Основные этапы модернизации китайской народной республики. Этапы и проблемы модернизации России

ВКО №5, 2009 г.

В.Буренок доктор технических наук, профессор

Единственным общим правилом модернизации вооружения и военной техники должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость»

Когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден, то в этом случае поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

Одним из способов поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ), сохранения или достижения высокой эффективности как отдельных образцов ВВСТ, так и системы вооружения в целом, является модернизация. Особенно актуально это направление совершенствования ВВСТ в современных условиях, когда недостаток ассигнований сдерживает разработку нового поколения вооружений, а предыдущее поколение морально устарело.

Cуществующие энциклопедические издания при рассмотрении понятия «модернизация» делают акцент на собственно конструктивной доработке ВВСТ.

Например, в «Военной энциклопедии» под модернизацией понимается обновление устаревшей военной техники путем усовершенствования конструкции отдельных ее частей, изменения состава оборудования в целях улучшения тактико-технических характеристик (ТТХ) и (или) повышения эксплуатационных и технологических качеств) без изменения целевого назначения этой техники (Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2001. том 5. с. 190).

Необходимо отметить, что придание образцу ВВСТ «современного вида» (последнее и является значением термина «модернизация») не сводится к тривиальному совершенствованию его конструкции по принципу «там, где накоплен научно-технический задел», например, замене двигателя на более мощный, установке радиоэлектронного оборудования, созданного на новой элементной базе, установке более эффективных приборов разведки и наблюдения и т.п.

Любой образец ВВСТ имеет свое целевое предназначение, «встроен» в систему вооружения, количественно и качественно ориентирован на противодействие противостоящей системе вооружения вероятного противника и т.д., поэтому совершенствование его конструкции и изменение значений ТТХ должно осуществляться с учетом этих факторов.

То есть, если рассматривать модернизацию в более широком смысле - то это сложная научная проблема, требующая системного решения с учетом результатов анализа боевых задач, для решения которых образец предназначен, достигаемой эффективности их решения существующими и модернизированными образцами, места и роли модернизированного образца в системе вооружения, его взаимосвязей и взаимовлияния с другими элементами системы вооружения, затрат на проведение мероприятий по модернизации, возможных вариантов конструктивного совершенствования образца, возможностей предприятий оборонной промышленности по проведению собственно конструктивных доработок (производству модернизированного) образца ВВСТ и т.п.

Следовательно, если методически правильно выстроить последовательность действий по модернизации ВВСТ (в широком понимании), то она будет выглядеть следующим образом:

1. Формирование требований к системе вооружения и отдельным образцам ВВСТ на долгосрочный период.

2. Определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов требованиям на этот период.

3. Формирование возможных вариантов модернизации образцов ВВСТ для выполнения указанных требований.

4. Определение типа модернизации с учетом состояния ВВСТ, находящегося в войсках: модернизация техники строя, производство модернизированных образцов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

5. Военно-экономический анализ вариантов модернизации (по критерию «эффективность - стоимость») и выбор предпочтительных (рациональных).

6. Разработка конструкторской документации на проведение модернизации ВВСТ по рациональному варианту.

7. Осуществление доработки существующих образцов (техники строя) на предприятиях промышленности, либо производство модернизированных образцов.

НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ОБРАЗЕЦ, ЕСЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ (ИЛИ СОХРАНЕНИЮ НЕДОПУСТИМО БОЛЬШОЙ) НОМЕНКЛАТУРЫ ВВСТ, ЕГО ЗИПА, ВЫЗОВЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ УСТАРЕВШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И РЕМОНТНЫХ МОЩНОСТЕЙ, УСЛОЖНИТ БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И ХРАНЕНИЕ, УВЕЛИЧИТ КОЛИЧЕСТВО ВОЕННО-УЧЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ТЕМ САМЫМ УСЛОЖНИТ ПОДГОТОВКУ ЭКИПАЖЕЙ (РАСЧЕТОВ) И Т.Д.

Формирование требований к системе вооружения ВС РФ в целом и образцам ВВСТ осуществляется в рамках разработки единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения военно-технической политики России. ЕСИД в качестве одного из важнейших блоков включает военно-стратегические и оперативные исходные данные (ВСОИД).

ВСОИД с системных позиций определяют требования к системе вооружения ВС РФ в целом, к системам вооружения видов ВС (родов войск), отдельным важнейшим комплексам вооружения. Такой подход к разработке требований является очень важным, поскольку позволяет избежать ошибок ведомственного подхода к определению уровня характеристик, достичь сбалансированности в развитии всех элементов системы вооружения.

Вторым важнейшим блоком ЕСИД являются макроэкономические исходные данные, на базе которых формируются ресурсные ограничения на развитие как системы вооружения ВС РФ в целом, так и систем вооружения видов ВС и родов войск.

Эти ограничения фактически опосредованно определяют масштабы мероприятий и виды модернизации, поскольку ограниченное финансирование как раз и заставляет уделять большее внимание модернизации как сравнительно менее дорогостоящему способу (по сравнению с разработкой и серийным производством новых типов ВВСТ) укомплектования организационно-штатных формирований ВС РФ современным вооружением.

Непрерывно модернизируемый ветеран холодной войны стратегический бомбардировщик В-52 и сегодня весьма эффективенв ходе ведения военных действи й

Следующий этап - определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов предъявляемым к ним требованиям. Поскольку ресурсные ограничения в настоящее время являются весьма существенными, важно при выполнении данного этапа определить ключевые направления совершенствования образцов ВВСТ.

Другими словами, нет необходимости принимать решение о модернизации всех существующих образцов ВВСТ (на что, безусловно, не хватит средств), а определить приоритетные (исходя их степени несоответствия значений их ТТХ требованиям или из важности решаемых ими задач).

На этом же этапе необходимо определение перечня ТТХ, которые должны быть улучшены. Решение данной задачи должно начинаться с формирования тактико-технических требований (ТТТ) к модернизируемому образцу исходя из содержания ВСОИД, места и роли образца в современных и перспективных боевых действиях, оценки соответствия существующего уровня ТТХ сформулированным ТТТ и определения путей обеспечения соответствия ТТХ модернизируемого образца тактико-техническим требованиям.

Эта задача является весьма непростой, многокритериальной, поскольку улучшение значений характеристик, как правило, может обеспечиваться многими путями. Например, увеличение дальности стрельбы может достигаться заменой ствола с улучшенной внутренней баллистикой, применением новых порохов с улучшенными энергетическими характеристиками, применением новых типов снарядов и т.п., или комбинированием всех перечисленных способов.

Понятно, что в каждом из случаев модернизации образца ВВСТ должен быть сформирован исчерпывающий перечень вариантов модернизации, каждый из вариантов должен быть оценен с применением методов военно-экономического анализа по критерию «эффективность-стоимость», должна быть проведена оценка реализуемости варианта предприятиями промышленности и на этой основе из всей совокупности выбран оптимальный (рациональный) вариант.

Из приведенного в начале статьи определения следует, что под собственно модернизацией (как совокупностью действий по конструктивной доработке образца ВВСТ) следует понимать следующие виды действий, направленных на предотвращение морального и физического старения образца:

1. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, характеризующих его функциональное предназначение, в целях сохранения (достижения) высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

2. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение эксплуатационных и технологических качеств образца ВВСТ при том условии, что существующий уровень ТТХ обеспечивает сохранение на длительную перспективу высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

3. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, при одновременном повышении его эксплуатационных и технологических качеств.

Срок службы В-52 может составить 77 лет.

Ключевым направлением (целью) модернизации является достижение таких значений тактико-технических характеристик, которые обеспечивают выполнение возлагаемых на образец ВВСТ задач с требуемыми (приемлемыми) значениями критерия «эффективность-стоимость».

Другие действия по обновлению устаревшей военной техники (например, повышение эксплуатационных характеристик) имеют смысл только тогда, когда основные ТТХ (характеризующие предназначение образца) соответствуют современным и перспективным требованиям.

Действительно, не имеет никакого смысла улучшать эксплуатационные качества, технологичность производства, ремонта или технического обслуживания образца ВВСТ, если по уровню основных характеристик он не будет способен эффективно выполнять задачи по своему функциональному назначению.

ЛЮБОЙ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ИМЕЕТ СВОЕ ЦЕЛЕВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, «ВСТРОЕН» В СИСТЕМУ ВООРУЖЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕННО И КАЧЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАН НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОСТОЯЩЕЙ СИСТЕМЕ ВООРУЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА И Т.Д., ПОЭТОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО КОНСТРУКЦИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ТТХ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С УЧЕТОМ ЭТИХ ФАКТОРОВ.

Нельзя считать модернизацией образца действия по восстановлению его технической готовности, предполагающие замену элементов (составных частей, материалов) ранее произведенного образца ВВСТ конструктивно или технологически новыми элементами, когда требования по степени повышения эффективности (уровня ТТХ) не задаются. В данном случае замена может быть обусловлена невозможностью или нецелесообразностью производства таких элементов в их существующем виде.

К сожалению, для Вооруженных Сил России такая «модернизация» осуществляется во многих случаях, что обусловлено распадом существовавших ранее производственных связей и необходимостью воспроизводства составных частей ВВСТ на новых предприятиях, длительным сроком сохранения на вооружении (снабжении) образцов ВВСТ и, соответственно, необратимым моральным старением конструктивных элементов, делающим экономически или технологически неэффективным их производство в неизменном виде.

По некоторым сложным образцам ВВСТ такая вынужденная «модернизация» обходится в 70-80% первоначальной цены образца. Но идти на нее приходится в силу незавершенности разработки новых образцов и необходимости поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований.

Уже из самого описания данной проблемы следует, что при завершении разработки новых образцов, переходе к массовому их производству и переоснащению Вооруженных Сил России она исчезнет сама собой.

Модернизация может быть важным направлением формирования облика образца нового поколения, если в результате ряда модернизаций и на основе опыта эксплуатации модернизированных образцов решается следующая совокупность задач:

Формируется научно-технический задел по технике нового поколения;

Создается соответствующая производственная база;

На основе взаимодействия разработчика (производителя) модернизированной техники и ее эксплуатанта определяется конструктивно-технический облик образца нового поколения.

Следует сказать, что решение такой совокупности задач возможно только в том случае, если образец ВВСТ не достиг «потолка» в своем развитии и не требуется переход к принципиально новому его облику, использованию при его создании новых физических принципов.

Данный вариант модернизации является наиболее предпочтительным для сложных образцов (комплексов) ВВСТ, когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден и поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

По такому пути пошли разработчики при модернизации танков Т-80. Были созданы модификации Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У, Т-80УК, Т-80АТ. Последняя модификация является по существу новой машиной, которая отличается от танка Т-80 защитой, башней, корпусом, ходовой частью, приборным комплексом, системой управления огнем, управляемым вооружением, трансмиссией с двигателем и др. (Некоторые другие примеры формирования перспективного облика образца ВВСТ в процессе модернизации приведены ниже).

Немаловажным фактором в модернизации образцов ВВСТ является характер ее проведения. Модернизации могут подвергаться образцы, находящиеся в войсках, а может осуществляться производство модернизированных образцов ВВСТ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса по новой конструкторско-технологической документации.

Безусловно, только в последнем случае в полном объеме могут проявиться преимущества модернизированного образца, поскольку ресурс всех его конструктивных элементов (составных частей) будет полным и наиболее сбалансированным.

Модернизация же так называемой техники строя - это не всегда эффективное вложение средств в повышение эффективности физически изношенного образца. В результате эксплуатации износ конструктивных элементов может быть неодинаковым, и срок службы модернизированного образца будет определяться сроком службы именно этого конструктивного элемента.

Но даже если образец находился на хранении и формально его ресурс очень высок, все равно после модернизации его жизненный цикл будет гораздо меньше, чем у вновь произведенного аналога, поскольку его конструктивные элементы (составные части) подверглись физическому старению в результате воздействия многочисленных факторов (климатических и биологических воздействий, температуры, влаги, коррозии и т.п.).

Подтверждение тому - известные события с самолетами МиГ-29, один из которых разбился по причине коррозии хвостового оперения. При обследовании самолетов, находившихся на хранении и формально являющихся неизношенными (с большим остаточным ресурсом), у них была обнаружена такая же коррозия.

В этом случае возникает вопрос - что же делать с ВВСТ, находящейся в массовом количестве в войсках и имеющих перспективу эксплуатации на длительный период в случае модернизации?

Безусловно, необходима тщательная военно-экономическая оценка целесообразности модернизации каждого из образцов техники строя. У некоторых из них остаточный ресурс может оказаться довольно значительным.

Например, в США за счет проведения мероприятий по модернизации стратегических бомбардировщиков В-52 рассчитывают продлить срок их службы до 2040 г. (минимум до 77 лет), самолетов В-2 - до 2058 г. и т.д.

Командование ВВС США полагает, что самолеты В-2 за счет поэтапных модернизаций будут находиться в строю до 2058 г.

При проведении военно-экономического анализа вариантов модернизации крайне важным является определение сценариев боевого применения организационно-штатных формирований, на вооружении которых будут находиться эти образцы, моделирование боевых действий, формирование на основе их результатов тактико-технических требований к ВВСТ.

Одновременно с этим необходимо учитывать стоимость всего комплекса мероприятий по модернизации образцов ВВСТ, включая проведение опытно-конструкторской работы (ОКР), испытаний и собственно модернизации (производства модернизированного образца, либо доработки существующего).

В свою очередь, смысл модернизации будет иметь место тогда, когда модернизации подвергается значительное количество образцов ВВСТ, а именно такое, когда стоимость ОКР и испытаний не будет превышать 10% стоимости всей программы модернизации (такие показатели диктуются экономической целесообразностью).

Исходя из той же экономической целесообразности считается, что стоимость модернизации одного образца не должна превышать 30-40% его начальной стоимости. Однако в мировой практике имеются многочисленные примеры отступления от этих правил, что, впрочем, диктовалось конкретными целями, преследуемыми в процессе модернизации.

Например, модернизация танка «Абрамс» М1 стоимостью 2,5 млн долл. (в ценах 1990 г.) в вариант M1A1 обходилась в 3,5 млн долл. Повышение характеристик достигалось путем установки 120-мм пушки XM256, доработки приборного комплекса с переделкой баллистического вычислителя на баллистику 120-мм пушки, усовершенствования СУО с лазерным дальномером и тепловизором, применения новых броневых сталей с обедненным ураном, ввода новой системы коллективной защиты с созданием избыточного давления, повышения надежности трансмиссии и ходовой части и некоторых других мероприятий, связанных с изменением бортовых редукторов и частичной внутренней перекомпоновкой танка с уменьшением боекомплекта и др.

НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (НА ЧТО, БЕЗУСЛОВНО, НЕ ХВАТИТ СРЕДСТВ), А СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТНЫЕ (ИСХОДЯ ИХ СТЕПЕНИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗНАЧЕНИЙ ИХ ТТХ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ИЗ ВАЖНОСТИ РЕШАЕМЫХ ИМИ ЗАДАЧ)

Фактически в процессе модернизации формировался облик нового танка (сравните с описанными выше мероприятиями по модернизации танка Т-80). Следует отметить, что стоимость танка «Абрамс» М1А2 составляет 4,2 млн. долл. Если вернуться к модернизации стратегических бомбардировщиков В-52, то в результате неоднократной модернизации их первоначальная стоимость также увеличилась многократно, но при этом решались две задачи:

эффективность модернизированного образца увеличивалась до требуемых значений (создавался образец, отвечающий современным требованиям);

осуществлялся (при минимизации технических и технологических рисков) поиск направлений формирования облика перспективного стратегического бомбардировщика на основе опыта боевого применения модернизированных образцов.

Кроме обеспечения требуемых значений критерия «эффективность-стоимость» важным условием модернизации является соблюдение системности решения о модернизации того или иного образца ВВСТ.

Например, нет никакого смысла модернизировать образец, если такое решение приведет к увеличению (или сохранению недопустимо большой) номенклатуры ВВСТ, его ЗИПа, вызовет необходимость сохранения устаревших производственных и ремонтных мощностей, усложнит боевое управление, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и хранение, увеличит количество военно-учетных специальностей и тем самым усложнит подготовку экипажей (расчетов) и т.д.

Например, нецелесообразно модернизировать образцы ВВСТ, смонтированные на шасси тягача АТТ или танка Т-54, так как при этом проявятся многие из перечисленных выше недостатков; образцы, имеющие в качестве базового шасси автомобили типа КрАЗ, производимые на Украине, по причине сложности технического обслуживания, ремонта (в этом случае смысл имеет модернизация образца ВВСТ путем замены шасси на отечественное) и т.д.

Таким образом, модернизация является важной научной и производственной проблемой, требующей комплексного подхода к ее решению. Это весьма многогранный процесс и рассматривать его в следует с использованием методической базы, адаптированной для каждого конкретного случая. Единственным общим правилом должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость».

Мероприятия по модернизации вооружения, военной и специальной техники должны проводиться системно - с учетом влияния отдельных образцов на развитие как системы вооружения в целом, так и важнейших ее подсистем, а также с учетом результатов детального военно-экономического анализа всей совокупности мероприятий по техническому оснащению Вооруженных Сил РФ на длительный период.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Рано или поздно любому предприятию требуется модернизация производства. Чаще всего это происходит в связи с расширением или необходимостью повысить общую эффективность. Однако устаревшее или подходящее к концу эксплуатации оборудование также является веским аргументом для старта реализации этого процесса.

Модернизация производства представляет собой комплексное (замена устаревших агрегатов), частичное (замена сектора) или же полное обновление систем или оснащения на предприятии. Данный процесс влечет за собой целый ряд мероприятий, среди которых большую часть занимает тщательный анализ и сбор информации. Это касается как состояния самого производства, так и изучения предложений со стороны поставщиков оборудования и услуг. В целом, в зависимости от размеров предприятия, его финансовых возможностей и планов модернизации внедрение данных мероприятий может занимать от нескольких месяцев до полутора года.

Этапы модернизации и их краткое описание

Как и любой процесс, модернизация производства имеет свои этапы. Первые три этапа напрямую связаны с анализом всей доступной информации и статистических данных. Принятие решения о модернизации происходит при условии, что для этого существуют все необходимые предпосылки, такие, как:

  • необходимость увеличить производительность;
  • большой процент аварийного и не поддающегося ремонту оборудования;
  • недостаточная эффективность;
  • большой процент устаревшего оборудования;
  • планируемое расширение производства.

Выбор оборудования и поставщиков

Выбор оборудования и поставщиков также требует изучения. Это связано с тем, что от качества и характеристик оборудования зависит дальнейшая эффективность и окупаемость предприятия. Надежность поставщиков влияет на скорость процесса модернизации и её стоимость. Важно заметить, что этап поиска оборудования и поставщиков должен начинаться одновременно с рассмотрением вопроса о необходимости модернизации. Это позволит сравнить текущее положение с перспективами, которые даст новая аппаратура.

Формирование бизнес-плана поможет упорядочить весь процесс и рассчитать расходы и время окупаемости предпринятых мер.

Модернизация производства потребует привлечения кредитных ресурсов. Редко какое предприятие может позволить себе подобные мероприятия за свой счет. Тем не менее, договор с поставщиками можно заключать, не дожидаясь открытия займа, – достаточно получить подтверждение одобрения запроса от кредитора.

Самый длительный этап – это поставка оборудования. Он может занимать несколько месяцев. Как правило, его поставляют от разных производителей, которые могут находиться вдалеке от предприятия-заказчика, вплоть до другой страны и даже континента.

Монтаж происходит быстро (если говорить о крупных предприятиях – до месяца), так как ко времени прибытия оборудования предприятие уже или повышает квалификацию своего персонала, или нанимает специалистов.

Опытная эксплуатация нужна для выявления неполадок и окончательного монтажа.

Последние три этапа являются финальными стадиями, при которых оборудование проходит последние испытания и начинает работать в штатном режиме. Как правило, окончательное введение в эксплуатацию занимает до трех месяцев.

Поиск поставщиков и оборудования

ЦВК «Экспоцентр» регулярно проводит отраслевые выставки, на которых поставщики представляют свою лучшую продукцию. Подобного рода мероприятия являются отличным способом ознакомиться со всем ассортиментом и подобрать несколько вариантов поставщиков и моделей оборудования, что могли бы использоваться во время модернизации производства.

Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу, которая сопровождается следующими процессами:

Этапы российской модернизации

    Доиндустриальная модернизация. Происходит в России во времена правления Петра 1 и ознаменована созданием и постепенным переходом на мануфактурное производство.

    Раннеиндустриальная модернизация. Происходит во времена правления Александра 2 и ознаменована переходом от мануфактурного к фабрично-заводскому типу производства. Переходу способствовали реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

    Позднеиндустриальная модернизация. Происходит при И. В. Сталине, ознаменована созданием и постепенным переходом к поточно-конвейерному производству.

    Постиндустриальная модернизация. (1960-70е гг.). Эпоха НТР (переход к наукоёмкому производству)

Особенности российской модернизации:

    «Догоняющий характер развития», т.е. модернизация в России лишь догоняет высокоразвитые страны Запада.

    Гипертрофированная роль государства. Почти на всех этапах российской истории государство носит роль определяющую, контролирует все сферы жизни общества, следствием чего становится зависимость промышленности и экономики в целом от государства, что в свою очередь мешает модернизационным процессам.

    Импульсивный характер развития российских реформ. Реформы, направленные на глубокое реформирование общества, нередко проводились без предварительной подготовки чёткой разработки плана этих реформ. В итоге они приводили к кризисам экономики, росту социального недовольства, стагнации и др. Это в свою очередь так же тормозило процесс модернизации.

    Насильственная «европеизация». Реформы в России зачастую проводились подобные Западным. При этом, правящая элита не учитывала особенностей России, таких как территория (довольно сложно провести реформу, приводящую к успеху, в таком большом государстве, так как у всех свои интересы, крайне разными являются интересы жителей юга России и, например, Сибири), особенности менталитета, состояние экономики и политическая ситуация. Реформы не были ориентированы на Россию и её потребности и специфику.

    Идейно-политические и культурные расколы российского общества. На протяжении всей истории, начиная с 18 века, чётко просматривается правящая элита и оппозиция (декабристы, большевики и меньшевики, либералы и консерваторы). В России нет единого мнения о пути её развития.

    Разнородность интересов общества и государства. Это было чётко видно особенно во времена царского правления и СССР. При проведении реформ приходилось находить некий консенсус между государством и обществом, что в итоге приводило к недовольству одних и неэффективному управлению других.

    Самобытный характер развития российской модернизации (возможно речь идёт о реформах и контрреформах).

Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.

Концепция модернизации . Дословно это означает осовременивание, ᴛ.ᴇ. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.

Согласно Ш.Эйзенштадту, модернизация представляет собой своеобразный “вызов”, на который каждое общество дает “ответ” в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития. Модернизация

В социологии под термином “модернизация ” подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.

Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа . На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Важно заметить, что для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всœему миру.

Модернизация и индустриализация

Как известно, переход от традиционного общества к индустриальному принято называть модернизацией. Модернизация означает появление индустриального общества с динамичной высокодифференцированной организацией и сложной многослойной культурой. Модернизация охватывает более широкие процессы, чем индустриализация или даже возникновение капитализма. Основной смысл модернизации традиционных обществ состоит в увеличении независимости индивида, ᴛ.ᴇ. в освобождении личности.

Современное общество - ϶ᴛᴏ индустриальное общество. Модернизация общества прежде всœего предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности, бывают соотнесены с тем рядом перемен, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможность предполагать, что термины “индустриализация” и “индустриальное общество” имеют не только экономическое и технологическое значение. Индустриализация - ϶ᴛᴏ стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всœесторонней индустриальной трансформации.

Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс . Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация - ϶ᴛᴏ не раз и навсœегда достигнутое состояние. Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, не дающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всœегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всœегда существуют “отстающие” регионы и “периферийные” группы. Οʜᴎ составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всœемирном масштабе, по мере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всœему земному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему.

Модернизация имеет две основные фазы .

До определœенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно воспринимается как прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации должна быть резким и продолжительным, однако обычно оно обречено на провал. После достижения определœенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать всœе большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населœения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится всœе труднее и труднее соответствовать.

Достигнув ускоренного уровня и мировых масштабов, модернизация вызывает новые социальные и материальные проблемы; они могут стать угрозой для тех принципов роста и расширения, на которых и базируется современное общество. Во время этой, второй фазы современные общества оказываются лицом к лицу с рядом новых проблем, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается не по силам. Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием и конфликтующими интересами.

При этом суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место всœе-таки выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым современному обществу удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества.

Первичная и вторичная модернизация

Первичная модернизация включает в себя эпоху первой промышленной революции и провозглашения равных гражданских прав. Она проходит в тех странах, которые находятся в окружении феодальных государств. По сути дела первичная модернизация решает классические проблемы становления капитализма, сопровождающегося социально-культурной эволюцией. Вторичная модернизация касается в основном стран, отставших в своем развитии, и протекает при наличии социально-экономических и культурных образцов в форме развитых индустриальных обществ. В этом случае проблема модернизации традиционного общества решается под непосредственным воздействием индустриального общества. Начиная с 70-х гᴦ. XX в. для теоретиков модернизации становится ясным, что вторичная модернизация в условиях господства на мировом рынке индустриально развитых держав невозможна путем первоначального накопления и постепенного капиталистического развития. Главным организатором вторичной модернизации является государство, что ставит на первый план проблемы государственной власти и политических элит, формирующих "диктатуры развития". Государство в данном случае силой навязывает массам определœенную модель превращения традиционного общества в индустриальное.

Литература

Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация." 2017, 2018.

Теории политической модернизации

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоре­тическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской ци­вилизации в направлении от традиционного общества к современно­му на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на ос­нове разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные поло­жения структурно-функционального анализа, представления струк­турных функционалистов об общественном развитии.

Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с по­зиций "концепции развития"»(1966), Д. Аптера «Политика модерниза­ции» (1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л. Пая «Ас­пекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: про­тест и изменение»(1966), С. Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три эта­па: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Теория модернизации «образца 50-60-х гг.» основывалась на та­ком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особеннос­тей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большин­ство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общест­венного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории ин­дустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Бла­годаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и струк­турам.

Наиболее развитой, «современной» страной представители тео­рии модернизации считали США, за которыми выстраивались евро­пейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выясня­лось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выяв­лялись некоторые национальные особенности и намечались пути ре­шения проблем.


Таким образом, одной из основных черт теории модернизации пер­вого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модерниза­ции, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследо­вателей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим обра­зом: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направ­лении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский конти­ненты». Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация являет­ся всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери­зующихся относительной политической стабильностью».

Благодаря этим особенностям теория имела большую приклад­ную значимость: ее положения, например, с успехом применялись для обслуживания внешней политики США.

Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследовате­лей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на пер­вом этапе развития теории сводилась к следующему:

Демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развива­ющихся странах. Среди благоприятных называлось успешное соци­ально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также актив­ное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов тра­диционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие ра­ционального сознания у большинства населения, существование тра­диционных социальных слоев и традиционного сектора производства. В ходе модернизации должно было, по мнению сторонников данной теории, происходить постепенное устранение неблагоприятных фак­торов.

Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершен­ство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработ­ки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:

1) радикальная критика модернизации, осуществляемая в основ­ном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. в Западной Европе. По их мнению, теория модернизации оправдывала колонизацию. Они выступали против западной экспансии, за антимодернизацию (против мо­дернизации по западному образцу);

2) критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отста­лости», представителями которой были в основном левые радикалы западных и некоторых развивающихся стран. Они критиковали теорию модернизации за упрощение картины развития, за то, что данная теория недостаточно учитывала специфику рассматриваемых обществ, особенности культу­ры и не объясняла механизм торможения насаждавшихся но­вых отношений, институтов и т.п. Эти исследователи счита­ли, что модернизация по западному образцу ведет к консер­вации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам.