Семито-хамитские языки, Семитская группа, хамитские группа, Кавказские языки - Введение в языкознание Библиотека русских учебников. Семито-хамитская (афразийская) семья Афро азиатская языковая семья

Содержание статьи

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (иногда также афроазиатские; очень распространенным поныне является также название «семито-хамитские» или, реже, «хамито-семитские» языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) – макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем). Иногда включается в более общее образование – ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная.

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки – вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек.

В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские

(шире – ливийско-гуанчские) языки. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40% от всего населения страны, в Алжире – около 25%. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки – это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к 18 в. Все живые языки – бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются 2 в. до н.э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

со своим поздним потомком – коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV – началом III тысячелетия до н.э. В качестве живого и разговорного просуществовал до 5 в. н.э. Памятники коптского языка известны с 3 в. н.э.; к 14 в. он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки,

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

– живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И.М.Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

– наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские – амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками – в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки – аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский – геэз.

Чадские языки

– живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30–40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение – классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI–X тысячелетиям до н.э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X–VIII тысячелетиям до н.э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И.М.Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI–X тысячелетиях до н.э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н.э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А.Ю.Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Генетическая классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

Предварительная группировка приведена в работах И.М.Дьяконова на основе некоторых грамматических признаков. В их основу положены особенности глагольной системы конкретных языков. Эта схема выглядит следующим образом:

Первая «надветвь» объединяется общим грамматическим признаком – наличием противопоставления префиксального спряжения глаголов действия и суффиксального спряжения глаголов состояния. Вторую «надветвь» объединяет другой общий грамматический признак – образование глаголов действия из определительных и предложных конструкций. Глагольная же система омотской ветви инновационна и не позволяет установить ее близость к одной из двух «надветвей» или же установить ее самостоятельное положение.

В последние годы разрабатывается хронология разделения афразийской макросемьи языков на основе метода лексикостатистики (глоттохронологии) . Ниже приводится глоттохронологическая схема, составленная А.Ю.Милитаревым.

Поскольку хронология разделения афразийских семей построена на учете степени сходства-различия базовой лексики, группировка афразийских, отображенная в этой схеме, отличается от группировки, основанной на морфологических признаках.

Первыми от общего предка всех остальных афразийских семей отделяются предки кушитских и омотских языков. Далее, от «северо-афразийского» предка первым отделяется предок древнеегипетского. От оставшегося предка «восточно-западного» афразийского первым отделяется прасемитский. Из оставшейся «западноафразийской» группы последними выделяются прачадский и праберберский. Дальнейшее разделение внутри каждой из выделившихся семей (или ветвей) проходит уже по своей «внутренней» хронологии. Частные «глоттохронологии» также разработаны А.Ю.Милитаревым.

В результате реконструкции праафразийской лексики, осуществленной в последней четверти 20 в. группой ученых под руководством проф. И.М.Дьяконова, установлено более 400 праафразийских корневых основ, связанных как с базовой, так и с культурной лексикой общеафразийского периода. Реконструкции И.М.Дьяконова и А.Ю.Милитарева позволяют ученым восстановить образ жизни афразийцев доисторического времени – периодов позднего мезолита и неолита. Общеафразийская лексика позволяет предположить, что еще до разделения языков (т.е. в XI–X тыс. до н.э.) афразийцы занимались не только охотой и собирательством, но уже переходили к примитивному земледелию и скотоводству. Систематизация общеафразийских культурных терминов, связанных с хозяйственной и материальной деятельностью человека, позволила сопоставить данные исторического языкознания с данными археологии в древней Передней Азии. А.Ю.Милитаревым и В.А.Шнирельманом была выдвинута гипотеза, которая идентифицирует носителей общеафразийского языка с представителями натуфийской мезолитической и ранненеолитической культуры XI–X тысячелетий до н.э., открытой археологами на территории Палестины и Сирии.

К общеафразийскому периоду восходят термины, связанные с примитивной обработкой земли, типа «мотыга», «мотыжить», «обрабатывать землю»; названия ячменя, зерна, бобовых; слова, обозначающие сбор зерновых или плодов, время сбора урожая; названия таких материалов, как дерево и камень, и изделий из них; названия домашней собаки; названия строений и т.д.

Общую типологическую характеристику афразийским языкам в известном нам состоянии дать затруднительно. Каждая из семей в течение тысячелетий прошла свой путь развития. Исходный общий генетический материал претерпевал изменения под влиянием субстратов и адстратов, с одной стороны, и в условиях отделения и изоляции от близких «родственников» – с другой стороны. Даже в пределах одной семьи можно обнаружить типологические расхождения между ее членами (например, в кушитских языках, в чадских и даже в более тесной группе семитских языков).

Типологические классификации языков отдельных семей существуют, однако они несопоставимы между собой, так как строятся на разных основаниях.

Так, типологическая классификация семитских языков строится на основании способов слово- и формообразования и способов синтаксического соединения слов. Структурно-типологическая классификация берберо-ливийских языков, предложенная А.Ю.Айхенвальд в 1987, строится на основании 39-ти морфологических и синтаксических изоглосс (наличие формы или категории, способ выражения и т.п.) и в основном совпадает с глоттохронологической классификацией берберо-ливийских языков, проведенной А.Ю.Милитаревым.

Для большинства афразийских языков характерны:

– в области фонетико-фонологической системы – наличие трехкомпонентной системы оппозиции некоторых согласных «глухой – звонкий – глоттализованный (фарингализованный)»; структура слога «согласный + гласный» (CV), запрет на стечение согласных в начале слога;

– в области морфологии – устойчивый консонантный (состоящий из одних согласных) корень; сочетание способов как внешней аффиксации, так и внутренней флексии (апофония гласных, геминация корневых согласных и т.п.; подробнее о ней см . АРАБСКИЙ ЯЗЫК); образование расширенных глагольных основ (т.н. «пород»), характеризующих степень, интенсивность, образ и направление действия; наличие категории грамматического рода (мужского и женского), числа (в древнесемитских и древнеегипетском – единственного, двойственного и множественного);

– в области синтаксиса – наличие двух типов синтаксических построений, резко расходящихся по порядку слов: семитско-берберо-ливийско-древнеегипетско-чадского типа, характеризуемого порядком членов простого глагольного предложения VSO (сказуемое-подлежащее-дополнение; иногда также SVO) и определительной конструкцией «определяемое + определение»; и кушитско-омотского типа, представляющего, соответственно, порядок SOV и определительную конструкцию «определение + определяемое».

Для многих афразийских языков, независимо от их генетической принадлежности, характерна тенденция к развитию аналитических конструкций как в синтаксисе, так и в морфологии (живые семитские, коптский, многие чадские языки).

На базе сравнительно-исторического метода И.М.Дьяконову удалось реконструировать основные структурные черты праафразийского языка. Структура корня представляла схему «согласный + гласный + согласный» (т.е. CVC); вместо гласного мог функционировать слогообразующий сонант (S), т.е. могли быть корни со структурой CSC или CVCS. На основе последней структуры начинал складываться и трехсогласный корень (при условии перехода сонанта в соответствующий согласный, т.е. сонант ; сонант и т.п.).

Грамматическая система праафразийского различала именные и глагольные части речи. Развитие внутренней флексии относится также к афразийскому периоду. В этих условиях начинает «стираться» исконный корневой гласный. Большинство известных афразийских языков уже характеризуется оппозицией устойчивого консонантного корня и его переменного вокалического состава. Одновременно со способом внутренней флексии предполагается и развитие внешней флексии (показатели именных классов; падежные окончания; глагольные показатели лица, рода, числа и т.п.).

Первичные глагольные категории представляли оппозицию «действие vs. состояние». Эта оппозиция характерна для многих архаичных языковых систем. Такая особенность древнего глагола определяла и древнейший строй предложения как эргативный. При этом строе формы (падежи) подлежащих различались в зависимости от категории глагола (действия или состояния).

В число реконструированных общеафразийских корней входят именные и глагольные, такие, как *cSVbV" «палец», *tSL «роса»; *pVr «бежать, убегать»; *bVk «плакать» (где S – сонант, а V – гласный звук).

Изучение афразийских языков начинается с таких древних и классических языков, имеющих письменные памятники, как семитские и древнеегипетский. В 19 в. в сферу изучения вовлекаются живые бесписьменные языки Африки: берберо-ливийские, чадские, кушитские.

Собственно афразийское языкознание начинается с постепенного обнаружения близости и родства между отдельными афразийскими семьями. Во второй половине 19 в. выдвигается предположение о родстве древнеегипетского, некоторых берберских, кушитских и языка хауса (из чадских языков). К.Р.Лепсиус в 1863 объединяет эти языки в единую группу «хамитских» языков, а «хамитскую» группу, в свою очередь, объединяет с семитскими языками. Так возникает первоначальное название «семито-хамитские», или «хамито-семитские» языки. В первой половине 20 в. продолжаются сравнительные исследования по отдельным языкам, реконструкции общего лексического фонда (А.Эмбер, Р.Каличе, Э.Зигларж, В.Вицихл, В.Леслау, Л.Райниш, Р.Реслер, Н.В.Юшманов). В 1947 выходит первый обобщающий труд французского ученого Марселя Коэна Опыт сравнительного словаря и фонетики хамито-семитских языков . Результаты первого общего сопоставления языков, результаты дальнейших исследований американского ученого Дж.Гринберга показали, что в пределах всей макросемьи нельзя обнаружить какого-либо генетического единства «хамитской» группы языков, которое можно было бы противопоставить семитской семье. Все языковые семьи африканского континента оказываются самостоятельными по отношению друг к другу и не имеют какого-либо определенного общего признака. В связи с этим открытием в мировой науке возникает предложение об изменении наименования всей макросемьи на «афроазиатскую», или «афразийскую».

Середина и вторая половина 20 в. ознаменовались самым широким фронтом изучения афразийских языков, особенно бесписьменных. В научный обиход включаются грамматики и словари по берберо-ливийским языкам (Ш.Фуко, Д.Вёльфель; М.Пелла, Л.Галан, М.Маммери, А.Абд эль-Массих и многие другие); по чадским языкам (К.Майнхоф, Дж.Гринберг, Р.Барджери, П.Абрахам, П.Ньюмен, Р.Ма, Г.Юнграйтмайер; отечественные ученые – Н.В.Юшманов, Д.Л.Ольдерогге, Ю.К.Щеглов); по кушитским языкам (У.Уэлмерс, К.Белл, Б.Анджеевский, Г.Грэсс, Ф.Палмер, Р.Хецрон, Р.Хадсон, Г.Флеминг); по омотским (Э.Черулли, М.Л.Бендер).

Новый этап в развитии сравнительно-исторического изучения афразийских языков открывается И.М.Дьяконовым. Привлекая и обобщая весь известный материал афразийских языков, на базе сравнительного анализа фактов ученый создает первую сравнительно-историческую грамматику афразийских языков (1965; новое изд. 1988). Под его руководством большая группа ученых осуществила первый опыт фундаментального сравнительно-исторического словаря афразийских языков (1980-е годы, 2-е испр. и доп. изд. – 1993–1997). Его ученики и младшие коллеги, африканисты и семитологи, продолжают сравнительно-исторические исследования и реконструкции как в области общеафразийского, так и в области отдельных афразийских семей: реконструкция праафразийской фонологический системы (И.М.Дьяконов, А.Ю.Милитарев, В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), разработка принципов афразийской реконструкции (И.М.Дьяконов, В.Я.Порхомовский), разработка методов лексикостатистики для установления глоттохронологии афразийских языков (А.Ю.Милитарев), реконструкции фонологических систем чадских языков (В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), сравнительно-историческое и типологическое описание берберо-ливийских языков (А.Ю.Милитарев, А.Ю.Айхенвальд), сравнительно-историческая фонетика кушитских языков (А.Б.Долгопольский), исследования по грамматике кушитских языков (Т.Л.Ветошкина), подготовка первого в мировой семитологии этимологического словаря семитских языков (А.Ю.Милитарев, Л.Е.Коган), ведутся сравнительно-исторические исследования и по отдельным языкам афразийской семьи, опирающиеся на результаты общеафразийских реконструкций, в частности по истории арабского языка (А.Г.Белова).

Отечественная афразистика вносит значительный вклад в общелингвистическую теорию не только результатами реконструкций, но и введением новых методов компаративистики, опирающихся на особенности языкового материала: различие функций корневого консонантизма и вокализма, особенности структуры слога и слова, структуры трех- и двухсогласного корня, дальнейшая разработка методики ступенчатой реконструкции на материале чадских языков.

Семитская группа. Народы: арабы Юго-Западной Азии и Северной Африки, мальтийцы, евреи Израиля, ассирийцы, амхара, аргобба, харари, гураге, тиграи, тигре.

Берберская группа. Народы: кабилы, шауйя, рифы, тамазигхт, шильх (шлех), туареги.

Чадская группа. Народы: хауса, ангас, сура, анкве, баде, болева, бура, мандара (вандала), котоко, маса, муби и др.

Кушитская группа. Народы: беджа, агау, афар (данакиль), сахо, оромо (гал­ла), сомали, консо, сидамо, омето, каффа, гимира, маджи и др.

НИГЕР-КОРДОФАНСКАЯ (КОНГО-КАРДАФАНСКАЯ) СЕМЬЯ.

Группа манде. Народы: малинке, бамбара, дьюла, сонинке, сусу, менде, кпел-ле, дан и др.

Группа нигер-конго:

а) западноатлантическая подгруппа. Народы: фульбе, тукулер, волоф, серер, диола, боланте, темне, кисеи, лимба и др.;

б) подгруппа центральных нигер-конго. Народы гур: моей, гурма, сомба, бобо, груси, тем, кабре, лоби, бариба, куланго, сенуфо, догон и др. Народы кру: кру, гере, гребо, бахве, бете и др. Западные народы: акан, аньи, бауле, гуанг, га, адангме, эве, фон и др. Восточные народы: йоруба, гегала, нуле, гвари, игбира, идамо, бини, игбо, джукун, ибибио, камбари, катаб, тив, экой, бамилеке, тикар, дуала, фанг, макаа, теке, бобанги, нгомбе, буа, монго, тетела, конзо, руанда (ньяруанада), рунди, ха, ньоро, ньянколе, кига, ганда, сога, хайя, зиба, лухья, гишу, гусии, кикуйю, меру, камба, чага, миджикенда, фипа, ньямвези, гого, шамбала, зарамо, суахили, коморцы, хехе, бена, кинга, конго, амбунду, чокве, лвена, луба, лунда, конде, тонга, матенго, бемба, малави, яо, маконде, макуа, ломве, овим-бунду, овамбо, шона, венда, тсвана, педи, суто, лози, коса, зулу, свази, ндебеле, матебеле, нгони, тсонга (шангаан), сантомийцы, пигмеи и др. Адамуа - убангийские народы: чамба, мумуйе, мбум, гбайя, нгбанди, мунду, сере, банда, занде (азанде), мба, пигмеи бинга и др.

Группа кордофанская. Народы: эбанг, тегали, талоди, катла, кадугли.

НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ

Восточносуданская группа. Народы: нубийцы, горные нубийцы, мурле, тама, даджу, динка, кумам, нуэр, шиллук, ачоли, ланго, алур, луо (джолуо), календжин, бари, лотуко, масаи, тесо, туркана, карамоджонг.

Центральносуданская группа. Народы: креш, бонго, сара, багирми, мору, мангбету, пигмеи эфе и асуа.Группа берта. Народ берта.

Группа кунама. Народ кунама.

Сахарская группа. Народы: канури, тубу, загава.

Группа сонгаи. Народы: сонгаи, дьерма, денди.

Группа фур. Народ фур.

Группа комуз. Народы: кома, бега.

КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ

Южноафриканская койсанская группа. Народы: готтентоты, горные дамара, бушмены кунг, бушмены кхам и др

Группа сандаве. Народ сандаве.

Группа хадза. Народ хадза.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

Абхазо-адыгская группа. Народы: абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Нахско-дагестанская группа. Народы: аварцы (включая андо-цезов), лакцы, даргинцы, лезгины, удины, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, чеченцы, ингуши.

Западногималайская группа. Народы: канаури, лахули и др.

АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

Мон-кхмерская группа. Народы: вьеты (кинь), мыонг, тхо, кхмеры, суй, сэданг, куй, хре (тямре), бахнар, мнонг, стиенг, кохо (сре), мои, ва, палаунг (бэнлун), путенг, булан, ламет, кхму.

Аслийская группа. Народы: сенои, семанги.

Никобарская группа. Народ никобарцы.

Группа кхаси. Народы кхаси.

Группа мунда. Народы: санталы, мунда, хо, бхумидж, курку, кхария.

СЕМЬЯ МЯО-ЯО

Народы: мяо, шэ, яо.

СЕМЬЯ КАДАИ

Тайская группа . Народы: сиамцы (кхонтаи), фуан, ли (лю), шан, дану, кхун, дай, лао (лаосцы), тхай, пхутаи, тай, нунг, сантяй, чжуан. Кам-суйская группа . Народы: дун (кам), шуй (суй). Группа онг-бе. Народ онг-бе. Группа ли. Народ ли. Группа лаккья. Народ лаккья. Группа гэлао. Народы: гелао (гэло), мулао (мулем), маонань.

АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Западноавстронезийская группа. Народы: чам (тям), раглай, эде (раде), зярай, малайцы Индонезии, малайцы Малайзии, малайцы, минангкабау, керинчи, реджанг, среднесуматринские малайцы (пасемах, серавей), лембак, банджары, ибан, кедаян, кубу, ачех, мадурцы, гайо, батаки, алас, сималурцы, ниасцы, абунг (лампунгцы), сунды, яванцы, тенггер, балийцы, сасак, сумбавцы, барито-даяки (мааньян и др.), нгаджу, отданум, даяки суши (клемантан), мурут, кадазан (дусун), келабит, меланау, каян, пунан, кеньях, баджао (оранглаут), бугисы (буги), макасар, мандар, бутунгцы, тораджа, томини, мори, лалаки, бунглу, лоинанг, банггайцы, горонтало, болаанг-монгондоу, минахаса, сангирцы, малагасийцы, талаудцы, тагалы, капам-паган, самбал, пангасинан, илоки, ибананг, бикол, бисайя (висайя), таусоуг, мара-нао, магинданао, якан, самаль, инибалои, канканай, бонток, ифугао, итнег, калинга, итави, палавеньо, дававеньо, тагакаулу, субанон, букиднон, манобо, тирурай, тболи, блаан, богобо, аэта, чаморро, белау, яп и др.

Центральноавстронезийская группа. Народы: бима, сумбанцы, манггараи, энде, лио, хаву, сикка, ламахолот, ротийцы, эма (кемак), атони, тетум, мамбаи, кейцы и др.

Восточноавстронезийская группа.

Меланезийские народы: южнохальмахерцы, биакнумфорцы, такиа, адзера, моту, синагоро, кеапара, киливила и другие меланезийцы Папуа - Новой Гвинеи, ареаре и другие меланезийцы Соломоновых островов, эраты и другие меланезийцы Вануату, канаки (меланезийцы Новой Каледонии), фиджийцы, ротума.

Микронезийские народы : трук, похипеи, косраэ, кирибати, науру и др.

Полинезийские народы: тонга, ниуэ, тувалу, футуна, увеа, самоа, токелау, пукапука, раротонга, таитяне, тубуаи, паумоту (туамоту), маркизцы, мангарева, маори, гавайцы, рапануи и др.

АНДАМАНСКАЯ СЕМЬЯ Народы: онге и др.

ТРАНСНОВОГВИНЕЙСКАЯ СЕМЬЯ. Народы: энга, хули^ ангал, кева, хаген, вахги, чимбу, камано, дани, экачи, ягалик, асмат, капау, бунак и др.

СЕМЬЯ СЕПИК-РАМУ. Народы: абелам, боикен и др.

СЕМЬЯ ТОРРИЧЕЛЛИ. Народы: оло, арапеш и др.

ЗАПАДНОПАПУАССКАЯ СЕМЬЯ. Народы: тернатцы, тидорцы, галела, тобело и др.

ВОСТОЧНОПАПУАССКАЯ СЕМЬЯ. Народы: насион, буин и др.

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Группа континентальных на-дене. Народы: атабаски, апачи, навахи и др.

Группа хайда. Народ хайда.

Группа алмосан-кересиу . Народы: алгонкины (включая кри, монтанье, наска-пи, оджибве и др.), вакаш, сэлиш, керес, дакота (сиу), кэддо, ирокезы, чироки и др.

Группа пенути. Народы: цимшиан, сахаптин, калифорнийские пенути, мускоги, тотонаки, михе, уастек, чоль, чокто, цоциль, канхобаль, мам, майя, киче, какчи-кель и др.

Группа хока . Народы: текистлатек, тлапанек и др.

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Юто-ацтекская группа. Народы: шошоне, папаго-пима, тепеуан, яки, майо, тараумара, науатль (ацтеки), пипиль и др.

Группа пано. Народы: тева, кайова, и др.

Группа ото-манге . Народы: отоми, масауа, масатек, миштек, сапотек и др.

АНДСКАЯ СЕМЬЯ

Группа кечуа. Народ кечуа. Группа аймара. Народ аймара.

Южная группа. Народы: мапуче (арауканы), пуэльче, теуэльче, селькнам (она), каваскар (алакалуф), ямана.

ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ

Группа макро-тукано. Народы: тукано, маку, катукина, намбиквара и др. Экваториальная группа. Народы: араваки, гуаиво, хиваро, тупи (включая гуарани), самуко и др.

СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС

Группа чибча. Народы: тараска, ленка, мискито, гуайми, куна, яномам и др. Группа паэс. Народы: эмбера, варао и др.

ЖЕПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ

Карибская группа. Народы: карибы, уитото и др. Группа же-пано. Народы: пано, матако, тоба, же, каинганг, ботокудо, бороро и др.

АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: мабунаг, дхувал, джангу, гугу-йимидхирр, аранда, алья варра, варл- г пири, пинтупи, питжантжатжара, нгааньятжара, валмаджари, ньянгумарда, имиджи- с барнди, мурринх-патха, тиви, гуньвиньгу, эниндхильягва и др.

ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: чукчи, коряки, ительмены.

Помимо перечисленных языков народов мира, входящих в те или иные языковые семьи и группы, имеется ряд языков, не причисляемых ни к каким семьям. К их числу относятся баскский, буришкский, кетский, нивхский, айнский и некоторые другие языки.

Соотношение этноса и языка.

1. Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов).

2. Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов.

3. Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна.

4. Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков).

5. Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).

(гипотеза) Западно-ностратические языки

Состав берберо-ливийские , древнеегипетский язык , кушитские , омотские, семитские , чадские Время разделения : X-VIII тыс. до н. э. Коды языковой группы ГОСТ 7.75–97 : афз 069 ISO 639-2 : afa См. также: Проект:Лингвистика

Афрази́йские языки́ (иногда также афроазиатские ; очень распространенным поныне является также название «семито-хамитские» или, реже, «хамито-семитские» языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) - макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков , имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем). Иногда включается в более общее образование - ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую , картвельскую , уральскую , дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная, но ближайше родственная ностратической.

Классификация афразийских языков

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки . Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки - вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек.

В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские языки

Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании , а также в оазисах Сахары , вплоть до Нигерии и Сенегала . По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире - около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе , Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки - это языки аборигенов Канарских островов , вымерших к XVIII веку. Все живые языки - бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму . Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне ; самые ранние из них датируются II веком до н. э . Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

Кушитские языки

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана , в Эфиопии , Джибути , Сомали, на севере Кении и на западе Танзании . По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский , мальтийский , новоарамейские диалекты , иврит , эфиосемитские - амхарский , тигре , тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле , Эфиопии и Северной Африке, островками - в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки - аккадский , угаритский , эблаитский, финикийский , древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский - геэз .

Чадские языки

живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад , Нигерии, Камеруна . Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса , число которых составляет около 30-40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Развитие афразийских языков

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение - классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к - тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X-VIII тысячелетиям до н. э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI-X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э . В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове . К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Генетическая классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

Литература

  • Дьяконов И. M., Семито-хамитские языки, M., 1965.
  • Дьяконов И. М., Языки дренней Передней Азии, M., 1967.
  • Дьяконов И. М., Лингвистические данные к история древнейших носителей афразийских языков, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник, в. 10, Л., 1975.
  • Дьяконов И. М., Порхомовский В. Я., О принципах афразийской реконструкции, в кн.: Balcanica. Лингвистические исследования, M., 1979.
  • Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы, М., 1982.
  • Порхомовский В. Я., Проблемы генетической классификации языков Африки, в кн.: Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства, М., 1982.
  • Порхомовский В. Я.,

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.

АФРАЗИЙСКАЯ (СЕМИТО-ХАМИТСКАЯ) СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

К ней принадлежит небольшая по численности группа древнего этноса ассирийцев (самоназвание айсоры, атурая). Язык их относится к семито-хамитской ветви. По конфессиональной принадлежности ассирийцы - христиане, большинство христиане-несториане. В СССР их насчитывается примерно 26 тысяч.

В 1828 году часть айсоров переселилась в Армению из Ирана, где христианское население подвергалось притеснениям. На Кубани они появляются в первые десятилетия XX века. В 1926 году здесь проживало всего 877 айсоров, в том числе 620 в Армавирском округе, а в 1959 году- 1030, в 1989-м - 18534. В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области был образован ассирийский хутор Урмия, к 1930 году, после того как в Москве состоялся всесоюзный съезд айсоров, принявший решение о переселении «из городов на землю», в этот хутор переселились около 100 семейств из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. И хотя ассирийцы проживают на Кубани уже более семи десятилетий, их история и культура практически не изучены.

Семито-хамитская (афразийская) семья

Афразийские языки - макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем).

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки - вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек. В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви) .

Берберо-ливийские языки. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э.

Древнеегипетский язык со своим поздним потомком - коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV -- началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки. Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки. Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские - амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками -- в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн.

Чадские языки живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30-40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.