Что значит чередующиеся согласные в корне. Word - Чередование согласных звуков в корне слова

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - любить); в - вл (ловить - ловлю); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания определение морфемного строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований (кошка- кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

Чередования звуков (аллофонов) и фонем - взаимная замена их в одной и той же морфеме в различных случаях употребления, выполняющая роль основного или дополнительного морфологического показателя (нос-ить / нес-ти; мог-у / мож-ешь ), то есть она может определяться не только фонетическими, но и словообразовательными или морфологическими причинами. Такие чередования сопровождают образование слов и их форм.

Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).

По характеру условий чередований выделяются два их типа:

  • фонетические (называемые также автоматическими альтернациями);
  • нефонетические - традиционные, исторические.

Фонетические чередования

Изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Такие чередования обусловлены действующими в языке фонетическими закономерностями, изменение звучания связано с позицией звука, но не меняет состава фонем в морфеме:

1) чередование ударных и безударных гласных: н(о)с - н(^)-сотый - н(ъ)совой;

2) чередование звонких и глухих согласных: моро(с), (мороз) - моро(з)ный.

Фонетические чередования всегда позиционны, они служат материалом для определения фонемного состава языка.

Фонетические чередования подразделяются на позиционные и комбинаторные.

1. Позиционные - чередования, обусловленные местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция .

2. Комбинаторные - чередования, обусловленные наличием в окружении данного звука других определенных звуков (аккомодация , ассимиляция , диссимиляция ).

Нефонетические (исторические) чередования

Альтернантами исторических чередований являются самостоятельные фонемы , такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:

Позиционные (морфологические) чередования имеют место при регулярном формообразовании (в определенных грамматических формах, например, водить – вожу, глядеть – гляжу ) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии. Чередования различаются:

  • по характеру чередующихся фонем (чередования гласных и согласных);
  • по позиции в морфеме (на морфемном шве и внутри морфемы);
  • по признаку продуктивности – непродуктивности.

Непозиционные (грамматические) чередования не обусловлены позицией относительно определенной морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (например, сух – сушь ) или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики.

Исторические чередования звуков, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Их называют также морфологическими чередованиями, так как они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе не являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):

е / о : несу – носит, везу – возит ;

е / о / ноль звука /и : наберу – набор – набрать – набирать ;

е / ноль звука : день – дня, верен – верна ;

о / а : приготовить – приготавливать ;

о / ноль звука : сон – сна, ложь – лжи, крепок – крепка ;

о / ноль звука / ы : посол – послать – посылать ;

а(я) / м / им : жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать ;

а(я) / н / им : жать – жну – пожинать, примять – примну – приминать ;

у / ов : кую – ковать, радую – радовать ;

у / ев : ночую – ночевать, врачую – врачевать ;

ю / ев : плюю – плевать, горюю – горевать ;

у / о / ы : сухой – сохнуть – засыхать ;

и / oй : бить – бой, запить – запой ;

е / ой : петь – пой .


Чередование согласных:

г / ж : берегу – бережешь, жемчуг – жемчужина, строгий – строже ;

к / ч : пеку – печешь, мука – мучной ;

ж / ш : слух – слушать, горох – горошина, сухой – суше ;

г / з / ж : друг – друзья – дружный ;

к / ц / ч : лик – лицо – личный ;

з / ж: возить – вожу, мазать – мажу, низок – ниже ;

зг / зж (ж) : визг – визжать ;

зд / зж (ж) : бороздить – борозжу ;

с / ш : носить – ношу, плясать – пляшу ;

д / ж : ходить – хожу, молодой – моложе ;

т / ч : хотеть – хочу, хлопотать – хлопочу ;

ск / ст / щ : пускать – пустить – пущу, густой – гуще ;

б / бл : любить – люблю, колебать – колеблю ;

п / пл : купить – куплю, капать – капля ;

в / вл : давить – давлю, ловить – ловля ;

ф / фл : графить – графлю ;

м / мл : сломить – сломлю, дремать – дремлю ;

д, т / с : веду – вести, плету – плести ;

к, г / ч : привлеку – привлечь, помогу – помочь .

Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слуш ать (х чередуется с ш ); сбро сить – сбра сывать (о чередуется с а ); воз ит– вож у (з чередуется с ж ).

Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжа ть–сжим ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: со н–сна, кусо к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).

Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.

Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -), но и чередование гласных (а вместо о ); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч .

Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.

Таблицы морфологических чередований.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)

1)е ё: се льский – сё ла, весло – вё сла

2) о –нуль звука: со н – сна, кусо к – куска

е нуль звука: де нь -– дня, оте ц – отца

3) у ов: ку ю – ков ать, сну ю – снов ать

ю ев: клю ю – клев ать

4)а(я) – и– ин: жа ть – жну – пожин ать; мя ть -– мн у – примин ать. а(я) – м– им: жа ть – жм у – пожим ать; взя ть – возьм у– взим ать

5)е – о – нуль звука –и: бе ру – сбо р – собрат – соби рать



6) у – о – ы : сухо – сохнуть – засыхать

7) о нуль звука –.ы : посо л – послать – посы лать

8) о а: хо дит заха живает, про сит – выпраши вает

ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

1) к – ч: пе ку – печ ёшь, привлек у – привлеч ёшь, рыбак – рыбач ий

г ж : бег у – беж ишь, жг у – жж ёт, творог – творож ник

х – ш: пух – пуш истый, ух о – уш и

2) с ш: нос ить – нош у, кос ить – кош у

з – ж: маз ать – маж у, близ ок – ближ е

ск – ст – щ: пуск ать – пуст ить – пущ у, густ ой – гущ е

т – ч: ответ – отвеч у, свет ить – свеч у

д ж: ход ить – хож у, вод ить – вож у

б – 6л; п – пл : руб ить – рубл ю, куп ить – купл ю

в – вл;ф фл: лов ить – ловл ю, граф ить – графл ю м мл: слом ить – сломл ю

3) к ц: лик –лиц о, моряк –моряц кий

г – з: друг – друз ья, княг иня – княз ь

4)д, т – с : плет у–плес ти, привед у – привес ти

5) к, г–ч (из сочетанийкти, гти ): пек у–печ ь (из пекти), стерег у – стереч ь (из стерегти)

Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом-ну в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.

Перед суффиксом в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл , плет-у – плё-л .

Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).

В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об -: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).

Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.

1. Полногласие и неполногласие

Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело- ), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): горо д–гра д, воло ку–вле ку. голо с – гла с, о-шело м-ить – шле м, бере г – бре г.

2. д – ж – жд; т – ч – щ

Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – ж жд и т – ч – щ : ход ить – хож у – хожд ение; вод ить вож у – вожд ение, свет ить – свеч у – освещ ение.

Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ног нож -к-а, рук -а – руч -к-а, руч -н-ой, руч ищ-а; книг -а – книж -ка – книж -н-ый.

Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос"-/нош- (носить – ношу).

Упражнение 98 . Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.

Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал; примнёт – примял – приминал.

99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.

Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.

100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.

Пахать – пашет, скакать – скачет, брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.

101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.

Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.

Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

Пах ать - Паш у, Паш ет .

Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

Есть же такие примеры еще.

Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

Отсюда получается чередование «С - Ш ».

С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.

Конспект урока русского языка

3 класс, «Школа России»

Тема урока:

Чередование согласных в корне слова.

Подготовила и провела:

Головатюк В. В.

Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;

Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;

Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;

Воспитывать уважение друг к другу.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы за парты сели ровно.

И к работе все готово.

2.Чистописание.

- Начнем с чистописания.

- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:

Хохлатый хилый хорек,

хрумкая хвощ,

хвастался холеным хвостом.

На доске записывается буква

У Маши на кармашке

Расцвели ромашки.

На доске записывается буква

- Посмотрите на эти буквы.

- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?

- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.

3.Подготовка к изучению новой темы.

- Отгадайте загадку:

Смех-смех

Летом снег.

Вихрем в воздухе летает.

Почему же он не тает?

-Что это?

-Правильно, это пух.

-Запишите это слово в тетради.

-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).

Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.

Выделим корень.

- Что вы заметили? (ш и х меняются).

- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.

(Учитель записывает тему на доске).

-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )

Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.

-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.

4. Работа по теме урока.

1. На доске слова:

Снег

Берег

Пирог

Сапог

-Что общего у этих слов?

- Объясните написание парной согласной на конце.

- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.

Какие слова получатся?

- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.

- В какой части слова это происходит? (в корне слова).

- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.

5. Закрепление.

1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.

- Прочитайте слова:

Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

Река, речка, речушка, речь, реченька.

Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.

- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?

-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.

- Какие звуки чередуются в этих корнях?

Д-ж, к-ч.

ФИЗМИНУТКА

Руки в стороны в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет!

    Работа по учебнику.

- Упражнение 74 на стр. 119.

- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.

-Вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили? Почему?

-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.

- Ответьте на вопросы:

1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):

Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.

2)Что лежит под высокой березкой?

Под высокой березкой лежит снежок.

3) Что сбросит сорока с веток?

Сорока сбросит с веток снежный ком.

-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?

-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….

-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)

- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.

3. Словарная работа.

Мороженое-

Огуречный-

Столичный-

Яблочный-

-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.

Проверка :-Какие буквы подчеркнули?

- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).

- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.

6. Письмо по памяти.

-Прочитайте маленькое стихотворение.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).

-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?

-Что значит «гуськом».

- Как вы представляете себе «гусиное войско»?

-Что значит «гусиным шажком»?

-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.

-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.

Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.

Взаимопроверка.

7. Итог урока.

- Итак, подведем итог.

- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).

-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?

-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Стр. 120 упр.78.

- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.