Шумерская мифология кратко. Религия шумеров

Пантеон богов Шумера и Аккада

В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу – и покровительствующих бога и богиню. Но, с другой стороны, жизни человека угрожали многочисленные злобные демоны – олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит). Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар («Похититель») – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов Ануннаков. В преисподней душа умершего была обречена на жалкое существование в вечной темноте, голоде и жажде. При мысли о такой безрадостной посмертной судьбе человек мог утешать себя только тем, что в зависимости от рода смерти он получит более или менее милостивый приговор от суда Ануннаков и сможет пользоваться едой и питьем от тех жертвенных даров, которые приносили ему оставшиеся на земле родственники.

На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них – Энлиль, бог воздуха, повелитель земли («Среднего мира»), царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого энергичного и всемогущего бога по всему Шумеру.

Не менее важен был в пантеоне и Ан (Ану) – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки (Эа), божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг.

Илл. 73. Бог Солнца Шамаш, плывущий на своей волшебной ладье.

Прорисовка оттиска цилиндрической печати.

Телль-Асмар (Эшнунна). Аккадский период

К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.

Среди других значительных божеств можно назвать бога-громовника Адду, приносящего грозовые тучи и ливневые дожди; воинственного сына Энлиля – бога войны, покровителя воинов Нинурту; бога чумы и болезней Эра.

В каждой общине, в каждом «номе» чтили своего местного бога (или богиню), рассматривая его (ее) прежде всего как божество плодородия. В Уруке такими главными божествами были бог Неба Ан и его дочь – богиня Инанна (Иштар), в Уре – бог Луны Нанна и его супруга Нинлиль; в Сиппаре – бог Солнца Уту (Шамаш).

Итак, помимо местного «номового» божества-покровителя с его женой и свитой все жители Шумера почитали и четверку «великих», «космических» богов. Это были Ан (Ану) – бог Неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог подземных вод и, наконец, богиня-мать Нинхурсаг, носившая в разных шумерских «номах» разные имена (Нинхурсанг, Нинмах, Дингирмах). Именно они создали вселенную, землю, воду, каналы, растительность, животных и людей. Именно они занимали вершину месопотамского «Олимпа».

Илл. 74. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.

Ассирийский рельеф. 885 г. до н. э.

Ан (Ану) – царь небес

Считался самым могущественным божеством на небесах и занимал первое место в шумерском пантеоне. Он был отцом и предком всех других богов, а также множества демонов и злых духов. Ан – первоисточник и носитель всякой власти: и родительской, и хозяйской, и царской.

«Ан, – пишет известный историк Торкильд Якобсон из США, – это сила, которая выводит существование из хаоса и анархии и превращает его в упорядоченное целое. Как строение покоится на фундаменте и выявляет заложенную в нем основу, так и древнемесопотамская вселенная поддержана созидательной волей Ана и отражает ее».

Однако Ан, по крайней мере в классической шумерской мифологии, не играл сколько-нибудь важной и действенной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, сидя в своих небесных чертогах и представляя собой величественную и несколько абстрактную фигуру.

Энлиль – владыка обитаемого мира

Его имя переводится как «Владыка Ветер» или «Господин Дуновение». Это божество со множеством функций. Энлиль – повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землей; он – второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он – господин чужих стран; он – предводитель всех внешних сил; но он же – устроитель гибельного потопа. Он – бог-покровитель царской власти, карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам.

Со временем Энлиль сумел перехватить кормило верховной власти в содружестве богов даже у самого «владыки неба», главы пантеона – Ана.

Илл. 75. Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Теологи Ниппура сделали, однако, Энлиля и повелителем всего человечества, «царем царей». Если Ан и сохранял еще формально инсигнии царской власти, то именно Энлиль выбирал и сажал на трон правителей Шумера и Аккада, «возлагая на их головы священную корону».

Илл. 76. Энлиль

Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда. 900 г. до н. э.

Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу:

Могучий Энлиль,

слово его нерушимо,

он ураган, разрушающий хлев,

сметающий загон для овец.

Большое напряжение между светлой и темной сторонами природы Энлиля отчетливо выявляется в мифе «Энлиль и Нинлиль», в котором рассказывается, как юная и прекрасная дева Нинлиль, ослушавшись матери, купается одна в канале, а увидевший ее Энлиль насильно овладевает ею. За это преступление Собрание богов приговаривает его к изгнанию из Ниппура (где и произошло это событие) в Подземный мир. Энлиль, подчиняясь суровому вердикту, отправляется в Преисподнюю, а Нинлиль, зачавшая сына (бога Луны – Нанну или Сина), следует за ним на некотором расстоянии. Не желая отдавать своего будущего сына демонам Нергала, Энлиль снова и снова убеждает Нинлиль возлечь с ним и каждый раз зачинает нового ребенка, который мог бы занять место Нанны в загробном царстве и избавить его от заточения в нем. Так родились еще три божества хтонического характера: Месламтаза, Ниназу и Эннуш.

Наконец, в «Мифе о потопе» (шумерская версия) и отчасти в «Эпосе о Гильгамеше» Энлиль неизменно пребывает в дурном расположении духа и подвержен вспышкам буйного гнева. Именно он насылает на землю катастрофический потоп, призванный истребить все человечество.

Энки (Эа) – «Господин Земли» (и воды)

Имя этого важного божества шумерского пантеона переводится буквально как «Господин Земли», видимо, потому, что земля без воды в Месопотамии мертва, а Энки и был как раз богом пресной воды, которая текла в реках, ручьях и родниках, принося жизнь и процветание обитателям месопотамской равнины. Семиты называли его Эа, что можно перевести как «Дом (или Храм) Вод». В ведении Энки-Эа находились и воды Мирового Океана, на дне которого, близ древнего города Эреду (Энки – покровитель этого города), он построил свой неприступный и роскошный дворец.

Энки стоял выше других богов по своей учености и мудрости, был покровителем (и изобретателем) ремесел, искусств, науки и литературы, патроном магов и колдунов:

Большой Брат богов, который обеспечивает процветание,

Который составляет отчеты о вселенной,

Ухо и мозг всех земель и стран.

Именно Энки составил и хранил у себя ме - божественные законы, управляющие вселенной. Он заботится о плуге, ярме и бороне, назначает бога

Энкимду для присмотра и ухода за этими орудиями. Он изобретает и вводит в культуру все злаки и плоды на земле.

Существует миф о том, что Энки был (вместе с богиней Нинхурсаг) главным участником акта сотворения человека. Повествование начинается с рассказа о тех трудностях, которые испытывали боги шумерского «Олимпа» в добывании себе пищи. Боги горько жалуются на свою незавидную участь. Но Энки, бог воды и, одновременно, бог мудрости, каковой и должен был, по логике вещей, помочь своим собратьям, спокойно почивает в своем дворце в морской пучине и не слышит этих жалоб и стенаний. Тогда его мать Нинхурсаг отправляется в апсу («бездну»), будит его и заставляет искать выход из сложившейся драматической ситуации. Вдвоем они изготовили из глины и божественной крови первых людей, но они получились не совсем удачными. Лишь вторая попытка увенчалась успехом, и люди приступили к своему главному призванию на земле – верно служить богам, обеспечивая их всем необходимым.

Энки, как отмечается в большинстве мифов, всегда был очень благосклонен по отношению к людям. Он не только создатель и покровитель человечества. Пытаясь передать людям некоторые секреты своей мудрости, Энки сначала обучает своим искусствам группу младших богов, с тем чтобы те принесли затем его премудрость роду человеческому. Энки – покровитель шумерских школ и патрон шумерских писцов. Он любил (наперекор Энлилю) преодолевать и даже нарушать естественный закон: именно его своевременный совет спасает семью праведника (Утнапиштима, Зиусудры) от губительного потопа. Энки лечит больных, помогает людям во всех добрых делах и начинаниях.

С именем Энки связаны и еще два важных шумерских мифа: «Энки и Инанна» и «История семи божественных растений».

Илл. 77. Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу.

Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш. I тыс. до н. э.

Содержание первого мифа состоит в следующем: во времена глубокой древности богиня Инанна, «царица небес» и «царица Урука», желая возвеличить свое имя и умножить могущество своего города, задумала превратить Урук в центр всего Шумера. Для этого нужно было добром или обманом заполучить ме - чудесные глиняные таблички с записанными на них божественными законами жизни, которые со всем тщанием оберегал в своем подводном дворце Энки. И богиня отправляется в Эреду, в дом Властелина Мудрости, облачившись перед этим в свои лучшие одежды и надев самые дорогие украшения. Увидев ее еще издали, Энки призвал своего слугу Исимуда и сказал ему:

Впусти юную девушку в Абзу города Эреду,

Впусти Инанну в Абзу города Эреду.

Угости ее ячменной лепешкой с маслом,

Налей ей холодной воды, освежающей сердце,

Напои ее пивом из кувшина,

За священным столом, за Столом Небес

Встреть Инанну словами приветствия.

Слуга выполнил все, что приказал его господин. Энки сел с красавицей Инанной за «священный стол», угостил ее и сам поглотил немало еды и хмельных напитков. Подвыпив и разомлев, бог легко поддается чарам «царицы Урука» и во время пира одну за другой отдает ей священные таблички ме , после чего крепко засыпает. Богиня спешно погрузила свою ценную добычу на «Небесную Барку» и отплыла в «милый ее сердцу Урук». Придя в себя, Энки замечает пропажу божественных законов и посылает за Инанной погоню – Исимуда и несколько морских чудовищ с приказом отнять «то, что принадлежит Абзу», утопить барку, а юную красавицу отпустить с миром: пусть она идет в свой город пешком. Однако с помощью богатыря Ниншубура Инанна сумела отбиться от преследователей и благополучно приплыла в Урук со своей драгоценной добычей – табличками ме.

В мифе «Энки и Нинхурсаг» говорится о том, как Повелитель Подземных Вод получил, вместе с богиней Нинхурсаг, во владение остров Дильмун (Тельмун). Но на острове совсем не было пресной воды, и Энки в изобилии дал ее, превратив этот пустынный и бесплодный прежде кусочек суши в чудесный райский уголок, утопающий в зелени садов и пальмовых рощ. Здесь же он построил для богини прекрасный просторный дом и однажды ночью попытался овладеть ею. Но, встретив решительный отпор, вынужден был сделать Нинхурсаг официальное предложение и вступить с нею в законный брак. Плодом их союза стала богиня Нинсар («Госпожа Растений»). Однажды, будучи уже взрослой девушкой, она гуляла по берегу моря, где ее встретил Энки. Похотливый бог соблазнил юную красавицу, и в итоге на свет появилась Утту – богиня ткачества. Девочка быстро росла, хорошела, и обеспокоенная Нинхурсаг решила оградить ее от посягательств распутного мужа. Она крепко-накрепко заперла ее в своем доме, запретив выходить наружу. Однако и здесь Энки ухитрился преодолеть все препятствия, выманил свою дочь наружу и овладел ею.

Затем он совершил еще одно тяжкое преступление: съел восемь волшебных растений, которые долго и заботливо выращивала Нинхурсаг. Узнав об этом, богиня пришла в дикую ярость и прокляла своего мужа: восемь растений превратились в чреве Энки в восемь смертельных болезней, и он стал медленно умирать в страшных мучениях. Сама же Нинхурсаг, зная, что ее будут искать другие боги, желающие помочь своему страдающему собрату, спряталась в самом глухом месте. Долго поиски не давали результата. Но вот в это дело вмешалась хитроумная лисица. Она нашла Нинхурсаг, передала ей просьбу Совета богов о помощи умирающему «Повелителю Пресных Вод», и успокоившаяся богиня быстро вылечила Энки.

Из книги История, мифы и боги древних славян автора

Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Пантеон богов князя Владимира Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Это могли быть боги различных племен и местностей Древней Руси.Хорс и Даждьбог считались богами солнца.

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

автора Гуляев Валерий Иванович

Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Искусство Аккада Для Аккадского периода (XXIV–XXII вв. до н. э.) более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.«В искусстве, – отмечает И.М. Дьяконов, – это мужественный

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

автора Бадак Александр Николаевич

Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в дальнейшем развитии искусственного орошения являлась

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Расцвет Аккада Расцвет Аккада наступил во время длительного царствования Нарамсина (2290–2254 гг. до н. э.), сына Маништусу. Он затмил двоих своих предшественников и в поздневавилонской традиции считался не внуком, а прямым наследником - сыном Саргона.Центром государства

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Падение государства Аккада Наличие масс рабов и поденщиков, вопреки ожиданиям царя, стало серьезной опасностью для богатого рабовладельческого государства Аккада. Воинственные племена гор на востоке и степей на западе давно уже хотели завоевать эту страну, видя в войне

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ Перун Перун - начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги

Из книги Древний Восток автора

Крах Ура и закат Шумера и Аккада Держава Ура включала (с разной степенью подчинения) Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, Сирию и часть Финикии с Библом, горы Загроса, Элам и даже некоторые районы, лежавшие к востоку от Загроса по направлению к Каспийскому морю (здесь подданными

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Сыны Перуна автора Рыбников Владимир Анатольевич

Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов С детских лет можно слышать словосочетание «Православное Христианство» и ни разу не взглянуть на первую или последнюю страницу Библии, где написано: Russian Orthodoks Bibl. Если взять словарь греческого языка и попытаться

В начале IV тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии расселяется новый, пришлый для данной местности народ - шумеры, переселившиеся, по предположению современных ученых с востока. Тем не менее, вопрос о прародине шумеров остается неразрешенным, т.к. их язык не имеет аналогов ни с одной из ныне известных языковых групп.

С приходом шумеров культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н.э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, переняв от них элементы ремесла и искусства. Так, например, храмовые здания периода Урук продолжают постройки убейдской эпохи. Подобное же имело место быть и в религиозной культуре, дав основу для развития одной из главенствующих религий Востока на рубеже IV - III тыс. до н.э.: «На протяжении III тысячелетия до н. э. шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и магометанство. На интеллектуальном уровне шумерские мыслители и святые отцы, в результате размышлений о происхождении и природе вселенной и ее движущих силах, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока», - отмечал исследователь-востоковед С.Н.Крамер.

Уже самые ранние шумерские документы свидетельствуют о том, что в жизни города центральное место занимал храм. Во главе города стоял уважаемый человек, носивший титул энси («жрец, ведающий закладкой храма»). Характерным является тот факт, что шумеры говорят не об энси города, а об энси бога (бога - покровителя городской общины и ее территории). Храм в Древнем Шумере являлся не просто религиозной организацией, но и представлял из себя определенную общественно-политическую систему - организацию, формирующую идеологическое сознание масс. Храму разрешалось иметь собственные земельные владения, храмовый персонал обслуги, бюджет, храмовые архивы, школы, вооруженные отряды, что обусловливалось пониманием церкви как своеобразного моста между Богами и человеком. Именно об этом свидетельствуют и памятники шумерского искусства - глиняные статуэтки богов и их почитателей. Боги наделяются разными атрибутами, свидетельствующими об их величии (головные уборы, астральные знаки и т.д.). Земные же их почитатели совершенно безличны и лишены всякой индивидуальности. Единственное, что выражают их молитвенно сложенные у груди руки - богобоязненную преданность. Отношения с богом не имеют характера личной связи: человек лишь участник общинного культа.

В дошедшем до нас источниковом наследии не имеется ни одного документального источника, целостным образом отражающего философскую концепцию божественного пантеона и системы мироустройства общества Древней Месопотамии. Таким образом, почти все сведения о религиозной философии, теологии и космологии древних шумер современным исследователям приходится добывать посредством критического анализа значительной массы мифов, эпических сказаний и гимнов. Работу исследователей осложняет так же тот факт, что к современному нам периоду в оригинальном виде уцелело немного документов Древнего Шумера с религиозным контекстом, относящихся к III тыс. до н.э. Большинство же сохранившихся произведений были переписаны жрецами во II - I тыс. до н.э., уже после кризиса шумерской цивилизации и падения государственности Древних Шумер, когда основные положения шумерской религии были восприняты и усвоены иными племенами и народами, в основном - семитской группы.

В функции пантеона богов, согласно шумерской теологии входило управление всеми процессами, имевшими место быть во вселенной и ее составляющих элементах - великих сферах (небо, земля, море), главных небесных телах (солнце, луна, планета), атмосферных явлениях (ветер, буря, ураган и т.д.), культурных единицах человеческой цивилизации (город, государство). Каждый из данных процессов находился во власти того или иного антропоморфного, но сверхчеловеческого существа - Бога.

В шумерской религиозной философии главными элементами мироздания были земля и небо, что и определило на долгий период времени господство в божественном пантеоне шумеров, а также понимание главенствующей роли вселенной как «ан - ка» («небо - земля»), Мирового океана («абзу»), Земли, Небесного свода, Солнца, Луны. Данные силы природы неравномерно распределялись в системе религиозных взглядов древних шумер и главенствовали в зависимости от изменения геополитической обстановки в регионе Месопотамии. Отдельное место в мировоззрении древних шумер образовывал Потусторонний мир, где обретали покой души умерших. Вселенная мыслилась в образе шара или пузыря, окруженного солевым первичным океаном.

Четкую структурную иерархию положений религиозной философии и теологических взглядов древних шумер дал исследователь И.М.Дьяконов.

В соответствии с данными исследователя сакральное пространство шумерской культуры имело вертикальную и горизонтальную ориентацию и меняется в зависимости от главенствующей роли того или иного бога. Божественная вертикаль по И.М.Дьяконову выглядит следующим образом:

Верхний мир (ан) состоит из семи ярусов небесного свода и управляется мудрым старейшиной богов, божеством Неба Аном, который восседает на троне на седьмом небе и управляет всей вселенной. Верхний мир в пантеоне шумеров считался образцом стабильности и порядка, центром законов мироздания.

Средний мир состоял из т.н. «нашей страны» (калам), «степи» (эден) и «чужих земель» (кур). Им управлял бог воздуха и ветра Энлиль.

«Наша страна» (калам) - это территория конкретного шумерского города-государства с храмом божества - покровителя в центре и с глинобитным ограждением города. За пределами городских стен располагалась «степь» - область не плохая и не хорошая, где могут действовать как добрые боги, так и злые силы демонов.

Все чужие земли, лежавшие за пределами «степи», называются как и страна мертвых в нижнем мире, т.к. «чужие земли» неведомы человеку « нашей страны», а законы их жизни ему просто непонятно.

Нижний мир образован двумя областями: областью пресных подземных вод (абзу) и областью мертвых (кур).

Область подземных вод подчиняется Энки, богу-мудрецу, создателю человечества, хранителю ремесел, искусства и знаний

Область мира мертвых - место пребывания душ, царство ужасной пары - бога и богини смерти Нергалаь и Эрешкиталь, где семь богов Ануннаков вершат суд за грехи человечества, зачитывая при этом положения «Книги Судеб» - аналога египетской «Книги мертвых».

Кроме того, каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел собственных, низших в положительном пантеоне богов, персональных духов - хранителей - шеду и ламассу - и покровительствующих бога и богиню, защищавших личность и душу человека от отрицательных духов - никуб, лилу, лилит.

Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за его душой приходил бог судьбы - Намтар («похититель»), уводя душу в подземный мир - владения бога Нергала и богини Ануннаков.

Центральное место в религии древних шумеров с IV тыс. до н.э. имел небесный свод с советом богов. Шумерские боги часто упоминаются в древних документах, однако общешумерскую значимость имели три из них: Энлиль, Ан, Энки.

На протяжении долгого периода времени главным из богов являлся Энлиль - бог, культ которого исповедывали шумеры эпохи Урук, образовавшие племенной союз с центром в Ниппуре - протогороде.

Энлиль («Владыка Ветер», «Господин Дуновение») представляет из себя божество с большим количеством функций: повелитель ветра и воздуха; властитель мира, расположенного между небом и землей; второе после Ана главенствующее лицо в Собрании богов, утверждающее царя на престоле; господин чужих стран; предводитель всех внешних сил; устроитель гибельного потопа; покровитель государственной власти царей, карающий царей за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам; бог войны.

Постепенно, с изменением геополитической обстановки на территории Древней Месопотамии изменяется и статус почитания Энлиля, который становится выше нежели почитание верховного бога Ана. Таким образом Энлиль отныне становится во главе всего божественного пантеона шумеров.

Теологи Ниппура сделали, однако, Энлиля и повелителем всего человечества, «царем царей». Если Ан и сохранял формально регалии царской власти, то именно Энлиль выбирал и сажал на трон правителей Шумера, «возлагая на их головы священную корону».

Тем не менее, бог Энлиль не был полновластным владыкой-деспотом. По важным вопросам собирался весь совет богов, и порой, что отражено в шумерских мифах, он был вынужден уступать во мнении некоторым другим богам. Таким образом, порядки в пантеоне шумерских богов напоминают общественную систему периода «военной демократии», характерную для варварского общества, стоящего на пороге формирования государства.

Следует подчеркнуть то, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для человечества. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра.

Не менее важным в пантеоне трех главных богов были Ан (Ану) - Бог Неба, олицетворявший собой небосвод, Энки (Эа) - божество подземных вод и мирового Океана, олицетворение всей водной стихии.

Ан (Ану) считался самым могущественным божеством на небесах и занимал центральное главенствующее место в божественном пантеоне древних шумеров. Его считают отцом и предком всех других богов, а также демонов и отрицательных духов. Ан считается первоисточником и носителем всякой власти: родительской, бытовой (хозяйской), государственной.

«Ан - это сила, которая выводит существование из хаоса и анархии и превращает его в упорядоченное целое. Как строение покоится на фундаменте и выявляет заложенную в нем основу, так и древнемесопотамская вселенная поддержана созидательной волей Ана и отражает ее».

Тем не менее, в классической шумерской мифологии не играл значительной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, размещаясь в небесных чертогах, представляя при этом величественную и несколько абстрактную фигуру.

Имя важного божества шумерского пантеона - бога Энки переводится как «Господин Земли» «Дом Вод», что напрямую связано с географическим положением и климатом Месопотамии - в большей степени пустынной территорией и резкими перепадами температур, где наличие воды являлось необходимым для человечества условием жизни в месопотамской равнине. В ведении Энки (Эа) находились и воды Мирового океана, на дне которого, по преданию, он соорудил свой дворец.

Энки в мировоззрении древних шумеров стоял выше других богов по своей учености и мудрости, являясь при этом еще и покровителем ремесел, искусств, науки, литературы, магии и колдовства, шумерских школ и писцов, врачебного дела.

Именно Энки составил и хранил у себя «ме» - божественные законы, управляющие вселенной. Существует также миф о причастности Энки к акту сотворения человека

Этим трем богам шумеры и предписывали создание вселенной, земли, воды и т.д. и почитали, долгий период времени своей истории.

В религиозных представлениях шумеров отражались черты социальной действительности или следы прошедшей эпохи. Огромную роль в повседневных обрядах играли женские божества, шумерские имена которых включали слово «нин» («госпожа»): Нинхурсаг - богиня - прародительница, богиня-мать, Инана - богиня плодородия.

Инанна, по одной из версий являлась дочерью бога Неба Ана, а по другой - дочь бога Луны Нанны (Сина) и богини Нинлиль, сестра бога Солнца Уту (Шамаша).

Древнешумерская мифология нарекла Инанну царицей небес, богиней любви, богиней планеты Венера, покровительницей плотского вожделения, земного плодородия, распрей и раздора, супругой бога - пастуха Думузи. Инанна представляет собой сложное божество шумеров. Первоначально Инанна считалась богиней продовольствия и символом обильных урожаев, богиней грозы и дождя. Тем не менее впоследствии культ этой богини вытеснил в г.Уруке культ бога Ана Заняв место Ана, бога - покровителя Урука, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, и покровительницы семейной жизни. Именно с ней был связан культ умирания и возрождения жизни.Однако, при этом, богиня Инанна являлась также богиней раздоров и распрей.

Можно согласиться с мнением некоторых ученых, которые утверждают, что у истоков этого культа было соединение легендарного правителя Урука, пастуха Думузи, с богиней плодородия и урожаев, покровительницей его города Инанной. Культ данной пары возник в Уруке. Заняв в какой-то период шумерской истории главенствующее положение в стране, жрецы Урука создали религиозно-политическую теорию, согласно которой один из древних царей Урука женился на богине, чем обеспечил городу процветание. Поскольку эта концепция не противоречила верованиям и магическим обрядам других регионов страны, она была принята повсеместно. Бракосочетание царя Шумера с богиней Инанной превратилось в обряд, четко сформировавшийся к III тыс. до н.э., который в религиозной практике шумеров был представлен в виде мистерий, совершавшихся во время празднования Нового года. Возник сложный ритуал: царь торжественно вступал в брак с богиней; ее роль исполняла выбранная для этого жрица. Царь становился Думузи, жрица - Инанной, что обеспечивало подтверждение царской власти божественным покровительством. Таким образом, обеспечивалась неприкосновенность царской власти, противоправность оппозиционных ей действий.

К сильным и почитаемым древними шумерами и шумерскими полисами-городами богам относились: Уту (Шамаш) - бог Солнца, справедливости, прорицатель людских судеб в гаданиях и предсказаниях оракулов; бог Луны - Нанна (Син); Инанна (Иштар); Адду - бог-громовник; Энлиль; Нинурту - покровитель воинов и Эра - бог чумы и болезней. Так, в каждой общине, в каждом «номе» чтили своего местного бога (богиню) рассматривая его прежде всего как божество плодородия. В Уруке такими главными божествами были бог Неба Ан и его дочь - богиня Инанна (Иштар), в Уре - бог Луны Нанна и его супруга Нинлиль, в Сиппаре - бог Солнца Уту (Шамаш).

В целом же можно утверждать тот факт, что политическая история периода Древнего Шумера на всем своем протяжении отмечена тенденцией постепенно нарастающей борьбы между отдельными номовыми полисами-государствами за гегемонию. Характерной чертой этой борьбы была склонность правителей - гегемонов добиваться официального признания за ними гегемонии и титула «лугаль» от Ниппурского храма Энлиля. Цари Шумера долгое время пытались следовать традициям общешумерского единства эпохи Урук и осознавали, что единственным институтом, способным утверждать и подкреплять государственную власть царя является храм г.Ниппура.

На протяжении III тысячелетия до н.э. многие шумерские города заявляли свои претензии на главенство в регионе. Возникавшие в результате неравноправные союзы городов-государств были в высшей степени непрочными. Тем не менее, ни один центр в течении долгого периода времени не мог утвердить собственную гегемонию.

Уже не раз те библейские легенды, которые многие века принимались за вымысел, находки на территории шумерского государства подтверждали, как реальные. Одно только существование шумерского варианта доказывает, что Библия – не первоисточник в этих знаниях. Что она, как минимум, скопировала стародавние легенды. И как максимум, воплотила в себе сказания другого, вымершего или уничтоженного народа.

Потоп, согласно рассказу шумерского сказителя, произошел уже после того, как боги создали людей. К сожалению, легенда дошла до нас только в одном экземпляре. И то, табличка, которую ученые обнаружили в Ниппуре, сильно повреждена, и часть записи навсегда потеряна для исследователей. Табличка о потопе считается документом и имеет огромную ценность для истории человечества. В ней не хватает верхней части таблички, которая содержала 37 строк из древнешумерского эпоса о потопе. Именно в этой части, видимо, говорилось о причинах, по которым боги решили погубить людей. Видимый текст начинается с желания какого-то верховного бога спасти человечество от полного вымирания. Им движет вера в то, что к людям вернется религиозность и почитание тех, кто их создал...



Этот символ был широко распространен в культуре Шумерской цивилизации. Впервые его обнаружили при раскопках в городе Лагаш. Правда, исследователи находили изображения орла и в культуре индоевропейского народа хеттов, которое расцвело примерно в те же века, что и шумерская цивилизация. Самая поздняя находка датируется тринадцатым веком до нашей эры. Шумеры наносили этот символ на печати, на стены, на сосуды и другие изделия и сооружения. Иногда орла изображали с жертвой в когтях (обычно с зайцем). Ученые интерпретируют это как образ могучего царя, который смотрит сразу во все стороны и побеждает трусливых врагов. К тому же образ двуглавого орла использовали в религиозных целях.

Двуглавый орел символизирует по древним верованиям солнце. Исследователи пришли к такому выводу, опираясь на логическую цепь: орел – царь всех птиц, Солнце – царь планет и всей системы. Орел ближе всех к солнцу, так как выше всех летает. Он олицетворяет благородство, власть, защиту от зла. Орел с когтями – символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Шумеры также считали, что орел – посланник богов, связующее звено между людьми и богами...



Очень интересно представление шумеров о смерти. Впервые в истории человечества они рассматривают смерть не как полное прекращение всего сущего, а как вполне естественный переход в другой мир, в вечность. В Раю шумеров лишь бессмертные боги, здесь нет места простым смертным. Основное назначение человека на земле – служить богам, приумножать их богатства и всячески ублажать их. С приходом болезней, смерти он уже не может больше заботится о богах и становится ненужным на земле. Человек превращается в тень и спускается в страну, «из которой нет возврата», «Чужую страну» - Кур, которая представляет собой прообраз древнегреческого Аида, еврейский Шеол. Избежать этого невозможно, здесь окажется каждый смертный, и его тень будет вечно блуждать по этой стране.

По представлениям шумеров Кур расположен под земной корой. Путь сюда преграждает река, «поглощающая людей». «Человек лодки» встретит и поможет переправиться на другой берег в мире теней (просматривается явное сходство со Стиксом и Хароном.) Шумеры считали, что каждый человек при жизни имеет четко обозначенное место и строгие обязанности по отношению к правителям, которым надо было верно и усердно служить...



Сословие жрецов занимало одну из высших ступеней среди классовых сословий. Они ненавязчиво правили всем и представляли собой замкнутую касту. Статус жреца передавался по наследству, а мог передаться «по конкурсу». Жрецом мог стать только хорошо образованный мужчина с отменным здоровьем, как бонус к здоровью и образованности нужно было приложить нравственность и хорошее происхождение. Образованным в Шумерской цивилизации считался человек, который владел письмом, умел петь, владел музыкальным инструментом, знал жертвенные ритуалы, богословие и умел принимать законные решения, продиктованные ему разумом. В период зарождения шумерской цивилизации жрецы вели службу нагими. Затем появились свободные одеяния изо льна. Чаще всего, светлых оттенков.

У шумеров было много храмов. Иерархию внутри возглавляли два жреца: шангу и эну. Шангу считался главным жрецом по административным вопросам. Эну в таинствах выполнял роль бога. Верховный жрец избирался после магического обряда-гадания, для которого использовались внутренности животного, заколотого на жертвенном одре. Верховный жрец занимал настолько высокий статус, что если правитель государства отправлялся на войну, он становился его наместников. Кстати, правителя шумеров также выбирали из касты жрецов, и его власть также переходила по наследству, образуя царскую династию.

Борьба церкви и правителей за власть

Именно из-за такой структуры Шумерская цивилизация начала уничтожать сама себя, деградируя и открывая тыл врагам. Постоянные распри из-за власти и вопроса, кто главнее, побудили религиозные институты противостоять правителям. А правители всегда завидовали несметным сокровищам жрецов...



Имеют ли что-то общее боги древних шумеров и боги современного человечества? Значительное сходство наблюдается с тюркским богом природы - Тенгир-Тенгри. Природные явления, которые обычный человек не мог объяснить, приписывались богам. Шумеры называли всех богов DINIGIR. Каждый Dinigir имел свое имя.

Слово dinigir состоит из трех частей. Первая часть - DI, в переводе с татарского означает "говори". Вторая часть - NIG, переводится как "суть", "основание". Третья часть - IR - это "муж". Все вместе звучит "Говорящее мужское начало" или "Говорящая суть мужа". К какой бы религии мы не обратились, везде описываются моменты, когда божество обращается к избранному человеку. При этом человеку не дано увидеть бога, он может лишь слышать, что бог ему говорит.

Божественный пантеон шумеров не ограничивался одним божеством. Повествования, изложенные на глиняных табличках, описывают бога Dimuzi. Бог, который смертен. Каждый год он умирает, а затем рождается снова. Древние шумеры связывали природные циклы пробуждения природы именно с этим божеством...

В ходе эксперимента над созданием человека были взяты ДНК женщин-аннунаков и ДНК-приматов. По одной из версий, в процессе участвовало семь женщин, давших жизнь первым семерым Адамам. В процессе создания участвовала женщина-аннунак по имени Нинти (та, которая дает жизнь) и аннунак по имени Энки. Впоследствии ее имя преобразовалось в Mami, не удивительно, что во всем народах только это название звучит практически одинаково и обозначает одно и то же. Это в очередной раз указывает на то, что все мы произошли от одного народа.

В рисунках об Энки фигурирует значок, которым ученые сейчас и обозначают ДНК. Но шумеры изложили для себя процесс в более простой для восприятия форме: для сотворения понадобилась глина практически из центра земли (ДНК) и юная аннунаки, которая доведет глину до нужного состояния (то есть та, которая будет вынашивать плод). Процесс оплодотворения проходил в стерильной лаборатории, и рассказчик-шумер постоянно указывает в сохранившемся источнике на то, что Нинти перед работой с глиной периодически мыла руки...

Одной из таких религий можно считать религию шумеров. Около 100 годов назад общество не понимало ни о шумерах, ни об их цивилизации. Памятников об их существовании не было даже в литературе. 1-ые шуммерско-аккадские тексты были найдены в Ниневии при раскопках дворца царя Ашшурбанипала. Исследуя эти записи, историки в первый раз столкнулись со следами древней цивилизации Месопотамии. Сами понятия Шумер и шумеры/шумерийцы в первый раз вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века, а шумерология стала новейшей отраслью гуманитарного познания.

Похоже, в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не «этические» корешки. Культ Богов имел целью не «очищение и святость», а призван был обеспечить неплохой сбор и военные успехи. Самые древнейшие из Шумерских Богов, упомянутые в древних табличках «со перечнями богов» (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы — небо, море, солнце, луну, ветер и т.д.. Потом появились боги — покровители городов, хлеборобов, пастухов. Шумеры утверждали, что все на свете принадлежит богам — храмы были не местом пребывания богов, обязанных хлопочет о людях, а житницей богов — амбарами.

Слово «бог» для нас много несуразных ассоциаций, шумеры же не мучались таким комплексом. Они называли собственных богов AN. UNNA. KI, что в буквальном переводе значит: «Те, кто с Небес на Землю сошел». В пиктографических письменах они обозначались DIN. GIR. Пиктографический символ GIR обычно значит просто предмет с заостренными концом, но подлинное его значение можно осознать, рассмотрев пиктографический символ КА. GIR, на котором очевидно виден GIR с обтекаемым корпусом, установленный в подземном помещении - шахте. Пиктограмма первого слога DIN не имеет смысла, пока она не соединяется с пиктограммой GIR, образуя сложную пиктограмму DIN. GIR . Эти два слога, написанные совместно, полностью согласуются, представляя, как гласит Захария Ситчин (исследователь шумерской цивилизации, ученый, писатель), «изображение ракетного галлактического корабля с интегрированным в него аппаратом приземления». Полное значение знака DIN.GIR, который обычно переводится как «боги», передается в переводе Ситчина как «Праведники с пламенных ракет».

Сотворение мира

Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо — мужское начало) и КИ (земля — женское начало). Оба этих начала появились из первозданного океана, который породил гору из крепко связанных неба и земли. На горе небес и земли Ан зачал богов – Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха — Энлиль, разделивший небо и землю.

Существует догадка, что сначала поддержание порядка в мире являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но потом, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого числился Энлиль, конкретно он занял руководящее место посреди богов.

Рождение человека

Тяжело сначала жилось богам, все приходилось делать самим, некоторому было им служить. Тогда они и сделали людей, для услужения для себя. После жалоб Богов на их тяжелую долю и требования сотворить им «служителя для Богов», бог мудрости и морских глубин Энки встал во главе «потрясающих и царственных мастеров», и обратился к Богине — Мамы (первородному океану):

О, мама моя, существо, имя которого ты именовала, уже есть-

Запечатлей в нем образ богов…

Замеси сердечко глины, что над пучиной —

Потрясающие и царственные мастера сделают глину густой

Ты же дай рожденье конечностям….

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа, Семь отложила слева,

Меж ними положила форму….Волосы она….Ножик для отрезания пуповины…

Мудрейшая и ученая Богиня приняла два раза семь родов,

Семь родилось мужского рода, Семь - дамского рода.

Богиня Рождения вызвала Порыв дыхания жизни.

Они создавались парами, Они создавались парами в ее присутствии.

Эти сотворения были людьми, Сделанными Богиней-Матерью.

Эти новые существа именуются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе значит «смешанные». Захария Ситчин считает, что приведенные выше слова о взятой с земли глине, которую «юные понимающие боги» доводят до подходящей кондиции, может означать, что человек был сотворен как гибрид из бога и простого человекообразного.

Что все-таки такое эта «глина», из которой был создан человек? В Библии тоже говорится, что человек был сотворен из «пыли (праха) земной». С научной точки зрения это вопиющее заявление, но вправду ли тот материал, из которого мы были сделаны, была «пыль» либо «глина»? Один узнаваемый ученый указал, что примененное в Книжке Бытия древнееврейское слово «tit» перебежало из самого старого шумерского языка. На шумерском TI.IT значит «то, что обладает жизнью». Так, может быть, Адам был сотворен из уже живой материи?

Любопытно знать

Издревле людей интриговало то событие, что согласно Ветхому Завету, бог сотворил Еву таким типичным методом, а конкретно из ребра Адама. У бога ведь было вволю глины, из которой он мог бы вылепить и даму, как вылепил мужчину. Клинописные таблички, выкопанные в развалинах Вавилона, дали прямо-таки сенсационное объяснение этой загадки. Оказывается, вся эта история базирована на очень смешном недоразумении. А конкретно: в шумерском мифе у бога Энки болело ребро. Hа шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтоб она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, другими словами «дама от ребра». Hо «нинти» значит также «дать жизнь». Таким макаром, Hинти может в равной мере означать «дама от ребра» и «дама, дающая жизнь». И тут конкретно коренится источник недоразумения. Древнееврейские племена поменяли Hинти Евой, так как Ева была для их знаменитой праматерью населения земли, другими словами «дамой, дающей жизнь». Но 2-ое значение Hинти («дама от ребра») как-то сохранилось в памяти евреев. В связи с этим в народных сказаниях вышел конфуз. Еще с месопотамских времен запомнилось, что есть что-то общее меж Евой и ребром, и благодаря этому родилась странноватая версия, как будто Ева создана из ребра Адама.

Пантеон богов

Шумерский пантеон богов работал как ассамблея во главе с богом-царем. Ассамблея состояла из групп, основная группа популярная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу населения земли. Также божества делились на креативные и некреативные. Креативные боги были несут ответственность за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинурсаг), море (Энки), воздух (Энли). Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам был должен иметь ведомую роль в шумерской мифологии. И, вправду, его почитали, правда вероятнее всего символически. Его храм в Уре именовался E.ANNA - «Дом AN». 1-ое королевство называли «Королевство Ану». Но по представлениям Шумеров, Ан фактически не вмешивается в дела людей и потому главная роль в «ежедневной жизни» перебежала к другим богам, во главе с Энлилем. Но и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти основных богов, посреди которых особо выделялись семь основных богов «вершащие судьбу».

Считается, что структура совета богов повторяла «земную иерархию» — где правители, энси, правили вместе с «советом старейшин», в каком выделялась группа более достойных.

Шумерские заповеди

Одной из основ шумерской мифологии, четкий смысл которой не установлен, являются «МЕ», игравшие в религиозно-этической системе Шумеров гигантскую роль. В одном из легенд названо более 100 «МЕ», из которых удалось прочитать и расшифровать меньше половины. Тут есть такие понятия как правосудие, доброта, мир, победа, ересь, ужас, ремесла и т.д. – все, так либо по другому связанное с публичной жизнью. Некие исследователи считают что «ме» — это макеты всего живого, излучаемые богами и храмами, «Божественные правила».

Мэ - это набор правил, данных каждой галлактической функции и культурному парадоксу, с целью нескончаемого поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

королевская власть

искусство

Вообщем, в Шумере Боги были как Люди. В их отношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Броско, но весь миф проникнут симпатией к человеку.

В шумерском раю недостаток пресной воды

Любопытно, что шумерский рай не предназначен для людей — это обитель богов, где неопознаны печали, старости, заболевания и погибель и единственная неувязка, волнующая богов — это неувязка пресной воды.

Кстати, в Старом Египте концепции рая не было вообщем. Шумерский ад — Кур — сумрачный черный подземный мир, где на пути стояло три служителя — «человек двери», «человек подземной реки», «перевозчик». Припоминает древнегреческий Аид и Шеол старых евреев. Это пустое место, отделяющее землю от первозданного океана, заполненное тенями погибших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.

Боги Иту и Инанна. Барельеф. Около 23 в. до н.э.

О бщие представления о мифологии шумеров. Мироздание. Боги. Сотворение человека.

Шумерийцы представляли собой племена, которые освоили территорию долину Тигра и Ефрата в конце IV тысячелетия. Когда были образованы первые города-государства в Двуречье, формировались и представления о богах и божествах. Для племен божества были покровителями, которые олицетворяли собой творящие и производящие силы природы.

Самые первые письменные источники (это были пиктографические тексты конца IV — начала III тысячелетия) называют имена богов Энлиля и Инанны.

Со временем, в каждом городе-государстве появлялись свои особенные божества, циклы мифов, а также формировались свои жреческие традиции.

Все же, несколько общешумерских божеств было.

Боги Ану и Энлиль. Вавилонский камень. Ок. 1120 г. до н.э.

Энлиль . Владыка воздуха, а также царь богов и всех людей. Он являлся богом города Ниппур, который был центром древнейшего союза шумерских племен.

Энки . Владыка мирового океана и подземных пресных вод, позже стал известен как божественная сущность мудрости. Он являлся главным богом города Эреду, который был древнейшим культурным центром Шумера.

Ан . Бог неба.

Инанна . Богиня войны и любви. Вместе с Аном они являлись божествами города Урук.

Наина . Бог Луны, его почитали в Уре.

Нингирсу . Бог-воитель, которого чтили в Лагаше.

Бог Энки с птицей Анзуд. Ок. 23 в. до н.э.

Самый древний список богов, который датируется 26м тысячелетием до н.э. выделяет 6 верховных богов: Энлиль, Ану, Энки, Инанна, Нанна, Уту (бог Солнца).

Наиболее типичный образ божества представлялся как образ матери-богини, которая держит на руках ребенка. Это означало, что покровительница плодородна. Ее почитали под разными именами, например, как Нинмах, Нинту, Нинхурсаг, Дамгальнуна, Мами, Мама.

Мировоззрения шумерских племен о зарождении Вселенной можно найти в тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир». Бог Ану является владыкой неба, а Энлиль распоряжается на земле. Эрешкигалю же принадлежит Кура. О первозданном рае рассказывается в мифе «Энки и Нинхурсаг», где этим самым раем выступает остров Тильмун. О том, как был создан человек, наиболее полно описано в мифе про Энки и Нинмах, которые лепят из глины человека.

Ворота богини Иштар. 7-6 вв. до н.э. Ирак, Вавилон.

Человек был создан для того, чтобы служить богам и исполнять их волю, в его обязанности входило пасти скот, обрабатывать землю, заниматься собирательством, а также соблюдать культы жертвоприношения.

Когда человек готов, боги награждают его судьбой и пируют в честь нового создания. На этом самом пиру Энки и Нинмах, немного захмелев, вновь занимаются лепкой людей, но теперь у них получаются уроды, например, человек без пола или женщина, не способная выносить ребенка.

В одном из мифов про богинь скота и зерна даже дается объяснение создания человека. Все дело в том, что боги ануннаки не приспособлены вести хозяйство, поэтому им нужны были люди.

Шумерская мифология пронизана мифами о создании и рождении богов, но также часто встречаются и мифы о героях.