Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима

Этот художник был признан одним из лучших пейзажист нашей страны. Его картины показывают нам не только свою любовь к природе, но еще и создают образ родины. В своей автобиографии художник упоминал о том, что создает картины для того, чтобы передать своему зрителю необыкновенное и неповторимое звучание русской природы. Он ищет торжественные ноты, которые должны вызвать у народа чувства к родному краю и всему что его окружает. Эта картина была нарисована художником за несколько этапов, и писалось это произведение по веянию души, опираясь на воспоминания и наброски, которых было создано немало.

Мы видим, что на картине изображены деревья в снегу, домики дети, катающиеся на санях, и местные жители, выгуливающие своих собак. Все на первый взгляд кажется нам обычным и даже обыденным. Казалось, что подобные пейзажи мы встречаем вокруг себя каждый день, однако что-то в этой картине все-таки есть необычного. Мне показалась необычной зима. Каждый раз зима удивляет нас чем-то новым, неизведанным. Она открывает нам двери в другой мир, и предлагает нам совершенно иные забавы, отличные от других времен года. Глядя на картину я словно почувствовал морозный воздух, мне непременно захотелось оказаться там и ощутить всю обыденность того пейзажа. На мой взгляд в картине сочетаются как величественность, так и обыденность. Настроение при виде этой картины непременно поднимается.

Зима одно из моих любимых времен года, и люблю я ее не только за ее забавы. Мне нравится, морозным, зимним вечером пить у окна чай, читать книги и любоваться узорами на стекле. Еще я люблю ловить руками снежинки и рассматривать их. Нет ничего чище и прекраснее зимнего снежного наряда, которым нас балует это время года. Никогда не бывает такой чистоты, как в зимнее время года.

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Выдающийся пейзажист Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве. Все картины художника восхищают удивительной красотой и гармонией. К. Ф. Юон создавал пейзажи, каждый из которых является настоящим шедевром.

В автобиографическом очерке художник писал: «В этих картинах я стремился передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы. Я искал торжественных нот, которые должны были выразить сильным художественным языком народные чувства к родной природе. «Русская зима» - одна из таких картин… К ней у меня было много этюдов и набросков; но писал её, в сущности говоря, из души, лишь опираясь на этюды и наброски».

В своём творчестве Константин Фёдорович часто обращался к родному Подмосковью. Особенно лю­бил художник изображать виды Лигачёва. Это село в Подмосковье, где у Юона был дом.

Картина «Русская зима. Лигачёво» - одна из самых известных в творчестве художника.

Это произведение - настоящий гимн русской зим­ней природе. Всё вокруг в снегу, деревья, дома люди словно оказались в сказочном краю. Дети катаются на санках и играют с собакой. На полотне изображён самый обычный морозный день. Но художник видит в нем нечто необычное и удивительно прекрасное. Лес, укрытый снежной шалью, кажется спящим. Де­ревья абсолютно неподвижные, словно заколдованные. Неподвижным кажется даже сам воздух.

Вокруг белым-бело от снега. Он выглядит таким реальным, что к нему хочется прикоснуться. И ка­жется, что вот-вот услышишь скрип снега под ногами. Это самый обычный зимний день. Но только настоя­щий художник может обратить внимание на то, что окружающие обычно не замечают. Красота буднич­ного дня открывается далеко не всем. Нужно уметь видеть и понимать всё великолепие окружающего мира.

Глядя на картину, мы видим большие деревья, которые сгибаются от тяжести снежного убранства. Тонкий узор инея на ветвях деревьев напоминает изысканное кружево. Всё это мы видим каждый день. Но чаще всего не обращаем внимания, потому что думаем о привычных делах и заботах.

Играющие на улице дети делают картину какой- то особенно живой и реальной. Детям свойственна любовь к зимним забавам. Их не пугает мороз и ве­тер, ведь на улице так весело. И зрители поневоле проникаются этим настроением. Когда смотришь на картину, хочется, пройтись по заснеженной улице, покататься на коньках или санках…

Художник поэтизирует русскую зиму. Вместе с тем картина естественна и реальна. В ней есть искрен­ность и непосредственность.

Дорога уходит куда-то вдаль. Картина передаёт ощущение простора, пространство кажется весьма об­ширным. В картине невероятным образом сочетается ощущение неподвижности и движение. Бегут дети, впереди бежит собака. И всё это происходит на фоне застывшего зимнего дня, где неподвижные деревья и сугробы застыли, словно в заколдованном царстве.

На эту картину хочется смотреть как можно доль­ше. Великолепие зимнего дня, чистота и свет зимнего пейзажа восхищает и создаёт хорошее настроение.

Здесь искали:

  • сочинение по картине русская зима лигачёво
  • сочинение по картине юона русская зима
  • сочинение по картине юона русская зима лигачево

Конспект открытого урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся войти в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее глазами художников, поэтов, композиторов. Очень хочется, чтобы вы почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. Приглашаю вас совершить сегодня еще одно путешествие- экскурсию в природу, в одно из лучших ее времен года. Итак, начнем свое путешествие с матушки- зимы.

Тема нашего урока: подготовка к сочинению – описанию по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

Цель урока: продолжить обучение словесному описанию картины,

выявить собственное видение красоты; прививать любовь к искусству и родной природе.

Задача : умение правильно передать содержание картины средствами языка.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, репродукции картин известных художников, детские рисунки о зиме, музыка П.И. Чайковского, А.Вивальди.

На уроках литературы мы не раз говорили о том, как описывают красоту родной природы замечательные русские поэты. Давайте вспомним поэтов- классиков, их видение зимы.

Чтец: В. Брюсов «Первый снег». Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно - голые вчера.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Кто же еще из русских поэтов посвятил поэтические строки этому чудесному времени года?

С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Чародейкою-зимой…», И.А. Бунин «Белым снегом все вокруг запушено»…

Учитель: Каким теплом, задушевностью проникнуты есенинские и пушкинские строки! Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в ней, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное отношение к природе.

Эти же звуки мы можем уловить и в чудесной музыке. Назовите композиторов, посвятивших музыку этой прекрасной поре? (Чайковский П.И. «Времена года», Антонио Вивальди… (звучит фрагмент музыки Чайковского «Февраль», А.Вивальди «Зима». Чудесная мелодия.

А не подобные ли чувства испытываем мы, восхищаясь картинами наших живописцев.

(На экране картины известных художников.) Посмотрите, как точно передано состояние природы талантливыми мастерами.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством К.Ф.Юона.

А что вам известно об этом художнике?

К.Ф.Юон жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачево, занимался изучением истории и теории искусства, являлся доктором искусствоведения. Лауреат Государственной премии, секретарь союза художников. Любил пейзажи, лучшие пейзажи о родной природе написал в Лигачево.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

А теперь рассмотрим картину более внимательно.

1. Какие слова и из каких произведений можно взять в качестве эпиграфа к сочинению по этой картине? (А.С.Пушкин: »Мороз и солнце! День чудесный», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»; С.А.Есенин: »Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…, И.А. Бунин «Белым снегом все запушено», Ф.И. Тютчев: «Чародейкою зимою…», В.Я. Брюсов » Серебро, огни и блестки,- целый мир из серебра…» (запись на доске и в тетради эпиграфа.)

2. Когда будете писать сочинение по картине - пейзажу, какой тип речи вы будете использовать? Вспомним, что такое описание? (идея)

Открыли тетради. 1 составим коллективно план (прилагается) и запишем ключевые слова.

3 Как бы вы начали описание картины. (Ребята называют ключевые слова)

(Сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом . (Рабочие материалы как образец, запись в тетрадь.)

4. Какие тона использует мастер холодные или теплые. Какой цвет преобладает в картине? (вся картина написана в голубовато- серебристом цвете, серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые)

5. Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег? Подберите ключевые слова. Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, используйте художественные средства (запишите самостоятельно) (белый, пушистый, серебристый, долгожданный, тихо слетают снежинки, все покрыто блестящим инеем) (запись в тетрадь)

6. Ребята, какие изобразительные приемы использовали вы при описании природы? (Эпитет, олицетворение, сравнительный оборот, метафора.)

7.Подберите эпитеты к существительным: день (чудесный), (морозный) (свежий прозрачный воздух, небо (свинцовое, серое)

8. Теперь опишите лес, деревья, изображенные на картине художника. Что сразу бросается в глаза. Березки. Где стоят березки, опишите их. (Среди всех деревьев выделяются величавые, гордые русские березки (вспомните стихи Есенина) «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.., березки словно укутаны кружевом, сплетенным волшебной рукой, иней звездочками сверкает на них, березка очень дружна с зимой, она прибавляет ей красоту, зима нарядила ее словно невесту, березка прекрасна в любом наряде, (Есенинская березка «Пороша» На пушистых ветках снежною каймой, распустила кисти белой бахромой…)

Зима - кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле. (запись в тетрадь ключевых слов)

10.Ребята, Как же удалось художнику наполнить картину солнечным светом, не показывая самого солнца?

11.Итак, благодаря изобразительно – выразительным средствам у нас получается словесное описание картины.

12.А что еще мы видим на картине помимо природы? Давайте опишем занятия самых маленьких героев. Как показал художник заинтересованность ребят этим зимним временем года? (подбор ключевых слов)

Суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега. На улицу высыпало много детворы. У всех веселое, бодрое настроение. Неугомонные ребятишки играют в снежки и катаются с горки на санках. Вдали дети собираются лепить снежную бабу. А я смотрю на эту картину и думаю: »Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником и поваляться в сугробе (ключевые слова, запись в тетрадь).

Словарные слова. (Запись на доске).

13.А кого еще художник изобразил рядом с детьми? Даже собаки и те рады приходу зимы, они бегут впереди детворы и лаем приветствуют наступление зимы. А я думаю, что дети, изображенные на переднем плане, идут кататься на лыжах в лес, который находится рядом.

14.А что изобразил художник справа? (На небольшом бугорке мы видим дома, крыши, которых покрыты белой мохнатой шапкой.)

А чем по – вашему занимается взрослое население? Взрослые заняты своими трудовыми делами. Мы видим лошадей, запряженных в сани, слышим скрип саней, наверно, мужчины поедут в лес за дровами, а может, и за продуктами. Женщины занимаются хозяйством, готовят вкусный обед.

15. Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? (скрипом снега, пением птиц, стуком дятла по дереву, шелестом ветвей, даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…)

16 Можно ли сказать, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

Ученик. Думаю, да, картина написана в подмосковной деревне, где художник многие годы жил и работал, где ему были знакомы и любимы каждая березка, каждая сосенка и избушка. Мастер превосходно знал русскую природу и горячо ее любил. И все тонкости ярко, точно описывал в своих картинах.

17. Понравилась вам картина?

Ученик: Мне, например, очень понравилась. Я люблю зиму, а на картину смотришь и такое ощущение, что ты сам находишься в этом местечке с мальчишками, лепишь с ними бабу снежную. Да и просто хочется поваляться в этом снежном сугробе, потрусить деревья, чтобы и тебя запорошило снегом.

А мне очень грустно, потому что такие зимы у нас бывают очень редко. И мы можем насладиться такой красотой только на картине или увидеть в кино.

Учитель (на фоне музыки) Да, в каждом времени года есть свое очарование. И поэты, и художники, и живописцы не могли не заметить, как удивительна зима.

К.Ф.Юон - настоящий знаток родной природы. Недаром его называли поэтом русского пейзажа. Такие пейзажи заставляют внимательно присматриваться к окружающему миру, еще больше любоваться и восхищаться им.

Ребята! Сегодня на уроке вы смогли еще раз убедиться, как же воедино сливаются живопись, музыка и поэзия.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение по картине.

Приложение 1.

План.

  1. К.Ф.Юон - замечательный мастер русского пейзажа.
  2. Волшебница – зима:

а) снег;

Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

Учитель русского языка и литературы

Л.В.Белогорцева

Ст. Ессентукская

Известный русский художник-пейзажист Константин Федорович Юон с большим удовольствием и любовью писал пейзажи Подмосковья и в частности селение Лигачево, где у него был свой дом.

Картина Юона К. Ф. «Русская зима. Лигачево» художник написал это произведение в 1947 г. Живописец изобразил один из ясных зимних дней за околицей деревни. Пред нами предстает владение Снежной королевы и лесной массив, который погружен словно в забытье зимнего сна. Нет ни малейшего ветерка. На переднем плане – укутанные белоснежным покровом рослые сосенки, будто околдованные морозом, замерли, да так и оцепенели. Сквозь веточки в серебристом инее, с трудом пробивается лучик неяркого солнца.

На заднем плане видны небольшие елочки, наряженные в белые пушистые шубки. От сверкающего снега буквально слепит глаза. Заденешь ненароком веточку, и посыплется на тебя целый ворох пушистого холодного и колючего снега. А веточка, лишь немного покачнется и вновь замрет. Ребятишки рады и морозцу и снежным сугробам. Целой ватагой высыпают они на деревенскую улочку: поиграть в снежки, прокатиться с пригорка на санках и, в шутку поборовшись вдоволь поваляться на снегу. Рядом с домом с небольшого холма на санках и салазках съезжают детишки.

На картине изображен полдень, потому что ребята уже возвращаются домой после школьных занятий. Озорной дворовый песик заливается лаем, хватает ребят за полы пальтишек, приглашая поиграть с ним, весело гоняется за летящими с горки санками.

Картина с первого же взгляда покоряет задушевностью и кажется, что мы тоже причастны к изображенным действиям ребятишек. Юон написал большое количество зимних зарисовок. Он восхищался русской природой, зимними пейзажами, летящими сверкающими снежинками, и с большим талантом рисовал снег - то свежий и сверкающий белизной, то немного подтаявший и уже посеревший.

Юон часто посещал эту деревню, черпая здесь свое вдохновение, здесь же его воплощал. Посмотрев на картину Русская зима, зрителя охватывает задорное настроение, вспоминаются детские шалости и проказы. Зима, словно в сказке преображает все вокруг, укрывает под снежным одеялом скуку ненастной осени и серые будни. Она приносит нам чистоту морозного воздуха, легкий хруст снега под ногами, катание на санках, лыжах или коньках, прогулку в санях, запряженных тройкой лихих коней. Поэтому Юон часто называл это время года - волшебным.

Притихший сказочный лес после обильного ночного снегопада. Покрытые жемчужным инеем деревья. Елочки, словно прижавшиеся друг к другу сестрички. Нарядные березки. Весь пейзаж наполнен русским колоритом и поэзией. Так и хочется воскликнуть, как же здорово зимой в русской деревне.

Хотя художник скуп в красках. Преобладают светлые тона голубого цвета. Это снег и проглядывающие стволы деревьев. Контрастом смотрятся темные фигурки людей и лошадей. Ясно, что это обычный зимний будничный день в деревенской жизни, но все-таки какой-то запоминающийся своим настроением. Недаром Юона часто называли поэтом русского зимнего пейзажа. А сам он говорил, что ему хочется писать картины похожие на русские песни.

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» звучит, как гимн жизни и красоте русской природы. Художник сумел показать даже легкий морозец, пощипывающий нос и щеки. Ветви могучих деревьев, согнулись под тяжестью выпавшего снега. Удивительная красота серебристого инея на ветвях елей и сосен, словно кружевная кисея.


Константин Федорович Юон – певец родной земли ()









Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес… Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…




Задание Подберите синонимы к слова Художник – картина - (картина) чудесная – блестит – (небо) голубое – (настроение) праздничное – живописец, пейзажист, мастер кисти репродукция, полотно прекрасная, замечательная искрится, сияет, сверкает светло-синие, лазоревое жизнерадостное, доброе


Творческое задание. Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы они отражали содержание картины. «К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________. На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки. Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника. Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.