Что относится социальной сфере жизни. Социальная сфера жизни общества: сущность, структура и функции

В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие "социальной сферы общества". В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса - научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.

Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна - партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества - западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.

Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества - формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное - связей и отношений между ними и внутри них.

Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе - социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе - социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов - политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.

Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как "социальное пространство", "социальная среда", "социум", "общество"; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология - через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление - через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика - через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука - через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство - через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина - через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура - через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона - через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность - через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые "вплетены" во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. "Социальная сфера", в этом значении, не встроена в типологический ряд "сфер общественной жизни", характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.

Социальная сфера - это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера - это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера - исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием "социальной сферы", сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не "чисто" социального характера. Конкретно социальное в них - люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное - философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие "социальной сферы" не аналогично административному и бытовому использованию термина "социальной сферы" как некой "социалки". В первом случае, "социальная сфера" - это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под "социальной сферой" понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.

В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества - это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам - людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие - это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики - финансовыми и промышленными; в сфере управления - руководством и исполнением и т.п.).

Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.

Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий "общественное" и "социальное", означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие "geBellschaftlich" - "общественный", для обозначения "общественных отношений", "общественных потребностей", "общественной связи" и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же "sozial" - "социальный", употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть "чисто" человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.

В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум - это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума - потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум - это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.

Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами - законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения - персонифицированы, а общественные отношения - институционализированы.

В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества - индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное - существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход - региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.

Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.

Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:

  • - этнический компонент (этническая структура);
  • - демографический компонент (демографическая структура);
  • - поселенческий компонент (поселенческая структура);
  • - стратификационный компонент (стратификационная структура).

Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.

Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г .) в 1906 г . из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты "Воля народа", личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 - начало 1918 г .), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов "Союза возрождения России", идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский - нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью "Ценные признания Питирима Сорокина", в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд - "Система социологии", который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над "Историей социологии России XIX века до наших дней". Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов "Экономическое возрождение", "Артельное дело". В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России - крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над "Социологией революции". Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. - профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд "Социальная динамика". В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он - крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга "5ocia1 and cultural mobility" (1927 г ., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: "Россия и США" (1944 г.), "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.

До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй - женой и двумя сыновьями - Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

49.Политическая сфера жизни общества.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

50. Духовная сфера жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Социальная сфера жизни общества - это совокупность индивидов, которые объединены исторически сложившимися связями и отношениями, а также обладающая признаками, которые придают ей самобытность. Это понятие напрямую связано с удовлетворением А возможности, благодаря которым можно получить желаемый результат, зависят от:

  1. субъекта и его принадлежности к определенной общественной группе.
  2. Уровня развития государства и его места на мировой политической арене.

Заметим, что общество - это не просто количество людей. В нем действуют некие совокупность которых и составляет социальное бытие. В основе их классификации может лежать классовая принадлежность, национальные, возрастные или профессиональные характеристики. Разделение может проводиться также на основе территориальной принадлежности. Именно поэтому социальная состоит из классов, слоев, профессиональных и территориальных общностей, а также производственных коллективов, семей и институтов. Также в этой сфере выделяют макро- и микроструктуру, которая включает семьи, трудовые и учебные коллективы и прочее.

Заметим, что все составляющие здесь находятся во взаимодействии, которое основано на реализации основных потребностей и интересов. Они вступают в определенные отношения, видов которых может быть несколько: экономические, социальные, духовные и политические.

Социальная сфера общества включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. Этническая структура. Изначально самой малой группой считалась семья, из которой состоял род. Если их объединялось несколько, тогда образовывалось племя. Позже образовалась народность, в основу которой были положены территориальные связи между людьми. Когда начинает развиваться феодализм, стартует процесс становления нации.
  2. Демографическая структура. Генеральной общностью этой структуры выступает народонаселение - совокупность людей, которая непрерывно воспроизводит себе подобных.

Социальная сфера общества имеет определенный характер отношений, которые формируются между ее членами. Их специфика зависит от позиции, которую они занимают в структуре, а также от роли, которая им отведена в рамках совместной деятельности. Как правило, позиционирование индивидов не является равнозначным. Это неравенство выражается в той социальной дистанции, которая существует между членами общества.

Социальная сфера общества характеризуется главенствующей ролью отношений, что неукоснительно приводит к развитию нового вида сознания представителей социума, которое носит название общественного. Его структурной особенностью является то, что общность людей думает и действует совершенно в ином ключе, не таком, как отдельные ее члены, если бы они находились в состоянии разобщенности.

Заметим, что эта сфера жизни людей является структурой, которая находится в беспрерывном развитии. В ее рамках всегда происходят те процессы, которые способны изменить характер отношений между индивидами, а также их содержание. Они способны повлиять на суть социальной структуры и

Социальная сфера общества постоянно исследуется, потому что вместе с этим мы постигаем специфику человеческих отношений, а также особенности деятельности и поведения членов социума, социальных структур и их элементов.

Заметим, что изучение всех этих составляющих возможно только в рамках социологии. Конечно же, эта сфера изучается многими науками, но благодаря социологии мы получаем более полное представление обо всех аспектах ее существования и функционирования.