Переход слов в имена числительные. Имя существительное

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные - борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации (см. § 139).

В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). - Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). - А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

Имя числительное

Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции

Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны), или порядка предметов по счету (третий этаж).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных. Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: 1) цифры три, 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запряженных рядом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с тремя парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состоящего из пиджака, жилета и брюк. Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

Переход одних частей речи в другие

Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое) . При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные) .

Задания

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие .)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

    приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

    могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

    сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

    могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

    какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной . Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных . В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная ? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой ? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи

Учитель . По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь , при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная . Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную) . – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой) . Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой) . – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю) . В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот) . Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное) . – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта) .

Учитель . Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.)писатель – при известных (мест.) условиях . Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный) , зависимые слова (известный всем факт) , способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель) . Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за ) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.)вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик .

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Переход деепричастий в наречия

1. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

а) Поезд шел не останавливаясь.
б) Она говорила об этом улыбаясь .
в) Он говорил запинаясь .
г) Они шли не торопясь .
д) Он вбежал во двор крича .
е) Шли вперед не оглядываясь .

Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

а) Безостановочно . б) С улыбкой . в) С запинкой . г) Неторопливо . д) С криком. е) Без оглядки .

3. В функции какого члена предложения они выступают?

(В функции обстоятельства образа действия.)

4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? (Постпозицию.)

5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

6. Сделайте вывод об условиях, способствующих такому переходу. (Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия.)

7. Сравните попарно приведенные примеры.

Он говорил запинаясь . – Он добавил, запинаясь , несколько слов от себя.
Они шли не торопясь . – По дороге, не торопясь , они собирали грибы и ягоды.
Она будила сына улыбаясь . – Улыбаясь , она разбудила сына.

В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

1. В данных примерах определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Верить в правду – быть вправду счастливым, отдать сапоги в растяжку – говорить врастяжку , по твоему совету – быть по-твоему , консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому .

2. Сделайте вывод, какие части речи могут переходить в наречия.

(Имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.)

3. Вправе ли мы говорить, что выделенные слова представляют собой омонимичные формы? Если да, то какими критериями нужно руководствоваться для их разграничения? Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) При образовании наречий от других частей речи остается ли неизменным значение слова? Какая закономерность при этом прослеживается?

2) Понаблюдайте, не происходят ли фонетические изменения (изменение ударения).

3) Попробуйте между предлогом и именной частью речи вставить прилагательное. Допускают ли такое наречия с приставкой и наречия, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно?

4) Произведите замену существительного, прилагательного, местоимения, наречия другой частью речи. Сделайте вывод о том, замена какими частями речи возможна.

5) Проанализируйте синтаксические связи данного слова с другими словами в словосочетании и предложении, поставьте вопросы. Может ли быть при существительном пояснительное слово? А при наречии?

6) В функции какой части речи употреблены выделенные наречия в следующих предложениях? Какими членами предложения они являются?

Валя получила на последнем экзамене «отлично» . «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра .

1) При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд , воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную , прикрепить к низу платья – согнуться книзу , по зимнему лесу – одеваться по-зимнему , консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому .

2) Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями (изменения ударения): войти в чистую комнату – проиграться вчистую , надеть на голову (и на голову ) – разбить наголову , по своему следу – поступить по-своему .

3) Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую , отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку .

Невозможно это сделать и с теми наречиями, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно. Например: до отвала, до смерти, до упаду, с ходу, без просыпу, в придачу , но: на (полном) скаку .

4) Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно .

5) В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

В темную (какую?) комнату – играть (как?) втемную ; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло .

При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне , уходит в глубь леса – погрузиться вглубь .

6) Выделенные наречия употреблены в функции существительных. Слова удовлетворительно, отлично имеют значение оценки. Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно » стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

Переход других частей речи во вводные слова

Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. (Н.Н. Матвеева) 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. (И.С. Тургенев) 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. (В.М. Гаршин) 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (А.П. Чехов) 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела. (А.Н. Толстой) 7) Вы, верно, переведены сюда из России. (М.Ю. Лермонтов) 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. (Л.Н. Толстой) 10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

Вывод . Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. (А.Т. Твардовский) – Потугин, точно , и любил, и умел говорить. (И.С. Тургенев) Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому .

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы

Кто больше? Заполните таблицу «Производные предлоги».

Составьте несколько предложений с производными предлогами.

Из данных примеров выпишите примеры с производными предлогами. Ответ обоснуйте.

Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.

Сравните следующие примеры. Что происходит при введении определения?

Находиться на пути к успеху – на верном пути к успеху. (В первом примере на пути предлог, во втором – имя существительное, при введении определения имя существительное восстанавливает все свои предметные свойства.)

Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.

Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке.
Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.

Составьте три предложения так, чтобы слово относительно в первом было прилагательным, во втором – наречием, в третьем – предлогом. Изменился ли при этом состав слова?

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Вы убедитесь в этом, выполнив следующие задания.

1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно : имя прилагательное --> наречие --> вводное слово --> союз (сравнительный); слова раз : имя существительное --> имя числительное (количественное) --> наречие --> союз (условный).

2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзе точно появилось сравнительное значение, в союзе раз – условное значение.)

3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общее благо (сущ.) – наша цель. Он трудится на благо (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет, благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери, благо (условный союз = если, раз) дают .

4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто , слова состояния ясно , местоимения оно , глагола бывало , вводного слова конечно , союза тоже , предлога вроде . Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)

Производные предлоги

Переход других частей речи в междометия

Даны предложения: «Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!» и Батюшки вошли в храм . В каком из предложений слово батюшки имеет лексическое значение, а в каком потеряло лексическое значение и просто выражает чувства и эмоции? (В первом предложении слово батюшки утратило лексическое значение и служит для выражения чувств и эмоций, следовательно, является междометием. Произошел переход существительного в междометие. Во втором предложении слово батюшки является существительным.)
Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)! (Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (А.С. Пушкин) (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)! (Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво! (Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частеречной принадлежности выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – «Горько! Горько!» (межд.) – кричали молодым. (Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.) Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)! (Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.) Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. – Подумаешь (межд.)! (Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе. (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения. Далече грянуло «ура» . (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе.)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

Домашнее задание : подготовьте сообщение на тему «Переход одних частей речи в другие», показав при этом переход слов из одной части речи в другую на конкретных примерах.

Введение
Переход имен существительных в другие части речи
Переход имен существительных в наречия
Переход имен существительных в категорию состояния
Переход имен существительных в предлоги
Переход имен существительных в междометия
Переход имен прилагательных в другие части речи
Переход имен прилагательных в наречия
Переход имен прилагательных в слова категории состояния
Переход местоимений в другие части речи
Переход местоимений в наречия
Переход местоимений в союзы
Переход местоимений в частицы
Переход числительных в другие части речи
Переход числительных в наречия
Повторение пройденного
Переход глагола и его форм в другие части речи
Переход причастий в прилагательные
Переход страдательных причастий настоящего времени в прилагательные (формы на -мый)
Переход отглагольных прилагательных в страдательные причастия прошедшего времени
Переход причастий и отглагольных прилагательных в имена существительные
Переход причастий и отглагольных прилагательных в наречия
Переход деепричастий в наречия
Переход деепричастий в предлоги
Переход глаголов и глагольных форм в частицы и союзы
Переход глаголов в междометия
Переход наречий в другие части речи
Переход наречий в предлоги
Переход наречий в союзы
Переход наречий в частицы
Наречия и неизменяемые слова в роли имен существительных
Повторение пройденного
Словарь
Послесловие

Как часто, владея правилами орфографии, пишущий не может применить их на практике, так как не знает, с какой частью речи он "встретился".

Действительно, почему в предложении Неприятно находиться под надзором не видимого тобою врага (К.Паустовский) слово видимый с частицей не написано раздельно, а в предложении Неприятно находиться под надзором невидимого в темноте врага -- слитно, хотя образовано оно от одного и того же переходного глагола несовершенного вида.

Как помочь себе разобраться в безбрежном море великолепного, но нелегкого при написании языка, родного языка -- русского?

Одним из помощников на этом пути, на наш взгляд, является умение видеть и понимать, как в постоянно текущем, развивающемся языковом потоке одна часть речи переходит в другую.

Именно этой "проблеме" и посвящена данная работа.

Чтобы чувствовать себя свободно, "удобно" в излагаемом в работе материале, участникам предстоящей беседы необходимо вспомнить такие понятия, как часть речи вообще и конкретные части речи (имя существительное, имя прилагательное и т.д.) в частности.

Как известно, части речи, или разряды слов, определяются по их семантическим, морфологическим и синтаксическим особенностям. Изменения в семантике слова, в системе его грамматических категорий, изменение синтаксической функции в предложении и в сочетаемости с другими разрядами слов, характерными для данной части речи, определяют переход одной части речи в другую.

Переход одного разряда слов в другой (сегодня и на протяжении развития языка) достаточно широк. Так, например, в глубокой древности на базе местоимений появились наречия там, тогда, всегда, везде, давно уже не соотносящиеся с местоимениями. Наречиями становились и могут стать существительные в именительном или косвенных падежах без предлогов (страсть как устала, идти нагишом , прийти утром ).

Написание "озвученных" форм не вызывает затруднений на письме, а потому такого рода переход одной части речи в другую в данной работе не рассматривается.

В предлагаемой читателю работе речь пойдет только о тех случаях перехода одной части речи в другую, когда этот переход влечет за собой изменение в написании слова, а порой и в постановке знаков препинания.

То, что в предстоящей беседе будет предложено вниманию читателя, -- результат многолетних наблюдений автора над языковыми явлениями в процессе обучения корректоров.

В работе использованы также рекомендации справочной литературы для работников печати, учебники и учебные пособия по русскому языку, предназначенные, в частности, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Журналистика".

Ленина Ильинична ЧИГИРЬ

Выпускница филологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. По окончании университета - преподаватель Московского издательско-полиграфического техникума имени русского первопечатника Ивана Федорова. Автор программ, методических указаний и практических заданий по современному русскому языку в рамках предмета "Вычитка и основы редактирования книг и журналов" (1973, 1985), программы факультативного курса по предмету "Современный русский язык" (1986), а также учебного пособия "Трудные случаи написания слов и авторская пунктуация" (1984) для студентов издательско-полиграфических техникумов, обучающихся по специальности "Корректирование книг и журналов". Кроме того, Л.И.Чигирь принадлежит разработка программ для курсов лекций по предметам "Издательская орфография и пунктуация" (1983), "Издательская орфография и пунктуация и основы практической стилистики" (1986) и методических рекомендаций по преподаванию предмета "Издательская орфография и пунктуация" (1989).


Учебник для углубленного изучения современного русского языка разработан с учетом преемственности в системе непрерывного образования и предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач,

Порядковые числительные

Порядковые числительные выражают значение порядка следования однородных предметов при счете: первый, второй, третий дом; четвертый, пятый…сотый год. Они отвечают на вопрос который?.

Порядковые числительные образуются от соответствующих им определенно-количественных без суффиксов путем присоединения флексий прилагательных -ый или –ой (только под ударением), выполняющих словообразующую роль: шесть – шестой, десять –десятый, сто – сотый , и при помощи суффиксов -ов- , -н- : сорок – сороковой, тысяча – тысячный, миллион – миллионный . Числительные первый и второй образованы от основ перв- и втор- (ср. также: первенец, первенство, вторить, повторно ). Третий и четвертый образованы от названия частей треть, четверть ; седьмой – от древнерусской основы седьм- .

Порядковые числительные имеют грамматические п р и з н а к и прилагательных: они изменяются по родам, падежам и числам, как прилагательные с твердой основой, за исключением третий , которое склоняется, как прилагательное типа лисий ; в предложении они, как и прилагательные, согласуются с существительными в роде, числе и падеже: десятый год, десятая неделя, десятое здание, десятые номера .

У сложных числительных склоняются обе части, причем первая часть употребляется в форме родительного падежа: семидесятый, пятисотый . В составных числительных изменяется только последняя часть, а все остальные остаются неизменяемыми: тысяча девятьсот шестьдесят девятый год, с тысяча девятьсот шестьдесят девятого года, в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году (произношение в тысячу девятьсот … году является неправильным).

В морфологическом и синтаксическом отношении порядковые числительные очень сходны с прилагательными. Это послужило основанием некоторым языковедом, например Л.В. Щербе, А.М. Пешковскому, В.В. Виноградову, рассматривать их как прилагательные. Однако, эта точка зрения не является общепризнанной, потому что, помимо своего числового значения, порядковые числительные имеют п р и з н а к и, не свойственные прилагательным:

1. Отвлеченное лексическое значение, обозначение не признака предмета, а лишь количественного порядка однородных предметов.

2. Структура составных порядковых числительных, которые включают большое количество наименований, присоединяемых одно к другому посредством простого соположения (сто тридцать пятый экземпляр).

3. Заменяемость в разговороной речи определенно-количественными числительными: страница триста пятьдесят четыре (вместо триста пятьдесят четвертая ), размер обуви сорок три (вместо сорок третий ), дом номер тридцать четыре , квартира два (вместо дом номер тридцать четвертый , квартира вторая ).

Переход числительных в другие части речи

Некоторые числительные могут трансформироваться в другие части речи (в существительные, прилагательные, местоимения, наречия, частицы).

Особенно многочисленны трансформационные функции у числительного один (одна, одно) . Оно, утратив числовое значение, трансформируется:


    1. В существительное со значением «отдельная личность», «человек, отделенный от других» или же «что-нибудь отдельное» (предмет, мысль, обстоятельство): «Все за одного, один за всех» (Посл.); «Все думать, думать об одном и день и ночь до новой встречи» (П.).

    2. В прилагательное со значением: а) «тот же самый», «тождественный», «одинаковый»: «Ивины приходились нам родственниками и были почти одних с нами лет» (Л.Т.); «[Андрей и Виктор] были ровесники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой» (Б.Г.); б) «единый», «неделимый»: «[Толпа] только шевелилась, гудела, вздыхала и казалась одним существом» (Ск.); в) «единственный»: «И во всем этом году одна отрада изгнаннику, одно вознаграждение, одно блаженство – любовь» (А.Г.).

    3. В местоимение со значением неопределенности – «какой-то», «некий»: «Мне вспоминается одна старая история, давным-давно слышанная мною» (Павл.).

    4. В частицу со значением «только», «лишь»: «Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки, на одно мгновение» (П.).

    5. В наречия (главным образом во фразеологизмах): в один голос, один-одинешенек, один на один, один раз (в значении «однажды»).
Во множественном числе один теряет числовое значение и приобретает значение слов «некоторые», «какие-то», «только», т.е. значение местоимений и частиц: «Одни [некоторые] работали, другие отдыхали»; «Пришли одни [только] школьники».

Числительные первый , утрачивая значение порядка счета, приобретает качественное значение, тем самым переходя в прилагательное: первое впечатление (в значении «начальное»); первый ученик в классе (в значении «лучший»); первый встречный («любой»). Первый , адъективируясь, может иметь даже превосходную степень: первейший сорт, первейшая красавица.

Для числительных наиболее продуктивным является процесс субстантивации .

Условием субстантивации числительных является опущение существительного в сочетании «числительное + существительное». Однако не всегда в случае опущения существительного происходит субстантивация числительного. Бывают случаи, когда контекст подсказывает опущенное существительное, а субстантивации числительного не наступает, например: «Человек живет век, а добрые дела два » (Посл.).

Определенно-количественные числительные субстантивируются:


    1. Если опускаются существительные со значением лица, то сами числительные принимают это значение: «Горе одному, один – не воин» (М.); «Один с сошкой, а семеро с ложкой» (Посл.). В выражениях один одного (одна одну ), один другого (одну другую ) числительные имеют субстантивное значение. Если же опускаются неодушевленные существительные, в том числе обозначающие время, то субстантивации числительных не наступает.

    2. Как результат опущения существительного балл , в субстантивном значении в речи учащихся в смысле получения оценок выступают числительные два, три, четыре, пять (получить по истории за ответ пять ).

    3. В названиях игр, например: «Несколько подростов хлестались в двадцать одно » (Мал.); «Четверо больных с неправильным поведением резались в «шестьдесят шесть »…» (И. и П.).
Определенно-количественные числительные не могут быть определяемыми словами. Но если они употреблены не в числовом, а в предметном значении, то при них могут быть определения: «Папа сиял. Он спросил дочку: «Как ты будешь учиться?» – «На круглые пять !» (Из газ.); «Остальные шесть , увидя Кирджали, вооруженного двумя пистолетами, разбежались» (П.). Возможно и определение в косвенном падеже с предлогом: «Я получил за свою работу пять с крестом – у нас отметка небывалая» (Вер.).

Собирательные числительные , употребленные без наименования предметов счета, часто мыслятся как субстантивированные. Но приобретают свойства существительных, если опущено существительное со значением лица, например: «За один рейс шофер смог взять только пятерых » (Из газ.). Собирательные числительные в значении неодушевленного существительного не субстантивируются. Ср., например, невозможность субстантивации: «Под деревом стояло трое вил » и возможность со значением лица: «Под деревом стояло трое студентов ».

Порядковые числительные употребляются, как правило, в значении существительных определения без определяемых слов. Субстантивация порядковых числительных наблюдается преимущественно со значением лица: «Шедших по темной улице встретил третий ». В значении неодушевленного существительного числительное субстантивируется, если происходит метонимизация: приготовить на первое шурпу, на второе – манты.

Процесс субстантивации числительных сопровождается некоторыми семантическими «сдвигами». Они заключаются в том, что числительные, субстантивируясь, могут иметь два значения – основное и дополнительное. Дополнительное значение – это значение предметности, заключенное в основном – количественном – признаке предмета.

ВОПРОСЫ:


  1. Какая часть речи называется именем числительным? В чем отличие имени числительного от других имен?

  2. На какие разряды и по каким признакам делятся числительные?

  3. Каковы морфологические признаки количественных числительных?

  4. В чем заключаются особенности количественных числительных?

  5. Каковы синтаксические особенности количественных числительных?

  6. Каковы особенности употребления собирательных числительных?

  7. Что обозначают дробные числительные? И каковы их грамматические особенности?

  8. По каким признакам выделяется разряд неопределенно-количественных числительных?

  9. Что обозначают порядковые числительные? Что у них общего с прилагательными и в чем отличие от них?

  10. В какие части речи переходят числительные? Укажите условия и особенности трансформации числительных.
Опорные слова и словосочетания:

имя числительное, субстантивация, количественные, собирательные, порядковые, дробные, трансформация.

5. МЕСТОИМЕНИЕ

Термин «местоимение» представляет собой кальку (дословный перевод) с греч. antonymia и лат. pronomen- вместо имени.

Следуя этимологии термина, местоимение рассматривали как часть речи, заменяющую имя существительное прилагательное или числительное

Местоимением называется часть речи, указывающая в определенной ситуации на лицо, предмет, признак или количество предметов, имеющая ряд общих с именами морфологических и синтаксических особенностей.

Таким образом, специфической особенностью местоимения яв­ляется его семантическая несамостоятельность, его указательная или обобщающая функция.

По лексическому значению и грамматическим признакам ме­стоимения соотносительны с именами существительными, прила­гательными и числительными, в связи с чем они делятся на та­кие группы:


  1. Обобщенно-предметные местоимения, или местоимения-су­ществительные: я, ты, он, она, оно, мы, они, себя, кто, никто, не­кто, что, нечто, кто-то, что-то. Эти местоимения указывают на предмет, не называя его. Исключения составляют местоимения я и ты, потому что никакими существительными нельзя выразить их значения. В предложении местоимения этой группы, как и су­ществительные, выступают преимущественно в роли подлежа­щего и дополнения.

  2. Обобщенно-качественные, или местоимения-прилагатель­ные: чей, наш, мой, твой, свой, этот, какой, который, некоторый. Местоимения этой группы указывают на качества и свойства предметов. Как и прилагательные, они характеризуются катего­риями рода, числа и падежа, которые, однако, как и у прилага­тельных, не самостоятельны, а зависимы от соответствующих ка­тегорий существительных: твой друг, твоя тетрадь, твое перо, твои стихи, твоим друзьям.
В предложении обобщенно-качественные местоимения выпол­няют функции согласованных определений.

3. Обобщенно-количественные местоимения, или местоиме­ния-числительные: сколько, столько, несколько, нисколько.. Эти местоимения по своей семантике и функциям соответствуют ко­личественным числительным, но не называют конкретного числа или количества предметов, а лишь указывают на них: «В одной группе было двадцать пять студентов, в другой - столько же».

Отдельные признаки, свойственные местоимениям и именам существительным, прилагательным или числительным, дали воз­можность некоторым языковедам отрицать местоимения как са­мостоятельную часть речи.

Отрицание местоимений как самостоятельной части речи нельзя признать справедливым: так как местоименя имеют свою смысловую, синтаксическую и функционально-стилистическую специ­фику.
Местоимения соотносясь с другими частями речи, не сливаются с ними, потому что, кроме общих приз­наков, имеют специфические, присущие только им лексико-грамматические черты.

§ 216. Одной из особенностей исходной древне­русской морфологической системы было отсутствие чис­лительных как особой части речи, характеризуе­мой своими, только ей присущими грамматическими категориями.

В современном русском языке эту особую часть речи образуют количественные числительные, обладающие такими категориями.

Отсутствие в древнерусском языке числительных как особой части речи определялось тем, что названия чисел в этом языке не имели своих особых грамматических категорий и функциониро­вали как другие части речи. При этом разные названия чисел сбли­жались с разными частями речи, ничем принципиально не отли­

чаясь от последних.

В отличие от этой группы, названия чисел от пяти до десяти, наоборот, выступали в древнерусском языке в качестве сущест­вительных, т. е. каждое из них принадлежало к определенному (женскому) роду и поэтому по родам не изменялось. Но вместе с тем они, точно так же как и существительные, изменялись по чис­лам. Что же касается существительных, стоящих при этих словах, то независимо от числа и падежа последних первые выступали всегда в родительном падеже множественного числа, т. е. здесь постоянно была связь управления. При этом особенно важно от­метить, что слова от пяти до десяти, выступая как существитель-

ные, могли иметь при себе определение и согласовывались с гла­голом в роде и числе. В древнерусском языке можно было сказать третьъ п*ть пришьла, дроугаъ шесть поудовъ, въ тоу шесть лѣтъ, где п*ть, шесть имеют при себе определения и соответствуют сов­ременным счетным существительным пятерка, шестерка. Иначе говоря, это были не числительные, а счетные существительные.

Слово съто склонялось в древнерусском языке как существи­тельное среднего рода с основой на б и грамматически характери­зовалось теми же свойствами, что и слова от пяти до десяти.

Что касается названий чисел от одиннадцати до девятнадцати и двадцать, тридцать, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемь­десят, то их образование и история являются процессом превра­щения словосочетаний в простые целые числа.

В современном языке числительные одиннадцать, двенадцать и под.- это прос­тые числа, и они не разлагаются на один десять, два + десять и т. д. В древнерусском же языке это было иначе. Одиннадцать и под. образовывались из трех слов: одинъ на дес*те, т. е. один + предлог на + местн. пад. от десять. Следовательно, это было сложное слово, и понималось оно как составное. Лишь постепенно в мысли складывалось простое целое понятие об „одиннадцати" и т. п., а в языке появлялось и соответствующее слово (см. § 220).

На протяжении истории русского языка прошли многие про­цессы, приведшие постепенно к оформлению особой части речи - числительных. В этом сыграли роль определенные измене­ния в формах склонения отдельных слов-названий чисел, утрата двойственного числа, сближение склонений дъва, дъвѣ и трье, три, четыре, четыри, утрата родовых различий в три, четыре и дру­гие процессы морфологического характера. Произошли определен­ные изменения также и в синтаксическом отношении: с утратой двойственного числа в имен, и отчасти в вин. пад. устанавливают­ся неразложимые сочетания два, три, четыре с род. пад. ед. ч. су­ществительных, которые являются параллельными сочетаниям пять - десять + род. пад. мн. ч. Такой параллелизм в имен.- вин. пад. приводит к тому, что в косвенных падежах названия чи­сел от пяти до десяти, как от двух до четырех, начинают согласо­вываться с существительными, с которыми они сочетаются. По­добная зависимость этих слов в свою очередь создает почву для утраты ими различия единственного и множественного числа, а также и различия рода.

Особые синтаксические связи и утрата ранее свойственных названиям чисел грамматических категорий приводят к выделе­нию числительных в отдельный класс, в новую часть речи. В морфологическом отношении признаком числительных как части речи является отсутствие категории числа и ро­да (кроме числительных один и два, различающихся по родам). Все эти процессы проходят в течение XIII-XIV вр. в преде­лах числительных до десяти, а затем распространяются и на дру­гие числительные.