Домовой.  Древне славянские мифы и легенды

Это хозяин и покровитель дома, домашний дух. Главная его функция в доме - это отвечать за благополучие человеческого жилья. Существо демонического характера, но его черты наиболее близки человеческим. Это своеобразный двойник хозяина или очень на него походящий одеждой, привычками. Он невысокого роста, с седыми волосами, сердитым выражением лица, все его тело кроме рук, на которых растут длинные когти, покрыто белой шерстью. Он, как правило, живет за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе. Он и порядком в доме командует и о домашних животных заботу проявляет. В недружных семьях он стучит по ночам, кашляет, ворчит или даже может оставить этот дом - что будет действительным несчастьем, ведь никакой дом без домового стоять не будет. Он связан не только с домом, но и с самими жильцами, поэтому переезжая в новый дом, прежде всего, нужно пригласить с собой домового.

На лапоть насыпают земли из под печки и приговаривают: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нами» или «Дедушка, соседушка, иди к нам». Считалось, что если домового не забрать с собой, то он будет пугать людей по ночам своим плачем и шататься в развалинах.

При покупке крупного домашнего скота, обращаются с просьбами к нему поберечь скотинку: «Хозяин, царь дворовый, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что если не спросить милости у него, то он может извести скотину. Существуют специальные обряды, чтобы умилостивить домового. На Руси считалось, что, когда устраивают праздничный стол перед начатием поста (заговины), то и для домового часть кушаний относят на скотный двор и там оставляют в специальном для этого месте, при этом приговаривают такие слова: «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води».

Ему приписывали людские слабости. Существовали такие поверья - у него тоже есть своя семья: жена-домовиха, кикимора по-нашему, она выходит ночью из под пола и прядет. Будто и дети у него есть, которые едят хлеб , который «неумойки лапают». Он греется на печке и ходит в гости к другим домовым. Он может, так же дружить и воевать с другими духами - банником , овинником, лесовиком. Может, словно случайно, ночью показаться человеку, но как правило это бывает возле скотины, в чистый четверг со свечой из церкви, либо на Пасху от заутрени - за трубой на чердаке.

Смотреть на домового можно только по очереди, ни в коем случае не всем вместе, а то можно его рассердить. А кто ему по нраву придется, тому и прибыль в дом, и благополучие в семью. Если не пригласить его с собой, то хозяин рисковал своим домом - мог лишиться пожаром. Он же выступает в роли вещуна, предсказывающего плохое и хорошее. Плач и стоны домового - быть беде, если он наваливался на грудь спящему, то тот в скором будущем должен умереть. Если домовой играет на гребенке или пляшет - то это к свадьбе.

Домового называют нечистым, но он все-таки добрый дух, с которым можно, и уживаться в мире.

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой , тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог , от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.

Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.

Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей, однако если зверь не понравится домовому , то он может забить его до смерти.

Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой ; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Домовой редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними, зато духа можно довольно часто слышать, обычно это необычный стук или непонятное ворчанье, иногда домовой воет — это предвещает беду в доме. При переезде принято звать домового с собой, для этого ставят корзину, в которую кладут хлеб с солью или чашку каши и говорят: «Дедушка домовой , выходи. Идем с нами жить!», а на новом месте вновь ставят корзину в центре комнаты и говорят: «Дедушка домовой , выходи домой. Иди к нам жить!».

Способности

Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечестии, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.

Еще домовой способен предсказывать будущее хозяевам дома: обычно он подходит к спящему человеку и наваливается ему на грудь так, что тот не может ни вздохнуть, ни пошевелиться, и если в этот момент спросить домового «К худу, или к добру», то он ответит. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.

Обладает домовой и способностью превращаться в различных животных.

Враги

Врагами домового являются навьи, которые, как и он, предпочитают селиться в людских домах, однако навьи гораздо слабее домовых и потому победить не могут, но если домовой ослаблен, то навья может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться от домового . Так же иногда случаются стычки у домового с разбушевавшимися , или , которые пытаются проникнуть в дом.

Как бороться?

Убить домашнего духа невозможно, но можно отпугнуть железом. Домовой не нападает на людей и потому бороться с ним не нужно, однако если домовой рассердился, то его необходимо задобрить, преподнеся духу в подарок кашу, хлеб с солью, куриный пирог или нюхательный табак, и вежливо попросив прощения. Если же домовой начинает проказничать без причины, прибегают к более жестким методам усмирения: хозяин дома должен взять в руки железный прут или любой другой достаточно длинный железный предмет и, постукивая им по стенам, мебели, полу, суровым голосом говорить:

«Знай своё место, знай своё место.

Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место, знай своё место».

Домовой - в славянской мифологии добрый домашний дух , который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой , Овинный , Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур ". В случае какой либо беды в старину говорили:" Чур, меня защити" обращаясь в том числе и к домовому.

Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куриного бога ) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

Домовой обычно устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Представлялся он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. Различались два вида Домовых - доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой) , и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку , собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара . Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.

Домовой-доможил

Выделился из осиротелой семьи старший брат и задумал себе избу строить. Выбрал он под стройку обжитое место. Лес рубил "избяной помочью"; сто бревен - сто помочан, чтобы вырубить и вывезти каждому по бревну. Десятком топоров успели повалить лес поздней осенью, когда дерево не в соку, и вывезли бревна по первопутку: и работа была легче, и лошади меньше наломались. Плотники взялись "сруби гь и поставил. избу", а если сладится хозяин с деньгами в этот же раз, то и "нарядить" ее, т.е. сделать все внутреннее убранство, доступное топору и скобелю. Плотники подобрались ребяча надежные, из ближнего соседства, испокон веку занимаются этим ремеслом и успели прославишься на дальние окольности. Помолились на восход солнца, выпили "заручную" и начали тяпачь с ранней зари до самой поздней.

Когда положили два нижних бревна - два первых венца так, что где лежало бревно комлем, там навалили друже вершиной, приходил хозяин, приносил водку: пили "закладочные". Под передним, святым углом, по желанию хозяев, закапывали монету на богатство, и плотники сами от себя - кусочек ладана для святости. Пусть-де не думают про них, с бабьих бредней, худого и не болтают, что они знаются с нечистой силой и могут устроить так, что дом для жилья сделается неудобным.
Переход в новую избу или "влазины", новоселье - в особенности жуткая пора и опасное дело. На новом месте словно бы надо переродиться, чтобы начать новую тяжелую жизнь в потемках и ощупью. Жгучая боль лежит на сердце, которое не чует (а знать хочет), чего ждать впереди: хотелось бы хорошего, когда вокруг больше худое. Прежде всего напрашивается неотразимое желание погадать на счастье. Для этого вперед себя в новую избу пускают петуха и кошку. Если суждено случится беде, то пусть она над ними и стрясется. За ними уже можно смело входить с иконой и хлебом-солью, всего лучше в полнолуние и обязательно ночью. Ночью же в новый дом и скотину перегоняют. Счастливыми днями для новоселья считаются двунадесятые праздники, и между ними в особенности Введение во храм Богоматери.
Искушенные житейским опытом, хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезают один край от каравая хлеба и кладут его под печку. Это – тому незримому хозяину, который вообще зовется "домовым-доможилом". В таких же местах, где домовому совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют себе сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже и забыли.
Кое-где (например, по Новгородской губернии, около Боровичей) хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видал) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не заглядывал". А чтобы был этот "замок" крепок, баба в воротах перекидывается кубарем также до трех раз и тоже с заученным приговорным пожеланием, главный смысл которого выражает одну заветную мысль, чтобы "род и плод в новом доме увеличивались".
О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.
Никто не позволяет себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются о них с явным добродушием и даже с нежностью. Это вполне определенно выражается во всех рассказах и согласно подтверждается всеми сведениями, полученными от сотрудников в ответ на программные вопросы по "Демонологии" из разных концов Великороссии.
Каждая жилая деревенская изба непременно имеет одного такого невидимого жильца, который и является сторожем не только самого строения, но главным образом всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.
Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем "домового", которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем) А величают его, за очевидные и доказанные услуги, именем "хозяина" и за древность лет его жизни на Руси - "дедушкой" (* Рассказывая о домовом, чаще всего называют его просто - "Он" или "Сам", но еще чаще "Доброжилом" и "Доброхотом ", а вологодской губернии даже "Кормильцем" По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется "Суседком " и "Батанушком " (батаном -не то в смысле бати-отца, не то братана, т.е. родного брата) В семьях Олонецкого края величаю даже почетным именем "другая половина" Во всяком случае, он "доможил" и за обычаи жилья в тепле и холе - "жировик", за некоторые житейские привычки - "лизун " За то, что он всетаки существо незримое, бесспорная и подлинная "нежичь" (ни дух, ни человек), домовой, в обход настоящего прямого звания его, еще считается "постеном" (а также "по-стеи" - от степи или
тени), как призрачное существо, привидение. Называют его еще иногда "корноухим" за то, что будто бы у него в отличие oт настоящих людей не хватает одного уха В видах особою исключения называют его еще "некошным" (некошной) в тех только случаях когда он не ладит с хозяевами избы, хотя это прозвище 6олее прилично (и чаще применительно) ко всяким другим чертям, например к водяным и летунам, а к домовому духу не прилаживается и, собственно, не подходит))

Поскольку все это разнообразие имен и прозвищ свидетельствует о живучести домашнею духа и близости его к людским интересам, постольку он сам и неуловим, и неуязвим. Редкий может похвастаться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, тот либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться. Видеть ломового нельзя, это не в силах человека (в чем совершенно согласно большинство людей сведущих, искусившихся долгим опытом жизни) И если кто говорит, что видал его в виде вороха сена, в образе какою-либо из домашних животных, тот явно увлекается и строит свои догадки только на том предположении, что домовой, как всякий невидимый дух с нечеловеческими свойствами, наделен способностью превращался, принимая на себя разновидные личины и даже будто бы всего охотнее - образ самого хозяина дома. Тем, кго пожелал бы его видеть, предлагают нелегкие задачи. Надо надеть на себя, непременно в Пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной зубьями на себя и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят даже, что если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то устраивает так, что лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить любознательного. Верно и вполне доказано только одно, что можно слышать голос домового (и в этом согласны все поголовно), слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда и отрывисто-краткий и глухой голос в виде мимоходных ответов, когда умелые и догадливые хозяева успевают окликнуть и сумеют спросить ею при подходящих случаях. Впрочем, все, кто поумнее и поопасливее, не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что, если эго и удается, добра не будет. Можно даже опасно захворать. Впрочем, домовой по доброму своему расположению(к главе семьи - преимущественно и к прочим членам - в исключение), имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить. Кто, проснувшись, поспешит спросить его "К худу или добру?" - он ответит человеческим голосом, словно ветер листьями прошелестит. Только таким избранным и особенно излюбленным удалось узнать, что он мохнатый, оброс мягкой шерстью, что покрыты даже ладони рук его, совершенно таких же, как у человека, что у него, наконец, имеются, сверхположения, рога и хвост. Часто также он гладит сонных своею мягкой лапой, и тогда не требуется никаких вопросов - довольно ясно, что это к добру. Зла людям он не делает, а, напротив, старается даже предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности.
Если он временами стучит по ночам в под избой, или возится печью, или громыхает в поставцах посудой, то это делает он просто от скуки и по свойству своего веселого нрава, забавляется. Давно и всем известно, что домовой - вообще большой проказник, своеобразный шутник и где обживется, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается также от безделья, ради шутки. Подурит и пропадет с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он видом (что, однако, удалось узнать про лешего, водяного и прочих духов - подлинных чертей). В Смоленской губернии (Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губернии он одет в свитку желтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, "словно обрубок или кряж", но с большой седой бородой и неповоротливый. Всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.
Поселяясь на постоянное житье в жилой и теплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное ему в некоторых местностях название доможил. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже у лошадей овса или сена, то всегда вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей нежити, а не слабой людской силе. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню ломовых от лошадиного топота и шараханья шальных овен.
Каждый домовой привыкает к своей избе в такой сильной степени, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Недостаточно для того всем известных молитв и обычных приемов. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкательные причеты за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки, указанные обычаем и советом знахаря, - за шутливую выходку. Если при переходе из старой рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он не задумается остаться жить на старом пепелище среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на ведомую любовь его к теплому жилью.

Он будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе с другими жильцами успевают перебраться незваными. Оставшийся, из упрямства, по личным соображениям, или оставленный по забывчивости недогадливых хозяев, доможил предпочитает страдать, томясь и скучая, как делал это, между прочим, тот домовой, которого забыли пригласить с собой переселенцы в Сибирь. Он долго плакал и стонал в пустой избе и не мог утешиться. Такой же случай был и в Орловской губернии. Здесь, после пожара целой деревни, ломовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны. Чтобы как-нибудь утешить их, крестьяне вынуждены были сколотить на скорую руку временные шалашики, разбросать подле них ломти посоленного хлеба и затем пригласить домовых на временное жительство:
- Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего.
В Чембарском уезде Пензенской губернии домовых зазывают в мешок и в нем переносят на новое пепелище, а в Любимском уезде (Ярославская губерния) заманивают горшком каши, которую ставят на загнетке.
При выборе в избе определенного места для жилья домовой не разборчив: живет и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подъизбице, и на подволоке, хотя замечают в нем наибольшую охоту проводить время в голубцах (дощатых помещениях около печи со спуском в подполье) и в чуланах. Жена домового "доманя" (в некоторых местах, например, во Владимирской губернии, домовых наделяют семействами) любит жить в подполе, причем крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и ее, приговаривая: "Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу - как умею награжу".
Когда "соседко" поселяется на вольном воздухе, например, на дворе, то и зовется уже "дворовым", хотя едва ли представляет собою отдельного духа: это тот же "хозяин", взявший в свои руки наблюдение за всем семейным добром. Его также не смешивают с живущими в банях баенными и банными (если он бывает женского пола, то называют "волосатихой "), с поселившимися на гумнах овинными и т.п. (см. соответственные статьи). Это все больше недоброхоты, злые духи: на беду людей завелись они, и было бы большим счастьем, когда бы они все исчезли с лица земли, но как обойтись без домового? Кто предупредит о грядущей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти выбирать коров, чтобы водились они подолгу? Если говорят, что скотина "не ко двору", то это значит, что ее невзлюбил своеобразный капризник "дворовый хозяин". Кто умеет слушать и чутко слышит, тому домовой сам своим голосом скажет, какую надо покупать скотину. Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить ее из сытого круглыша в такую клячу, что шкура будет висеть, как на палке. В Меленках (Владимирская губерния) один домохозяин спрятался в яслях и усидел, как домовой соскочил с сушила, подошел к лошади и давай плевать ей в морду, а левой лапой у ней корм выгребать. Хозяин испугался, а домовой ворчи г про себя, но так, что очень слышно:

Купил бы кобылку пегоньку, задок беленькой!
Послушались его и купили. И опять из-под яслей хозяин видел, как с сушила соскочил домовой в лохматой шапке, в желтой свитке, обошел кругом лошади, осмотрел ее, да и заговорил:
- Вот это лошадь! Эту стоит кормить, а то купил какую-то клячу.
И домовой стал ее гладить, заплел на гриве косу и начал под самую морду подгребать ей овес.
В одной деревне Череповецкою уезда (Новгородская губерния) домовой, навалившись ночью на мужика и надавливая ему грудь и живот, прямо спросил (и таково сердито!):
- Где Серко? Приведи его назад домой.
Надо было на другое же утро ехать в ту деревню, куда продал хозяин лошадь, и размениваться. А там тому рады: и у них, когда вводили лошадь на двор, она фыркала и артачилась, а на другое утро нашли ее всю в мыле.
Один хозяин в упор спросил домового, какой шерсти покупать лошадь, и домовой ему повелительно ответил: "Хоть старую, да чалую" и т.п.
Бывают лошади "двужильные" (переход от шеи к холке раздвоенный), в работу не годные: они служат только на домового. Кто об этом дознается, тот спешит продать такую лошадь за бесценок, потому что если она околеет на дворе, то сколько лошадей ни покупай потом - все они передохнут (счетом до двенадцати), и нельзя будет больше держать эту скотину. Вот только в этом единственном случае всякий домовой; как он ни добр нравом, бывает неуступчив, и чтобы предотвратить его гнев, пробуют околелую лошадь вытаскивать не в ворота, а в отверстие, нарочно проломанное в стене хлева, хотя и это не всегда помогает.
Зная про подобные напасти и не забывая проказ и капризов домового, люди выработали но всей великой Руси общие для всех обычаи при покупке и продаже лошадей и скота, а также и при уходе за ними. Когда купят корову или лошадь, то повод от узды или конец веревочки передают из полы в полу и говорят пожелания "легкой руки". Покупатель снимает с головы шапку и проводит ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха "новокупки". А когда "новокупку" ведут домой, то из-под ног по дороге поднимают щепочку или палочку и ею погоняют. Когда же приведут корову во двор, погонялку эту забрасывают:
- Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним. Затем "новокупку" прикармливают кусочком хлеба, а к домовому прямо обращаются и открыто, при свидетелях, кланяются в хлевах во все четыре угла и просят: поить, кормил), ласкать и холить и эту новую, как бывалых прежних.
С домашнего скота добрый домовой переносит свои заботы и на людей. Охотнее всего он старается предупреждать о несчастьях, чтобы умелые хозяева успевали приготовишься к встрече и отвратить от себя напасть заблаговременно. Люди догадливые в таких случаях без слов разумеют те знаки, какие он подаст, когда ему вздумается. Так, например, если слышится плач домового, иногда в самой избе, то быть в доме покойнику. Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды; обмочит домовой ночью - заболеет тот человек; подергает за волосы - остерегайся, жена: не ввязывайся в спор с мужем, не грызись с ним, отмалчивайся, а то верно прибьет и очень больно. Загремит домовой в поставке посудой - осторожнее обращайся с огнем и зорко поглядывай, не зарони искры, не вспыхнула бы непотушенная головешка, не сделался бы большой пожар и т.д. Плачет и охает домовой - к горю, а к радостям скачет, песни играет, смеется; иногда, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье, и т.п.

Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких кто-нибудь забудет, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за него позаботится. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину; забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку и детей их, и т.д. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно – для этого стоит только положить ему под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или вообще сделать какой-нибудь подарок, вроде разноцветных лоскутьев, старинной копейки с изображением Егория на коне, или просто горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая. Однако иногда бывает и так, что, любя хороших хозяев, он между тем мучает скотину, а кого любит - на того наваливался во сне и наяву, не разбирая ни дня, ни ночи, но предпочитая, однако, сумерки. Захочет ли домовой объявится с печальным или радостным известием, или пошутить и попроказить - он предпочитает во всех таких случаях принимать на себя вид самих хозяев. Только (как успевали замечать некоторые) не умеет он при этом прятать своих лошадиных ушей. В таком образе домовой не прочь и пособить рабочим, и угостить иного даже курительным табаком, и помешать конокрадам, вырядившись для этого в хозяйское платье и расхаживая по двору целую ночь с вилами в руках, и т. п. Под г. Орлом рассказывают, что однажды домовые так раздобрились для своих любимых хозяев, что помогали им в полевых работах, а одного неудачливого хозяина спасли тем, что наладили его на торговлю и дали возможность расторговаться с таким успехом, что все дивились и завидовали. Заботы и любовь свою к семьям иной "доможил" простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасается к душе человеческой, ю, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание. В таких случаях есть только одно спасение - молитва, да и то надо изловчиться, суметь собраться с духом и успеть проговорить вслух ту самую, которую не любят все нечистые: "Да воскреснет Бог"*(* Во многих глухих местах Костромской губернии, и в Калужской, сохранились обычаи вешать над стойлами конюшен и насестами в курятниках "куриных и лошадиных богов" Для коней таковым "богом" служил особенный камень с дыркой, или горлышко от кувшина.)

Любое загадочное и неизвестное создание существует для человека настолько, насколько он в него верит. А если верит, то может увидеть и услышать это существо, или может ощущать его присутствие.

Для одних существование домовых, леших, русалок – это просто сказки, а кто-то искренне верит и даже рассказывает о встречах с ними, описывает их облик и повадки. Наши предки свято верили в существование разных духов и считали, что они бывают самые разнообразные и живут рядом с человеком.

И каждому духу отведено своё особое место, где он является полноправным хозяином. Так в лесу властвовал леший, на болоте кикимора болотная, в реках и озёрах проживал водяной со свитой русалок, которые служили ему. А в доме обитал домовой, да и все дворовые постройки были заняты определёнными жильцами. Наши предки рассказывали про встречи с ними, описывали их внешность и повадки, знали, как можно задобрить или обмануть их, избежать неприятностей со стороны духов.

А мы сейчас считаем все их рассказы сказками, выдумкой, мифами. Наверное, мы утратили так называемый «третий глаз», связь с природой, и эти существа стали недоступны для нашего зрения, ощущения.

А может быть они стали осторожнее, ведь человек стал считать себя укротителем природы, и вытеснил всех непонятных обитателей, да и многих зверей в непроходимые места. Может быть, они сами переселились в глушь, где не ступала нога человека и не показываются больше людям на глаза, или вообще исчезли, не вынеся загрязнённого воздуха и отравленной воды рек и озёр.

Домашние духи

Домашние духи домовой, банник, дворовой, кикимора запечная и прочие обитают в старых деревенских домах и на подворьях. Домовой живёт в доме вместе с человеком и является хозяином всех домашних духов, они у него в услужении, он управляет ими. Считается, что домашние духи более- менее дружелюбны к человеку и помогают ему в хозяйственных делах, если сам человек рачительный хозяин, заботящийся о своей скотине, о своём доме, о надворных постройках.

Домовой

В славянской мифологии домовой - это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком.Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.

Домовой это добрый, морщинистый старичок, косматый, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Со временем он будет молодеть, а когда станет похож на младенца, тогда и придёт ему время умирать. Иногда домовой может принимать облик кошки.

Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.

Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту.

А вот если домовой невзлюбил домочадцев, или они обидели его, тогда он становится мстительным, щиплется, оставляя на теле человека болезненные синяки. Если на теле человека сами по себе появляются такие синяки, значит, жди неприятности. Если хозяин дома не поладит с домовым и не помирится вовремя, то домовой будет мстить.

Туго тогда придётся всем домочадцам, по ночам не будет покоя, будут шуметь шишиги, а коркоруши, обернувшись чёрными кошками, будут путаться под ногами. Да и все съедобные припасы могут исчезнуть из дома, их просто съест лизун-жировик. А в дом с ближайшего кладбища приползут духи мертвецов - упыри и в доме заведутся злые духи - навии.

Наши предки побаивались домового, уважительно относились к нему, старались задобрить его, жить с ним в мире, всегда оставляли ему гостинец.

Дворовой

Дворовой – это помощник домового, он охраняет двор, домашнюю скотину, и всё, что растёт во дворе и считается не совсем добрым духом, так как недолюбливает человека и многих домашний животных, особенно белой окраски. Может мучить этих животных, и даже способен погубить, извести.

Дружит дворовой только с кошками, собаками и козлами. Внешность он имеет человеческую, но ноги у него могут быть козлиными, кошачьими и даже куриными.

Наши предки считали, что дворовой проживает на деревьях или в густых кустах и старались, чтобы все растения, деревья и цветы были ухожены. И если двор был ухожен, тогда и дворовой заставлял растения и цветы благоухать, хорошо расти и давать богатый урожай и приманивал ко двору удачу.

А если хозяева ленились, дворовой очень сердился и доводил их двор до полного запустения. Считалось, что дворовой дух может принимать облик животных и поэтому наши предки никогда не привечали и старались не пускать во двор приблудившихся животных. Чтобы дворовой не вредил людям, ему преподносили угощения, вешая их на железные вилы.

Банник

Банник обитает в бане. Это маленький старик, но обладающий большой силой. Он голый, с длинной лохматой бородой, которая вся покрыта плесенью.

Это злобный дух, способный погубить человека, моющегося в бане, усыпить и удушить горячим воздухом. Может принимать облик кота, собаки и других небольших животных, а иногда и прикидывается банным веником.

Он любит пугать людей, стуча в стену, и раскидывая горячие камни с печки - каменки. Часто может обжечь кипятком, или упарить до полусмерти, если люди, которые пришли в баню торопятся быстрее помыться или пришли не в свою очередь. Считалось, что можно мыться в три очереди, а в четвёртую очередь моется сам банник.

Наши предки побаивались банника, старались задобрить его, после мытья обязательно оставляли ему кусочек ржаного хлеба с солью. После того как все помылись, баннику наливали чистую воду в таз и оставляли свежий банный веник и хороший пар, чтобы и он попарился. А под порог новой бани закапывали чёрную курицу, принося её в жертву.

А еще не ходили в баню поздно ночью и в праздник. Считалось, что банник помогает девушкам на святочных гаданиях предсказать, какой у неё будет жених. В полночь девушки вставали у открытых дверей бани, задирали юбку, и если банник прикоснётся мохнатой рукой –то жених у девушки будет богатый, если голой рукой - жених будет бедный, а если рука будет мокрая - то жених будет пьющий.

Кикимора

Кикимора, чаще всего живет в лесу или на болоте, но если дом или дача находится рядом с лесом, она с радостью меняет место жительства. Ещё она поселяется в свободных домах и банях, где нет домового и банника.

Кикимора-маленькая старушка, неопрятного вида, в лохмотьях, вредная, шустрая, имеет способность становиться невидимой и быстро передвигаться. Иногда появляется в виде брошенного ребёнка и люди, проявляя сострадание, пригревают кикимору, а она в насмешку над людьми убегает, исчезает.

Считалось, что кикимора может похищать детей. Часто она пугает людей жутким воем, плачем, мешает спать, бегая по комнате и громко топая, разбивает посуду, раскидывает вещи, а если сильно разозлится, может спутать или состричь волосы и даже наваливаться на спящих людей и душить их.

Чтобы кикимора покинула дом, в сенях вешали горшок без дна или раскладывали по дому шерсть верблюда и ладан. Наши предки считали, что кикимору в дом могут подселить колдуны или плохие люди, подкинув куколку, сделанную из тряпок или щепок. И для того, чтобы избавиться от кикиморы и её проделок необходимо отыскать эту куколку и сжечь её на костре.

Духи леса и воды

Леший

Леший так же считается добрым духом. Живёт он в лесу и считается хозяином леса, он сторожит лес, ухаживает за деревьями и травами. Леший часто гуляет по лесу в окружении волков,зайцев, охраняет зверей и птиц от охотников.

Леший – это косматый старик, иногда покрытый корой, с козлиными ногами и рогатый. Он может превращаться в любых зверей или птиц,может прикинуться деревом или кустом или грибом.

Наши предки побаивались лешего, в лесу не шумели, не свистели, не кричали, прежде чем зайти в лес по грибы или ягоды спрашивали у лешего разрешения, оставляли на пнях или тропинках ему гостинцы, блины, сало, завёрнутые в чистую ткань и перевязанные красной ниткой.

Если человек ломал деревья или убивал животных ради забавы, или разорял гнёзда птиц, поджигал лес - леший мог отомстить. Как правило, леший не губит людей, а наказывает их, может заморочить голову и завести в чащобу, и человек будет долго плутать по лесу, выбившись из сил, а леший - наказав плохого человека, будет радоваться, хохотать, хлопая в ладоши.

Чтобы избавиться от козней лешего нужно переодеть одежду изнанкой вверх, или надеть шапку задом наперед или переобуть обувь с левой ноги - на правую ногу.

Но стоит его задобрить ласковыми словами или гостинцем и попросить вывести на тропинку он обязательно поможет, так же он может указать грибное место или полянку где много ягод. Часто леший помогает людям отыскать пропавшую корову или козу. Пастухи и охотники всегда заключали с лешим договор и никогда не нарушали его.

Водяной

Водяной - это злой дух, это водный царь и живет он в речных омутах, под водяными мельницами и на дне озёр.

Водяной это старик с большим животом, с лохматыми волосами, с бородой и усами. Волосы и всё тело покрыто зелёной тиной и грязью. Он ухаживает за реками и озёрами, пасет свои рыбьи стада, ездит на крупной щуке или соме. Может превращаться в крупную рыбу или прикинуться корягой или стволом дерева, плавающего в воде.

Водяного боялись и прежде чем зайти в воду старались задобрить пением или танцами на берегу реки или озера, а так же приносили в жертву плоды или животных.

Мельники и рыбаки заключали с водяным договор, и прежде чем ловить рыбу полагалось бросить лапоть в воду в дар водяному, чтобы была удачной рыбная ловля. Первую рыбу всегда отпускали, в дар водяному. Если водяной гневался, то поднимал бурю на воде, разгонял рыбу, разрушал запруды и даже мог утянуть человека на дно в своё подводное царство.

Наши предки не купались в реках и озёрах в Иванов, Ильин и Петров день, и в то время, когда цветёт рожь, а так же ночью.

Русалки

Русалки - духи воды, обитают в подводном царстве и служат водяному. Русалки вечно молодые и красивые девушки с длинными зелёными волосами, обладающие чарующими голосами. У них бледная прозрачная кожа, они босоногие, а из одежды у русалок только просторная белая рубаха, да и то не у всех, многие просто голые.

Считалось, что русалками становятся девушки, которые утонули или утопились от неразделённой, несчастной любви, а так же младенцы, умершие некрещёными.

Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев.

Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба.

Встречаться с русалками опасно. Своим чарующим пением они заманивают путника к рекам и омутам, щекочут его до смерти и утаскивают под воду.

В Русалочью неделю не купались в реках и озёрах, да и старались стороной обходить берега водоёмов. Носили с собой траву полыни - как оберег, считалось, что русалки не выносят запах полыни, и если случилась встреча с русалкой, ей нужно показать полынь, и она не сможет зачаровать своим пением и навредить путнику. А если девушки или женщины в поле или на тропе встречались с голыми русалками, они обязательно должны были кинуть русалке платок или лоскут материи, оторвав его от своей одежды.

Славянские русалки рыбьих хвостов не имели, а девы с рыбьими хвостами назывались у наших предков фараонками и обитали в морских пучинах.

Имя: Домовой (Domovoy)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: домашний дух

Домовой: история персонажа

Среди славянских духов, к которым относятся Водяной, и так далее, домовой занимает важное место. Потусторонний дух следит за жизнью людей, помогает нерадивым хозяевам наладить быт и предупреждает любимчиков об опасностях. Неизвестно, где конкретно зародился колоритный персонаж, но следы домового угадываются в сказках и легендах всего мира.

История происхождения


Возникновение персонажа в Древней Руси связывали с ритуалом «строительная жертва». Жители деревень подходили к постройке нового дома с большим уважением и во время закладки жилища совершали жертвоприношение, гарантирующее спокойную жизнь. Череп жертвы, чаще быка или овцы, закладывали в восточный угол дома. Там, после завершения стройки, и рождался домовой.

Подчинялся домовой исключительно и . Поэтому некоторые обряды, дошедшие до современности, схожи с ритуалами, которые посвящались богу скота. Как и Велес, домовой имел две ипостаси: дорожил (добрый) и дворовой (бес). Позже оба понятия объединились в одном персонаже, придав существу своеобразный характер.


Со временем история появления домового на свет модифицировалась. Незаметным жителем дома стал не потусторонний дух, а призрак умершего человека, связанный родственными связями с семьей, которой принадлежал дом. Не отпетый или назначенный высшими силами усопший обязан был защищать родных и близких.

С приходом на Русь христианства миф о домовом переплелся с библейскими образами. Теперь мужчина, который охранял дома людей, получил статус падшего ангела. Разгневанный Бог выгнал с Небес неугодных сыновей, а те, упав на землю, поселились среди простых смертных. Тот, кто при падении угодил в дом, оставался в нем навсегда.


Со временем церковь открыто высказала осуждение ритуалов, которые направлены на задабривание барабашки. Священнослужители заявляли, что домовые имеют демоническое происхождение, поэтому потусторонних жителей надо изгонять из собственного жилища.

Впрочем, подобные увещевания не искоренили старых традиций. А образ домового (правда, под другими именами) легко найти в русском, украинском, белорусском, болгарском и сербском фольклоре.

Домовой в жизни

Известно поверье, что домовой живет в каждом доме. Мужчина проводит значительную часть времени за печью или на чердаке. В давние времена домовой чаще проживал на конюшне или в сарае, теперь же барабашка прячется в дверном проеме или в еловых ветках, которыми знающие люди украшают квартиры.


Нельзя привязывать к незаметному сожителю оценочное значение. Плох или хорош домовой, зависит только от хозяев или от календарных церковных дат. Если в повседневные дни барабашка практически не проказничает, то в Рождество, на Ивана Купалу и в поминальные дни существо творит пакости. В старину домовой издевался над домашним скотом, а в современных реалиях, часто прячет или разбивает хозяйские вещи.

Никто не знает точно, каково семейное положение домового. Поговаривают, что мужчина живет в браке. Семья домового в точности повторяет состав семьи, в доме которой проживает существо. Поэтому персонажа иногда сопровождают супруга домовиха и дочь домовинка.


Но существует теория, что домовой женского пола – еще одна из разновидностей потусторонней силы. Якобы, если в доме обитают исключительно женщины, то барабашка принимает женский облик. Поэтому домовой вовсе не обязан вступать в брак.

О внешности существа ходит не меньше легенд, чем о происхождении. Точно известно, что домовой обладает зооморфными чертами и способностью к перевоплощению. Мужчина наделен длинными ушами и легко превращается в домашнее животное, чтобы не пугать хозяев.


В богатых домах домовой покрыт густой шерстью, в бедных – тело мужчины лишено растительности. Чаще существо представлено в образе долговязого старика, способного принимать облик умерших в доме людей.

С подопечными домовой общается при помощи разнообразных знаков, редко показываясь на глаза людям. Например, существо душит хозяев квартиры во сне. Эзотерики трактуют такое поведение потусторонней силы двояко. Либо домовой обиделся на жителей дома, либо предупреждает домочадцев о переменах в жизни.


Довольно часто существо гладит хозяев дома. Если человеку посчастливилось почувствовать приятное тепло и мохнатость ладони Домового, то вскоре в семье появятся деньги. Другой исход ждет тех, кто ощутит холодное прикосновение. Это значит, что вскоре семью ждут большие вынужденные траты, к которым стоит подготовиться.

Другие проявления существа связаны с взаимоотношениями между людьми. Домовой не любит ссор и всячески демонстрирует отношение к событиям при помощи шума. Жена домового кричит, если в доме ожидается потеря. За ленивое отношение к скоту или хозяйству семью, где живет домовой, тоже ждет неприятное наказание.

Домовой в культуре

В различных религиях и странах домовой имеет разный набор функций. К примеру, в исламе нет полного аналога домовому. В поверьях мусульман схожим функционалом обладают добрые джинны. Существа селятся в домах, где нет собак, картин и колокольчиков. Джинны одеваются в зеленые одежды и добры к уставшим матерям, поэтому по ночам качают колыбели с новорожденными, чтобы те не плакали.


У славян функционал домового разнится в зависимости от региона. Существо по имени Стопан обитает на юге страны. Потусторонний житель дома предстает перед хозяевами жилища в виде змеи. Основная задача южного домового – забота о семье. Мужчину мало интересует хозяйство, зато Стопан внимательно следит, чтобы в семье не было ссор.

На севере полноправным владельцем дома считался Суседок или Батанушек. Существо отвечает привычным представлениям о домовом. Пожилой мужчина живет в подполе или на чердаке и внимательно следит за хозяйством, оповещая хозяев дома о болезнях скота или надвигающихся переменах.

В Беларуси домовой известен под именами Хатник, Дамавик и Господар и следит за домом и семьей. Белорусский хранитель очага наделен специальной монетой, которая возвращается к хозяину даже после траты. «Паваротны рубель» домовой дарит только добропорядочным хозяевам домов.


В Украине живет «хатнiй дiдко», который призван следить за жильем и скотом.

В Европе похожий персонаж встречается тоже довольно часто, но на зарубежных домовых возложена исключительно функция следить за порядком. Брауни, дуэнде, фейри и прочих европейских духов мало заботят хозяева домов.