспондентом в газете "Завтра".

Публицистический стиль Проханова столь же метафоричен, как и его проза: "Национал-большевистская партия - орден, исповедующий религию бунта, жертвенности, преданность левой идее, от которой отступились утомленные красным цветом респектабельные клерки, предлагающие народу зеленый арбуз коллаборационизма. В этих условиях, когда гемоглобин революции уступил место хлорофиллу соглашательства, - лимон должен был покраснеть".

Награды писателя

Премия им. К.Федина (1980)
Премия Ленинского комсомола (1983)
Орден Трудового Красного Знамени (1984)
Орден "Знак Почета"
Орден Боевого Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Премии журналов “Знамя” (1984), "Наш современник" (1990, 1998)
Золотая медаль им. А.Фадеева (1987)
Премия Министерства обороны СССР (1988)
Международная Шолоховская премия (1998)
Медаль «Защитнику Приднестровья»”, (2001)
Премия «Честь имею» (2001).
Премия « » за роман Господин Гексоген (2002)
(2009)

Библиография


Письма о деревне (1971)
Неопалимый цвет (1972)
Желтеет трава (1974)
Во имя твое (1975)
Отблески Мангазеи (1975)
Кочующая роза (1976)
Время полдень (1977)

Вечный город (1981)
Дерево в центре Кабула (1982)
В островах охотник (1984)
Горящие сады (1984)
Ядерный щит (1984)
И вот приходит ветер (1985)
На дальних рубежах (1985)
Светлей лазури (1985)


Записки на броне (1989)
600 лет после битвы (1989)

Ангел пролетел (1994)
Дворец (1995)


Слово, пронесённое сквозь ад (сборник передовиц Проханова, рисунков Г. Животова и стихов Е. Нефедова) (1999)


Крейсерова соната (2004)

Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, - известный отечественный писатель, общественный и политический деятель. Является главным редактором и издателем газеты "Завтра".

Биография политика

Александр Проханов, биографию которого вы можете прочитать в этой статье, родился в Тбилиси в 1938 году. Его предки были молоканами. Это представители отдельной ветви христианства, которые не признают креста и икон, не совершают крестного знамения и считают грешным есть свинину и пить спиртное. Они были родом из Саратовской и Тамбовской губерний. Оттуда перебрались в Закавказье.

Дед Проханов был молоканским богословом, являлся родным братом Ивану Проханову, основателю Всероссийского союза евангельских христиан. Хорошо знаком и дядя Проханова, который был известным в СССР ученым-ботаником, был репрессирован в 30-е годы, но позже реабилитирован.

Александр Проханов, биография которого есть в этой статье, в 1960 году окончил После пошел работать в НИИ инженером. Еще будучи студентом старших курсов, взялся за написание стихов и прозаических произведений.

В 1962-1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. Именно в те годы Проханов Александр Андреевич, биографию которого можно узнать из этой статьи, открыл для себя таких писателей, как Владимир Наборов и Андрей Платонов.

Литературная карьера

В конце 60-х герой нашей статьи решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. В 1968 году он пришел в "Литературную газету". Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу и Камбоджу.

Один из главных журналистских успехов Проханова - репортажи о событиях который произошел в то время на советско-китайской границе. Он стал первым, кто стал об этом открыто писать и говорить.

В 1972 году журналиста Александра Проханова, биографию которого вы сейчас читаете, приняли в Союз писателей СССР. В 1986 году стал публиковаться в толстых литературных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", продолжал сотрудничество с "Литературной газетой".

В 1989 году Проханов стал главным редактором журнала "Советская литература", входил в редакционную коллегию журнала "Советский воин".

Газета "День"

Во время перестройки занял активную гражданскую позицию. В самом конце 1990 года Проханов создает газету "День". Сам становится ее главным редактором. В 1991 году он опубликовал знаменитое антиперестроечное обращение, которое озаглавил "Слово к народу". В те времена газета становится одним из самых радикальных и оппозиционных средств массовой информации, выходит вплоть до октябрьских событий 1993 года. После этого власти закрыли издание.

В 1991 году Александр Проханов, биография которого содержится в этой статье, был доверенным лицом генерала во время выборов президента РСФСР. Макашов баллотировался от Коммунистической партии РСФСР. В итоге он занял только пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Победил тогда Борис Ельцин, заручившийся поддержкой 57 с лишним процентов голосов россиян. Во время августовского путча наш герой открыто выступил на стороне ГКЧП.

В 1993 году Проханов в своей газете "День" назвал действия Ельцина государственным переворотом, призывая поддерживать членов Съезда народных депутатов и Верховный Совет. Когда танки расстреляли советский парламент, газету "День" запретили решением Министерства юстиции. Помещение, в котором располагалась редакция, разгромил ОМОН. Сотрудников избили, а имущество уничтожили, как и архивы. К тому времени запрещенную газету печатали в Минске.

Появление газеты "Завтра"

В 1993 году зять писателя Проханова по фамилии Худорожков зарегистрировал новую газету - "Завтра". Ее главным редактором стал Проханов. Издание выходит до сих пор, многие обвиняет его в публикации материалов антисемитской направленности.

Газета в 90-е славилась жесткой критикой постсоветского устройства, в ней часто публикуются материалы и статьи популярных оппозиционных деятелей - Дмитрия Рогозина, Владимира Квачкова, Сергея Кара-Мурзы, Максима Калашникова.

Газета фигурирует во многих современных художественных произведениях искусства. Например, в романе "Моноклон" Владимира Сорокина или в "Акико" Виктора Пелевина. Глеб Самойлов посвятил этой газете даже свою одноименную песню.

В последние годы издание изменило свою концепцию. В ней появились публикации государственно-патриотического содержания. Проханов провозгласил проект "Пятая империя", при этом он стал более лояльным к власти, хотя по-прежнему нередко критиковал существующее положение в стране.

В 1996 году Проханов вновь принял активное участие в президентской кампании. На этот раз он поддержал кандидатуру Решить судьбу победителя в первом туре не удалось. Ельцин набрал 35%, а Зюганов - 32. Во втором туре Ельцин одержал победу с результатом в 53 с небольшим процента голосов.

Политическая активность Проханова многих не устраивала. В 1997 и 1999 годах он подвергался нападениям неизвестных.

"Господин Гексоген"

В качестве писателя Проханов стал известен в 2002 году, когда издал роман "Господин Гексоген". За него он получил премию "Национальный бестселлер".

События развиваются в России в 1999 году. Произошедшая в то время серия взрывов в жилых домах представляется как тайный заговор власти. В центре повествования оказывается экс-генерал КГБ по фамилии Белосельцев. Его привлекают к участию в операции, конечной целью которой является приход к власти некоего Избранника.

Сам Проханов признавался, что в то время рассматривал Путина как человека команды Ельцина. Но со временем изменил свою точку зрения. Проханов стал утверждать, что именно Путин жестко остановил распад страны, убрал олигархов от непосредственного управления ею, организовал российскую государственность в ее современном виде.

В 2012 году вошел в состав Совета по общественному телевидению, который был сформирован указом президента Владимира Путина. В настоящее время занимает пост заместителя председателя совета при федеральном Министерстве обороны.

Икона со Сталиным

Проханова многие знают благодаря его эпатажным поступкам. Например, в 2015 году он пришел на заседание пленума Союза писателей России, которое проходило в Белгороде, с иконой "Богоматерь Державная". На ней был изображен Иосиф Сталин в окружении военачальников советского времени.

После этого икону принесли на Прохоровское поле во время торжеств по поводу знаменитого танкового сражения, во многом решившего исход Великой Отечественной войны.

При этом Белгородская митрополия официально сообщала, что на службе присутствовала не икона с генералиссимусом, а картина, которая была написана в иконописном стиле, так как никто из изображенных на ней персонажей не был причислен к лику святых Русской православной церковью. А некоторые и вовсе были гонителями церкви.

Также широко известно, что Проханов увлекается примитивизмом и коллекционирует бабочек. В его собрании уже около трех тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Конечно же, рассказывая биографию Александра Проханова, о семье нельзя не упомянуть. Она у него большая и крепкая. Его супругу звали Людмила Константиновна. После свадьбы она взяла фамилию мужа.

В биографии Александра Проханова семья, дети всегда были в числе главных приоритетов. С женой он прожил в браке до 2011 года. Она скоропостижно умерла. У них остались дочь и двое сыновей. Дети в личной жизни Александра Проханова (биография его полна интересными событиями) играют важную роль.

Сыновья Проханова

Определенную известность в обществе заработали его сыновья. Андрей Фефелов стал публицистом, является главным редактором интернет-канала "День". Высшее образование получил в МИСИ, окончил инженерный факультет.

После вуза сразу отправился в армию, служил в пограничных войсках. Во время перестройки встал на путь отца, стал публицистом и писателем, начал публиковаться в политических журналах. В 2007 году получил пост главного редактора в газете "Завтра", где работал его отец. У него семья.

Второго сына зовут Василий Проханов, он автор-исполнитель. В биографии Александра Андреевича Проханова семья имеет важное значение. Он всегда ей уделял много внимания. Биографией, личной жизнью Александра Проханова интересуются все поклонники его творчества.

Судебные разбирательства

Неоднократно Проханов становился участником судебных разбирательств. В 2014 году он написал для "Известий" статью под названием "Певцы и подлецы". В ней рассказывалось о выступлении Андрея Макаревича перед украинскими военнослужащими. Проханов утверждал, что сразу после концерта солдаты отправились на позиции обстреливать мирных жителей Донецка.

Суд обязал опровергнуть эти факты, а также выплатить Макаревичу 500 тысяч рублей за моральный вред. Затем городской суд отменил решение нижестоящего суда и обязал разместить только опровержение.

Творчество Проханова

Русский по национальности Александр Проханов. В биографии его обязательно нужно об этом упомянуть. Его стиль отличается оригинальным и колоритным языком. В нем много метафор, необычных эпитетов, а каждый персонаж индивидуализирован.

У Проханова практически всегда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, в уже упоминавшемся в этой статье романе "Господин Гексоген" олигарх, похожий по описаниям на Березовского, попав в больницу, просто тает в воздухе. А Избранник, в котором многие угадывали Путина, сев за штурвал самолета, превращается в радугу.

Также в его творчестве можно заметить симпатию к христианству, всему русскому. Сам он до сих пор считает себя советским человеком.

Ранние произведения

Первыми произведениями Проханова стали рассказы, которые он публиковал в газетах и журналах. Многим запомнился его рассказ "Свадьба" 1967 года.

Его первый сборник под названием "Иду в путь мой" был опубликован в 1971 году. Предисловие к нему написал популярный в то время Юрий Трифонов. В нем Проханов описывает русскую деревню с ее классическими обрядами, самобытными персонажами и устоявшейся этикой. Спустя год он издает еще одну книгу о проблемах советской деревни - "Неопалимый цвет".

Его первый роман напечатали в 1975 году. Он назывался "Кочующая роза". Он имеет полуочерковый характер и посвящен впечатлениям автора от поездок по Дальнему Востоку и Сибири.

В нем, а также в нескольких последующих произведениях Проханов обращается к проблемам советского общества. Это романы "Место действия", "Время полдень" и "Вечный город".

Советский и российский общественный деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты "Завтра".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова , лидера КПРФ . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить Андрею Макаревичу 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что Михаил Барщевский , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".


Андрей ФЕФЕЛОВ. Станислав Иванович, как тема лагерей возникла в Советском Союзе?

Станислав КУЗЬМИН, доктор юридических наук, автор книги «ГУЛАГ без ретуши». Лагеря своим истоком имеют время Гражданской войны и интервенции. Для того чтобы, не сильно свирепствуя против бывших представителей господствующего класса, не дать им выступить на стороне интервентов, их нужно было изолировать. И одновременно использовать для решения различных хозяйственных вопросов: заготовки древесины для отопления городов, расчистки и ремонта дорог и т.п.

Позже появился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Это был уже специализированный лагерь, куда направлялись уголовники и политические противники советского строя - священнослужители, эсеры, представители других партий. Соловки привлекали к себе внимание буржуазной прессы всего мира: интересовались, как там сидел, за что сидел.

В середине 1920-х годов политический контингент был оттуда выведен, и прочное место на Соловках заняли наиболее опасные уголовники, которых везли туда со всех концов страны.

На базе этого лагеря получил развитие Северный лагерь особого назначения. В начале 1930 года там было почти 53 тысячи осужденных. Нужно было создавать инфраструктуру: строить дома для сотрудников, для детей - школы и т.д. Решили пойти по более простому пути: использовать самих осужденных для перевоспитания. Была поставлена задача: перековать уголовников в процессе производительного труда. К этому времени безработица в стране была ликвидирована, и партия считала, что в соответствии с теоретической установкой Маркса человек, занятый производительным трудом, зарабатывающий себе на жизнь, не будет совершать грабежей, краж и т.п.

Кто мог руководить такой лагерной системой? Во-первых, те, кто уже сидел там, имел большой опыт и обладал распорядительными способностями. Во-вторых, работники правоохранительных органов, которые где-то проштрафились, проворовались, были осуждены за превышение полномочий и тому подобное. Эти две категории и составили администрацию лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В таких лагерях перевоспитания на осужденных должна была быть направлена пропаганда каких-то идей, каких-то смыслов. А кто был главным идеологом лагерей у нас? Я слышал, что Троцкий, но, может быть, это миф?

Станислав КУЗЬМИН. Троцкий, действительно, имел отношение к лагерной системе. Лагеря строились по армейскому типу, и эту идею заложил Троцкий. Первоначально в лагерях были взводы, роты, батальоны. Батальон - это сам лагерный пункт, где находилось порядка 600-800 человек осужденных.

Потом от этой системы отказались - нужно было втягивать осужденных в трудовые процессы, а труд организовывался по-другому. Появились бригады из числа осужденных. Они были большими, около сотни человек.

В 1934 году в лагерях возникла отрядная система содержания впервые осужденных. У начальника отряда был заместитель и два воспитателя: старший воспитатель и просто воспитатель. Интересно, что на первоначальном этапе строительства лагерной системы было найдено много решений в плане перековки, которые и до сих пор используются в системе мест лишения свободы.

Та же отрядная система. Пытались от нее отделаться, задумав строительство тюрем вместо колоний, но экономические возможности не позволяют нам этого сделать, поэтому от содержания осужденных в общей массе нельзя отказываться.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, лагерь от тюрьмы отличается тем, что тюрьма распределяет всех по разным камерам, а лагерь - это коллективное бытие плюс работа?

Станислав КУЗЬМИН. Да, а раз это коллектив, значит, начальник отряда должен на кого-то опираться, потому что сам он, будь семи пядей во лбу, все не сможет сделать. Поэтому по инициативе самих осужденных начинают появляться самодеятельные организации. Например, чтобы в помещении, где проживают осужденные, было чисто, светло, тепло, надо создать жилищно-бытовую секцию.

И досуг должен кто-то организовать. Появляется из актива осужденных секция культурно-массовой работы, которая занимается организацией художественной самодеятельности, обсуждением литературных произведений, пропагандой книги через библиотеку, проводит спортивные соревнования и т.д.

А затем возник и вопрос организации трудового соревнования. Тогда как раз появилось стахановское движение. От результатов производственной деятельности зависело материально-бытовое положение осужденных, то есть, сколько они получат за свой труд заработной платы. К тому же, труд учитывался как один из критериев для досрочного освобождения.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В 1930-е годы осужденные получали заработную плату?

Станислав КУЗЬМИН. Да, в размере 10% от нормальной заработной платы рабочего. Это так называемый гарантированный минимум.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они могли тратить прямо в лагерях эти деньги?

Станислав КУЗЬМИН. Деньги им выдавали на руки. Одно время вместо денег выдавали боны, но потом от них отказались.

Если осужденный полученные наличные деньги не тратил, он мог их сдать в сберегательную кассу, и к моменту освобождения там набегали проценты.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А в каком случае люди могли рассчитывать на досрочное освобождение?

Станислав КУЗЬМИН. Проблема досрочного освобождения решалась с 1931 года по зачётам рабочих дней. Дошло до того, что один день работы на производстве для ударников, стахановцев мог засчитываться за три дня срока.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вернёмся к началу. Итак, первые лагеря появились во время Гражданской войны.

Станислав КУЗЬМИН. Это были лагеря принудительных работ.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они, кстати говоря, появились не только на Советской стороне, но и у Колчака были лагеря.

Станислав КУЗЬМИН. И не только у Колчака, но и у интервентов - у американцев, англичан, французов были или свои тюрьмы, или лагеря. Они создавались для того, чтобы содержать определенную категорию граждан.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Самый известный лагерь - это Соловецкий лагерь особого назначения. И там политические враги Советской власти первое время чувствовали себя достаточно свободно, насколько я знаю.

Станислав КУЗЬМИН. Они выпускали свой журнал «Соловки», выпускали газеты. У них был свой театр. Культурная жизнь у них хорошо была организована. Еще они испытывали сельскохозяйственные культуры, для того, чтобы приспособить их к северным климатическим условиям, занимались другими изысканиями, в зависимости от склада своего творческого характера.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но со временем режим ужесточался?

Станислав КУЗЬМИН. Со временем, режим, конечно, ужесточался. Особенно, когда стали выводить из тюрем в лагеря, в том числе, на Соловки, уголовников. Они же не работали в тюрьмах, а тут надо работать. А уголовный мир делится на две категории: которые работают и которые принципиально никогда не работали и работать не будут, даже под страхом наказаний. Они и сейчас не работают.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А правда ли, что политические заключенные на Соловках получали повышенный паек, а уголовники - обычный?

Станислав КУЗЬМИН. Паек политические получали только в том случае, если они находились под эгидой ОГПУ, то есть составляли их специфический контингент, который содержался в изоляторах особого назначения. В лагерях норма была одинаковой у всех.

Поэтому не случайно в 1937 году в Воркуте троцкисты несколько раз объявляли голодовки. Они требовали, чтобы, во-первых, им возвратили нормы питания, которые на них распространялись, когда они сидели в политизоляторах, и, во-вторых, чтобы их возвратили опять в политизоляторы, а не содержали в лагерных условиях. Потому что в изоляторах до прихода Ежова они себя вольготно чувствовали. Даже отбывали наказания с женами, для них выделялась отдельная камера. В камерах разводили цветы, у них были библиотеки, неограниченное количество книг они могли получать из дома, от друзей. От подъёма до отбоя они не сидели в камерах, а ходили друг к другу в гости, или выходили не территорию, прилегающую к зданию тюрьмы. Там играли в крокет, в городки, в волейбол, даже высаживали фруктовые деревья.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это всё было до Ежова? Вообще, можно ли провести такую классификацию, как лагеря менялись по типу?

Станислав КУЗЬМИН. До Ежова руководил лагерями Генрих Ягода. К политическим осужденным он относился очень благосклонно, поэтому они и жили, и отбывали наказание совершенно в других условиях, чем обычные уголовники. Когда Ягоду сняли, Ежов дал команду проверить условия содержания осужденных в особых тюрьмах. И когда посмотрели, например, во Владимирской или Ярославской тюрьмах, где отбывали наказания политически заключенные, вот у них были такие условия.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это удивительно, ведь нам вдалбливали, что ГУЛАГ создан не для того, чтобы эксплуатировать труд заключенных или перевоспитывать их, а для того, чтобы их уничтожать. Конечно, смертность была, особенно в северных условиях, на лесоповалах. Но как я понимаю, если лагерь является хозяйственной единицей, то в смертности уж никак не заинтересован начальник лагеря. Как можно план выполнять, если у него люди умирают? Или существует некое безбрежное море заключенных, подъезжают все новые и новые, как нам пытались представить все годы «перестройки»? Как было на самом деле?

Станислав КУЗЬМИН. Когда из Средней Азии, с Кавказа стали отправлять преступников в Северный лагерь особого назначения, где климатические условия совсем другие, то среди них началась повышенная смертность. И тогда было принято решение, ближе к 1935 году, все лагеря разбить на группы и определить, какую категорию осужденных содержать в том или ином лагере. Потому что нельзя было из Средней Азии отправлять уголовника в Магадан, он там долго не протянет. А рабочая сила была нужна: индустриализация требовала освоения отдаленных районов страны.

Дорог не было, завоз продовольствия составлял большие трудности, поэтому иногда была однообразная пища, что тоже, естественно, приводило к повышенной смертности, потому что человек не получал необходимого количества витаминов. Поэтому руководители лагерей создавали специальные бригады из осужденных для сбора ягод, грибов, ловли рыбы, чтобы потом все это использовать в пищевом рационе. Причем, не все осужденные отбывали наказание в лагере за колючей проволокой. Многие жили в обыкновенных поселках без охраны, только под надзором. Но и тех, кто сидел за колючей проволокой, в трудное время выводили для сбора дикоросов.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как коллективизация отразилась на лагерной системе?

Станислав КУЗЬМИН. Осужденному, который в этот период времени освобождался от отбытия наказания, если он собирался проживать в сельской местности, лагерь оказывал помощь. Ему давали денежную ссуду для того, чтобы он мог вступить в колхоз.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А для этого надо было средства вносить?

Станислав КУЗЬМИН. Конечно, ведь те, кто жил в этой местности и решил объединиться в колхоз, складывались - свой инвентарь, скотину обобществляли и все прочее. А этот пришел из лагеря, у него же ничего нет, значит, он должен как-то участвовать в этом общем деле?

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вы удивительные вещи рассказываете! Потому что современный человек, который живет в пропагандистских мифах (я и о себе говорю), мыслит какими-то абстракциями, а когда начинаешь копать реальную обстановку, акценты по-другому расставляются на все явления истории.

Станислав КУЗЬМИН. Еще я хочу обратить ваше внимание на такой факт. Те, кто писал о ГУЛАГе воспоминания - это люди, естественно, обиженные властью, поэтому по-другому они писать не могут. Не могут хвалить саму власть и не могут говорить правды. Те же, кто использовал центральные архивы, тоже не могут дать полной объективной картины. А я работал непосредственно в архивах лагерей, и там такие документы встречались, которые выбивают из колеи. Вот представьте себе, поднимаю протоколы собрания осужденных в 1938 году. Читаю, как в одном случае повар изготовил 15 лишних пирожков и передал их своим друзьям, но был замечен. И собрание принимает решение - лишить его этой должности.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Удивительно, в лагере - пирожки! И такой внутренний климат, дух, который там царил...

Станислав КУЗЬМИН. Это дух коллективизации, потому что сама система строилась таким образом, чтобы люди работали коллективно, чтобы коллективно решали все проблемы, чтобы активность проявляли в общественной жизни.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А уголовные и политические уже были в одном котле?

Станислав КУЗЬМИН. Нет. Это так преподносится, что они кипели в одном котле. Каждый лагерь имел свой контингент и даже в пределах лагеря этот контингент различался. И когда позже бандеровцев содержать большими группами в лагерях, то они сразу же стали создавать подпольную систему. Они организовали три крупных массовых выступления в лагерях в 1953-1954 гг, устраивали диверсии. Они работали на шахтах, а шахты - это бикфордов шнур, это динамит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как в 1930-е годы трудовая армия заключенных участвовала в индустриализации страны?

Станислав КУЗЬМИН. Индустриализация прежде всего требовала, чтобы были дороги для освоения природных ресурсов. Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Транссибирская магистраль - вторые пути на Дальний Восток. Шоссейные дороги начали строить. В Воркуте открыли высококачественный уголь, его нужно для металлургии доставлять. Туда начали строить железную дорогу. Нефть из Ухты тоже нужно было переправлять.

Рабочих надо было снабжать продуктами питания. Открываются сельскохозяйственные лагеря. Например, Карагандинский исправительно-трудовой лагерь сельскохозяйственного профиля мясной продукцией снабжал даже Кремль. Когда мы учились в школе, в учебниках по зоологии была изображена свинья черно-пестрой породы, 650 килограмм весила. И коровы, которые в тот период времени давали до 10 тысяч литров молока в год. И я еще застал этих коров, которые остались от Карагандинского лагеря. Они стояли в стойле на кожаных ремнях: когда их поили, тогда отпускали коловоротом, когда сдаивали, наоборот, подтягивали.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Их где-то закупали?

Станислав КУЗЬМИН. Нет, это местные вывели. Это был не просто лагерь: там был учебный комбинат, научный центр, где учёные, которые попадали туда, имели возможность продолжать заниматься научными исследованиями.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А я считал, что в лагерях в основном лесоповалом занимались …

Станислав КУЗЬМИН. А лесные лагеря начинались так: индустриализации нужно было больше металла. А для того, чтобы выплавить металл, нужна древесина. Древесину тогда заготавливали крестьяне, подряжаясь на зиму на заготовку леса. Но год на год не приходится. В этом году крестьян приехало, условно, на лесоразработки 70 тысяч, а в следующем приехало только 45 тысяч. Поэтому была поставлена задача - привлечь к труду на лесоразработках осужденных.

Первоначально была создана специальная лесозаготовительная колония, Надеждинская, на Урале, для обеспечения древесиной уральских металлургических заводов.

Но древесина требовалась еще и для отопления городов. В Москву поставлял древесину Темниковский лагерь в Мордовии, который занимался заготовкой древесины не только для отопления, но и для строительства. Свирский лагерь работал на Ленинград и Ленинградскую область.

В 1937 году, когда запахло войной, открылось восемь лесозаготовительных лагерей в разных регионах станы, в основном в Сибири и на Урале - для военной промышленности и для того, чтобы разместить контингент. Потому что лагерь тоже не резиновый: в зависимости от характера выполняемых работ требуется, условно говоря, для одного лагеря 30 тысяч осужденных, для другого - 15 тысяч хватит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как война отразилась на системе лагерей?

Станислав КУЗЬМИН. На начало войны очень много сидело с небольшими сроками - год, два года максимум. Это та категория, которая нарушала законы, изданные перед войной в 1940 году, - о запрете менять место работы, о прогуле и т.п. И когда говорят, что у Рокоссовского армия из уголовников была - то,мягко говоря, сочиняют. На фронт шли те, кто мало сидел. И их туда не гнали, а освобождали по указам и призывали в армию. А кто не мог служить, уходил из лагеря работать в народное хозяйство. Настоящие уголовники, особенно профессиональный воровской мир, в армию не рвались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Говорят, что там тоже определенный раскол был. Была категория, которая пошла воевать.

Станислав КУЗЬМИН. Это отдельная история. Из-за этого тюремный мир раскололся на три группы: две больших - «воры в законе» и отошедшие от «закона», и между ними «беспредел».

Андрей ФЕФЕЛОВ. Режим в лагерях был ужесточен на время войны?

Станислав КУЗЬМИН. Как только началась война - запретили переписку, свидания, радио, газеты. В общем, много страху нагнали. А вскоре одумались. Сотрудники работают с осужденными, информацией делятся, как дела на фронте обстоят. Поэтому всё возвратили назад.

Многих сотрудников тоже в армию призвали. И пошли в охрану женщины, пожилые, бойцы, ставшие инвалидами.

Андрей ФЕФЕЛОВ. После войны коллаборационисты большой сектор заключенных составили? Они шли по политическим статьям, я так понимаю?

Станислав КУЗЬМИН. Они шли по закону, который в 1943 году был принят. Для этой категории были созданы специальные лагеря. Каторга была введена для лиц, которые сотрудничали с немцами. Первый спецлагерь на территории Воркутинской области был организован, потом был организован ряд других лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Известно, что огромное количество архивов, связанных с делами заключенных, недоступно. Они хранятся в ФСБ.

Станислав КУЗЬМИН. Смотря, какие дела. Вот в обычном архиве МВД Украины семейное дело. Мужа-немца арестовали перед войной. Жена работала в Киевском театре оперы и балета. По своей инициативе выявила и сдала Гестапо конспиративную группу лиц, которая была оставлена в этом театре органами.

Немцы дали ей фольксдойче, вывезли в Чехословакию, там она тоже выявляла среди военнопленных тех, кто готовил побеги и т. п. Когда пришли наши, её арестовали и дали 25 лет за измену Родине. Она сидела в Мордовском лагере, попала под условно-досрочное освобождение, отсидев 8 лет из 25. А в 1961 году вышла книга, где описывалась деятельность подпольной группы в театре, и кто их вычислил и сдал. Группа была, естественно, расстреляна. По вновь открывшимся обстоятельствам её - снова в лагерь. И она 17 лет ещё отсидела.

Или дело, когда немцы десант выбрасывали в Коми. Дело хранилось в архиве МВД, и я как раз попал туда, когда Комитет начал определенные группы дел из МВД забирать себе. Мне сотрудница говорит: «Хотите посмотреть интересные дела?» Там я и нашел дело о немецком десанте, который выбрасывался для того, чтобы поднять осуждённых на мятеж.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Расскажите эту историю.

Станислав КУЗЬМИН. Десант состоял из числа военнопленных под командованием офицера Белой армии Николаева, который жил в Германии. 12 человек с двух самолетов десантировались в районе определенных лагерных пунктов. Вылетели они с Рижского аэродрома, летели сначала над морем, потом самолеты набрали высоту и летели вдоль реки Печоры. А там же никакой нашей авиации не было! У них 300 килограммов взрывчатки, радиостанция, одеты в форму НКВД, все документы. 36 пистолетов, не считая автоматического оружия. Пистолеты нужны были для того, что во время мятежа на лагерном пункте руководителей определенных групп осужденных вооружить.

Главная задача была - подняв мятеж среди осужденных, взорвать мост через реку Печору, чтобы лишить поставок нефти и воркутинского угля. Но когда они десантировались на рассвете, часовой увидел парашюты. Поднял тревогу, стали их разыскивать, завязался бой. Застрелили Николаева, остальные сдались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, закрыты только политические дела?

Станислав КУЗЬМИН. Не все. Например, Ларина, жена Бухарина, проходила как политическая, но её дело лежит в архиве УВД Кемеровской области, там я с ним ознакомился. У нее в деле и копии писем, которые она писала Берии, и рассказ, как она с ним в 1938 году встречалась в Москве. Он её специально вызывал в Москву из Мариинска, где она в сельскохозяйственном лагере отбывала наказание.

Из цикла: беседы с известными людьми.

Советский и российский писатель, сценарист, публицист, общественный деятель.

Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов «Красного Знамени», «Трудового Красного Знамени» (1984), «Знак Почёта» и «Красной Звезды».

Родился 26 февраля 1938 года, в Тбилиси. Предки, молокане, с Тамбовщины попавшие в Закавказье.

Его дед был родным братом Ивана Степановича Проханова — лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911), эмигрировшего из России в 1928 году.

Сын его, Ярослав Иванович, известный ботаник, был арестован в 1938 году по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционную деятельность), но сумел договориться о передаче очень большого наследства, которое оставил ему за границей умерший в 1935 году Иван Степанович.

*И тогда можно было договориться. Чего уж там. Было бы за что.

И таким образом в 1939 году был освобождён, с него сняты все обвинения, хотя преследования и в дальнейшем продолжались уже из-за того, что он, будучи учеником Н. И. Вавилова, продолжал пропагандировать классическую генетику.

Александр Андреевич окончил московский авиационный институт в 1960-ом, но уже на последнем курсе института стал писать стихи и прозу. Проработав после института инженером в НИИ два года, ушёл в лесники в Карелию, водил туристов в Хибины, участвовал в геологической экспедиции в Туве.

*Так сказать набирался житейского и писательского опыта. Везде понемногу.

В 1968 году начал работать в «Литературной газете» и первым в своём репортаже описал события на острове Даманский во время советско-китайского конфликта в 1969 году. С 1970 году передаёт репортажи, будучи корреспондентом в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. В 72-ом становится членом СП СССР (ему было 34 года) и продолжает публиковаться в «Литературной газете», в журналах «Молодая Гвардия» и «Наш современник». Кроме того два года работает главным редактором журнала «Советская Литература» (1989-1991).

В КПСС не вступал.

В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

*Как видите опыт у Проханова политической борьбы уже был большой.

5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.

В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отобразил версию об организации взрывов жилых домов в России в 1999 году спецслужбами России, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов.

*Так коротенько о биографии А. А. Проханова, в которой прослеживаются гены родни, характер самого журналиста и его жизнь во все три периода времени, что протекали у нас на глазах.

А теперь, собственно, само интервью с Александром Андреевичем. Мои примечания курсивом.

«СССР был уникальным проектом. Советское можно копировать, но всё же лучше строить что-то своё».

А. А. Проханов

Размышления А. Проханова на страницах «АиФ» №15 2014 год. Записал Виталий Цепляев.

О русской силе.

Если российская государственность продолжит усиливаться, то и наше геополитическое пространство будет расширяться. И не обязательно мы должны включать какие-то новые земли, как Крым. Объединение русского мира можно делать и без танковых колонн и без подразделений спецназа.

К примеру, Союзное государство Россия и Белоруссия.

Кудрин (экс-министр финансов) говорит о 150-160 миллиардах долларов, которые могут утечь из страны в 2014 году. Это в связи с присоединением Крыма.

Но цена, которую мы заплатили за присутствие «кудриных» в нашей политике исчисляется в триллионах долларов.

*Не получится создавать какой-то отдельный «славянский мир» Александр Андреевич. Если бы «славянский базар» я бы согласился. И с названием тоже. Вы ж посмотрите, сколько национальностей и конфессий существует бок о бок на территории РФ. И сколько въезжающих в РФ не славян на время, на ПМЖ, неофициально

К примеру, армяне в своём государстве – христиане, но они на 99,9% — армяне. Азербайджан, отделившись и став мусульманской страной, вроде терпимо относится к русскоязычному населению. Но пусть попробует армянин, хоть в единственном числе, или ещё кто-то, другой национальности и в массовом порядке, приехать туда на заработки…

А теперь после примеров, прикиньте, сколько субъектов этих наций проживают на территории РФ. Официально, неофициально, временно, постоянно…

Насчёт же типов вроде «кудриных» согласен. Столько их было, что одной заработной платы, что им давали будет на много миллионов.

О «сердюковщине».

«Сердюковщина» стала понятием нарицательным, как «смердяковщина» Достоевского.

*Все возмущены, все понимают губительность существующей в России «сердюковщины», а сделать что-либо на основании закона не могут. Значит, есть такие силы в государстве, которые стоят выше закона. А это только те, кто их придумывает и те, кто их утверждает.

О точках развития.

«Первое, чем нужно заняться – оборонка…

Модернизация ОПК (оборонно-промышленный комплекс) потянет за собой модернизацию целых сфер жизни, всей среды обитания»

«Второй суперпроект связан с землёй. Возможно, сейчас мы перестанем приобретать модифицированные западные продукты, вспашем свою русскую пашню и заведём свой скот.

И Россия станет цветущей ультрасовременной аграрной державой.

*С этими двумя наиважнейшими направлениями я согласен целиком и полностью. Только добавлю, что все границы: наземные, морские и воздушные должны опять быть закрыты «на замок». Хотя бы временно, а для нежелательных лиц и компаний, возможно, и навсегда.

Иначе наша постоянная расхлябанность, заложенная в генах дружелюбность, лень и «короткая память» могут привести к постоянному проникновению на территорию страны чуждых элементов, вредителей, и не только незаконным путём.

А насчёт вспашки не забыть бы опыт целины 50-х годов прошлого века. Чтобы не получить после грандиозных успехов первых лет целины, падение урожаев и восстановления земель до пахотного состояния в течение полутора десятков лет.

О символах СССР.

Возвращение ГТО, ССО, звание героев Труда, ВДНХ – это косметика, копирование образцов. Советский стиль уникален, его воспроизвести невозможно!

Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его по существу не было.

«Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти».

А мы — опять вырастаем!

И каждая грань вновь растущего кристалла должна иметь новое название. История не может двигаться вспять.

*История и не движется вспять. Она повторяется. Ладно, когда несколько поколений прошло, а то даже на памяти одного поколения.

О нашей миссии.

Всех достал золотой телец с его гегемонией денег, с приматом мерзкой банковской математике. Люди хотят взлёта, хотят чуда…

И Россия, пусть порой в жёстких формах, приближает надежды людей.

Путин упрекнул Запад, что тот всё больше становится похож на Содом, поправ христианские ценности.

В то же время, несмотря на то, что в России есть дикое расслоение, есть прощённый Сердюков, есть грабёж страны со стороны мздоимцев-чиновников, есть столько всяких сук, место которым на суках, Путин взял на себя миссию сбережения христианских ценностей.

И это огромное мировоззренческое движение вселяет надежду, что с Россией всё будет в порядке.

*Возрождение ценностей, это многие россияне, Александр Андреевич, приветствуют. Только вот почему одних христианских. И не получилось бы, что под «шумок» христианство начнёт занимать всё более важное место в политике государства российского. Заодно богатея, наглея, используя своё влияние на умы. А это ведь тоже опасно. Не так всё хорошо у православия, как хочется видеть тем, кто всё больше склоняются к вере.

И, последнее.

«Мои книги – лаборатория, где я формировал свои представления о русской истории и русском мессианстве. Все эти романы о государстве Российском. Я ездил по стройкам и заводам, по нефтяным полям, писал о походах ядерных лодок. Испытывал восторг от побед моего государства и ощущал тоску, когда оно вдруг упало и разбилось.

Но сегодня я вижу, что моё государство возрождается, и снова пишу об этом.

Роман, который я завершаю, описывает всё то, что предшествовало крымским событиям. Такое «предкрымье»…

*Чувствуется, какая ностальгия? Это не упадок сил, и не разочарование в конце пути. Это правдивое изложение своих мыслей без намёка на «пиар». Зачем ему, уже давно известному писателю, нужен «пиар»?

Послесловие.

В дополнение к вышеизложенному хочу вам показать небольшую информацию о том, как на Проханова за статью «Певцы и подлецы» в газете «Известия» от 17 августа 2014 года и на саму газету подан в суд иск.

МОСКВА, 28 октября - РИА Новости. Лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич (р.1953), если выиграет суд у «Известий» и писателя Александра Проханова, планирует потратить деньги на благотворительность.

«…Андрей Вадимович подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчики - газета «Известия» и писатель Александр Проханов, чьи комментарии были особо возмутительны», - рассказал Чернин (секретарь Макаревича). По его словам, иску предшествовала переписка с главным редактором. «Мы требовали опровержения, газета отказалась его разместить, и тогда пришлось подать иск в суд», - добавил пресс-секретарь.

«В публикации утверждается, что Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, но на самом деле он выступал в лагере беженцев в городе Святогорск», - уточнил Чернин.

По словам Чернина, если музыкант выиграет дело, то все деньги он перечислит детям-беженцам, пострадавшим от военных действий на Украине.

*Кстати денег затребовал Макаревич за свою честь, достоинство и деловую репутацию в количестве – 1 000 000 рублей.

Отыграл по суду 500000 рублоей, но писатель подал аппеляцию в Мосгорсуд на решение Савеловского суда города Москвы.

Так у меня вопрос к читателям, которые прочли этот выпуск «Разговоры с известными людьми» до конца:

Не кажется ли вам, что такой «базар» среди творческой интеллигенции абсолютно не ведёт к «славянскому Миру» и миру вообще?

А вот на «мозги» масс действуют отрицательно, показывая, кто есть кто?!

Мои выводы.

Я склоняюсь к мысли, что гены, знание человеком о своих родичах с детства, размышления, дают в конце концов то развитие личности, в которой присутствуют черты его пра- пра- родичей. Но вот как использует личность в дальнейшем всё это, дело отдельно каждого. На пользу окружающим или только себе, что в итоге получаем мы, окружающие, от таких личностей – это вопрос?

В данном случае я не могу сказать, что личность Проханова, его биография и творчество может отрицательно подействовать на умы окружающей среды. И он всё же занимает достойное место в среде части творческой интеллигенции, к словам которой можно и прислушаться…

Или хотя бы взять на ум.

Алтаич

с. Алтайское