Какой норматив для инструкторов по вождению. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников — Российская газета

В целях оказания методической помощи автошколам Минобрнауки России письмом от 18 сентября 2015 г. N АК-2726/06 направило разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее — Разъяснения).Разъяснения представлены в формате вопрос – ответ (всего 13). Согласно Разъяснениям:

1.Все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу — профессиональная образовательная организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2.К должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения .

Должность инструктор по вождению автомобилей к должностям педагогических работников не относится .

3. Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники , которые должны иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю , на них распространяется право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней и им не запрещена работа по совместительству .

4. Мастер производственного обучения должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Продолжительность его ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней . С ним законодательством не запрещено заключать гражданско-правовой договор.

5.Организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

6. Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет . Согласно ПДД обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

7.Законодательством РФ не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

8.Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

9.Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством РФ в сфере образования не запрещена .

10Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но их допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования). Для них в образовательной организации должны быть созданы специальные условия для получения образования.

11.Организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности , в соответствии с установленными требованиями.

Полученные теоретические навыки в автошколе в обязательном порядке должны быть подкреплены навыками практической езды. Сделать это не так-то просто и прежде чем стать самостоятельным полноправным участником дорожного движения потребуется провести ни один час за рулем учебного автомобиля под чутким руководством опытного инструктора. Количество времени проведенного в учебном автомобиле не ограничено при условии оплаты, но минимум часов практической езды закреплен на уровне федерального законодательства. Какое минимальное количество часов вождения (практики) нужно отъездить в автошколе в 2018 году по закону? Каким законом регулируются эти сроки? Сколько по времени нужно откатать в зависимости от категории водительского удостоверения? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательное регулирование

Минимальные нормативы практической езды в автошколе в процессе обучения закреплены в приказе Минобразования и науки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408 от 26 декабря 2013 г. Количество дополнительных часов практической езды после того как ученик выкатает установленный минимум определяется фактически самостоятельно учеником. Каждое дополнительное занятие оплачивается согласно тарифам автошколы.

Количество часов зависит от категории прав, на которую обучается лицо, а также от вида трансмиссии. При обучении на самую популярную категории «В» обязательное количество часов практической езды составляет 56 ч. при езде на автомобиле с механической коробкой передач. По желанию ученика и его письменному заявлению обучение может осуществляться на автомобиле с автоматической коробкой передач, в таком случае количество сокращается до 54 ч., однако стоимость обучения остается фактически неизменной. Кроме того, для обучавшихся на автомобиле с автоматической трансмиссией сдача экзамена в ГИБДД осуществляется на аналогичном авто, а в водительском удостоверении проставляется соответствующая отметка и с такими правами нельзя управлять авто с механической коробкой передач. По желанию ученика сократить установленный минимум нельзя, даже если ученик успешно справляется с практической ездой.

Количество часов в зависимости от категории прав

Юридически закреплены нормативы практической езды для обучающихся на все категории. Для каждой этот норматив свой ввиду специфики получаемой категории и цели получения водительского удостоверения. Категории водительского удостоверения и соответствующие им нормативы обучения вождению представлены в таблице ниже.

Таблица - Количество часов вождения транспортных средств в зависимости от категории в соответствии с примерным учебным планом

Категория в/у
Количество часов
Механическая трансмиссия
Автоматическая трансмиссия
«А»
18
16
«В»
56
54
«С»
72
70
«D»
100
98
«М»
18
16

На основании положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1408 от 26 декабря 2013 г. «Об утверждении примерных программ профессионального обучения»

Обучение на категорию управления автомобиля с прицепом занимает следующее количество часов: «ВЕ» - 16 ч., «СЕ» - 24 ч., «DE» - 32 ч. При этом в нормативном акте даны не только рекомендации о количестве часов, необходимых для обучения вождению, но советы о том, как распределить это время. Так, законодатель выделяет несколько этапов, в том числе первоначальное обучение и вождение в условиях дорожного движения.

Разновидности и особенности часов вождения

Разновидность часов вождения играет очень важное значение. От них зависит реальная продолжительность практического управления транспортом, что сказывается на качестве навыков вождения и степени подготовленности ученика к экзаменам в ГИБДД. Так, часы вождения бывают:

  • Академические;
  • Астрономические.

В первом случае 1 академический час составляет всего 45 минут, в то время как 1 астрономический - 60 минут. Разновидность должна быть указана как в договоре, так и в программе курса обучения выбранной автошколы. Если такая информация отсутствует, стоит уточнить дополнительно. При этом одно практическое занятие в автошколе составляет 2 ч. Общее количество часов включает также время экзаменов в самой школе и ГИБДД. Суммарная продолжительность экзаменов составляет 8 ч., которые сокращают фактически практический курс (это законно). Автошколы идут по такому пути, что часть практического времени, как правило, 6 ч., проходят не в учебном авто, а на симуляторах.

Принято решением Утверждаю

педагогического совета Директор

ООО «Автомобилист» ООО «Автомобилист»

Кондуров Е.А.

Протокол № 1 от 12.01.2015г Приказ № 10 от 12.01.2015г.

г. Елец

2015год

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», Уставом и приказом Министра образования и науки РФ от 22 декабря 2014г № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах педагогической работы за ставку заработной платы.) педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

1.2. ООО «Автомобилист» самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе, расстановке педагогических кадров, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и настоящим Положением.

1.3. Настоящее Положение регулирует нормирование и соотношение учебной и другой нагрузки педагогической работы в пределах рабочей недели с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

1.4. Настоящее Положение распространяется на всех педагогических работников (штатных, совместителей), состоящих в трудовых отношениях с образовательным учреждением. К педагогическим работникам ООО «Автомобилист» относят должности: преподаватель, мастер производственного обучения.

2. Структура рабочего времени педагогических работников

2.1. Выполнение педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.(для преподавателей), для мастеров производственного обучения 1час вождения=60 минутам(астрономический час). Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий, графиками вождения.

Нормируемая часть рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется 18 часами.

2.3. Другая часть педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, регулируется графиками и планами работы, и включает:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, с работой по проведению консультаций, оформлением документации,оборудованием учебных кабинетов

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей,

— выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (оборудование учебных кабинетов.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых ООО «Автомобилист» осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени педагогических работников, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» , определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

2.6. Нормируемая часть рабочего времени для мастера производственного обучения, определяется 36 часами в неделю.

2.7. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением

3. Определение учебной нагрузки педагогическим работникам

3.1. Объем учебной нагрузки педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в ООО «Автомобилист».

В соответствии приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 №69 годовая норма учебной нагрузки для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования не может превышать 800 учебных часов.

В соответствии с письмом Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11 мая 2012 года. №113 «Рекомендации п установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей» годовая норма учебной нагрузки для мастеров производственного обучения не может превышать 1440 учебных часов

3.4. Учебная нагрузка педагогических работников, находящихся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими педагогическим работникам.

3.5. Заработная плата педагогических работников выплачивается ежемесячно.

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги - безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию "провентилировать" этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет "Основы управления ТС".

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что "правильные" школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

  1. ФЗ РФ , регулирующий безопасность на дорогах.

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15 .

Итак, согласно этому письму автошкола - это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • "правильный" преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения - тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • "B"-категория 190 ч;
  • "D" - 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z = (t * 24,5 * 12 * (R - a ))/ T,

  • Z - количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере - это 7,2 ч, при двух - в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T - время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

N = (F * P * 0,75)/ R , где

  • N- число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные "напрягающие" факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком ("У");
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме "автоматов");
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории "А" возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте "Основные нововведения".

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование "Образование и педагогика" (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей - это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03 .

Требования к автошколе: ее помещению и расположению

АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.

Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.

Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.

Требования к меблировке учебных зон

Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93 .

Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.

В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.

Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).

Освещение в автошколе: требования и особенности

В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.

Естественное освещение

Обычно - это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.

Требования к параметрам, следующие:

  • КЕО - 1,5% в 1 метре от стены;
  • коэффициент неравномерности 3:1;
  • соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей - 3:1.

Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.

Искусственное освещение

Осветители искусственного света должны обеспечивать:

  • 500 люкс в зоне доски;
  • 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
  • 200 люкс в области пола;
  • при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
  • при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.

Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.

Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования

Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009 /СП118.13330.2012*.

Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18 о С до 20 о С. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).

При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340 .

При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.

Требования к персоналу

Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.

Дополнительные требования

СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.

Требования Госпожнадзора

При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:

  • наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
  • наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
  • состоянию эвако-путей;
  • обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.

Нормативно-правовая база

  • ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).

Требования к кабинетам и эвако-путям

Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Противопожарные системы

Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).

Требования к персоналу

Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.

Должны знать:

  • инструкцию по ПБ;
  • местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
  • уметь пользоваться огнетушителями;
  • посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
  • иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.

Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).

Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха педагогических работников ООО “Образовательный центр”ФОРМУЛА” 1. Настоящее Положение определяет порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников ООО “Образовательный центр”ФОРМУЛА”. 2. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации. 3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее: «локальный нормативный акт» - нормативное предписание, принятое на уровне автошколы и регулирующее его внутреннюю деятельность; «распорядительный акт» - это приказ, изданный руководителем автошколы, в котором фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности автошколы; «педагогический работник» - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с автошколой и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. 4. С целью ознакомления педагогических работников автошколы (далее - педагогические работники) с настоящим Положением автошкола размещает его на официальном сайте автошколы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.сайт). 5. Настоящее Положение является локальным нормативным актом автошколы, регламентирующим права, обязанности и ответственность педагогических работников. 6. Трудовые отношения между педагогическим работником и автошколой, возникающие на основе трудового договора, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Положением. 7. Трудовой договор - соглашение между автошколой и педагогическим работником, в соответствии с которым автошкола обязуется предоставить педагогическому работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать педагогическому работнику заработную плату, а педагогический работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка. 8. Рабочее время - время, в течение которого педагогический работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. 9. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливается законодательством Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работы. 10. Рабочим временем педагогических работников является норма часов -3 6 в неделю, за которую педагогическим работникам выплачивается должностной оклад, а также время проведения мероприятий (совещаний и т.п.), присутствие на которых для педагогического работника обязательно. 11. Режим 36-часовой рабочей недели каждым преподавателем может обеспечиваться путём: 1) замены каждым преподавателем отсутствующих преподавателей по болезни и другим причинам в течение 6 часов в неделю; 2) выполнения в течение этого времени работы по изготовлению учебно-наглядных пособий; 3) выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, предусмотренных образовательной программой; 4) выполнения другой работы. 12. Продолжительность рабочей недели педагогических работников закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка. 13. Продолжительность ежедневной работы педагогических работников определяется графиком работы. 14. Руководитель автошколы вправе привлекать педагогических работников к методической, организационной работе, к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, уборка класса, работа на территории, охрана автошколы и др.) в пределах установленного для каждого педагогического работника рабочего времени с сохранением установленной заработной платы. 15. Продолжительность рабочего дня мастеров производственного обучения определяется графиком сменности, который утверждается руководителем автошколы. 16. Составление расписания непосредственной образовательной деятельности для педагогических работников осуществляется с учётом рационального использования их рабочего времени. 17. Время отдыха - время, в течение которого педагогический работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. 18. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. 19. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. 20. Привлечение педагогических работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия, в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа автошколы. 21. Привлечение педагогических работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни оформляется распорядительным актом автошколы. 22. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. 23. По желанию педагогического работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. 24. Педагогическим работникам - женщинам, проживающим на селе, предоставляется дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы на основании заявления. 25. Педагогическим работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. 26. График отпусков утверждается распорядительным актом автошколы не позднее, чем за две недели до наступления календарного года и обязателен как для автошколы, так и для педагогического работника. 27. О времени начала отпуска педагогический работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала. 28. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации. 29. Ежегодный оплачиваемый отпуск по письменному заявлению педагогического работника переносится на другой срок, если ему своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо он был предупреждён о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. 30. По соглашению между педагогическим работником и Работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. 31. Отзыв педагогического работника из отпуска допускается только с его письменного согласия. 32. Неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска должна быть предоставлена по выбору педагогического работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. 33. При предоставлении педагогическим работникам ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы до истечения шести месяцев его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере. 34. Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации при увольнении. 35. Педагогическим работникам может быть предоставлен краткосрочный оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам (собственной свадьбы или свадьбы детей, рождения ребенка, смерти членов семьи и др.) и по другим уважительным причинам. 36. Вне графика отпусков педагогическому работнику предоставляется отпуск при предъявлении путёвки на санаторно-курортное лечение. 37. Каждый педагогический работник не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеет право на длительный, сроком до одного года, отпуск.