Боги мая. Боги цивилизации Майя

В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.

В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя.

Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).

Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога.

Сами иероглифы - не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся - Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.

Календарь майя

Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

В период язычества у каждого племени и народа было множество богов. В пантеон индейцев и ацтеков входили более полутора сотен богов, так или иначе влияющих на жизнь людей и мироустройство.

Религиозная жизнь индейцев майя

Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя. У них существовало множество различных церемоний, призванных умилостивить того или иного бога, и очень часто венцом обряда было жертвоприношение. Если племя процветало, жертвоприношения ограничивались растениями, животными, украшениями, если племя настигала беда – в жертву приносились и соплеменники, и враги. Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека. Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды.

Многообразие богов племени майя

Среди богов майя были как добрые, так и злонамеренные. Повелителем неба, создателем мира, дня и ночи, покровителем наук и письменности майя считали бога Ицамна. Его изображали как мудрого старца или летающего дракона.

Супругой Ицамна считалась Иш-Чель – покровительница целителей, творчества, женщин и детей. Ей молились с просьбой дарить плодородие и здоровье. Олицетворялась Иш-Чель с Луной и знахаркой с чертами ягуара и змеями вместо волос.

Высшую власть, благородство, волю, и мастерство олицетворял Кукулькан, которого изображали в виде змея или орла. Этот бог покровительствовал ремесленникам и другим трудящимся людям, к нему обращались с просьбой о необходимом дожде и попутном ветре.

С уважением относились майя к богу смерти, которого звали Ах-Пуч. Этот владыка подземного царства чаще всего изображался в виде скелета. Для самоубийц у майя была особая богиня – Иштаб.

Водными стихиями и различными явлениями, связанными с водой, управлял Чак. Его майя представляли в четырех воплощениях: красный, черный, желтый и белый. Этот бог также занимался освобождением земель под пахоту, поэтому его символами были топор и факел.

Любимым богом народа был Юм-Кааш, культ которого связан с сезонными изменениями в природе. Изображался Юм-Кааш в виде юноши с початком кукурузы вместо головы.

VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964 г.)

Основными источниками для изучения религии древ­них майя являются иероглифические тексты, а также изображения мифических персонажей и религиозных обрядов. Большое значение имеет сопоставление религии древних майя с религией юкатанских майя времен испан­ского завоевания и с пережитками старых верований у племен языковой семьи майя-киче. Кроме того, рели­гия древних майя имеет много параллелей с религиями других народов Мексики.

Дешифровка письма майя дает возможность начать систематическое изучение культуры майя по письмен­ным данным. Однако в настоящее время было бы преж­девременно предпринимать попытки сплошного чтения больших текстов. Более целесообразно сначала прове­сти изучение отдельных групп лексики древнего языка. В настоящем докладе дается краткая характеристика главных мифических персонажей и рассматриваются их имена (встречающиеся почти в каждой строке рукопи­сей).

По представлениям майя (как и нахуа), над землей находится 13 небес, а внизу - 9 подземных миров. В цент­ре земли стоит 164-065 (йаш)-те ‘первое дерево’ (обычно условно переводят «Зеленое дерево»), а по че­тырем углам, т. е. по странам света - Красное (восток), Белое (север), Черное (запад) и Желтое (юг) мировые деревья, бывшие местопребываниями богов дождя.

Бог дождя (В, 10) 259-102 (к’аш)-их ‘несущий (дождь)’ имеет «глаз бога», длинный крючковатый нос с завитком у переносицы (стилизованное изображение облака), оскаленные верхние резцы и длинные кривые клыки, торчащие изо рта, запавшую нижнюю губу, иногда бороду (М68в2, 89а 1) . Он изображается с то­пором, иногда с факелами, под дождем или вызываю­щим дождь (с поднятыми вверх руками) на мировом дереве, а также сеющим кукурузу. Его часто сопро­вождает змея. Вероятно, он является олицетворением ветра, несущего необходимый посевам дождь. Его мож­но сопоставить с богом дождя майя XVI в. (Чаак «по­могающий»).

Аналогично изображаются «цветные» боги дождя, носящие то же имя с прибавлением соответствующего прилагательного и находящиеся в четырех углах земли на мировых деревьях того же цвета. Таким образом, имя (к’аш)-их является «родовым». По-видимому, по более древним представлениям, было четыре бога дождя (или, вернее, ветра, несущего дождь) и стран света, а в дальнейшем они стали рассматриваться как ипостаси одного бога дождя.

Женой бога дождя является 106-227 (чак)-{ку?) ‘Красная богиня’ (0,24), имеющая «глаз бога», корот­кий горбатый нос, оскаленные верхние резцы, запавшую нижнюю губу, старческую складку около рта, лапы хищного зверя вместо ступней и змею на голове . Она изображается в объятиях бога дождя (Д47в2, 67а2), или сидящей против него (Д49с2), а также льющей воду из кувшина (Д46а1, 53, 72в1). Вероятно, она является не­благожелательным божеством и связана с разрушитель­ными ливнями.

Возможно, дочерью Красной богини считалась 330- 257 че-ле ‘радуга’ или 106-330-257 (чак)-че-ле ‘Крас­ная радуга’ (0,24), имеющая простой глаз, короткий горбатый нос и складку около рта. Она также изобра­жается льющей воду из кувшина (Д68в1).

Персонаж, не отличающийся от бога дождя, но в осо­бом головном уборе (Д13а1, 52с4), носит имя 179-112- 140-381 (инверсия) (кит?)-ин-(зерно)-ха, ст. кит инах ‘владыка семян’ (10а). Голова этого бога фигурирует в сцене посева, явно символизируя семена (Д71в3). Он может быть сопоставлен с Чи (Кит?) Чак Чооб ‘влады­кой красных зерен’, мужем Иш Чель по одной из версий.

Бог грозы (L,4) 094-228 (теш)- ‘божество’ имеет черное лицо и тело, «глаз бога», короткий горбатый нос, оскаленные верхние резцы, линию кружков около рта, иногда бороду (Д7а1) и изображается с черной птицей на..голове, часто вооруженным, со связанным богом ку­курузы в качестве пленника (М80а), вместе с Красной богиней в сцене «потопа» (Д53) и главе о ливнях (М32-33), а также обнимающим девушку (сак ч’уп) с трупными пятнами ка теле (Д14с2). Он, очевидно, яв­ляется неблагожелательным божеством грозы и ливней, вредящим посевам, и может быть сопоставлен с богом грома у киче (Тохил) и какчикелей (Хун Тох).

Бог-змей имеет голову бога дождя и тело змеи с за­витками (символизирующими облака), в которое впи­саны элементы знака № 355 чул, ‘текущая вода’. Он изображается на фоне ливня (Д65в1, М10в3) или в струях воды (Д64в2). Его имя 054?-054-204 может быть условно прочтено (чик?)-(чик?)-(соот?), ‘гремя­щий трещоткой’, ср. ст. Ах Чичик Соот.

Почти такое же имя 054-204 (чик?) - (соот?) носит персонаж с простым лицом (Н,14) и змеей в руках (Д4а1), изображенный шьющим вместе с богиней ра­дуги (Д2в1).

Сходное имя 061-204 (сак) - (соот?) ‘белая трещот­ка’ имеет богиня с простым лицом и змеей на голове, свернутой в виде знака № 061 (сак) ‘белый’, изображен­ная с богом 054-204 на коленях (Д20в1).

Судя по именам, змеиными божествами являются также персонаж 164-205 (йаш)-чан ‘Зеленый змей’ (Н), с простым лицом и пунктирной линией вокруг рта (Д7в, 21с, 23в, M96d), и персонаж 1-205 (х’ун)-чан (Н,7), изображенный связанным (Д3в2), и перед Бе­лой женщиной с закрытыми глазами (М93а4). На при­толоке 15 в Йашчилане Зеленый змей изображен с че­ловеческой головой и телом змеи, снабженным облач­ными завитками.

С дождем связан бог-гриф 392 ти с головой грифа и черным телом (Д8а, 11 в, 17а, 19а, 23в, 67в1) и 160- 372-191-029 цу-лу ча-х’а-нга, ст. цул ка’ан ‘небесная собака’, изображаемая с факелами в лапах (Д7а, 40вЗ, 65а2, 68а 1), по-видимому, персонификация молнии.

Бог 082-019-225-029 иц-ам- (божество) -нга, ст. Ицамна (часто с эпитетом 101-156-101 ум-ла-ум ‘вла­дыка мира’) имеет «глаз бога», короткий горбатый нос, старческий беззубый рот, иногда складку около рта и бороду (Д,6) а перед лицом - тысяченожку (ст. ци- мес). Он изображается ниспосылающим дождь (М62в1), беседующим с богом кукурузы (Д9в1), пишущим (М23с1). Возможно, первоначальное имя бога было ицам чах’анга, ст. ицам ка’ан ‘небесный ящер’. В руко­писях есть изображения небесного ящера, извергаю­щего из пасти потоки воды (Д53) и с лицом бога Ицамна в пасти (Д4-5в).

Бог солнца 172-147-113-052 К’инг-бен-цил-аан (G,5) имеет «глаз бога», короткий горбатый нос, оскаленные верхние резцы, длинные кривые клыки, торчащие изо рта, обведенного линией кружков, а у кончика носа ино­гда знак № 136 т’ан (ср. ст. т’ан ‘могущественный’). Имя бога иногда сопровождается эпитетом 036-065- 143 (took) -те- (сезон) ‘выжигающий леса’ и упоминается в связи с засухой.

К небесным божествам относятся также бог-попугай IV-275-066 (кан)-моо-нгал, с факелами в лапах (іпо- видимому, персонификация солнца), упоминаемый в свя­зи с засухой (Д69в2), неблагожелательный бог-сова XIII-191-066 (ошлахун)-(ка’ан)-нгал ‘владеющий тринадцатым небом’ (Д7с2, 10al, 11a1, 12а3) и небес­ный тапир (Д47а2, 73-74 в), возможно, символизирую­щий планету Марс.

Бот огня 289 (Мош) имеет «глаз бога», разветвленный нос (в виде знака №.036 took ‘огонь’), оскаленные верхние резцы и длинные кривые клыки, торчащие изо рта со старческой складкой (К,8). В главе о планете Венере (Д25) он символизирует стариков и является жертвой черного бога грозы, а в других разделах - жертвой бога дождя, который захватывает его в плен (Д46а3) или несет его голову (44а3). Голова бога огня встречается в качестве головного убора бога дождя, держащего факелы (Д63в2). В разделе о жертвах в дни 13-дневной недели (М77-78) бог огня упоминается в связи с сожжением шариков душистой смолы 152-152 к’и-к’и, ст. к’ик’. Бог Мош (ср. ст. мош ‘курильница’) может быть сопоставлен с богом земли и горных недр у киче (Мо’ш), а также со старым богом огня у нахуа (Хуэхуэтеотль «старый бог», иначе Тепейолотль - «сердце горы»).

Бог долин 042-’224 (пу?) - (х’ом?), ст. пуук к’ом ‘(владеющий) холмами (и) долинами’, имеет вместо головы знак № 224 х’ом (ср. ст. к’ом ‘долина’) и узкую бородку (С, 18). Он изображается (как и бог дождя) на мировом дереве, принимающим жертву от бога-носильщика (П16в,. М96а), либо принимающим жертву вместе с богом дождя (Д64аД), под дождем (Д47а3). В Парижской рукописи имеется раздел о местопребы­ваниях бога долин (П15-18в), аналогичный разделу о местопребываниях бога дождя в Дрезденской рукописи (Д44-48в.) Бог долин может быть сопоставлен с богом-покровителем полей и у лакандонов Цультака (букв, ‘гора-долина’).

Бог кукурузы 101-214 ум-вил, ст. йум вил ‘владыка пищи’ (Е,12) имеет простое лицо с волнистой линией вокруг глаза и знаком № 035 ил, а вместо головного убора початок кукурузы в обертке на знаке № 146 х’а еда.

Бог охоты 048-266 ax-чи, ст. ах кех, ‘охотник’, имеет простое лицо и особую головную повязку. Он изобра­жается в различных охотничьих сценах, чаще всего свя­зывающим оленя (М38-42).

Бог оленей VII-060-193 (уук)-(п’у?)-(ху?), ст. уук п’ух, ‘семь раз гоняющий дичь’, имеет черное лицо и тело, «глаз бога», короткий горбатый нос и отвисшую нижнюю губу (V,13). Он изображается с оленьей голо­вой (М50в, 51с, 68 в1) или рогами (Д13с1, М70а2) вместо головного убора, с охотничьим оружием (М50в, 51с), связанным (М68в1, 70а2) и в паре с богиней оленей IV-266-152-066 (кан)-чи-к’и-нгал, ст. кан чек’нал ‘(имеющая) четыре ноги’, изображенной в виде самки оленя в человеческой позе (Д13с1).

Бог-чосилыцик 356 (ч’ цй) ‘несущий’ имеет черное лицо и тело, особый глаз, торчащий вперед нос и от­висшую нижнюю губу (М,20). Он изображается с.на­лобной повязкой для ношения грузов и тюком; прино­сящим жертву богу кукурузы (М51в, 95в) и богу долин (М96а); добывающим огонь (М38вс, 51а); с копьем и пленником (М83а2); пораженным копьем бога войны (М50а2, 54с, 84а2). Бог-носильщик может быть сопо­ставлен с богом торговцев юкатанских майя XVI в. Эк’Чудах.

Бог войны (F, Q, 3) 091-213 (х’ун) - (лах) -п’е, ‘ужа­сающий всех’ имеет простое лицо с продольными линия­ми. (одной черной и двумя пунктирными, вероятно, изо­бражение кровоточащей раны). Он изображается во­оруженным, нападающим на бога-носилыцика (М54с, 84а), вместе с богом смерти около человеческой жертвы (М76).

Бот смерти (А,1) 101-233 ум-(цек’), ст. йум цек’ ‘владыка черепов’, имеет череп вместо головы, черные трупные пятна на теле, лишенные мяса ребра и позво­ночник, а вместо головного убора часто голову чудо- вища-каймана (символизирующую подземный мир). Его имя обычнб сопровождается эпитетом 040-235-015 (йе) - (кам)-ел, ст- йе кимил, ‘грозящий смертью’.

С богами смерти и войны связан мертворожденный ребенок 135-103 му-ки, ст. мук, ‘скрытый’, имеющий знак №151 к’ас, ‘зло’, вместо головы, стоящие дыбом волосы и трупные пятна на теле. Он изображается в заплечной сумке (Д18с2, 19с2, 20с1) или на руках женщины (Д20а2).

Второй бог смерти (la) IV-277 (кан)-(нич’) или 040-234 имеет открытый рот, черную поперечную ли­нию через глаз, знак № 152 ки на лбу и знак № 120 (символ ягуара?) на щеке (Д5в4, 6а3, 57в, М58в3). Он может быть сопоставлен с пожирающим сердца ягуа­ром, божеством смерти у киче и тольтеков.

Сходное имя носит ‘бог-ягуар IV-276 (кан) - (бол?), упоминаемый в главе об охоте (М40с). «Цветные» ягуа­ры, красный 106-276 и черный 109-276 связаны с бо­гами дождя и стран света (Д8а, M25d3).

По-видимому, к неблагоприятным ‘божествам отно­сятся (F, R, 16) XI-212 булук-(ч’аб?), ст.’ Булук Ч’аб- тан, ‘(несущий) 11 бедствий’, (Д5в2,6а1.) и III-366-029 (ош)-...-нга, изображаемый с повязкой на глазах и осо­бым головным убором (Д9а2).

По представлениям майя, главные божества имели определенное местопребывание и определенные сроки правления. Божества стран света правили миром по­очередно в течение 4-летнего цикла. Кроме того, каж­дый год имел еще храмового бога-покровителя. По Мад­ридской рукописи, как и по записям XVI в. правили «цветные» боги дождя (М34-37), а по более ранней Дрезденской рукописи - «цветные» боги, изображаемые с головой опоссума и носящие «родовое» имя 069-069 ма-ма, ст. мам ‘дед’: 109-171-052-069-069 (ек’)~ (йуи?)-аан ма-ма, ст. ек’ йуиаан мам ‘черный опоссум (?) дед’ и т. д. (Д54-57а).

Храмовыми богами-покровителями, по Дрезденской рукописи, были бог солнца К’ингбенцилаан (восток), бог огня Мош (юг), бог смерти Ум Цек’ или Кан Нич’ (запад), Ицамнга (север), а по записи XVI в. соответствен­но К’ин Ич Ахав (‘солнечноглазный владыка’), Болон Ц’акаб (‘вечный’), Вак Митун Ахав (‘владыка шестого ада’), Ицамна. Божества явно тождественны, хотя и указаны (кроме Ицамна) под разными именами. Болон Ц’акаб, очевидно, эпитеты старого бога огня.

Божества 13 небес были покровителями дней 13-днев­ной недели и, кроме того, по-видимому, правили пооче­редно в течение цикла из 13 «двадцатилетий» (028- 143-028-189, декоративное удвоение, ку-ка-тун, ст. ча- вак тун ‘долгий год’, период в 20 тунов по 360 дней). Головы этих божеств заменяют соответствующие числа: 1 - (сак) - (ч’уп), ‘дева’, букв. ‘Белая женщина’ (1,22), по-видимому, богиня луны (у нахуа первое небо счита­лось областью луны); 4 (2 и 3 неясны)-бог солнца; 5-V-071-189 (х’о)-(вай)-тун, божество 5 последних дней года (N,2); 7 (6 неясен)--бог оленей (?); 8- бог кукурузы; 9 - Зеленый змей; 10 - бог «смерти; 11 - Булук (Ч’аб); 13 (12 неясен)-возможно, ‘бог дождя. Следует заметить, что в поздней Парижской рукописи приведены другие имена богов-покровителей «двадца­тилетий».

Божества 9 подземных миров были покровителями 9-дневной недели. Имена их полностью отсутствуют в рукописях.

Религия древних майя значительно отличалась от религии юкатанских майя XVI в., в которой смешались древние божества майя, божества завоевателей-тольте- ков, тотемы и эпонимы вторгшихся в Юкатан союзных тольтекам племен.

В религию древних майя вошли представления, сформировавшиеся в различное время. Представления о мировых деревьях или подпорках (ст. йокмал каан, ‘небесный столб’) восходят к глубокой древности и по­явились, по-видимому, в результате проекции устрой­ства жилища на видимую вселенную. Повышенный ин­терес к небу возник, очевидно, в связи с развитием оди­ночной охоты с дальними переходами, когда появилась настоятельная потребность в надежных небесных ори­ентирах (циркумполярные созвездия), указывающих на­правление (у майя XVI в. покровителем путников был бог Полярной звезды Шаман Ек’). Небо было осмысле­но как крыша, поддерживаемая подпорками, мыслившимися в виде гигантских деревьев. Четыре мировых дерева соответствуют прямоугольной планировке древ­них общинных домов. Возможно, что представление о центральном мировом дереве более древнее и соответ­ствует круглой планировке жилища с центральным столбом.

В связи с развитием земледелия возник культ богов дождя и ветра, благоприятных и неблагожелательных (например, северный ветер мог уничтожить посевы). В это же время потребовались тщательные наблюдения за движением солнца для определения дат начала раз­личных работ (особенно выжигания лесов и посева). Наблюдения велись также за луной и планетами (в пер­вую очередь Венерой). Когда выяснилось, что звезды, Солнце, Луна и Венера двигаются разными путями, воз­никло представление о многих небесах (на первом небе - луна, на четвертом - солнце и т. д.). Преиспод­няя, п«о-видимому, первоначально мыслилась как под­водный мир (символом ее был чудовищный кайман), а в дальнейшем была разделена на подземные миры, по аналогии с небесами.

Божества майя в большинстве случаев изображались в виде людей, причем среди них отчетливо прослежи­вается несколько характерных типов: лоб и маленький нос составляют прямую линию («обычное лицо» - бог кукурузы, змеиные божества, богиня луны), короткий горбатый нос (Ицамна, бог солнца, бог грозы, бог оле­ней, Красная богиня, богиня радуги), длинный крючко­ватый нос (боги дождя). Аналогичные типы встречают­ся среди изображений военачальников и других истори­ческих лиц («ольмекская» стела 3 в Ла-Вента, сосуд из Чама и т. д.). Возможно, имелось в виду передать ан­тропологические различия.

Иногда изображению божества придавались части тела животного (клыки у бога дождя, лапы.с когтями у Красной богини), или же божество имело голову животного на человеческом теле (бог-гриф, бог-попугай, бог-сова). Вряд ли можно усматривать во всех таких случаях пережитки тотемизма. Так, например, собака- молния явно не имеет к нему отношения.

Представления о смене богов у власти различного дроисхождения. Наиболее ранние связаны с естественными сезонами дождя и засухи, когда господствуют со­ответственно бог дождя и бог солнца. Представление о четырех богах, правящих миром поочередно, несомнен­но, гораздо более позднее и отражает социальный инсти­тут смены власти по родам или подразделениям пле­мени. Уже чисто жреческого проксхождения учения о богах, правящих в течение «пятилетия» и «двадцатиле­тия», в честь которых воздвигались стелы. Эти учения, очевидно, имели целью закрепить власть одной дина­стии, перенося смену власти из реальной жизни в об­ласть мифологии. Кроме того, с помощью этих учений жрецы держали население в постоянном страхе перед бедствиями, угрожающими при приходе к власти нового бога и требовали различных жертв, чтобы его уми­лосердить. Жрецы разработали стройную систему, увя­зывавшую в единое целое космографические, хроноло­гические и социальные представления и придали ей резко выраженный классовый характер. Основной ее идеей была неизменность существующего порядка. История мыслилась как бесконечное движение по кру­гу, с повторением в соответствующие периоды одина­ковых событий, преимущественно устрашающих бед­ствий, которые могли предсказать и смягчить только жрецы.


Знаки майя приведены в цифровой транскрипции по изданию: Ю. В. Кнорозов, Письменность индейцев майя, М.-Л., 1963.

В буквенной транскрипции условные чтения (когда неизвестно древнее произношение, но известен эквивалент XVI в.) даются в скобках. Кроме того, в скобках указывается смысл детерминатива. Звуковые подтверждения особо не выделены.

В связи с тем, что большинство персонажей оставалась неопоз­нанным (исключение составляли бог дождя, Ицамна, бог солнца, бог кукурузы, бог-носильщик, бог смерти), они.обозначались либо заглавными латинскими буквами, по Шелльхасу, с незначительными добавлениями (P. Schellhas, Die G otter gestalt en der Mayahandschriften, Dresden, 1897), или цифрами, по Циммерману (G. Zimmermarm, Die Hieroglyphen der Mayahandschnften, Hamburg, 1956). Эти обозна­чения приведены в скобках.

Рукописи майя обозначены инициальными буквами: Д (Дрез­денская), П (Парижская), М (Мадридская). Нумерация страниц в Дрезденской рукописи указана по изданию: Ю. В. Кнорозов, цит. раб.

Д. де Ланда, Сообщение о делах в Юкатане, М.-Л., 1955, стр. 168-175.

Источник - VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964 г.), Издательство «Наука», М., 1964.

Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд и планет, смерти, войны и т.д. согласно мифам майя, вселенная, также как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров.

В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов - владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое Сейба (корни дерева Сейба находились в подземном мире, ствол - в среднем мире, а верхушка - в небесном или верхнем мире. По поверьям Майя все души умерших людей поднимались или спускались по мировой оси - стволу дерева. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. По поверьям одного из племен майя считалось, что до начала существования всего живого на земле жил бог в форме дерева, который однажды забеременел потенциальной жизнью. Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т.д. Каждая цветная троица правила годом. Важное значение в пантеоне майя занимал молодой бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Среди небесных божеств главным был владыка мира Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Он творец мира, основатель жречества, изобретатель письменности. Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня, имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Из других божеств - бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Очень чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Из многочисленных женских богинь главную роль играла "красная богиня", изображавшаяся с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Следует назвать также богиню луны, покровительницу ткачества, медицинских знаний и деторождения Иш-Чель. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. В классический период ягуар, кроме того был, вероятно, родовым богом династий нескольких городов-государств. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Помимо главных божеств, имелось ещё множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и обожествлённые предки и герои.

Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. В данной системе есть слово, обозначающее 400 летний временной период, и даже можно было определить день на временном участке в 9 млн. лет.

Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.

Ицамна , Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами; отсюда и собственное имя Ицамна, и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия+птица+ягуар) или антропоморфный – старик. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И.-Кавиль – олицетворение урожая, И.-Туль – плохих дождей, портящих посевы, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Каб – земли, И.-Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. Ицамна становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Изображения Ицамна то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Он становится богом – покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их власти являются символом Ицамны.


Эк-Чуах
(«чёрная звезда») – был богом купечества, покровителем торговцев. Как и всякий торговец, у него за спиной был рюкзак с товарами. Изображался он с толстыми губами, очерченными вокруг неяркой красной краской. Потом он стал покровителем какао и владельцев плантаций какао. В его честь устраивали церемонии в месяце Муан. Связь между купечеством и какао прямая - в то время зёрна какао являлись универсальной валютой (платёжным средством).

Иш-Чель («радуга») – в мифологии майя богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Ко времени испанского завоевания в нём слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в 10в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кетцалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов; в частности считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой.

Теель-Кусам («с ногами ласточки») – в мифологии майя оракул. По сведениям испанского хрониста Гомары (16в.), на острове Косумель находилось святилище, где стояла полая глиняная статую Теель-Кусам с ногами в виде лап ласточки. Внутри её скрывался жрец, изрекавший предсказания. Тецкатлипока, Тескатлипока – В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В народных представлениях упоминается множество Чаков. Аналогично Тлалокам Чак держит воду в тыквенном сосуде или четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.

Юм-Кааш («владыка лесов») – молодой бог кукурузы, известен также под именем Йум-Виила. Генетически восходит к «толстому богу». Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса. Культ его был необычайно популярен.

Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.

– бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль – один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут – топор-кельт.

Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль – бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Кецалькоатль – “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан – бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба.

Мецтли – в мифологии ацтеков – бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли – владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль – "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль – бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока – один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.

Тонатиу – в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли – бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак – бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек – в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш – «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.