Лексический разбор текста. Лексический разбор слова - что это такое? Примеры Разбор слова лексическое значение

1) Бартер:

Лексическое значение: Бартер - англ. Barter, прямой безденежный обмен товарами или услугами.

Другое значение: Бартер - договор мены.

Значение прямое.

Синонимический ряд: сделка, обмен, товарообмен.

Слово заимствовано с английского языка.

Слово профессиональной лексики.

Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

  • 2) Дилер:
  • 1. Дилер - одушевленное лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг, драгоценных материалов и т. д. Дилеры действуют от своего имени и могут выступать посредниками между брокерами, другими дилерами и клиентами.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: медведь, бык, бизнесмен, торговец, посредник, коммерсант, перекупщик, джобер, арт-дилер.
  • 3) Брокер
  • 1. от англ. Broker, Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет клиентов.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: авиа брокер, агент, посредник, биржевик.
  • 5. Слово заимствовано с английского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 4) Барбекю:
  • 1. Блюда, приготовленные под открытым небом на углях. К барбекю относятся как грилированные, так и верченые блюда, то есть все, что жарится над углями: на рашпоре, гратаре, вертеле, шпажках или прутьях. Барбекю называется сама жаровня для приготовления жареных или копченых продуктов, и процесс приготовления, и блюдо приготовленное таким способом.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: блюда, соус.
  • 5. Барбекю - строго западное слово.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 5)Инсинуация:

Инсинуация (от лат. insinuatio, буквально - вкрадчивость) преднамеренное сообщение отрицательных сведений (или даже измышление, клевета), имеющее целью опорочить кого-либо, подаваемое намёком (т. е. не прямо, а косвенным указанием на факты и обстоятельства) или тайно. Цель инсинуации -- подорвать в слушателях и/или читателях доверие к объекту инсинуаций, следовательно, к его доводам или поведению.

  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: намёк, сплетня, клевета, измышление, навет, наговор, пасквиль, оговор, поклеп, извет, диффамация, обговаривание.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 6)Чипсы:
  • 1. Картофель, зажаренный в масле в виде очень тонких ломтиков разной формы.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: кушанье.
  • 5. Слово «чипсы» происходит от английского «chip» - «пластина».
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим.
  • 7)Экспансия:
  • 1. Экспамнсия (от лат. expansio -- распространение, расширение) -- территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: распространение, расширение.
  • 5. Слово заимствовано из латинского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 8)Камикадзе:
  • 1. Камикадзе (япон. букв. - ветер богов), название японского летчика - смертника, действовавшего против кораблей противника во время 2-й мировой войны. По американским данным, камикадзе потопили 45 и повредили около 300 боевых кораблей.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: боевик, лётчик, смертник, тейсинтай.
  • 5. Слово заимствовано с японского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Устаревшее слово.
  • 9) Дайвинг:
  • 1. (англ. diving
  • 2. Слово многозначное: а) подводное плавание; б) материал.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: подводное плавание, технодайвинг, фри-дайвинг, экстрим-спорт.
  • 5. Слово заимствовано с английского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 10) Фазенда:
  • 1. (порт. fazenda) - в Бразилии крупное поместье, земельное или скотоводческое; то же, что асьенда, эстансия.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: поместье, эстансия, асьенда.
  • 5. Слово заимствовано с португальского языка.
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 11) Сари:
  • 1. Сари, женская одежда в Индии. Представляет собой прямую полосу ткани (длина 4,5--9 м, шириной 1 м), один конец которой два раза обёртывается вокруг бедер, драпируя ноги; верхний край С. укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают этот конец на голову, как шаль. Под С. надевается короткая кофточка с короткими рукавами. В разных областях Индии, а также у различных групп населения существуют некоторые особенности в манере надевать С. Чаще всего его нижняя часть подобна юбке, но иногда -- длинным или коротким шальварам.
  • 2. Многозначное слово: а) Сари - женская одежда в Индии; б) Сари - город в Иране.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: одежда.
  • 5. Слово заимствовано с Индийского языка.
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 12) Пролонгация:
  • 1. Пролонгация - (фр. prolongation лат. prolongare удлинять) - продление договора, осуществляемое до момента истечения срока его действия с целью обеспечения его непрерывности.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: продолжение, отсрочка, продление, экстраполяция, экстраполирование.
  • 5. Слово заимствовано с французского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 13) Пиюрализм:
  • 1. (от латинского pluralis - множественный) - политологический термин, означающий многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил, открыто проявляющихся в западной плюралистической демократии.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: многообразие, триолизм, учение.
  • 5. Слово заимствовано из латинского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

    Нужно узнать значение слова, многозначно ли оно, найти синонимы, омонимы и антонимы к этому слову, определить устаревшее ли это слово, русское ли оно или заимствованно из другого языка, а так же нужно установить к какому типу лексики относится это слово.

    Лексический анализ-это проше говоря разложение слова на лексические элементы.Первое что нужно сделать для лексического анализа это выявить в слове многозначность или однозначность(прямой,переностный смысл).Также

    Лексический разбор слова подразумевает анализ конкретного слова в качестве лексической единицы языка (производится с помощью словарей руссского языка: толкового, фразеологического, омонимов, синонимов, антонимов).

    Схема лексического разбора слова включает в себя следующие пункты:

    Схема разбора:

    1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)
    2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)
    3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)
    4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)
    5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)
    6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)
    7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)
    8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)
    9. входит в активный или пассивный словарный запас
    10. в каком стиле речи преимущественно употребляется
  • Лексический разбор слова проводится с использованием лингвистических словарей - толкового, фразеологического словаря, а также словарей антонимов, синонимов и омонимов.

    Разбор слова происходит по определнной схеме

    1. Сначала определяется лексическое значение данного слова в определнном контексте.
    2. При наличии нескольких значений слова, необходимо указать другие значения.
    3. Устанавливается, в каком смысле использовано слово - в прямом или переносном (ТИП лексического значения.
    4. Если слово использовано в переносном смысле, определяем ВИД переносного значения.
    5. Строится ряд из синонимов (именно для этого значения слова)
    6. Подбирается антонимическая пара.
    7. Определяется происхождение слова - из русского языка, или заимствовано из иностранных.
    8. Устанавливается, относится ли данное слово к общеупотребительным словам или к ограниченной в употреблении лексике.
    9. Определяется, устаревшее ли слово или более современное.
    10. Указывается, относится ли слово к составу фразеологизмов, является ли оно его частью.

    Лучше всего показать лексический разбор слова на определнном примере.

    Разбираем выражение старый друг из поговорки Старый друг лучше новых двух по пунктам.

    1. Старый друг - означает не новый, а уже долго существующий друг.
    2. Слово старый имеет несколько значений. а) достигший старости, существующий давно, долгое время (например - старый человек); б) уже не новый, а ветхий, поврежднный временем (когда идт речь о какой-то вещи - например, старый чемодан); в) не новый, а известный или давно привычный (о событиях, сказках, анекдотах итд - старый анекдот); г)древний, существующий уже очень давно (о произведениях искусства - например старая картина); д) прежний, предыдущий (например о профессии, работе - поменял старую работу на новую).
    3. Значение слова, в котором оно используется в предложении - прямое.
    4. Синоним - давний, прошлый.
    5. Антоним - новый.
    6. Происхождение слова - исконно русское.
    7. Слово является общеупотребительным, применяется во всех речевых стилях.
    8. Слово не устаревшее, а является частью активного словарного запаса.
    9. Слово применяется как часть фразеологизмов - например, старый конь борозды не портит, старый ворон зря не каркает.
  • Лексический разбор слова - это анализ слова как единицы русского языка. Этот разбор выполняется по определнной схеме, которая включает в себя десять пунктов.

    Рассмотрим этот план на определнном примере.

    Выполним лексический разбор слова Вода.

    1) Лексическое значение слова.

    В общем случае, вода - самая распространнная жидкость на нашей планете.

    2) Есть ли у слова несколько значений, если есть, то какие.

    Это слово имеет несколько значений: первое - жидкость, второе - лишние слова в тексте, не имеющие особого смыслового значения и затрудняющие его восприятие.

    3) Смысл слова - прямой или переносный.

    Если в контексте анализа текста или высказывания - то переносное значение, в остальных случаях - прямое значение.

    4) Вид переносного значения.

    Если мы говорим о воде в тексте, то это метафора.

    5) Синонимы.

    Жидкость, влага.

    6) Антонимы.

    Суша, земля, камень, пустыня.

    7) Происхождение слова - русское или заимствованное.

    Заимствованное, из латинского языка.

    8) Слово является общеупотребительным или оно относится к лексике ограниченного употребления.

    Вода - это широко используемое слово, оно является общеупотребительным.

    9) Слово является устаревшим или современным.

    Данное слово является современным.

    10) Определить принадлежность слова к фразеологизмам.

    Со словом Вода есть немало фразеологизмов.

    Например:

    Воды в рот набрал - когда человек ничего не хочет говорить.

    Не разлей вода - сильная близость.

    Как рыба в воде - чувствовать себя уверенно.

    Носить воду в решете - бесполезно тратить сво время на что-либо.

    Лексический разбор слова может понадобится при изучении такого раздела русского языка как лексика и заданий по нему. Лексический разбор слова:1. определение однозначности и многозначности слова 2. что обозначает слово в данном тексте 3.есть ли синонимы, 4.антонимы 5.заимствованное ли слово, или свое6. входит ли слово в состав фразеологизмов, 7. есть ли у слова омонимы 8. Является ли слово устаревшим (дополнительно можно указать-слово историзм или архаизм.

    В школе лексический разбор слова мы часто делали устно. В схему разбора входят следующие шаги:

    1. Значение слова. Слово обычно берется из какого-нибудь контекста. К примеру, ученики читают текст, и учитель задает Иванову разобрать прочитанное слово. Он должен объяснить его значение в данном предложении.
    2. Помимо значения в контексте Иванов должен указать и другие его значения.
    3. Он должен определить значение слово Переносное или Прямое.
    4. В случае, если оно переносное, Иванов также должен объяснить его значение.
    5. Далее он подбирает синонимы.
    6. Потом - антонимы.
    7. Определяет происхождение слова: русское или нерусское.
    8. Делает вывод: слово употребляется в современной речи или уже устарело.
    9. Ищет фразеологизмы с данным словом в контексте.
  • Лексический разбор это анализ слова однозначности-многозначности слова,типа его лексическое значение в данном контексте,синонимов,антонимов,происхождения слова.Порядок у них там токой сначала определяют Значение слова,Многозначное,Происхождение слова,Сфера употребления слова вс это нужно делать с помощью словарей.

    Лексический разбор слова подразумевает анализ слова как единицы русского языка, при этом необходимо определить следующие характеристики слова:

    Является ли слово однозначным или многозначным,

    Какой тип лексического значения слова в конкретном контексте,

    Какие есть синонимы у слова,

    Какие у слова есть антонимы,

    Какое происхождение данного слова,

    Принадлежит ли данное слово к лексике, ограниченной в употреблении или это слово из общеупотребительной лексики,

    Какие у слова фразеологические связи.

    Чтобы правильно определить все эти характеристики для лексического разбора используются лингвистические словари (толковый, фразеологический, словари антонимов, синонимов и омонимов).

    Вот как выглядит схема лексического разбора слова.

Одним из самых сложных заданий для детей во всей школьной программе по русскому языку является разбор слов по лексическому значению. Для того, чтобы его выполнить, необходимо применять словари синонимов, омонимов, антонимов, лингвистические слова, а также словаря фразеологизмов русского языка. Лексический анализ слова выполняется по плану, который будет предоставлен далее в статье. Также будут рассмотрены примеры выполнения разбора.

Для того, чтобы выполнить разбор слова с точки зрения его лексических характеристик, необходимо придерживаться специального плана:

  1. Сначала определяется лексическое значение слова, употребление его в контексте. Например, слова, которые имеют только одно значение, называют однозначными. Если у слова несколько значений – оно многозначное. При этом слова могут иметь переносное значение.
  2. Далее вам необходимо определить, к какому типу значения принадлежит слово в данном контексте. Оно может быть прямым или переносным. Например, медведь – животное (в прямом значении), медведь – неуклюжий человек (может употребляться в переносном значении).
  3. Если мы определим, что слово многозначное, то нужно указать все формы значения через запятую. Здесь нужно воспользоваться толковым словарем русского языка, чтобы не упустить все имеющиеся значения слова.
  4. Если слово употребляется в переносном значении, дайте ему определение, охарактеризуйте его. Например, в словосочетании «каменная статуя» – словом «каменная» обозначается предмет, который сделан из холодного, твердого материала – камня, а в словосочетании «каменное лицо», оно обозначает отсутствие эмоций на лице, невозмутимость.
  5. Найдите все существующие антонимы данного слова и запишите их. Антонимы могут быть как однокорневые – счастье – несчастье; быль – небыль и т.д., так и разнокоренные – друг – враг, злой – добрый.
  6. Необходимо найти все существующие синонимы к слову в том значение, в котором оно находится. Синонимы используются для более точного выражения мысли, придания им ярких окрасок, избегания тавтологии. Пример синонимов: счастливый – веселый, радостный, ликующий, торжествующий и т.д.
  7. Определите, является ли слово заимствованным из других языков или оно относится только к русскому языку. Есть несколько определений, по которым можно определить заимствовано оно или нет. Большинство заимствованных слов содержат букву «ф», а также те, у которых есть приставки «гидро», «био», «вет», «мото», «радио». Русских слов, которые начинаются на «А» в русском языке тоже очень мало. Слова дочь, мать, дуб, пруд являются исконно русскими. Баскетбол (от англ. Basket – корзина, Ball – мяч) – это слово из английского языка.
  8. Установите сферу употребления разбираемого слова, определите лексическое значение. Возможно слово относится к идиомам – «остаться с носом», значит «остаться ни с чем»; к жаргонизмам (слова, используемые в узких кругах людей) – «атас», значит «тревога».
  9. Необходимо определить, относится ли оно к устаревшим. Определите отношение слова к архаизмам или историзмам, если оно является устаревшим.
  10. Определить, принадлежит ли рассматриваемое слово фразеологизмам.

Пример анализа слова по лексическому значению

Из этого предложения «Ветка яблони прятала меня от солнечных лучей» возьмем для лексического анализа слово «ветка».


Как было сказано выше, чтобы провести разбор слова как лексической единицы, вам необходимо обзавестись некоторыми словарями, которые помогут вам в дальнейшей работе. Такие словари можно найти в сети Интернет.

Толковый словарь Ожегова онлайн

Этот словарь будет полезен всем учащимся и тем, кто интересуется русским языком в индивидуальных целях. Словарь Ожегова включает значения русских слов, содержит примеры употребления в предложениях и другую информацию. Этот словарь поможет найти не только значения слов в распространенном употреблении, но и значения в переносном смысле, а также ознакомиться с новыми значениями слова.

Словарь был создан в 1949 году известным лексикографом и ученым С. И. Ожеговым и является самым распространенным и полным словарем на данный момент. На сегодняшний день в нем имеется более семидесяти тысяч слов. Интернет сервис http://ozhegov.textologia.ru/ представляет собой электронную версию словаря Ожегова, которая в точности соответствует бумажной. На данном этапе слова продолжают добавляться пользователями и проверяться на подлинность редакторами сервиса.

Чтобы воспользоваться словарем для лексического разбора нужно:


Как подобрать синонимы к слову при лексическом разборе

Для нахождения синонимов русского языка вы можете воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Одним из них является http://www.synonymizer.ru/ . С помощью него вы можете найти все существующие синонимы в русском языке, нажав при этом одну кнопку. Сайт очень прост в управлении.

Для того, чтобы найти синонимы:


1. Определить лексическое значение слова (самостоятель­но или с помощью словаря).

2. Установить, в прямом или в переносном значении упот­реблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омо­нимы.

4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствован­ное.

Образец записи :

Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)

1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

2. Перен, знач. - олицетв.

3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыть­ся сном - синонимы.

5. Исконно русское.

КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?

АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «презри­тельно-надменный»?

1) высокомерный

2) фамильярный

3) тщеславный

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в ре­чи большим запасом слов. Кроме того, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам пра­вильный ответ

Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. Например: значение «человек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успех» имеет первое из нижепере­численных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстре­мист), значение «действующий без всякого стеснения» при­суще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бес­церемонный , демократичный), к выражению «презрительно-надменный» - второе прилагательное (энергичный, фамиль­ярный, невоспитанный, наглый), к «лицемерие, ханжество»- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равноду­шие, авантюризм, фарисейство) , «лишённый необходимого присмотра» - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к «музыкальное сопровожде­ние голоса» - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпа­немент, экспромт), к «удобный случай для отправки с кем-либо письма, посылки» - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к «человек, испыты­вающий ненависть к людям» - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.

А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОН­НЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой ин­формации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.


2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помо­гают успешно и быстро решать многие проблемы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обо­значающие разные понятия.

Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонент­ный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрыт­ный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, соседний - сосед­ский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же ко­рень), грамматических признаках (это слова одной части ре­чи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учи­тывать при употреблении их в речи.

Следовательно, при анализе предложений, в которых ис­пользованы слова этой группы, нужно прежде всего опреде­лить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. Например, если требуется найти ошибку в употребле­нии слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформули­ровать их лексическое значение, а затем попытаться опреде­лить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, на­пример, такую пару слов:

вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;

вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни нача­ла, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий су­ществовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно су­ществующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, при­лагательное вековой соотносится с существительным столе­тие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с поняти­ем бесконечности во времени и постоянства.

Разобравшись в различии лексического значения парони­мов, вы можете приступать к смысловому анализу тех че­тырёх предложений, которые предложены в задании. В од­ном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, например, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное ве­ковой.

1) Любовь - чувство прекрасное, и оно должно быть по­стоянным и вечным. 2) Хотя остров находится в зоне веч­ного тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.

3) Нет ничего тайного, что бы не стало яв­ным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любо­пытными документами. 5) Есть вечные человеческие цен­ности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щер­батая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Они всю жизнь прожили на одной пло­щадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья пе­ремешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать веч­ную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого ста­ринного замка. 11) Они молча постояли у могилы Неизвест­ному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пла­мя вечного огня.

Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смы­словые различия однокоренных слов, указанных в формули­ровке задания.

А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложе­ние 12).

1) глубокая, всепоглощающая

2) способная воздействовать, активная

3) находящаяся в постоянном движении

4) настоящая, подлинная

обратите внимание:

Это задание проверяет способность определять лексиче­ское значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять сло­ва, которые употреблены в переносном или прямом значении.

В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразитель­ности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1) метафоры

2) аллитерация

3) инверсия

4) олицетворение.

5) эпитеты

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Это задание проверяет умение определять наиболее ти­пичные средства выразительности, которыми пользуется ав­тор прочитанного вами текста, чтобы более точно и вырази­тельно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ пока­зывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об основных языковых средст­вах художественной изобразительности, то есть знать пере­чень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средст­ва, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их на­зывать.

Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. Поэтому в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные тер­мины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, сред­ства художественной выразительности и т.п. Единый госу­дарственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в ис­ходном тексте самые распространённые средства выразитель­ности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анали­зе текста на уроках русского языка и литературы.

Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической сис­теме русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.

Эпитет (греч.epitheton- «приложенное», «прибавленное») - это художественное, образное определение, обладающее осо­бой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое пред­ставление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, се­рый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть на­званы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцо­вый, стальной, янтарный и т. п.

Однако не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Толь­ко в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессив­но-эмоциональную нагрузку в высказывании.

В художественных текстах встречаются редкие (индиви­дуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожидан­ные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармелад­ное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шук­шин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ве­тер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.

Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания про­тивоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соеди­нения слов приковывает внимание читателя, усиливает вы­разительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), гру­стная радость (С. Есенин) и т. д.

Метафора (греч.metaphora-«перенесение») пред­ставляет собой перенесение значения по сходству. Это средст­во выразительности очень близко к сравнению. Иногда мета­фору и называют скрытым сравнением, так как и в основе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравни­тельных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяков­ский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.

Иногда весь текст или значительный по объёму его фраг­мент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонто­ва «Чаша жизни», которое построено на развёртывании ме­тафорического высказывания пить чашу жизни.

Олицетворение - художественный приём, заключаю­щийся в том, что при описании животных или неодушевлён­ных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Те­ни. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воз­дух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)

Гипербола (греч. hуреrbо1е - «преувеличение») - изо­бразительный приём, построенный на количественном уси­лении признаков предмета, явления, действия. Другими сло­вами, это «художественное преувеличение»:

Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - руб­лём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой го­ловёнке. (В. Маяковский)

Антитеза (греч. апtithesis - «противоположение») - это приём контраста, противопоставления явлений и поня­тий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются ли­ца, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)

Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - «ост­роумно-глупое») - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную пе­чаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье го­ря, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозмож­ное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидя­щей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с по­мощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есе­нин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится ре­ка. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Градация (лат.gradatio- «постепенное возвышение») - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные зву­ки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызван­ные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)

Экзаменационная работа в целом проверяет уровень вла­дения лексическими нормами современного русского литера­турного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы на­пишете, выполняя задание С1 .

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.