Дохристианская история праздника крещение. Богоявление: что это за праздник

Церковные праздники имеют свои названия. Что это такое - Богоявление Господне, можно узнать, прочитав об истории возникновения торжества, и событий связанных с земной жизнью Христа. Церковные правила проведения праздника и возникшие на его основе народные традиции -имеют различия и смешивать их нельзя.

Что такое Богоявление?

В день Крещенья Господнего на речке Иордан явилась Троица Пресвятая зримым для простого человека образом. Иисус Христос предстал сыном Божьим, о нем с небес был услышан голос отца - Бога небесного, который провозгласил Иисуса сыном, и спустился Святой Дух в виде голубя – случилось святое Богоявление - было засвидетельствовано очевидцами и записано Евангелии. Этот праздник называют двунадесятым, что означает - он тесно связан с земной жизнью Спасителя. Крещение и Богоявление – празднуются в один день.

Самое точное воспроизведение произошедших событий изображено на праздничной иконе, её на Богоявление выставляют для поклонения верующими. В центре картины изображен Спаситель, стоящий в водах Иордана, а над ним свершает таинство Крещенья, вознесший десницу (правую руку) пророк Иоанн, с неба на Христа сходит Дух Святой – изображенный голубем излучающим свет.

Богоявление у католиков

Празднуют католическое Богоявление христиане западной церкви 6 января. Главный смысл праздника у католиков, связывают с событиями, произошедшими после Рождества. Торжество поклонения младенцу Иисусу волхвами, называют праздником «Трех царей». Языческие царские особи – Каспар, Мельхиор, Вальтасар пришли с дарами в город Вифлеем, где родился Спаситель. С собой они принесли: золото – дар царю, ладан – дар Богу, миро – дар человеку. Проводимая в костеле месса имеет торжественный порядок - проходит освящение мела и ладана, которые приносят в дом и хранят целый год.


Богоявление у православных

В православном контексте праздник имеет более важное значение. Он тесно связан с Рождеством и причисляется к «Святкам». Иисус Христос принял крещение в возрасте тридцать лет - что значит Богоявление одно из основных радостных торжеств, связанное с жизнью Спасителя, оно следует в чреде . Церковные песнопения с 14 января, в праздник Обрезания Господнего, предвозвещают своими словами, что скоро наступит торжественный час – в водах Иордана крестится Спаситель.

Что такое навечерие Богоявления?

Навечерие Богоявления 18 января – день строгого поста, если навечерие припадает на субботу или воскресный день, то строгий пост заменяют на разрешение употреблять постную еду 2 раза в день. В канун праздника – в навечерие, в храмах служиться служба Божья, после которой происходит Великое Освящение воды. Навечерие празднования Богоявления ещё называют крещенским сочельником, что связывают с приготовлением в старину блюда на основе круп, меда и изюма – сочива.

Чем отличается Богоявление от Крещения?

Богоявление и Крещение - один праздник. До четвертого века 6 января все земные явления Господа людям праздновались в один день, то есть праздник Рождества и Крещенья отмечались вместе, но впоследствии они были разделены на отдельные праздничные дни. Богоявлением назвали не Рождество, а день Крещения Иисуса, потому что как сын Божий он явился людям, находившимся рядом с ним, при крещении в реке, а не в день своего рождения. Это и есть ответ на вопрос, Богоявление Господне - что это такое и с чем связан этот праздник.


Праздник Богоявления Господня

Праздник Богоявления еще называют Просвещенья или праздником Светов. В древних церковных традициях в этот день крестили тех, кто был оглашен (являлся кандидатом, получившим устное наставление и разъяснение) в день навечерия Богоявления. Крещенье для каждой личности – духовное просветление, дающее возможность достигать духовного развития, светлая одежда в которую облекается душа.

Какого числа Богоявление Господне?

Богоявление православная церковь празднует 19 января. После торжественного Богослужения, во второй раз (первое освящение воды в навечерие Богоявления 18 января) освящается вода в храмах. Существует народная традиция, после утреннего Богослужения, приходить на прорубь для Крещенских купаний. По одной из версий обычай окунуться у проруби, в день Богоявления, возник после того как христиане Палестины совершали торжественные ходы к речке где Господь принял крещение.

Пост на Богоявление

Подготовительными этапами великих церковных торжеств являются посты. Богоявление Господне – что это такое и как можно питаться в эти дни: 18 января первый постный день после Рождества Христового, до этой даты - дозволено вкушать не постную пищу в любой день недели. Церковный праздник Богоявление (19 января) по уставу не имеет поста, даже в те периоды, когда выпадает на среду или пятницу, позволено употребление вина.

Освящение воды на Богоявление

Существует мнение, что освященная в день Богоявления и накануне, в Крещенский сочельник, вода имеет отличительные целебные различия, но это суждение ошибочно, она идентична и имеет определенные свойства:

  1. Сам факт того, что священная вода долгими годами сохраняет свежесть и имеет приятный вкус (как бы почерпнута из источника недавно) уже – чудо, которое пытаются объяснить ученые.
  2. По одной из выдвинутых теорий вода имеет память – сохраняет в себе силу молитв прочитанных на Богослужении.
  3. Освященная в храмах на Богоявление вода имеет благотворные свойства. Ею окропляют жилища, принимают как действенное лекарство. Дорожат водой как святыней, бережно хранят.
  4. На протяжении нескольких лет, Богоявленская вода не портится, если надо, её можно разбавлять – доливая до нужного объема, причем благодатные свойства в изначальном виде она сохраняет.
  5. Принимают воду натощак, после . Но если человек нуждается в помощи – болеет или ощущает упадок сил, воду можно и нужно пить в любое время.
  6. Принято считать, что в день Богоявления Господнего все источники с водой становятся целебными. В воде Иисус крестился и незримым, для людского ока, способом в праздничные дни она становиться освященной.

Богоявление - что нельзя делать?

Учитывая, что празднование Богоявления относиться к великим церковным торжествам следует посетить храм Божий – принять участие в Богослужении, принести домой освященную воду, при желании, если позволяет здоровье, искупаться в Крещенской проруби – Иордани. Праздник дарует радость для души, он напоминание о том, что надо обращаться лицо к Творцу, молясь о спасении души и о здравии дорогих для сердца людей, поэтому такие действия нежелательны:

  1. В этот день по возможности не занимаются тяжелым физическим трудом, строительными или ремонтными работами.
  2. Отголосок язычничества - на Богоявление небо открывается значит, в праздник надо гадать и запоминать приметы. Современный человек, который порою не верит в Божью Благодать, с удовольствием берется за возможность заглянуть в туманное будущее при помощи непонятных ритуалов – чего делать категорически нельзя.

Приметы на Богоявление

Существуют поверья или приметы на Богоявление и Крещение - искупавшись в проруби, человек смывает все грехи, но он является ошибочным. Для оставления грехов надо прийти в церковь на исповедь и причаститься. Купание в проруби повышает иммунитет – подтверждают медики, чему верят не все, а доверять гаданиям или выдуманным приметам – на самом деле грех. Многие все же прислушиваются к народной мудрости и не считают это не угодным Богу. Среди примет в этот день можно выделить те, которые проверены веками:

  • если этот день морозный, то жатва будет солнечной и жаркой;
  • метель в праздник Богоявления говорит о хорошем сборе меда в сезон;
  • яркие звезды предвещают прирост поголовья скота и хороший ягодный сезон;
  • синие облака говорят о хорошем и богатом урожае;
  • услышать лай собак в этот день - к финансовому благополучию.

Мистика на Богоявление

Связывать термины магия Богоявления или традиция праздничных гаданий – не совсем уместно. Взрослый человек должен понимать, что церковь место, приходя куда, он общается с Богом, а праздник - напоминание о делах Господних, конкретных событиях, записанных на страницах Библии. Он дан человеку для того торжества душевного - особой праздничной молитвы, когда Бог принимает возносимые к нему прошения.

Богоявление Господне – что это такое и какую душевную благодать приносит посещение праздничных Богослужений, можно ощутить, придя в храм. Проникновенные песнопения и особое состояние духа в такие праздники укрепляет в жизненных заботах, дает человеку возможность пообщаться с Богом, выразить свои молитвы и принести домой частичку священной воды имеющей целебную силу, в которой так часто нуждается каждый. Это и есть мистика Богоявления Господнего.

Крещение Господне. Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в.


Праздник Крещения Господня (другое название - Святое Богоявление ) - это православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории - Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднества, а после него - попразднество. Все знают, что в этот день и накануне, в сочельник, бывает освящение воды . Обычно в эти дни в храм приходят даже те, кто обычно не посещает службы - «за водой».

Иоанн Предотеча был на полгода старше Исуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка, как символ пролитой крови праведника.

Библиотека Русской веры

Воспоминание святаго Богоявления Господа и Бога нашего Исуса Христа.

Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.

Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника.

Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи

Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.


Б. Кустодиев. Зима. Крещенское водосвятие

Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте (даже дети и подростки старались не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. е. до освящения воды после обедни.

По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» (признак, что Христос погрузился в воду). Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.

В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами (для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние (углубление), после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад - все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться.

К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню.

Есть также люди, относящиеся к святой воде как к о́берегу. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры.

Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « ».

Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен.

Иконы Крещению Господню

Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей.


Крещение Господне. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола

В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Крещение Господне. Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Крещение Господне. Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в.

Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках.

Крещение Господне. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четверть XV в.
Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г. Владимира. 1408 г.

Богоявленские храмы

Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.

Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского - первым московским князем Даниилом. Одним из его первых игуменов был Стефан - старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. тысяцким Протасием. В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.

Собор древнейшего в Москве монастыря - Богоявленского. Основан в конце XIV века, перестроен в конце XVII века

Во имя Богоявления Господня освящена церковь в Пскове. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик - бегунок - поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи.


Церковь Богоявления с Запсковья

Во имя Богоявления освящена церковь Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.


Богоявленская церковь Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском

Во имя Богоявления освящен Авраамиев монастырь в Ростове Великом. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна (в первом ярусе оформленные своего рода порталами) позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика - часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием - нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами (не сохранилось). К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранились).

Богоявленский собор Авраамиева монастыря

Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций.

Богоявленский собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме

Церковь Богоявления Господня в пос. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном - это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Ш. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В 1990 году церковь отдали Костромской и Галичской епархии РПЦ.


Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области

В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами.


Церковь Богоявления в Челмужах Республики Карелия

Богоявленская церковь в селе Пянтег Пермской области - самая древняя деревянная постройка Урала. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете (он убран в начале XX века) завершался открытым ярусом звона и высоким шатром.


Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области

В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехренгу, и по реке Мехренге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. храм был разрушен.

Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг., где упоминаются стоявшие на этом месте две церкви:

Церковь Богоявление Господне да церковь Пятницы Парасковеи деревянные клецки, а в них Божие милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякая церковное строенья тое ж церкви попа Еуфимья Иванова.

Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. здесь упоминается только одна деревянная церковь - Богоявленская. В XVIII столетии деревянный храм заменили каменным. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли.

На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (ныне Няндомский район Архангельской области) при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.). В книге «Русское деревянное зодчество» (1942 г.) в Елгомской пустыни среди храмов пустыни упоминается в том числе и Богоявленская церковь, построенная в 1643 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась.

Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И.Э. Грабаря «История русского искусства» Т.1 М., 1910

Также церковь во имя Богоявления располагалась на Красновском погосте, в д. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы.


Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых

Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Ферапонта.


Церкви Богоявления Господня и св. Ферапонта

В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. был основан Богоявленский мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Обитель располагалась в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г.


Богоявленский монастырь в Беларуси

Во имя Богоявления освящена церковь в г. Остроге (Украина). Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят строительство церкви к первой половине XV в., другие - к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887-1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готико-ренессансными чертами. Сегодня это кафедральный собор.


Богоявленский собор в г. Остроге (Украина)

Также во имя Богоявления Господня освящен придел (между 1537 и 1542 гг.) Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в г. Вологде и придел (1648 г.) Вознесенской церкви в г. Великом Устюге.

Выговская обитель, старообрядческий центр поморского согласия, также носила наименование Богоявленской: Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления . Основанная уцелевшими иноками Соловецкого монастыря, обитель существовала до середины XIX века.

В настоящее время старообрядческих Богоявленских храмов немного. Престольный праздник сегодня в белокриницком приходе с. Новенькое (Румыния). Две поморские общины - в Латвии и в Витебской области (Беларусь) также отмечают сегодня храмовый праздник.

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время крещения на реке Иордан на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». По христианским учениями именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Потому праздник Крещения зачастую именуют Богоявлением. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

До сих пор главные традиции праздника Крещение связаны с водой. А духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы.

Как праздновать Крещение Господне

Празднование Крещения Господня (19 января) начинается накануне - 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимо соблюдать строгий пост . Также накануне праздника Богоявления православные готовили постную кутью . Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Кутья, коливо, канун — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса - сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.
Важным событием Крещения Господня и Богоявления является водосвятие . На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде. Люди не боятся холода, поскольку купание на Крещение - это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, православные обязательно посещают церковь , чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.

Как правильно купаться на Крещение

Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл.

  • Правила купания на Крещение
Проруби или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жестких правил для желающих окунуться в иордань на Крещение не существует. Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса.


Крещенская вода - чудесные целебные свойства

Во всех освященных в Крещение Господне источниках, вода становится святой и целебной. Считается, и это имеет множество подтверждений, что крещенская святая вода имеет чудесные и целебные свойства:

  • Верующие берут ее с собой - крещенская святая вода имеет способность не портиться в течение долгого времени.
  • Крещенская вода пьется в течение года натощак, ее бережно хранят как святыню и лечат болезни как телесные, так и душевные.
  • Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.

Где взять крещенскую святую воду

Если хотите после купания набрать освященную крещенскую воды, необязательно приходить с канистрами. Хватит небольшой бутылочки. По христианским канонам любую воду можно сделать святой, если добавить в нее немножко крещенской - из храма или из иордани. Праздничные богослужения будут проходить во всех православных церквях в ночь с 18 на 19. Но приходить именно в этот день необязательно. Как объясняют в Московской патриархии, вода становится святой после специального водосвятного молебна. Доступ к емкостям с крещенской водой будет открыт в церквях несколько дней. К тому же в Крещение, как ожидается, за святой водой выстроятся очереди, а подъехать к храмам будет сложно. По правилам безопасности в дни больших религиозных праздников парковка около храмов ближе 50 метров запрещена.

Когда набирать крещенскую воду

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду — в Сочельник или в сам Праздник Крещения.

Если же вы решили набирать крещенскую воду из-под крана и хотите занать, когда это лучше сделать. Набирать воду на Крещение лучше во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-ое января. Однако набирать крещенскую воду можно и позже - до 24:00 19 января.

Что нужно знать перед тем, как набирать воду на Крещение:

  • крещенскую воду лучше набирать не бездумно, а после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома);
  • наливать воду на Крещение нужно в посуду без какой-либо маркировки - лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (ни в коем случае не в пивную бутылку)

Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами. Ее можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать ее про запас, много должно быть не воды, а веры.

Крещение - народные традиции

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей - в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям.

На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.

Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».

Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.

Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке — умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».

После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Гадания на Крещение

Были и другие традиции - считалось, что в Крещенскую полночь происходят чудеса: на мгновение стихает ветер, воцаряется полная тишина и открываются небеса. В это время можно высказать заветное желание, которое обязательно сбудется.

Существует на Крещение еще одна традиция, которая, правда не одобряется церковью. 19 января заканчиваются Святки - период гаданий на Руси. В Крещенскую ночь девушки стремились понять, что же ожидает их в будущем, выйдут ли они замуж, будет ли год удачным.

Крещение - народные приметы

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например, народные приметы на Крещение гласят:

  • Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
  • Полный месяц на Крещение - к большому весеннему разливу.
  • Звездчатая ночь на Крещение — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
  • На Крещение будет оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение - к неурожаю.
  • Ветер подует с юга на Крещение — будет грозовое лето.
  • Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

Когда на Крещение много лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона : Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. На Крещение не кормят кур, чтобы огородов летом не копали и рассаду не портили.

Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи.


Как правильно купаться на Крещение, чтобы не заболеть

На Крещение купается и стар, и млад. Но без особой подготовки купаться детям и старикам может быть опасно. Лучше готовиться заранее постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома в ванной. Меры предосторожности небходимо соблюсти всем, кто решил совершить купание на Крещение. Врачи предостерегают от купания на Крещение людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом или туберкулезом. Купаться на Крещение недопустимо и при других острых хронических заболеваниях. Медики предупреждают, что купание в ледяной воде может привести к негативным последствиям. Ведь зимнее купание в проруби приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции человека и это может вызвать шок.

Ну а если вы здоровы, то придерживайтесь следующих рекомендаций, как правильно купаться на Крещение :

  • купаться в Крещение можно лишь в проруби, где обустроен специальный вход в воду;
  • никогда не ходите купаться на Крещение в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь, если нужно;
  • перед купанием запрещены алкоголь и сигареты, не стоит купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи;
  • возьмите с собой плед, а также удобную для переодевания одежду.

Богоявление - это праздник с историей и богатыми традициями. Но главное, конечно, — не обрядность, а великий смысл, который он несет. Православный праздник Крещение Господне имеет огромное значение для верующих, ведь это день, когда происходит духовное обновление человека.

Где купаться в Москве на Крещение

Выбор мест для купания на Крещение 2018 в Москве большой. Будет оборудовано порядка 59-ти купелей, чтобы все смогли пройти обряд купания. Оборудованы они будут так, что люди смогут спокойно раздеться, растереться, совершить купание и выпить горячего чая. Если выбираете по метро, то вам поможет эта информация - здесь ряд адресов для купания в Москве на Крещение 19 января 2018 года: метро Выхино - Зона отдыха Белое Озеро, Каскад Путяевских прудов - парк Сокольники, метро Щелковская - Бабаевский пруд, метро Лермонтовский проспект - парк Косинский, Крюковский лесопарк, метро Строгино - парк поселка Рублево, метро Коньково - парк Теплый стан, метро Новогиреево - пруды Радуга, метро Крылатское - парк Серебряный бор, метро Полежаевская - парк на Филевском бульваре, метро Новокосино - озеро Мещерское, метро Измайловская - парк Измайлово.

Крещенские купания пройдут с 18 часов 18 января до полудня 19 января. Массовый выход людей на лед не предусмотрен. Толщина покрытия в настоящее время не превышает 15 — 20 сантиметров. Все места купания оборудуют безопасными подходами и спусками к воде. Для комфортного проведения обряда установлены обогреваемые раздевалки, туалеты и освещение. Участников купаний обеспечат горячим питьем и местами для обогрева.

Если выбираете места для купания на Крещение по округам, читайте ниже:

Где купаться на Крещение - Центральный округ ЦАО

  • купель в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке;

Где купаться на Крещение - Северный округ САО

  • Большой Садовый пруд;
  • Прибрежный проезд, вл.7;
  • Водный стадион "Динамо";

Где купаться на Крещение - Северо-Восточный округ СВАО

  • Дворцовый пруд (1-я Останкинская, возле д. 7).

Где купаться на Крещение - Восточный округ ВАО

  • Бабаевский пруд, ул. Курганская, д. 5 - 9
  • Красный пруд, Измайловский лесопарк
  • Купель «Вернисаж в Измайлово», Измайловское ш., д. 73Ж
  • Майский пруд (бывший Собачий), парк «Сокольники», ул. Сокольнический вал, д. 1, стр. 1
  • Озеро Белое, ул. Б. Косинская, д. 46
  • Озеро Святое, ул. Оранжерейная, д. 18
  • Терлецкие пруды, Свободный пр-т, д. 9
  • Олений пруд;

Где купаться на Крещение - Юго-Восточный округ ЮВАО

  • Верхний Кузьминский пруд, ул. Кузьминская, д. 10, около плотины
  • Нижний Люблинский пруд, ул. Шкулева, вл. 2б, около станции МЧС
  • Шибаевский пруд, ул. Заречье, вл. 14, около спасательной станции

Где купаться на Крещение - Южный округ ЮАО

  • Борисовские пруды, ул. Борисовские Пруды, д. 2г
  • Верхний Царицынский пруд, ул. Дольская, д. 1
  • Пруд Бекет, Загородное ш., д. 2

Где купаться на Крещение - Юго-Западный округ ЮЗАО

  • Воронцовский пруд (Храм «Живоначальной Троицы в Воронцово» Ул. Ак. Пилюгина, 1)
  • Пруд санатория «Узкое» (Храм «Казанской Иконы Божьей Матери в Узком» ул. Профсоюзная 123Б)
  • Тропаревский пруд (Зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова д.7)
  • Пруд на Нахимовском проспекте (Нахимовский проспект, дом 8 (около Церкви Ефросинии
    Московской)
  • Черневский пруд (декоративный пруд No1) (Храм «Рождества Христова» в Чернево ул. Южнобутовская д. 62)
  • Пруд на территории Храма (Храм Иконы Божьей Матери «Знаменье» Ул. Шоссейная, 28 «а»)

Где купаться на Крещение - Западный округ ЗАО

  • Мещерский пруд (ул. Воскресенская, д. За)
  • Пруд в поселке Рублево / Посёлок Рублёво, (ул. Ботылева, возле д. 41)
  • Река Москва (Филевский б-р, напротив д. 21)
  • Река Москва (ул. Б. Филевская, д. 40а)

Где купаться на Крещение - Северо-Западный округ СЗАО

  • Река Барышиха (Ландшафтный парк ул. Барышиха вл. 4)
  • Пруд в пос. Рождествено (Пруд в пос. Рождествено (за Храмом Рождества Христово), район Митино
  • Деривационный канал (напротив дома по адресу: ул. Малая Набережная д. 3, стр. 1)
  • Химкинское водохранилище (Река Москва) ул. Свободы д. 56, ПКиО «Северное Тушино»
  • Строгинская пойма (ул. Твардовского вл. 16 корп. 3)
  • Кировская пойма (ул. Исаковского вл. 2)
  • Озеро Бездонное (ул. Таманская д. 91)
  • Река Москва (Карамышевская наб., 13-15)
  • река Москва (улица Авиационная, д. 79)
  • Деривационный канал (ул. Лодочная вл. 19)

Где купаться на Крещение - Зеленоград

  • Черное озеро, на западной стороне водоема, аллея Лесные Пруды, 6-й микрорайон
  • Школьное озеро, на западной стороне водоема, Панфиловский пр-т, корп. 1001

Где купаться на Крещение - Троицкий и Новомосковский округа

  • МУСП Рыболовно-спортивная (г. о. Троицк, р. Десна в зоне отдыха «Заречье»).
  • Пруд в с. Покровское (п. Вороновское, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покровское).
  • Пруд возле Михайло-Архангельского храма (п. Краснопахорское, с. Былово).
  • Пруд п. Филимонковское, д. Кнутово.
  • Пруд п. Щаповское, с. Ознобишино, Храм Святой Троицы.
  • Пруд п. Воскресенское, территория д/о «Воскресенское», запруда 1.
  • Пруд поселение Марушкинское, дер. Большое Свинорье.
  • Пруд п. Московский, п. Ульяновского лесопарка, ООО «Глория», храм-часовня иконы Божьей Матери «Неувядаемый цвет».
  • Пруд п. Московский, д. Говорово, пруд № 2, ул. Центральная.
  • Пруд п. «Мосрентген», средний пруд каскада «Усадьбы Троицкого».
  • Река п. Роговское, д. Васюнино, в 100 м от Храма Св. Тройцы на речке.
  • Купель п. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Железнодорожная, д. 1. Купель рядом с р. Сетунь.
  • Купель п. Марушкинское, д. Марушкино, парк «Ручеёк».
  • Купель п. Клёновское, д. Товарищево, р. Печёнка.
  • Купель п. Десёновское, д. Евсеево-Кувекино.
  • Купель п. Первомайское, д. Пучково, Церковь Казанской иконы Божьей матери.
  • Купель п. Михайлово-Ярцевское, п. Шишкин Лес, стр. 43, Храм Новомучеников.

16 мест на особо охраняемых природных территориях Москвы:

  • ПИП «Битцевский лес», кв. 7, ул. Санаторная аллея, санаторий «Узкое», Четвертый пруд в Узком(при участии Управы района Ясенево)
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Шибаевский пруд, район Кузьминки, ул.Заречье, владение 14
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.33, Нижний Люблинский пруд, район Текстильщики, ул.Шкулева, владение 2Б
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Верхний Кузьминский пруд, район Кузьминки, ул.Кузьминская, дом 7
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91 (противоположный берег озера)
  • ПИП «Москворецкий», Кировская пойма, ул.Исаковского, д.2-4 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий», ул.Твардовского,16 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий»,ул.Живописная, 56 (Управа района Щукино)
  • ПИП «Москворецкий», Карамышевская наб.15 (Управа района Хорошево-Мневники)
  • ПИП «Измайлово», лесопарк Терлецкий, д.2стр.6, Ольховый пруд
  • ПИП «Измайлово», лесопарк «Измайловский», поселок Измайловская пасека, д.1, Красный пруд (Управа района Измайлово)
  • ПИП «Косинский», ул. Заозёрная, д.18, озеро Белое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • ПИП «Косинский», ул. Оранжерейная, вл.24., стр.1, озеро Святое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • Ландшафтный заказник «Теплый Стан», зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова вл.12, зона отдыха «Тропарёво»
  • ПТ Зеленоград, аллея Лесные пруды, зона отдыха «Черное озеро» (Управа района Савелки)

Карта размещения купелей на Крещенские купания в 2018 году

Православный мир в ночь с 18 на 19 января отмечает праздник Крещения Господня. В Москве для купания оборудуют около 60 купелей и водоемов. Предлагаем ознакомиться с адресами размещения крещенских купелей в Москве в 2018 году. Для того, чтобы подробно рассмотреть карту и узнать, где можно искупаться на Крещение в ночь с 18 на 19 января в Москве, нажмите на кнопку увеличения масштаба в правом нижнем углу карты.


Что такое Крещение Господне
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне - двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне
Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещенский сочельник
Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Крещение Господне - история праздника
Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня
На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Святая Крещенская вода
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы
Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение
На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди.

А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Святое Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа отмечается - Великий двунадесятый праздник, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане.

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.

Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось).
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.
Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя,- и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22).

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,- изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).
По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению.

В русском народном быту Крещение означало конец святок, заканчивались святочные вечера, длившиеся двенадцать дней и считалось днем, предназначенным для изгнания нечистой силы, якобы появлявшейся на земле за эти две недели, а также днем очищения людей от грехов. В народе праздник Богоявления называют еще и Водокрещи. Главным обрядом Крещения было великое водосвятие. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. По традиции, в Богоявление освещают любую воду, речную или озерную. Для подступа к воде пробивают большой прорубь, имея название Иордань.
В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение и тем самым, освещают воду. Освещенная вода считается как целебная. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. Так же считается, что в крещенскую ночь вода приходит в движение, как бы, в память о Крещении Иисуса Христа. И сила воды становится чудодейственная. С божественной помощью воды – излечивались больные, воду давали пить детям. В древности народ веровал, что на Богоявление светит солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, что символизирует открытое общение с Богом.

Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже "иорданскую" воду. С этой же целью совершались обходы причта по домам прихожан с крестом и святой водой.
Крещенское водосвятие осмыслялось в деревенской культуре как очищение вод от нечисти, заполонившей мир в дни новолетья. По поверьям, распространенным в русских деревнях, вода в реке после водосвятия оставалась святой еще в течение трех дней.
Святая вода считалась целебной, способной защитить человека от болезней, восстановить жизненные силы, отпугнуть нечисть, охранить от греха. Хозяин или хозяйка, крестясь, читая молитвы, обрызгивали мокрым веничком окна, двери, углы, все щели, изгоняя нечисть, не позволяя ей затаиться в доме. После этого на окнах, дверях, въездных воротах в деревню, колодцах ставились крестики. Крестики должны были преградить вход изгнанной нечистой силе. Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.
С представлениями о разгуле нечистой силы в Крещение и необходимости ее изгнания в этот день были связаны также обряды, направленные на сохранение скота и домашней птицы. Они бытовали по всей России в самых разнообразных формах. Так, в некоторых деревнях в крещенский сочельник за дверь бросали блин, “чтобы курочки жили хорошо”.

Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье: например, верили, что жизнь ребенка, крещенного в этот день, будет проходить в довольстве и радости; сватовство будет удачным, а свадебный сговор, совершенный в Крещение, обеспечит мир и согласие семье.