Конспект НОД "Свет мой, зеркальце" (познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе). Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "путешествие в бумажную страну" Конспект занятий по познавательно исследо

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 "Ромашка" г. Белорецк

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Подготовила: Газизова Т.Д

2018 г

Тема : «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Цель : способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение, творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.

Вид занятия : интегрированный.

Оборудование : письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли, чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли, план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь,передают письмо воспитателю)

Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо (показываю письмо с необычным конвертом ).Давайте посмотрим,от кого же оно?

Письмо : «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль , когда готовят. Нас заинтересовало это вещество,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

Воспитатель:

Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.

Что такое соль? (ответы детей )

Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку )

Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.

Опыты.

1. -Какого цвета соль? (Белого цвета ).

2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.

3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая )

4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.

5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)

6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке,зажигалка ).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

Вот, вода испарилась,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.

8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Закрепление

А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»

Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Соль белого ….. цвета .

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус…. Соленая.

Если надуть на соль, то частички соли разлетаются , значит соль-….. сыпучая

Соль в воде… растворяется , но не … . испаряется .

Соль делает воду… плотнее.

Вот,ребята,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем,и тоже отправим письмом.

Рисование по план-схеме. Космический пейзаж .

Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка .

Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс

Итог.

- О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)

Как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты )

Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

Спасибо всем за внимание!

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Как отличить сахар от соли, не пробуя их на вкус».

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

2. Дидактическая игра «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков»

3. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.

1Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:

Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам старшей группы детского сада «Акварель». Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин». Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (...)

Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)

Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.

Все верно, и я хочу вручить вам шапочку магистра и дневник лаборанта, в который вы будете заносить результаты опытов и записывать выводы. Проходите в нашу научную лабораторию. (проходим из группы в класс).

Начнем наше исследование с наблюдения. Вы конечно же увидели, что у каждого из вас на столе лежит Кольцо наблюдений, лупа, черная бархатная бумага и два стаканчика/блюдца, в одном из которых находится соль, а в другом - сахар.

Первый помощник нашей умной умной головы - это рука. Что мы сейчас будем делать? (Потрогаем вещество и скажем, какое оно на ощупь).

Что почувствовали ваши руки, какое на ощупь 1-е вещество, 2-е? (твердые, немного колючие/гладкие)

Откройте журнал лаборанта, запишите схематично какой вывод вы сделали.

Глаза:

Соль и сахар - очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет? (Лупа, потому что она увеличивает предметы в несколько раз)

Чем отличаются вещества по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Форме? Размере?

(По цвету: 1-е вещество белое, 2-е с желтым, кремовым оттенком

по форме:

Мы с вами можем сделать вывод, что сахар и соль разные по форме.

Нос:

Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?

Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар? Карамелью, ванилью)

Чем пахнет белое вещество (соль? Ничем.

Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Одно вещество пахнет карамелью и ванилью, а другое не имеет запаха.

Вывод: сахар и соль разные по запаху.

Ухо:

Попробуйте потереть вещества между пальчиков, какой звук слышите?

Вывод: оба вещества издают хрустящий, шуршащий звук.

Однажды, Тимур спросил у меня: из чего делают сахар? А вам, ребята, интересно узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился?

(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)

Показ презентации.

Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.

Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.

Свеклу выращивают на полях, во всех областях нашей страны. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)

Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!

Скажите, а как попадает соль на наши столы, кто знает откуда она берется, м.б. Ее тоже получают из овощей? (….) Показ презентации про соль.

Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны - соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

Ребята, скажите, а можем ли мы ОПЫТНЫМ путем определить, где находится соль и сахар?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, с помощью какого вещества сахар и соль становятся невидимыми? (это вещество - ВОДА). Для проведения следующего опыта с солью и сахаром нам понадобится еще и вода.

Опыт №1. «Всплывет или утонет»

Опыт № 2 «Добавим огня».

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Скажите, нам удалось ответить на вопрос профессора Любознайкина: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?»

Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя свои записи)

Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.



Рафикова Ирина Халиловна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ №7 "Незабудка"

города Мегион

Программные задачи :

Цель : знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.

Образовательные задачи.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

Развивающие задачи.

Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

Дети : Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Опыт (Море)

В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

Вею, Вою ворожу

Снег пушистый я кружу

Гуляю в поле, а не конь,

Летаю на воле, да не птица.

Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.

Воспитатель : У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики- чикалочка

Игра превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь

Имитационная игра «Дерево»

Дети : Наши ноги – это корни

Наше туловище ствол

Наши руки это ветви

Наши пальцы – это листья.

(Дети качаются как деревья на ветру)

Дети превращаются в деревья

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

Дети: Это не сильное движение воздуха.

Опыт с вентилятором

Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать что это он самый нужный и важный.

Перед вами я ветренок

Непоседливый ветринок

По обочинам дорог

Бегаю как паренек.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Дети машут веером

Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

Дети : Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель: Что такое ветерок?

Дети : Это слабое движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им тоже будет приятно.

Воспитатель : Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо что дует ветер!

Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

Используемая литература

1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г

3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002165 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120236

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе "Проделки Кощея"

Цель:
Систематизация знаний о магните на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Сформировать знания о магните.
- Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, расскажем о себе.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
1 слайд:
Звучит грустная музыка. (Заходит Иван- царевич).
-Посмотрите, кто – то к нам идет. Да это же Иван-царевич.
-Здравствуйте, ребята!
-Что случилось? Чем ты так расстроен?
-Кощей украл мой меч и прислал мне очень странное письмо.
-Ребята, давайте послушаем послание Кощея Бессмертного:
Меч твой на куски я разрубил,
Колдовские чары наложил.
Меч свой найдешь
Если все задания пройдешь.
-Вот и решил обратиться к вам, ребята, за помощью. Помогите, пожалуйста, вернуть меч, расколдовать чары колдовские.
-Ребята, поможем?
-Конечно, мы тебе поможем.
-Давайте посмотрим на задание.
2 слайд:
1 задание. В миске лежат различные предметы. Нам надо поднять железные предметы без рук.
-Чтобы выполнить это задание, какой предмет нам нужен?
-Магнит.
-Магнит! А что это такое?

Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы
- Да, так интересно, а откуда он появился?
-Послушай Иван-царевич, об этом тебе расскажет Миша.
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут.
Пошел опять - опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой - не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом - не прилипает; тронул железом - прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень,- видит, что похож на железо, и принес куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
-Вот спасибо тебе за интересную легенду. Первый раз о таком камне я слышу. В моем царстве-государстве нет таких камней. Очень хочу, чтобы ваш магнит мне помог.
-Ну, что ж, ребята, перейдем к заданиям Кощея. Чтобы выполнить его задания нам надо пройти в лабораторию. А кто работает в лаборатории? (Ученые, лаборанты, исследователи)
- А как надо работать в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
-Приглашаем тебя, Иван царевич, в лабораторию. Ребята, а нам надо одеть халаты.(Дети одевают халаты).
- А теперь посмотрите еще раз на задание Кощея. Что нам надо сделать?
-Как выполним это задание?
-Проведем магнитом над предметами.
-Выполняем. Что произошло?


-С помощью магнитного поля магнит притягивает железные предметы.
3 слайд:
-Ой, какие вы, ребята, молодцы! Посмотрите ваш магический камень в самом деле мне помог.
-Выполнили 1 задание, и появилась одна часть меча.
4 слайд:
2 задание. Кощей спрятал в крупе железные предметы. Надо найти их без рук.
-Что нам опять поможет?
-Магнит.
-Как мы выполним это задание?
-Проведем магнитом над крупой.
-Выполняем. Что произошло?
-Железные предметы притянулись к магниту.
-Почему железные предметы притянулись к магниту?
-Магнитные силы проходят через крупу.
5 слайд:
-Выполнили и это задание Кощея и добыли еще одну часть меча.
-Посмотрите, посмотрите! И еще одну часть меча нашли. Как вы меня обрадовали, но вижу, что вы немножко уже устали. Приглашаю вас встать в круг. Немного поиграем и отдохнем.
Физминутка:

Если спорится работа, хлопай так.
Если спорится работа, хлопай так.

Если спорится работа, щелкай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, щелкай так.

Если спорится работа, топай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, топай так.

Если спорится работа говори: хорошо!
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа говори: хорошо!
-Давай те пройдем в лабораторию и продолжим.
6 слайд:
3 задание от Кощея . На дне стаканчика с водой лежит скрепка. Надо достать ее не намочив рук.
-Как мы выполним это задание? Что будем делать?
-Магнитом проведем вдоль стаканчика и поднимем скрепку над водой.
-Почему мы смогли поднять?
-Магнитные силы проходят и через стекло, и через воду.
7 слайд:
-Выполнив задание Кощея, мы добыли еще одну часть меча.
8 слайд:
4 задание . Кощей заколдовал бабочку. Только мы с вами можем расколдовать ее.
-На столе у каждого картонное поле с цветами и бабочка на магните. Надо помочь бабочке перелететь с одного цветка на другой цветок. Как сделать это без рук? Пробуйте.
-Как выполнили это задание?
-Поднесли под картон магнит и двигали по направлению к цветку.
-Мы смогли выполнить задание? Что можно сказать про магнитную силу?
-Магнитная сила проходит и через картон.
9 слайд:
-Выполнили задание и добыли еще одну часть меча.
10 слайд:
5 задание. Из гвоздя сделать магнит. Как мы это сделаем?
-Натираем гвоздь магнитом.
-Попробуйте поднять скрепку.
-Что произошло? Гвоздь поднял скрепку.
-Почему? Что мы с вами создали?
-Магнитное поле можно создать искусственно.
11 слайд:
-Выполнили и это задание и добыли последнюю часть меча.
-Да, части меча то вы нашли, но соединить то не смогли.
- Не переживай Иван-царевич. Давайте вспомним, какой предмет помог справиться с колдовством?
-Магнит.
-Что мы о нем узнали?
-Магнит притягивает железные предметы.
Магнитные силы проходят через картон, крупу, стекло и воду.
Магнитное поле можно создать искусственно.
12 слайд:
-Вот и расколдовали мы с вами меч.
-Спасибо, ребята, за помощь. Очень много полезного и интересного я от вас узнал. Без меча мне жить тяжело, какой же я тогда буду царевич. И хочу вас поблагодарить за помощь. Есть у меня сундук с золотом. Дарю его вам.
-Удачи тебе, Иван царевич!

Презентация на тему: Проделки Кощея