Ядро личности восстановление. Ядро человеческой личности

Разумеется, каждый из нас неповторим и уникален. Но есть и такие особенности личности, которые свойственны всем людям без исключения.

К 18 годам у человека уже есть сформировавшаяся личность. Это не означает, что нам не переделать свою личность - мы на протяжении своей жизни только этим и занимаемся, но есть нечто очень глубоко внутреннее и почти неизменное, что остается с нами во все времена, то, что мы не можем и не хотим изменять. Обычно это называется «центром» («ядром») личности.

Изначально ядром личности является «Я биологическое», то, что является знаком биологической индивидуальности человека: свои, похожие на кого-то и непохожие на других лицо и тело, собственные физические и физиологические особенности. Затем к этому ядру добавляется «Я психологическое», поведенческие реакции младенца, его эмоциональные реакции, а затем и формирование не просто реакций, но поведения: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, предпочтение первых и недоверие к последним и т.д.

Формирование ядра личности происходит в процессе активной деятельности человека по освоению предлагаемых обществом и воспитанием ценностей и осуществляется путем идентичности. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию Ядра личности, называются «Я»: образ Я, метафора себя и жизни, личные верования

(здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния), личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды, личное понятие смысла жизни...

Сильное ядро личности выражается через развитость личной позиции, определенности личных ценностей и интересов, уверенности в себе и свободном выборе своих действий. Ядро личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Именно из ядра личности идет импульс противостояния внешнему окружению. Разные исследователи видят его по-разному:

  • 1) естественно растущее позитивное зерно (гуманистический подход);
  • 2) место воспаленного конфликта (классический психоанализ);
  • 3) продукт самосозидания (экзистенциальный подход);
  • 4) то, что формируется окружающей средой (бихевиоризм и советская психология).

Сильное ядро - при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности. Тенденция ядра личности человека заключается в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости оттого, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Люди не просто ошушают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они», выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), также суть стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Ядро человеческой личности, таким образом, состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

К периферии личности относятся те структуры, которые почти непрерывно меняются в течение жизни: опыт и способности; знания, умения, навыки; системы конструктов, личная история; поведение: характер (акцентуации), привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки. Дальняя периферия - это внешность, здоровье, состояние, атрибутика личности. Развитая периферия для личности может быть как удачей, так и проблемой.

Приятная внешность, прекрасное здоровье, бодрость физическая, милый характер, привычка улыбаться - такая периферия является благом для личности, помогает двигаться вперед и реализовываться. Если внешность невыигрышная, здоровье плохое, физическое состояние неважное, постоянная усталость и болезни, характер вредный, то периферия не помогает развиваться личности, а скорее мешает. Чаще всего это приводит к личностным нарушениям: неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям (см. гл. 6).

Наличие самосознания явл-ся обязательным условием сформированной личности. Самосознание - осознание и оценка ч-ком самого себя как субъекта практ-кой и познават-ной деят-ти, как личности (то есть своего нравств-го облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Сущ-т взгляд на развитие самосознания как на многоур-вый пр-с. Так выд-т 4 ур-ня (по Столяренко): 1. Непосред-но – чувственный (ур-нь простейшего самопознания, обеспеч-го самоощущение пр-сов в орг-ме, псих-х состояний) 2. Личностный (ур-нь переживаний о себе как личности, кот. присущи сильные и слабые стороны) 3. Интеллект-но – аналитический (ур-нь осознания содержания собств-х мыслит-х пр-сов через самонаблюдение и самоанализ) 4. Целенаправленно – деятельный (симбиоз предыдущих ур-ней с выходом на мотивир-щее поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение). В. Мерлин считает, что формирование самосознания осущ-ся в 4 этапа : 1. Осознание индивидом отличия себя от остального мира. 2. Осознание «Я» как активного начала субъекта деят-ти. 3. Осознание своих псих-х св-в. 4. Соц-но-нравственная самооценка, самоуважение. Стр-ра (как устойчивая установка индивида по отношению к себе она вкл-т в себя 3 компонента): - когнитивный , отражающий самопознание индивида (самопознание – сложный пр-с изучения индивидом самого себя, в рез-те кот. в его сознании отражается весь континуум собств-х св-в и кач-в); - эмоц-ный , выраж-щий его самоотношение (самооценку); - поведенческий, отражающий саморег-цию ч-ка (саморегуляция – это осозн-ное, сис-но-организ-ное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее хар-к в желаемом напр-нии). Ф-ции: 1. Формирование себя как неповторимой личности (приобретение собств-го образа «Я») 2. Самозащита своего образа « Я » как фактора устойч-ти личности во всех условиях жизнедеят-ти. « Я » - концепция – устойчивая с-ма обобщенного представления индивида о себе, как образ собств-го «Я». Образ « Я » - это целостное представление ч-ка о самом себе (реальное, идеальное, зеркальное, фантастическое).

36. Эмоц-но-волевые пр-сы личности Эмоц. сост-ние – это псих. явления, кот. отражают, в форме переживаний, субъективные отношения (личная значим-ть, оценка внеш. и вн. ситуации) к самому себе и окруж. действ-ти. Причины эмоций: - хар-р наших потреб-тей, - индив. особ-ти ч-ка, - время, - интеллект. Виды: 1. Вн. переживание. 2. Физиолог. антивация. 3. Внеш. поведение. Клас-ция: 1. Аффект (самая короткая, самая сильная, суживает сознание) 2. Собств-но эмоции (более длительны, но менее интенсивны, ситуативны) 3. Чувства (относит-но устойчивы, очень длительны, соц-ны): - интел-ные, - эстет-кие, - нравств-ные 4. Настроение (общее эмоц. состояние; это фон деят-ти ч-ка, не интенсивны, оказывают влияние на эмоции) 5. Страсть (это сплав эмоций, чувств, кот. сконцентрированы на каком-то предмете, явлении). Ф-ции: - сигнальная (Э. сигнализируют об уд-рении потреб-ти или нет); - оценочная (оценить ситуацию, в кот. мы нах-ся. с пом-ю эмоций, мы постигаем свои мотивы); - регулятивная (с пом-ю эмоций мы можем управлять не только внеш. деят-тью, но и вн-ней) Св-ва: 1. Знак (+/-, амбиваленты (удивление)) 2. Интенсивность (сила переживаний) 3. Длит-ть (отражает динамику) 4. Модальность (кач-во эмоций, активов, потреб-тей; вид эмоций). Содержание эмоций затрагивает потреб-ти и мотивы. Личность управляет эмоциями . Воля – 1. Высш. ур-нь произвол. регуляции. Психолог-м фактором, кот., выступает сознат-ная, опосред-ная знаниями ч-ка деят-ть. 2. Это сп-ть ч-ка настойчиво достигать сознат-но поставл. цели, несмотря на наличие внеш-х и вн-х препятствий. Виды: 1. Непроизв-ная рег-ция (необдуманная, непроизв-ная, без содержания) 2. Произв-ная р. (она всегда осознана. Достигается легко, когда нет трудностей) 3. Волевая р . (преодоление трудностей). Ф-ции: 1. Побудительная – побуждает на что либо. 2. Тормозящая – сдерживание нежелател-х проявлений активности. Стр-ра волевого акта : 1. Осознание двух мотивов разной побудит-ной силы. 2. Борьба мотивов (сп-бы: удов-рение мотивов отодвигать на потом, предвосхищение будущего, наделить полож-ми эмоциями меньший мотив, а больший – отриц-ми, больший мотив объединить с чем-то более важным) 3. Акт принятия решений 4. Исполнение принятого решения.

37. Смысловая сфера личности: стр-ра и ф-ции. Мех-мы смыслообразования. Впервые о ней заговорил В. Франкл (затем Братусь).

Мотивационный механизм - безразлично, кто совершил поступок, при каких обстоятельствах и какова объективная оценка этого поступка; определяющую роль играют последствия этого поступка для реализации мотивов. Диспозиционный механизм определяющую роль играет го, кто и по отношению к кому совершил поступок. Атрибутивный механизм - главную роль играет сам поступок вне зависимости от того, кто и по отношению к кому его совершил, а также от последствий этого поступка; высвечивается смысл поступка под углом зрения ценностей. Смысловая сфера личности обуславливает все другие сферы.

Уровни смысловой сферы личности (Братусь)

0 – ситуативный: ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой

1 – эгоцентрический

2- группоцентрический (определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше)

3 – просоциальный(гуманистический): внутренняя смысловая устремлённость человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим.

4- духовный (экзистенциальный): соприсутствует диалог.

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев)

Функции смысловой сферы личности:

Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Смысловое образование - это прежде всего активнодейственное образование, имеющее вектор направленности на деятельность и так или иначе проявляющееся в деятельности в ее внешних или внутренних, развернутых или фрагментарных формах.

Три вида смысловых образований:

Смысл образующие мотивы,

Смысловые установки

Непосредственные личностно значимые эмоциональные переживания.

Одним из важнейших феноменов, изучаемых в рамках гуманистической психологии является личность, рассматриваемая как продукт развития человеческого в человеке через его опыт. И, в частности, через опыт собственного бытия в разнообразном мире людей, через опыт общения.

Отличие взгляда гуманистической психологии на человека от воззрений других наиболее известных школ психологии, таких как психоанализ и бихевиоризм, заключается в том, что самым важным фактором, образующим личность, является не столько и не только окружающая действительность — среда, но прежде всего сам человек, его внутренние побуждения.

Один из ярких представителей нашей школы — французский психиатр и психолог П.Жане высказал как-то мысль о том, что «психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми». Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать самого себя и развить самого себя.

Личность человека можно условно поделить на три основные зоны:

I зона — внутренняя, ядро личности.

Ядро личности — это те врожденные свойства человека, с которыми он вступает в мир. Содержанием этой зоны является феноменом, который можно открыть в себе, но нельзя изменить сознательным усилием. Есть содержание существующее только во внутренней зоне. В этой зоне находятся чувства, ощущения, потребности, воспоминания. Именно эта зона синтезирует потребности, направляет их и мотивирует личность. Внутренняя зона способна реагировать на мир без искажений. Однако полноценный контакт с ней — это редкий случай гармонии у человека.

II зона — средняя, оболочка личности.

Оболочка личности — это те изменяемые качества личности, которыми она приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе и социальной среды. Ее основная функция — адаптационная. В этой зоне живут наше восприятие, представления, социальные нормы и те возможности личности, при помощи которых можно достигать опознания и удовлетворения потребностей. В этой же зоне обитают все наши психологические защиты, интерпретации опыта и проекции. Посредством ее мы, защищаясь, бессознательно манипулируем и искажаем мир. В этой же зоне обитают все «не наши» истины, то что мы приняли в себя как феномен окружающей среды — без критической обработки и осознавания, без чувствования, как факт жизни.

Психоанализ занимается именно этой зоной личности. Гуманистическая психология — всеми тремя зонами.

III зона — внешняя, граница личности.

Граница личности — это та часть личности, которой мы вступаем в контакт с окружающим миром, со всем, что не есть Я. В этой зоне обитает наша Персона и те осознаваемые модели поведения, а так же наш Эго-Идеал — такое представление о самом себе, которому хотелось бы соответствовать, кем бы хотелось выглядеть в контактах с миром, с окружающей средой. Эта зона несет нам информацию из реальности. Через нее из социального мира мы принимаем или отказываемся принять ту информацию, которая содержит представления, мнения других людей о нас, их оценки наших поступков, качеств и нашей личности в целом. При помощи этой зоны мы обучаемся, овладеваем навыками и реализуем потребности. Т.е. обмениваемся со средой.

В этой зоне мы — феномены внешнего мира. Хотя и обладаем при этом скрытым большей частью внутренним содержанием. Бихевиоризм занимался только этой зоной. Гуманистическая психология, как я уже сказала выше — занимается всеми тремя зонами личности.

В гуманистической психологии принято не рассматривать человека отдельно от среды. Человек как социальное существо контактирует с другими, находясь в поле своего окружения, своей истории. И сущностью этого поля является целостность отношений личность-среда. Все это вместе и создает то феноменологическое поле, которое является предметом изучения гуманистической психологии. Гуманистическая психология, рассматривая человека, решает такие вопросы: КАК человек воспринимает мир, КАК делает выбор, КАК создает собственный опыт, КАК организует мир и самого себя в нем. Важно, что все это рассматривается не с точки зрения структуры — некоей застывшей композиции свойств личности, а динамично — с точки зрения процесса адаптации к ситуациям и развития личности на основе приобретения нового опыта.

Хотя в гуманистической психологии есть и понятие — замороженная феноменология, т.е. застывшие паттерны поведения, которыми личность реагирует ригидно (негибко) на изменчивую среду, не зависящее от среды однотипное поведение. Проблема замороженной феноменологии — это проблема средней зоны, ее низкой адаптивной способности. Человек с замороженной феноменологией прекратил процесс своего развития, он не обменивается с внешней средой. Между оболочкой и ядром личности отсутствует необходимое для развития взаимодействие и взаимообогащение.

А теперь попытаемся рассмотреть более конкретно на примерах четырех возможных уровней общения то взаимодействие человека с миром, с окружающей социальной средой, которое инициирует процесс развития личности уже взрослого человека.

В зависимости от дистанции, на которой люди общаются друг с другом, принято выделять 4 уровня общения. Хотя деление это условно и принято для удобства понимания. В реальности все четыре уровня общения могут быть смешаны и представлять собой единый феномен.

Уровень 1. Информационно-интеллектуальный.

На этом уровне главными движущими факторами сближения являются интерес и то впечатление, которое люди получают друг от друга.

Здесь мы контактируем границами личностей, нашими Персонами, сознательными моделями поведения. По соционике — это блок Супер-эго: КНС и ролевая функции.

На этом уровне источник нашей активности — жизнь, мир. То, что мы получаем — практический опыт общения со всеми людьми. Мы получаем обратную связь. И реализуем свои самые общие представления о людях и ожидания от мира людей.

Проблемы, возникающие на этом уровне, связаны с тревожностью, возникающей из-за недоверия к миру, полученного в результате детской травмы. Сформированный страх перед миром, искажает представления о мире и лишает возможности обретения нового опыта — человеку хочется сделать свою границу личности непроницаемой для внешних воздействий. К такому же приблизительно эффекту может привести недостаток общения с людьми или миром.

КНС и ролевая работают в этом случае как стражи, не допускающие новый развивающий опыт. И как внутренний ограничитель. А не как защитники от излишней агрессии мира, что происходит в случае благополучного развития и обретения чувства доверия к миру.

Уровень 2. Социальный.

На этом уровне главными движущими факторами выступают потребность во внешней оценке и социальном принятии. Тут же мы и сами выносим оценки окружающим и осуществляем выбор тех социальных контактов, которые наиболее приемлемы. Здесь развиваются такие отношения как партнерство, симпатии, флирт, приятельство, и многие традиционные формы контакта — родственные, религиозные, национальные, корпоративные…

И здесь мы реализуем потребность в принятии со стороны социального окружения. А так же сами строим свое социальное окружение.

С точки зрения психологии тут задействуются средняя и внешняя зона.

С точки зрения соционики — блоки Эго (целевая и творческая функции) и Супер-эго. Они взаимодействуют и помогают этим взаимодействием решать задачу выбора своей социальной среды в условиях изменчивого и разного в этой изменчивости мира. Так же на этом уровне мы продолжаем защищать себя от внешней агрессии. Но делаем это еще и интерпретируя поведение окружающих людей, а так же вынося им личностные оценки.

Проблемы этого уровня общения могут включать в себя проблемы предыдущего уровня и формироваться на их основе — в этом случае человек не переходит к нормальному функционированию блока Эго, постоянно оставаясь в напряженности информационного контакта с миром по Супер-эго, в состоянии постоянного недоверия, распространяющегося уже и на мир социальных связей.

Но так же проблемы могут сформироваться уже только на этом уровне. В числе самых актуальных проблем (а все я не буду рассматривать сейчас — это предмет для отдельного исследования) — недооценка окружающими качеств, значимых для самого человека, приводящая к потере его самоуважения; уничтожающие личность жесткие установки ближайшего социального окружения — что приводит к преобладанию оболочки личности над ее ядром; нехватка идентификаторов, т.е. людей, с которыми чувствуешь себя схожим) — приводит к ощущению изоляции.

КНС и ролевая в этом случае продолжают работать как стражи, а развитие блока Эго подвергается деформации. Человек видит иллюзорно людей, себя и интерпретирует их и свое поведение неверно, манипулирует посредством своих сильных функций. Возникает множество ригидных защит. Дальнейшее сближение с людьми замораживается, пребывая на манипулятивно-информационном уровне.

В случае благополучного развития и прохождения этой фазы развития Эго развивается во взаимодействии с Супер-эго, формируется устойчивое ядро личности и мобильная, гибкая оболочка для адаптации в социальных контактах. Человек подготавливается для перехода к следующему уровню сближения. Он умеет выбирать людей и обмениваться с миром людей качествами — обретать новые для себя, отказываться от старых на основе сознательного выбора собственной личности, ее ядра. И человек умеет выбирать те условия, в которых ему комфортно жить и развиваться. Но это пока выбор Эго и Супер-эго — контролирующих частей личности.

Уровень 3. Психологический.

На этом уровне человек реализует потребность в дружбе, принятии и непринятии. А так же потребность во влюбленности и поверхностных физических контактах — таких как рукопожатие, объятие, прикосновение, танцы и других, включая исследовательские сексуальные эксперименты.

Источником этого уровня общения являются более близкие контакты, связанные со сближением, узнавание друг друга, более ли менее длительными и глубокими отношениями, открытостью, эмоциями и даже чувствами.

И помешать всему этому великолепию человеческого общения могут те проблемы которые накопились за два предыдущих этапа социального развития. Проблемы эти уже окрепли, и превратились во внутренние конфликты. В силу динамичности процесса у человека всего два выбора — деградация в виде укрепления и ужесточения ригидных защит или развитие, связанное с избавлением от ригидных защит.

Внутренняя зона чувств, потребностей и ощущений находится под диктатом средней и внешней зон. И через этот диктат все самое живое в человеке пробивается с огромным трудом или с большим искажением.

Внутренняя зона, представленная блоком Супер-Ид (в соционике — детским блоком: суггестивной и референтной функциями) подавляется. И человек по сути лишается возможности испытывать свои желания напрямую. Желания проходят сквозь сито внутренней и внешней цензуры. (все перипитии этого процесса описать тут нет возможности). Человек приучается удовлетворяться манипулятивным способом. И основные проблемы выглядят как — неумение и невозможность общаться на близкой дистанции; страх отвержения; невозможность адекватно отреагировать негативный опыт; зависимости; неврозы; связи с неподходящими травмирующими партнерами и т.д. Искажается уже не только внешняя реальность, но и внутренняя.

При хорошей работе внутренней зоны человек научается доверять своим побуждениям, у его возникают желания, и энергия для их реализации. Он успешно выбирает подходящего партнера. Умеет и брать и отдавать в отношениях — обменивается и взаимодействует. Внутренняя зона, ядро личности находится во взаимообогащающем взаимодействии со средней зоной, адаптирующейся к изменяющимся условиям. Происходит необходимая интеграция личности, ее гармонизация. И человек становится готов к следующей — последней и самой близкой стадии общения.

Уровень 4. Психофизиологический.

На этом уровне человек реализует потребности в единении, длительной дружбе и любви как длительных развивающих и насыщающих отношениях. Потребности в самораскрытии и доверии конкретному человеку, но и потребность в одиночестве и адаптации к потере отношения или доверия.

На этом уровне человек может наиболее полно реализоваться как человек, т.е. во всем многообразии и глубине своей человечности. На этом этапе человек обретает максимум гармонии и интеграции собственной личности.

Здесь человек лучше и глубже всего познает и себя и другого.

Взаимодействие блоков Эго и Ид дает возможность глубоко чувствовать и ощущать. Познать все трудности и радости любви и секса. И благодаря именно такому глубокому чувствованию человек становится способен познавать мир и себя на совершенно ином качественном уровне.

Ну а проблемы в случае неблагоприятного развития тоже крепнут и становятся совсем невыносимыми в связи со сложностью актуальных задач. Это все многообразие проблем личности, знакомое психологам и психиатрам, да и просто врачам, поскольку возможна психосоматика. Это садистические отношения, отношения слияния, истерии, аногразмия и импотенция, неврозы, психотические и пограничные состояния, амбивалентные чувства, убийства и самоубийства и, увы, многое многое другое… К сожалению, на уровне близких отношений как нигде человек чувствует свою несостоятельность и уязвимость. И в по-настоящему близкие отношения люди вступают не так часто, как может показаться на первый взгляд. Чаще всего развитие отношений и общения заканчивается на социальном уровне. Влюбленность, симпатия как недолгий всплеск с переходом на уровень психологический и далее — спад и функционирование пары в рамках социальных стереотипов. Так люди защищаются от близких отношений, способных обострить внутренние проблемы и подвергнуть деформации внутреннюю зону.

Ну а те, кому повезло или те, кто проработал свои проблемы (везунчиков, попавших в благоприятные для развития условия среды, по статистике около 5%) или решил их, не прибегая к осознаванию (это тоже редко, но возможно), или самостоятельно — те ощущают полноту жизни, полноту своей человечности, единение с людьми и веру в себя.

Позже я собираюсь рассмотреть разнообразие видов или типов любви. Так же с привязкой к зонам личности и соционическим функциям. Тема животрепещущая и, думаю, актуальная для многих.

© Г.В. Ожиганова Понятие «ядро личности» в психологии ХХ столетия и древневосточных философских учениях // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 256-263
© Г.В. Ожиганова, кандидат психологических наук, Москва, Россия,2006

Вопрос о сущностной основе личности привлекал внимание ученых с древних времен. Выдающиеся основатели философских школ и их преемники искали на него ответ. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Много веков спустя, в ХХ столетии исследователи пытаются решить эту задачу в рамках выделившейся специальной дисциплины – психологии личности.

Большое значение в этой связи приобретает сравнительный анализ представлений о ядре личности в древневосточных философских системах и психологических теориях личности ХХ столетия. Данный анализ проводится на основе предложенного автором статьи компаративного метода историко-психологического исследования, который заключается в соотнесении двух форм знания: древнего и современного как равноправных носителей ценной информации. При этом принципиально отвергается наукоцентрическая позиция высокомерного и снисходительного отношения к древним «донаучным» текстам (Ожиганова 2002, с. 200 – 201). По мнению П.Фейерабенда, «вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе… Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения» (Фейерабенд,1978). При таком подходе создаются условия для обогащения современной науки древними знаниями, отличающимися своеобразием и глубиной взглядов на решение важных вопросов психологии.

В центре внимания психологической науки находится категория «личность», изучаемая во всем многообразии составляющих ее компонентов и проявлений в социальном взаимодействии.

Интерес к вопросу о сущностной основе личности отмечается у многих психологов ХХ столетия. Эта важная проблема затрагивается в основных психологических концепциях.

Рассмотрим, какую трактовку она получает в отечественной психологии.

А.Н. Леонтьев считает, что «действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которые возникают на определенном этапе развития его человеческих связей с миром» (Леонтьев, 1982, с. 151). Разнообразные деятельности личности пересекаются между собой и «связываются в узлы» объективными общественными отношениями. «Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный центр личности, который мы называем Я; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, а в его бытии» (там же, с. 158).

C.Л. Рубинштейн, отмечая многообразие и противоречивость свойств личности, подчеркивает реальное единство психического облика субъекта, сфокусированное в стержневой основе личности. Он пишет, что «всегда находится, в конце концов, такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве» (Рубинштейн, 2002, с. 516). Суть личности, по мнению Рубинштейна, может раскрываться при анализе того, что значимо для человека в этом мире, при рассмотрении того, что составляет для него смысл жизни и деятельности: «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности» (там же, c. 514).

А.Ф. Лазурский выделяет в составе личности две стороны ее проявлений: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихические проявления отражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, представляя собой внутренний механизм человеческой личности. К ним относятся темперамент, характер, умственная одаренность, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность, быстрота, сила и обилие движений и т. п. – одним словом, нервно-психическая организация человека. Лазурский рассматривает ее как сложный, организованный, непрерывно действующий двусторонний (психофизиологический) процесс, отдельные психические функции которого тесно связаны между собой и одновременно относительно независимы. Лазурский утверждает: «Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, ее главную основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях» (Лазурский, 1997, с. 10). Вторая сторона личности, определяемая им как экзопсихика, связана с отношением человека к внешним объектам, к среде. При этом понятие среды рассматривается в самом широком смысле, включая природу, материальные вещи, а также других людей и целые социальные группы. Оно охватывает науку, искусство, религию. Лазурский отмечает, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, вроде особенностей памяти, воображения и т. п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е. …. его экзопсихическими проявлениями» (там же). Лазурский подчеркивает, что ядро личности складывается уже к концу дошкольного периода.

В.Н. Мясищев видит сущность личности в ее направленности, определяемой доминирующими отношениями. Д.Н. Узнадзе считает, что личность создается благодаря особым фиксированным установкам.

В зарубежных персонологических теориях определению ядра личности также уделяется пристальное внимание. Необходимо подчеркнуть, что именно исходя из представлений о человеческой природе, ученые строят свои психологические концепции.

В. Джемс связывает ядро личности с чувством активности, которое проявляется во внутренних душевных состояниях. Он выделяет сознательное и подсознательное «я». Джемс подчеркивает, что «сознательное “я”» человека является непосредственным продолжением более широкого по объему подсознательного «я», представляющего сублиминальную область, которая позволяет познать высшие духовные ценности и истины в виде религиозных переживаний (вторжение сублиминального в пределы первого плана сознания). Таким образом, личность имеет возможность отождествить свое истинное «Я» с «зародышем лучшего существа в себе», своей высшей духовной сущностью (Джемс, 1992).

С бихевиористской точки зрения, в концепции Б.Ф. Скиннера основа личности может быть представлена в виде определенного набора форм поведения (специфических реакций), характерных для индивида. Этот типичный для человека репертуар поведения является результатом его прошлого опыта научения, строго обусловленного внешними подкреплениями. Суть личности определяется воздействием той или иной среды. «Переменные, функцией которых является поведение человека, находятся в окружении», утверждает Скиннер (Skinner,1976, p. 1).
З. Фрейд пытается отыскать сущностные глубины личности в бессознательном, полагая, что Ид имеет центральное значение для человека на протяжении всей его жизни, являясь исходным, врожденным компонентом личности, отражающим ее примитивные, инстинктивные, биологические побуждения, уходящие корнями в бессознательное. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия (исконным, первичным стремлением человеческой жизни), т. е. предполагает немедленное удовлетворение биологически обусловленных потребностей, проявляясь в хаотичном, импульсивном, иррациональном, нарциссическом поведении, питая индивидуума энергией. Фрейд видит в инстинктах конечную причину любой активности.

С точки зрения Э. Эриксона, принимающего модель структуры личности, выдвинутую З. Фрейдом (Ид, Эго, Суперэго), природа личности определяется Эго. Оно представляет собой автономную систему, являясь базисом поведения и функционирования человека.

А. Адлер усматривает основу личности в творческой силе – свободной, осознанной активности, позволяющей каждому человеку создавать свой собственный стиль жизни. Он полагает, что сами люди несут ответственность за то, кем они становятся, и как себя ведут. Адлер считает, что человек представляет собой одновременно и «картину», и «художника», от него самого зависит, что он на ней нарисует.

Представители диспозиционального направления в теории личности Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт полагают, что суть личности проявляется в склонностях, которым люди привержены на протяжении всей жизни и которые представляют собой их неотъемлемую природу.

Г. Олпорт отмечает, что истинная природа человека отражается в «определяющих тенденциях» личности, проявляясь в ее поступках. К «первичному материалу», из которого строится личность, он относит темперамент, интеллект и физическую конституцию. Олпорт выделяет доминирующие индивидуальные диспозиции (индивидуальные черты личности), обозначая их в качестве кардинальной диспозиции, которая представляет собой главную страсть, склонность, определяющую магистральную линию жизни человека. В основе личности лежит наиболее важное, центральное качество – проприум (самость) – гомункул, обитающий внутри личности. Это – организующее, объединяющее начало, позитивная, творческая часть человеческой природы, способствующая консолидации «Я», росту и развитию личности, формированию ее уникальности.

Г. Айзенк и Р. Кеттел считают, что существует базисная структура личности, обусловливающая поведение индивидуума.

Кеттел включает в ядро личностной структуры 16 исходных черт, цементирующих фундамент личности. Айзенк же выделяет три главных параметра, составляющих основу личности: интроверсия – экстраверсия, стабильность – нейротизм, психотизм – сила суперэго. Представители социально-когнитивного направления персонологии А. Бандура и Дж. Роттер полагают, что основа поведения человека формируется в результате взаимодействия внутренних факторов и внешнего окружения.

Исходя из теории Бандуры, можно рассматривать в качестве сущностной характеристики личности высшую способность человека предсказывать те или иные последствия действий и осуществлять контроль за тем, что определяет жизненные события, изменяя модели поведения с целью достижения желаемого результата. Таким образом, можно выделить в качестве ядерного образования личности ее самоэффективность, базирующуюся на способности предвидения и саморегулирования.

В концепции Роттера центральным конструктом личности выступает локус контроля, позволяющий установить, чем обусловлены успехи и неудачи человека. Это могут быть внешние силы (судьба, случай) – тогда речь идет об экстернальном локусе контроля. Если же человек посредством своих действий и способностей сам влияет на события, то правомерно говорить об интернальном локусе контроля. Отсюда следует, что интерналы в большей мере, чем экстерналы, отдают себе отчет в том, что они сами ответственны за свою судьбу.

Сторонники гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс утверждают, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству. Они считают, что в основе поступков лежит сознательный и свободный выбор. Убеждение в том, что самоопределение является частью природы человека, несет идею ответственности личности за то, что она собой представляет.
Маслоу провозглашает веру в возможности человеческой природы, в которой, по его мнению, уже изначально заложены высшие общечеловеческие ценности. Согласно его концепции, суть личности определяется иерархической организованной системой потребностей: физиологических, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или потребности совершенствования.

Сердцевину личности составляют имеющиеся в каждом человеке возможности для позитивного роста и совершенствования, выражающиеся в потребности самоактуализации. Это означает желание человека стать тем, кем он может стать, т. е. достичь высшего уровня развития своих способностей, обеспечить максимально полное использование потенциала личности. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе», – пишет Маслоу (Maslow, 1987, p. 22).

Роджерс отмечает, что активность и стремление к самоактуализации заложено в природе человека. Полноценно функционируя в социуме, люди раскрывают свою природу: ведут себя разумно, совершая положительные поступки. Они естественным образом стремятся к гармонии внутри себя и в отношениях с другими людьми. Внутренняя сущность человека (самость) выражается в самооценке, которая руководит его поведением, являясь ориентиром в выборе профессии, определяя интересы, круг общения. Если взаимодействие с окружающим миром строится исходя из осознанной самооценки, то оно отражает истинную суть личности («Я»), ее устремления, способности и в наибольшей степени благоприятствует жизненному успеху, самореализации. В этом случае мнение человека о себе, оценка его другими людьми и его реальная «самость» пребывают в состоянии конгруэнтности, т. е. в полном соответствии друг с другом.

С точки зрения В. Франкла, природу индивидуума составляет духовная личность, соединяющая в себе духовность, свободу и ответственность. Он полагает, что «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», т. е., может возвыситься над внешними обстоятельствами и внутренними состояниями своего бытия и активно противостоять им, занимая определенную позицию (Франкл, 1990, c. 111). При этом особенности характера не являются определяющими; решающую роль играет позиция личности. Человек всегда может относиться к миру так или иначе, вести себя тем или иным образом и, в конечном счете, он сам как духовное существо формирует свой характер и личность и таким образом определяет свою судьбу. Это означает, что индивидуум не только поступает в соответствии с тем, что он, по сути, собой представляет, но и становится той или иной личностью в соответствии с тем, как он поступает.

К.Г. Юнг в русле своей концепции архетипов относит к сердцевине личности «самость», которая является основой объединения остальных аспектов души, фундаментом целостности и единства «Я». В его представлении архетип «самости» символизирует мандала и ее разновидности (абстрактный круг, нимб святого и пр.). Юнг подчеркивает, что религия обладает огромной организующей силой, способствующей целостности и гармонии личности.

Итак, в современной психологической науке существует широкий спектр мнений относительно ядра личности. Оно может быть локализовано в сфере бессознательного или вынесено в область осознанной активности; может быть связано с внутренними процессами и состояниями человека (в том числе духовными, творческими), определяться внутренней работой индивида или врожденными факторами, либо формироваться только благодаря воздействию извне, складываться в бытии и деятельности субъекта на основе присущих ему индивидуальных особенностей.

Несмотря на разнообразие взглядов, многие психологи демонстрируют согласие в том, что человек может влиять на свою судьбу и несет за нее ответственность (А. Адлер; А. Маслоу; К.Роджерс; Дж. Роттер; В. Франкл). Ряд исследователей отмечают творческую, позитивную природу личности (А. Адлер; А. Маслоу; Г. Олпорт; К. Роджерс). Некоторые связывают ядро личности с духовным аспектом (В. Джемс; В. Франкл; К. Юнг).

Теперь рассмотрим решение вопроса о сущностной основе личности в древневосточных философских учениях.

В индуистской философии основа личности заключается в сердце (hrdayam) – там, где пребывает душа (Atma). Это свет внутри сердца (Брихадараньяка упанишада) (Упанишада, 2000, с. 122). В Чхандогья упанишаде выделяется сердце как вместилище особого духовного пространства в человеке (обитель Атмана, Брахмана), подчеркивается ведущая роль намерения (там же, с. 307 – 308). Внутренняя сущность личности связывают также с понятиями «antaratma», включающим душу, сердце или ум, «antahkarana» – источник мыслей, чувств и сознания и «chidatma» – способность рассуждения и сознание (Iyengar, 2000, с. 34). В системе йоги считается, что ум (manas) является внешней оболочкой разума (buddhi) и расположен в сердце, где происходят эмоциональные всплески. Мозг ответствен за приобретение объективного знания (vidya). Ум (manas) связан с получением субъективного знания (buddhi) в результате личного опыта (там же, с. 85). В йоге выделяется физическое сердце, анатомически расположенное слева, и духовное, находящееся в центре груди за основанием грудины, которое представляет собой суть личности (atma).

Согласно представлениям суфиев, сердце – основа личности; с его помощью мы узнаем себя, то, чем мы являемся. Сердце состоит из трех оболочек (пластов). Поверхность сердца называется умом; там рождаются мысли, обладающие формой, линией и цветом. Следующий пласт – чувства – находится в глубине сердца. Существует разница между людьми, которые «живут на поверхности сердца», и теми, «кто живет в его глубинах». Последние лучше воспринимают других людей, им понятны чужие мысли и чувства. Третий пласт заключен в самых сокровенных глубинах сердца и проявляется как голос и свет Духа. Его называют интуицией (Инайят Хан, 2002, с. 90–91). Кроме того, сердце является вместилищем Эго, которое, в свою очередь, включает волю, разум, память и мышление.

В даосизме категория «сердце» охватывает понятия «дух», «сознание», «психика». В «Гуань-цзы» он определяется как «дворец духа». Провозглашается необходимость его «очищения», освобождения от страстей для того, чтобы дух вернулся в свою обитель (Китайская философия, 1994, с. 277). В «Дао дэ цзин» с «сердцем» связываются внутренняя духовная сущность личности, ее высокие моральные принципы. А.Е. Лукьянов, анализируя психологические качества идеального, «совершенномудрого» человека, пишет, что «он растит Дао в своей внутренней духовной сущности (в пустом сердце). … Соединяя свое сердце с людскими сердцами, он открывает в нем канал, по которому проводит к сердцам людей… духовную энергию добра (шань) и доверия (синь)» (Лукьянов, 2000, с. 87).

В классическом конфуцианстве считается, что природа личности заключена в глубинах ее сердца и связана с духовностью. Познав свою природу, человек познает Небо. Мэн-цзы определяет суть личности через нравственную категорию. Он утверждает, что природа человека добра, и связывает ее с внутренним органом чувств – сердцем, в котором наличествуют «чувство сострадания, чувство стыда и ненависти [к злу], чувство уважения и почитания, чувство правды и неправды, присущие всем людям. Сострадание порождает гуманность, чувство стыда и ненависти [к злу] ведет к справедливости. Уважение и почитание – это надлежащие нормы поведения. Чувство правды и неправды дает мудрость. Эти чувства не привносятся извне, «они, безусловно, присущи нам, только мы не думаем о них». Поэтому и говорится: «Если будете искать их, то найдете. Если же будете пренебрегать ими, то потеряете» (Китайская философия, 1994, с. 100). Мэн-цзы пишет: «Все вещи находятся во мне. Нет большей радости, чем, обращаясь внутрь себя, достичь искренности… то, что мы ищем, находится внутри нас самих» (там же, с. 110). Таким образом, согласно Мэн-цзы, природу совершенного мужа составляют гуманность, чувство долга, надлежащие нормы поведения и мудрость, которые уходят корнями в сердце (синь). Слова совершенного мужа идут от сердца и в них содержатся истинные принципы (Классическое конфуцианство, 2000, с. 135). «Гуманность – это природное чувство человека. Чувство долга - это его путь» (там же, с. 105). Мэн-цзы выделяет в человеческом организме благородные части и ничтожные, то есть, большие и малые. Он подчеркивает: «Нельзя из-за малого вредить большому, из-за ничтожного вредить благородному» (Китайская философия, 1994, с. 106). К незначительным органам относятся внешние органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Они находятся во власти внешних предметов, которые увлекают их за собой. Главным же органом является сердце, вместилище души, которая относится к органам мысли. «Думая, она получает правильное представление о вещах, не думая, она лишается этого» (Классическое конфуцианство, 2000, с. 107). Важно понимать, что является основой личности, и тогда незначительные органы не смогут влиять на главный орган, не смогут «овладеть им» (там же). Мэн-цзы подчеркивает: «Те, которые следуют за великой частью своего существа, – становятся великими; те, которые следуют за незначительной, – являются незначительными» (там же). Он считает: «Великий муж (дажэнь) – это тот, кто не теряет своего детского сердца», т. е. сохраняет свою природную искренность и чистоту (Китайская философия, 1994, с. 69).

В буддизме махаяны Нагарджуна дает четкое определение подлинной природы совершенных людей, достигших абсолютной мудрости, способных руководить избавлением людей от страданий. Она представляет собой «великое любящее сердце (махакаруна читта) и все чувствующие существа являются объектом этой любви» [цит. по: Suzuki, 1907, p. 292).

Анализируя основы дзэн-буддизма, Д.Т. Судзуки пишет, что в буддизме функция разума состоит в отказе от себя и в подчинении чувству, то есть сердцу, «которое имеет свои разумы, неведомые разуму» (Судзуки, 2000, с. 739). Однако буддисты не считают разум чем-то отличным от сердца. Они полагают, что разум и сердце представляют собой одно целое, но в то же время имеют разные функции. Разум является инструментом демонстрации и разграничения, способом логического мышления, рассуждения. Это – различающий, эгоцентрический разум (виджняна), который постоянно разграничивает действительность и поэтому не способен ухватить реальность, которая находится в плоскости неразграничения и неразличения. Сердце же является органом интуиции, позволяющим прозреть, пробудить истинную мудрость (праджня), достичь совершенства Будды, самореализоваться, т.е. постичь свою собственную природу.

В чань-буддизме «концепция сердца» является ключевой для всей философской системы. Бодхидхарма, выдвигая «принцип сердца», понимает его как духовную первооснову человека. Этой же точки зрения придерживается Хуэйнэн, считая, что в сердце как основе любого человека заключены семена Будды: «То, чем сердце было изначально – это и есть Будда!» (Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна, 2000, с. 401). Основу каждой личности составляет изначально чистое духовное сердце, но человеческая душа бывает загрязнена своими устремлениями к внешним притягательным объектам, тогда она попадает в плен к желаниям, запутывается в сетях иллюзий. Поэтому Хуэйнэн предлагает идею «истинного сердца», т. е. сердца, абсолютно очищенного от страстей. Такое сердце присуще мудрецу в отличие от обычного человека.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в древневосточных философских системах (индуизм, буддизм, суфизм, даосизм, конфуцианство) существует сходная точка зрения на ядро личности. Она связывается с категорией «сердце».

Наблюдающееся разнообразие взглядов западных психологов ХХ столетия на сущностную природу личности резко контрастирует с единодушием древневосточных мыслителей в отношении этого важного вопроса.

Столь большой разброс мнений ученых ХХ столетия свидетельствует, с одной стороны, о глубокой, детальной проработке проблемы, рассмотрении ее с разных сторон, осознании многообразия проявления и составляющих личности, с другой стороны, говорит о недостаточном осмыслении ее сути, невозможности дальнейшего прогресса научной мысли без нахождения общего исходного понятия «ядро личности». В этой связи важно подчеркнуть, что в сторону интеграции содержания этого понятия движутся психологи гуманистического направления, рассматривающие в качестве ядерного компонента личности ее духовное, позитивно ориентированное, творческое начало.

____________________
Литература:
1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
2. Инайят Хан Х. Мистицизм звука. М., 2002.
3. Китайская философия // Энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.
4. Классическое конфуцианство: в 2-х т. Т. 2, СПб., 2000.
5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
6. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
7. Лукьянов А.Е. Лао Цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.
8. Ожиганова Г.В. Подходы и методы исследования в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М:, 2002. С. 185 – 202.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
10. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. М., 2000.
11. Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна // Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае / Составитель, перевод, комментарии – А.А. Маслова. М., 2000.
12. Упанишады. М., 2000.
13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. Лондон, 1978.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Iyengar B.K.S. Light on pranayama. HarperCollins Pablishers, India, 2000.
16. Maslow А.H. Motivation and personality. N.Y., 1987.
17. Skinner B.F. Particulars of my life. N.Y., 1976.
18. Suzuki D.Т. Outlines of Mahayana Buddhism. London, 1907.

Оригинальный текст.

В отечественной психологии в отличие от зарубежных теорий выделяют в качестве ядра личности систему отношений социально – детерминированных.

Социальная детерминация понимается как обусловленность общественными отношениями, но соотношения физиологически и социально обусловлено имеет иной смысл, чем вопрос соотношения организма и среды в животном мире. Свойства темперамента менее существенны для характеристики личности. Исходя из принципа социальной детерминации личности свойства индивида не порождают свойств личности. Хотя тип нервной системы и темперамент считают необходимой предпосылкой развития личности.

Рубинштейн и Мясищев, оприраясь на социальную детерминацию, все же свойства темперамента относят к свойствам личности, характеризующим ее динвамические свойства

Направленность личности

Ее составляют доминирующие мотивы. Они могут меняться, а также направлять личность.

            эгоцентрическая направленность личности

            альтруистическая

            познавательная

Кроме направленности личности в психологии определяют ситуативную направленность поведения – удовлетворение насущных потребностей человека.

Профессиональная направленность – при удовлетворении профессиональных потребностей.

Личностная направленность – удовлетворение личностных потребностей человека (10).

Свойства личности

С т.зр. отечественных психологов, наиболее существенны такие свойства, которые выражают общественное отношение и общественные ценности, а это и есть личностные отношения. Система отношений и мотивов характеризует направленность личности.

Мясищев подчеркивал, что отношения личности имеют два аспекта:

              как человек переживает и осознает действительность – эмоционально-когнитивная сфера сознания

              активное побуждение к деятельности – мотивационно-волевая сторона сознания

От мотивов отношения отличаются обобщенностью. Отношения характеризуют жизненную позицию человека. Отношения личности осуществляются посредством индивидуальных способов действий (10).

Фрейд

Согласно Фрейду личность состоит из трех блоков:

    Ид – «ОНО» – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. Ид функционирует в соответсвии с принцыпом удовольствия.

    Эго – «Я» – совокупность преимущественно осознаваемых человеком позновательных и исполнительных функций психики.

    Супер Эго – «Сверх Я» – структура, содержащая социальыне нормы, установки, моральные ценности общества – совесть (10).

Что значит быть личностью?

1. Значит иметь жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе».

2. Значит осуществлять выборы, возникающее в силу вну­тренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед обществом и собой.

3. Значит постоянно строить самого себя и других, вла­деть арсеналом приемов и средств с помощью которых мож­но овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

4. Значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Но чтобы быть личностью, надо ей стать. Следовательно, личностью становятся.

Отличительные психологические признаки личности:

    сознание - способность человека осознанно отражать окружающий мир;

    самосознание - способность осознавать самого себя;

    саморегулирование - управление своим поведением и деятельностью;

    активность в деятельности;

    индивидуальность (свое лицо, Я, свой стиль мышления и деятельности) (5).

Личность - конкретный человек, представитель определенного общества, группы (коллектива), осознающий свое

отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и обладающий индивидуальными особенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств (5).

А.Н. Леонтьев в связи с этим писал: «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» (5).