Педагогика физической культуры и спорта как. Сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта Педагогика физкультуры и спорта

ü Ответьте на вопросы:

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

1.16-летнего возраста;

2.18-летнего возраста;

3.14-летнего возраста;

4.12-летнего возраста.

3. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

1. электронного журнала;

2. электронного дневника;

3. электронных форм учебной документации;

4. все ответы верны.

4. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;

4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

5. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

3. В особых случаях, при наличии уважительных причин

4. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

6. Кто из древнегреческих философов считал движение «целительной частью медицины»?

1. Аристотель;

2. Платон;

3. Пифагор;

1) Ж.-Ж.Руссо;

2) Платон;

3) Ф.Фребель;

1) Ж.-Ж.Руссо

2) Дж. Локк

3) Я.А.Коменский

4) И.Г. Песталоцци

9 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

a) свобода

б) принуждение

в) природосообразность

г) утилитаризм

10. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

3. Древняя Греция;

4. Италия.

11. В каком году состоялись первые Олимпийские игры древности?

1. В 906 году до нашей эры;

2. В 1201 год;.

3. В 776 году до нашей эры;

4. В 792 году до нашей эры.

12. В каком году и где создан Международный олимпийский комитет?

1. В 1894 году в Париже;

2. В 1896 году в Лондоне;

3. В 1905 году в Греции;

4. В 1908 году в Лондоне.

13. Что такое «Олимпийская хартия»?

1. Название оды спорту, написанной Пьером де Кубертеном;

2. Свод законов, по которым осуществляется олимпийское движение;

3. Правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр;

4. Клятва спортсмена.

14. Как переводится олимпийский девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?

2. «Сильнее, красивее, точнее»;

3. «Быстрее, выше, сильнее»;

15. Кто является основоположником системы физического воспитания, основу которой составило «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма»?

1. Л.П. Матвеев;

2. Г.Г. Бенезе;

3. П.Ф. Лесгафт;

4. Н.А.Семашко.

16. Какие изменения в развитии физической культуры и спорта произошли в России после революции?

1. Популяризация восточных видов гимнастики и борьбы;

2. Создание военно-спортивных клубов и кружков физической культуры;

3. Появление оздоровительных систем «фитнесс» и аквааэробика.

4. Создание федераций по видам спорта.

17. Кто впервые в России разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе?

1. Н.Г. Чернышевский;

2. Ян Амос Каменский;

3. П.Ф. Лесгафт;

4. А.В. Луначарский.

18. В каком году был создан Российский олимпийский комитет?

1. В 1896 году;

2. В 1911 году;

3. В 1960 году;

4. В 1973 году.

19. Указать главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».

1. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке честь и благородство сохранять;

2. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.

3. Чувство собственного достоинства, честность, уважение - к соперникам, судьям, зрителям;

4. Строгое выполнение правил соревнований.

20. Какими показателями характеризуется физическое развитие?

1. Наследственностью, конституцией, антропометрическими показателями;

2. Росто-весовыми показателями;

3. Телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья;

4. Физической подготовленностью.

21. Физическими упражнениями принято называть...

1. многократное повторение двигательных действий;

2. движения, способствующие повышению работоспособности;

3. определенным образом организованные двигательные действия;

4. комплекс гимнастических упражнений.

22. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение...

1. физической подготовленности человека к жизни;;

2. подготовки к профессиональной деятельности.

3. восстановления организма после заболеваний, травм, переутомления.

4. подготовки к спортивной деятельности.

23. Три группы задач, решаемых в процессе физического воспитания-

1. Развивающие, коррекционные, специфические.

2. Воспитательные, оздоровительные, образовательные.

3. Общепедагогические, компенсаторные, гигиенические.

4. Развивающие, оздоровительные, гигиенические.

24. Что является основным специфическим средством физического воспитания?

1. Естественные свойства природы;

2. Физическое упражнение;

3. Санитарно-гигиенические факторы;

4. Соревновательная деятельность.

25. Способ выполнения двигательного действия, позволяющий решать двигательную задачу более целесообразно и эффективно, называется...

1. Техникой физического упражнения;

2. Двигательным навыком;

3. Двигательным умением;

4. Двигательным «стереотипом».

26. Состав и последовательность действий, звеньев, усилий, необходимых для решения двигательной задачи определенным способом, принято называть...

1. Деталями техники;

2. Главным звеном техники;

3. Основой техники;

4. Структурой двигательной деятельности.

27. Оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития, соответствующие требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, отражает...

1. физическое совершенство человека;

2. физическое развитие человека;

3. физическое состояние человека;

4. физическую форму человека.

28. Что является основным критерием физического совершенства человека?

1. Качество теоретических знаний о физической культуре.

2. Уровень развития физических возможностей.

3. Состояние здоровья.

4. Социализация личности.

29. Объективно присущие физической культуре свойства, позволяющие воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества называются...

1. Функциями физической культуры;

2. Принципами физической культуры;

3. Методами физической культуры;

4. Средствами физической культуры.

30. Достигнутые результаты в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни, характеризуют...

1. Физическое образование субъекта;

2. Физическую культуру личности;

3. Физическое развитие индивида;

4. Физическое совершенство человека.

31. Назовите основные показатели развития физической культуры личности.

1. Культура движений и широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метания, плавание, передвижения на лыжах);

2. Гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма, физической подготовленности;

3. Уровень физических качеств; знания в области физической культуры; мотивы и интересы к физическому совершенствованию; соблюдение гигиены и режима;

4. Росто-весовые показатели.

32. В каком документе отражены нравственные правила спортивной деятельности?

1. Олимпийская хартия;

2. Олимпийский устав;

3. Олимпийская клятва;

4. Правила соревнований.

33. Какие задачи умственного развития обучающихся решаются в процессе физического воспитания?

1. Расширение и углубление специальных знаний в сфере физической культуры.

2. Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта; развитие познавательных и творческих способностей.

3. Содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании, средствами физической культуры и спорта.

4. Формирование осмысленного отношения к занятиям физической культурой.

34. Назовите задачи развития эстетической сферы личности человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

1. Воспитание способности глубоко чувствовать и оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;

2. Воспитание способности чутко воспринимать и оценивать красоту в сфере физической культуры; формирование эстетики поведения и отношений;

3. Выработка активной позиции в утверждении прекрасного;

4. Непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

35. Что входит в содержание интеллектуальных ценностей физической культуры?

1. Знание о методах и средствах развития физического потенциала человека;

2. Комплекс методических руководств, практических рекомендаций, пособий;

3. Способность к рациональной организации времени, собранность;

4. Развитие мышления, логики.

36. Что понимается под мобилизационными ценностями физической культуры?

1. Все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки занимающихся;

2. Личные достижения в двигательной подготовленности человека;

3. Способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость;

4. Развитие потребности в физическом совершенствовании.

37. Что относится к средствам физического воспитания?

1. Подвижные игры, гимнастика, спортивные игры, туризм, плавание, лыжная подготовка;

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания, отдыха, личная гигиена;

3. Физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы;

4. Солнце, воздух, вода.

38. Что понимается под формами занятий физическими упражнениями?

1. Способы организации учебно-воспитательного процесса;

2. Типы уроков;

3. Виды физкультурно-оздоровительной работы;

4. Структура построения занятий.

39. К занятиям, проводимым преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся, относятся...

1. Уроки физической культуры и спортивно-тренировочные занятия.

2. Аэробика, шейпинг, калланетика, атлетическая гимнастика;

3. Первенства, чемпионаты, спартакиады, отборочные соревнования и др.;

4. Туристические походы.

40. Какова структура урочных форм занятий?

1. Вводная, разминочная, восстановительная части;

2. Подготовительная, основная, заключительная части;

3. Организационная, самостоятельная, низко-интенсивная части;

4. Вводная, основная, рекреационная.

41. Как классифицируются уроки физической культуры по признаку основной направленности?

1. Уроки освоения нового материала, уроки закрепления и совершенствования учебного материала, контрольные и смешанные (комплексные) уроки;

2. ОФП, профессионально-прикладной физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия;

3. Уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовки, подвижных и спортивных игр и т.д.

4. Урок здоровья, спортивно-ориентированный урок;

42. В каких направлениях проявляется базовая физическая культура?

1. Физическая культура в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального, общего и среднего образования;

2. Физическая культура в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

3. Физическая культура, представленная как учебный предмет в системе образования и воспитания; физическая культура взрослого населения;

4. Физическая культура, как самостоятельный вид занятий.

43. Основным результатом использования базовой физической культуры в общей системе образования и воспитания является...

1. Повышение уровня физической подготовленности, длительное сохранение здоровья, творческого долголетия и дееспособности, организация здорового образа жизни.

2. Приобретение необходимого уровня образованности в сфере физической культуры.

3. Овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками.

4. Все вышеперечисленное.

44. В чем заключается основная цель массового спорта?

1. Достижение максимально высоких спортивных результатов;

2. Восстановление физической работоспособности;

3. Повышение и сохранение общей физической подготовленности;

4. Увеличение количества занимающихся спортом.

45. Чем определяется направленность профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)?

1. Необходимостью военно-прикладной подготовки молодых людей к предстоящей службе в армии;

2. Потребностью общества в специальной подготовке человека к конкретной профессиональной деятельности;

3. Необходимостью социальной адаптации индивида в обществе;

4. Выработкой определенных стереотипов выполнения упражнений.

46. В чем суть и назначение оздоровительно-реабилитационной физической культуры?

1. Использование физических упражнений как факторов профилактики и лечения различных заболеваний, восстановления, борьбы с переутомлением;

2. Применение методик лечебной физической культуры после травм и заболеваний в условиях стационара, в целях реабилитации;

3. Организация профилактики заболеваний у населения;

4. Повышение иммунной системы организма.

47. В каких разновидностях представлены «фоновые» виды физической культуры?

1. Гигиеническая и рекреативная физическая культура;

2. Туризм, охота, рыболовство;

3. Физкультурно-спортивные развлечения и оздоровительно- массовые мероприятия;

4. Лечебная физическая культура.

48. Процесс, направленный на воспитание двигательных (физических) качеств, способностей, необходимых в жизни и спортивной деятельности, называется...

1. Тренировочным процессом;

2. Учебным процессом;

3. Физической подготовкой;

4. Физическим развитием.

49. Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется...

1. Общей физической подготовкой;

2. Специальной физической подготовкой;

3. Гармонической физической подготовко;.

4. Общим развитием.

50. Какой метод, позволяющий наращивать физическую силу, является основным?

1. Метод круговой тренировки с выполнением силовых упражнений на 8-10 станциях.

2. Переменный метод, позволяющий варьировать интервалы отдыха между подходами к снарядам, менять вес и количество повторений.

3. Метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых до отказа.

4. Метод переменного непрерывного упражнения.

Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014.

В учебном пособии раскрывается сущность и специфика педагогических категорий обучения, воспитания, образования, показаны теоретические основы системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов университетов в сфере физической культуры и спорта.
Адресовано студентам институтов, факультетов физического воспитания педагогических вузов и университетов, а также аспирантам, преподавателям, тренерам, слушателям курсов повышения квалификации в сфере физической культуры.

1.2. Задачи педагогической науки.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь слушателей от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания и управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задача науки - проводить исследования, а практическая задача школы и высших учебных заведений - осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся и студентов.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
Прежде всего обозначим постоянные задачи педагогической науки.
Вскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Это важнейшая постоянная задача. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

Введение.
Лекция 1. Педагогика как наука и практика.
Лекция 2. Сущность образования как педагогической категории.
Лекция 3. Теория обучающей деятельности как дидактическая основа.
Лекция 4. Профессионально-педагогическая деятельность спортивного педагога.
Лекция 5. Методы и средства педагогической деятельности спортивного педагога.
Лекция 6. Формы организации педагогического процесса.
Лекция 7. Система воспитательной деятельности спортивного педагога.
Лекция 8. Педагогическое мастерство спортивного педагога.
Лекция 9. Педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 10. Педагогические инновации в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 11. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта.
Лекция 12. Педагогическое творчество, факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 13. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: теория и технологии.
Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену.
Глоссарий.
Список использованной литературы.
Список рекомендуемой литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, учебно методическое пособие для магистрантов, Скутин А.В., 2014
  • Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры, Назаркина Н.И., Николаичева И.М., 2014
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 3 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2016
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 2 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Педагогика спорта

Введение

Педагогика физической культуры и спорта - это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом. В каждой науке имеется свой словарь терминов, содержание которых раскрывается в соответствующих понятиях. Так, «педагогика ФК и спорта» - термин, понятийный смысл которого в том, что это «наука, которая…» и т.д. (В понятии фиксируются существенные свойства, признаки, связи и отношения заключенные в определенном термине.) Наиболее важные, основные понятия науки, выражающие ее сущность, называются категориями. Поскольку педагогика есть наука о воспитании, то се основными категориями являются профессионально осуществляемое воспитание в широком смысле этого слова, включающее в себя образование и обучение, и воспитание в более узком смысле.

В большинстве словарей воспитание определяется как относительно осмысленное и целенаправленное «взращивание человека». Мы имеем дело с конкретной стороной воспитания - с физическим воспитанием. Здесь должны развиваться свойства и качества, направленные на полноценное развитие и функционирование органов и систем, обеспечивающих двигательную деятельность человека, и формироваться стороны личности, содействующие достижению успеха в этом процессе. К ним относятся трудолюбие и добросовестность, волевые проявления при выполнении заданий: настойчивость, целеустремленность, смелость - способность преодолеть неуверенность, страх и др., а также необходимо побуждать к проявлению нравственных качеств, не позволяющих применять полученные двигательные умения и навыки во вред другим людям. Наиболее кратко физическое воспитание можно определить как специально и преднамеренно организованный процесс - целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый по развитию физических (двигательных) качеств, освоению двигательных умений и навыков и овладению знаниями из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.

Развитие. Под ним понимают качественные и количественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни. Развитие может быть восходящим - прогрессирующим - и может идти по нисходящей линии - регрессирующим. Происходит развитие под влиянием естественных биологических факторов наследственного характера, состояния здоровья, условий быта, включая режим дня, полноценности питания и направленности специальных воспитательных воздействий. Причем изменения, происходящие под влиянием биологических причин и осуществляемые в результате преднамеренных воспитательных воздействий, находятся в достаточно сложной системе взаимодействий. Этот вопрос впервые был рассмотрен Л.С. Выготским в 30-е годы прошлого века. Согласно его гипотезе, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития, между ними устанавливаются сложнейшие динамические зависимости. Последующая проверка этой гипотезы большим количеством исследователей привела к появлению в советской педагогике направления, получившего название «Развивающее обучение». В частности, Л.В. Занков отметил: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие». Им же разработана соответствующая дидактическая система: обучение должно идти на высоком уровне трудности; ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям; практикуется высокий темп изучения материала; процесс обучения должен быть осознанным; необходима систематическая работа над развитием всех обучаемых.

Положения развивающего обучения полностью применимы для физического воспитания, но имеются и некоторые особенности. Так, освоение сложных двигательных действий, требующих высокой координации, возможно только при достаточном созревании центральной нервной системы, но, в то же время упражнения повышенной трудности стимулируют созревание. Именно этим объясняются успехи детей младшего возраста в фигурном катании, художественной гимнастике и ряде других видов спорта. Вместе с тем существует опасность высоких нагрузок, которые могут нанести ущерб естественному биологическому развитию при отсутствии постоянного медицинского контроля за этим процессом. Примером может служить эпифизарный хрящ трубчатых костей, обеспечивающий их рост. При средних частых нагрузках (бег, подскоки и т.п.) раздражение этих точек роста способствует удлинению конечностей, а чрезмерные нагрузки приводят к их окостенению, и рост прекращается. Подобное явление наблюдалось у болгарских штангистов в связи с их ранней спортивной специализацией, зачастую с 10-11-летнего возраста. Значительное по отношению к туловищу укорочение конечностей создавало преимущество при поднятии штанги, но резко нарушало в целом пропорциональность фигуры молодых людей. Несоразмерность физических напряжений возможностям биологического развития нередко вызывает нежелательные отклонения в формировании органов и систем у занимающихся различными видами спорта, особенно часто страдает сердечнососудистая система.

В развитии выделяются:

а) физическое развитие, включающее моторное развитие;

б) психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций;

в) социальное развитие - вхождение индивида в человеческое общество, суть которого в освоении идеалов и в принятии и применении ценностей, норм, правил поведения и взаимоотношений, существующих в данном социально-экономическом строе и в конкретной среде существования человека.

1. Роль физической культу ры и спорта в развитии личности

физический педагогика упражнение воспитание

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию, повышению умственной и физической работоспособности, развитию и совершенствованию основных двигательных качеств, обучению новым видам движений, формированию гигиенических навыков, воспитанию нравственных качеств. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности. Задачи занятий физической культурой и спортом решаются в процессе и результате трех форм деятельности: обучения, развития и воспитания. Обучение направлено на овладение техникой физических упражнений, навыками санитарии и гигиены, спортивной тактикой и теоретическими знаниями. Под развитием на занятиях физической культурой и спортом следует понимать укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей и форм тела, а под воспитанием - формирование определенных сторон интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, черт характера, эстетических вкусов и этических представлений. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого поколения, способного с высокой производительностью трудиться. Занятия физической культурой также способствуют выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Основной ролью физической культуры и спорта в развитии личности, несомненно, является подготовка индивида к трудовой деятельности. Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта Объективная сторона влияния занятий физической культурой и спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится прежде всего к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, т.е. представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений, темпе, скорости, ритме, а также о поверхности и весе тел и о возможностях собственного тела. Занятия физической культурой и спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта.

1. Внимание (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям).

2. Наблюдательность (вследствие развития анализаторов).

3. Быстрота соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации).

4. Мышление (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) Развитие интеллекта связано с умственным воспитанием и с развитием умственных способностей. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил, способностей, развитие познавательных интересов, формирование познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять знания, повышать уровень своей подготовки. Связь занятий физической культурой и спортом с развитием умственных способностей и интеллекта проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе занятий физической культурой оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей и интеллекта занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее, как распределить силы на дистанции, в соревнованиях). Опосредованная связь физической культуры и спорта с развитием интеллекта состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе занятий составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма. Что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности и, как следствие, развитию интеллектуальных возможностей человека.

2. Занятия физической культурой и спортом развитие волевых черт характера

Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Понятие воли связывается с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определенных целей и связанных с преодолением препятствий. К волевым чертам характера относятся: смелость и решительность, целенаправленность и целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициатива.

Смелость и решительность выражаются в способности не бояться трудностей, неудач, в умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение и, приняв, стараться его выполнить.

Целенаправленность и целеустремленность выражаются в способности определять ближайшие и перспективные задачи, а также средства и методы их решения. Правильная оценка достигнутых результатов имеет исключительное значение в выполнении намеченных планов и способствует проявлению целеустремленности и в дальнейшем.

Настойчивость и упорство выражаются в стремлении достичь намеченной цели, в умении преодолевать трудности.

Выдержка и самообладание проявляются как способность спокойно реагировать на изменение обстановки, ясно мыслить, одинаково четко управлять своими чувствами и действиями как в обычных условиях, так и в неблагоприятных условиях, критично относиться к себе, преодолевать растерянность, боязнь, нервное перевозбуждение.

Самостоятельность и инициативность выражаются в способности действовать самому, без посторонней помощи или руководства, самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому.

Чтобы занятия физической культурой и спортом содействовали развитию волевых качеств человека, необходимо создать сложные трудные условия в процессе занятий. Необходимо умело подбирать и ставить значительные, но преодолимые для спортсмена препятствия, постепенно усложняя их, повышая степень их трудности.

Трудности в спорте, способствующие развитию волевых черт характера, состоят в необходимости овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, боль, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды и соблюдать установленный режим дня.

Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований. Они-то и являются одним из основных средств развития волевых качеств спортсмена.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальным средством формирования волевых черт характера является нагрузка.

На занятиях физической культурой и спортом, как и во всех других случаях жизни, волевые качества выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, стойкости и слабости воли, уверенности и сомнении, решительности и колебания, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. В противном случае физическая культура и спорт станут средством выявления и закрепления слабых сторон воли и, таким образом, могут оказаться факторами, отрицательно влияющими на формирование волевых черт характера.

3. Физическая культура и спорт как средство воздействия на эмоциональную сферу

Эмоции играют большую роль в жизнедеятельности человека. Различные эмоциональные переживания и состояния, возникнув в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, сами начинают оказывать влияние на характер и успех выполнения данной деятельности. Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у занимающихся положительных эмоций. Причины этого явления состоят в следующем. Мышечное напряжение, находящееся в пределах интенсивности, у здоровых людей связано с возникновением приятных ощущений. Занятия физической культурой и спортом вызывают у человека такие эмоции, как эмоции спортивного соперничества, азарта, спортивной чести, борьбы. Особенно большое значение эмоции имеют в условиях волевых действий, связанных с преодолением больших трудностей и препятствий. Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. И эмоциональное воздействие соревнования усиливается по мере расширения аудитории его болельщиков.

Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний. На занятиях спортом человек может видеть бесплодность своих усилий. Он не всегда способен сразу выполнить требуемое, достичь желаемого спортивного результата. Видя перед собой более преуспевающих товарищей, спортсмен может сделать вывод о своем несоответствии предъявляемым требованиям. Наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях.

Отрицательные эмоции возникают также из-за травм, невозможности выступать на соревнованиях, к которым велась длительная и напряженная подготовка. А в некоторых видах спорта на сознание спортсмена может отрицательно повлиять не вполне объективное судейство.

Спорт оказывает влияние на эмоциональный мир людей. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсменами. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных позициях. Вместе с тем существенную роль в эмоциональной действенности спортивных зрелищ играют и эстетические свойства, присущие спорту.

4. Занятия физической культурой и спортом, как средство эстетического воспитания

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела. Как доведены до степени искусства движения гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Значение занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания имеет две стороны. Первая состоит в воздействии на формирование у занимающихся красоты движения, поведения и телосложения. Увеличивая мышечную массу, регулируя жироотложение, улучшая осанку, оздоровляя кожу, занятия физкультурой и спортом способствуют достижению эстетического эффекта во внешности человека, и в первую очередь в телосложении.

Вторая сторона состоит в формировании у занимающихся и у зрителей спортивных соревнований эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. И спортсмены, и зрители учатся оценивать красивое в человеческом теле как сильное, пропорционально развитое, выражающее здоровье. Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему

5. Педагогика спорта в плавании

Плавание - один из наиболее популярных, массовых и бурно развивающихся видов спорта. Обучение, отбор тренировка, соревновательная деятельность, воспитание квалифицированных пловцов в сферах массового детско-юношеского спорта и спорта высших достижений - вот основной круг явлении, составляющий предмет теории и методики спортивного плавания как спортивно-педагогической дисциплины. Её основной объект внимания - спортсмен в возрастном диапазоне от 7-9 до 25-28 лет и тренер - педагог по плаванию. Плавание как спортивно-педагогическая дисциплина входит в систему наук, ориентированную на запросы физической культуры и спорта.

Основными задачами данной дисциплины являются:

1) исследование закономерностей многолетнего процесса спортивной подготовки пловцов, обобщение передового тренерского опыта и на этой основе разрабатывать и совершенствовать технологию подготовки квалифицированных пловцов различных возрастных групп;

2) разработка и совершенствование теории и методики профессионально-педагогической деятельности тренера по плаванию, вооружить ею специальными знаниями и приемами обучения, тренировки, воспитания.

6. Р оль тренера в обучении плаванию

Эффект деятельности тренера во многом зависит от его способности педагогически осмыслить и интерпретировать научно-методическую информацию. Это одно из общих условий профессионального творчества.

В среде тренеров имеются разные взгляды по этим вопросам и выдвигаются разные требования к научным исследованиям, научно - методическим работам и практике. Практика показала: чем выше уровень понимания научно-методической информации и чем глубже теоретический подход к ней, тем успешнее осуществляется ее включение в учебно - тренировочный процесс. И наоборот, узкоутилитарное отношение к информации ограничивает сферу ее использования.

В результате обобщения всей совокупности научных исследований и опыта практической деятельности в области спортивного плавания создается проект многолетней подготовки спортсменов. Этот проект тренер получает в виде программ, рекомендаций, учебных пособий и т.д. Однако в них показан лишь общий, усредненный путь к цели. Дело тренера - творчески использовать эти материалы для достижения целей учебно-тренировочного процесса с конкретной группой занимающихся. Реализуя предписания, заключенные в программе, тренер действует самостоятельно, применяет новые средства и методы или старые в новом сочетании. Таким образом, инструкции, указания, зафиксированные в программе, - необходимая предпосылка развертывания его самостоятельной творческой деятельности. В работе ему необходим весь комплекс знаний, которые были положены в основу при составлении программно-методических документов.

Важный ориентир в работе тренера - передовой опыт других спортивных педагогов. Изучение и обобщение опыта своих коллег позволяет выявить образцы эффективной профессионально - педагогической деятельности, работать по лучшим эталонам. А это позволяет поднять уровень учебно - тренировочного процесса в своих группах на новый уровень. В связи с этим следует помнить, что передается не сам опыт, а его идея. В повседневной деятельности тренер зачастую должен быстро принимать решения, нередко без достаточных оснований, руководствуясь интуицией, тренерским чутьем. При этом интуиция предполагает, с одной стороны, накопление опыта, осмысление большого числа фактов, с другой - последующий анализ решений, принятых интуитивно. Поэтому интуицию тренера необходимо рассматривать как его собственный, личный опыт проведения учебно-тренировочной работы. В ней проявляются такие необходимые качества личности тренера, как способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные качества каждого занимающегося, педагогический такт и др.

Анализ своей работы приводит к накоплению фактов, а осмысление этих фактов в системе знаний о спорте - к совершенствованию это системы. В первую очередь это относится к методике обучения и тренировки в плавании. Тренер с развитым научно-педагогическим мышлением может самостоятельно поставить эксперимент и, получив достоверные результаты, внести определенный вклад в науку о плавании. Организационная сторона учебно - тренировочного занятия по плаванию в наибольшей степени зависит от самостоятельного и творческого подхода тренера к делу. Урочная форма занятий по плаванию - это отшлифованная временем, доказавшая свою эффективность форма организации учебно-тренировочного процесса. Но в ней есть и слабая сторона. Это неизбежные трудности в учете индивидуальных особенностей занимающихся, его индивидуального темпаспортивного совершенствования. Средство преодолеть эти трудности - в сочетании индивидуальной и групповой работы. От того, как это сочетание удается тренеру, зависит эффективность деятельности тренера.

7. Роль родителей в жизни пловца

Роль родителей в воспитании пловца становится все более и более значительной, хотя бы потому, что все больше 7-8-летних детей приходит в бассейны. Поэтому роль родителей при подготовке юного пловца возросла до одного из решающих факторов.

Никогда нельзя при ребенке неспортивно вести себя. Неплохо завязать дружбу с родителями основных противников юного пловца. В большинстве случаев неприязнь между соперниками начинается с родителей, а дети ее уже потом старательно перенимают.

Родители всегда должны помнить о том, что их участие в обучении является лишь одним из звеньев тренерской работы. Оценить деятельность пловца может только тренер, так как в его руках сходятся все нити - он планирует всю программу, проверяет ее выполнение, знает результаты. Родители, принимающие участие в обучении ребенка плаванию, должны с уважением относиться к занятиям тренера и его взаимоотношению с юным спортсменом.

8. Роль спортсмена в плавании

Основным фактором для достижения успеха на соревнованиях, соревновательных сборах у спортсмена служит доверие тренеру, его методике. Без доверия пловец упускает свои ошибки, недочёты, отдаляясь от желаемого результата и заветной цели.

Если пловец считает себя слабым бойцом, то и на соревнованиях он выступает неуверенно. Если пловец видит себя стойким и волевым спортсменом, то и на соревнованиях он обычно добивается хороших результатов. Причисляет же он себя к тому или иному типу спортсменов на основе опыта прежних выступлений в соревнованиях.

На основе собственного опыта могу добавить, что спортсмену необходимо приобрести умение проигрывать. Проигрыш учит быть сильнее, указывает на ошибки, тренирует волю любого спортсмена.

Так же, важно учиться на собственных ошибках в ходе тренировочного процесса. На учебных стартах пловец должен войти в соревновательное состояние, почувствовать мондраж, ответственность, просчитать все свои действия на несколько гребков вперёд, не поддаваться психологическому давлению противника. Только в этом случает спортсмен может рассчитывать на успех на соревнованиях.

Заключение

В центре внимания теории педагогики спорта находится научная деятельность. Она занимается основополагающими вопросами педагогики спорта, определяющими природу ее существования. В более широком плане в ее задачу входит определение научного характера педагогики спорта она осуществляет исследование основ - выясняет возможности условия и предпосылки легитимации педагогики спорта как науки. По сравнению со всеми остальными направлениями педагогики спорта предметом теории педагогики спорта является не занятия спортом в школе или игры в свободное время, а педагогика спорта как наука. Тем самым она отличается от других направлений исследования.

Спортивно-дидактические теории приобретают неоспоримый метатеоретический уклон в тот момент, когда предметом их анализа является не сама практика преподавания физкультуры и спорта, а теория, рассматривающая особенности этой практики. Очень часто спортивно-дидактические теории концентрируют свое внимание не столько на вопросах практики школьного спорта и преподавания физкультуры, сколько на определенных теориях, обобщающих именно эту практику, в результате чего практика как таковая практика вообще исчезает из их поля зрения. В этой ситуации, когда предметом размышлений становится теория, рефлексирующая по поводу практики, а не сама практика школьного спорта, в дело неизбежно вступают соображения метатеоретического характера, из чего мы можем сделать следующий вывод метатеории отнюдь не являются исключительной привилегией теории педагогики спорта, в принципе, почти любая спортивно-педагогическая концепция, какого бы круга вопросов она ни касалась, содержит метатеорию в широком смысле слова.

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика спорта как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем большого спорта с позиций педагогики.

С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая «педагогизация» современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей «педагогизации» освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих «подопечных», то педагогика спорта - это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым «успешно» подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.

Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта по педагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них признанию в собственной некомпетентности.

Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем большого спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами большого спорта, с другой - те, кто причастен к большому спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.

Несмотря на отсутствие достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и большим спортом, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты большого спорта нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис - все многообразие проблем большого спорта всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача, в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какие педагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом большого спорта. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зрения педагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой сам спорт. При этом мы увидим, что спорт, ориентированный на достижение рекордов, конституируется в результате установления определенных спортивных результатов, высоких показателей и достижений рядом замечаний междисциплинарного характера.

Теория педагогики спорта постепенно развивается и частично внедряется в сферу подготовки учителей физкультуры и спорта.

Список литературы

1. «Педагогика спорта» Сидоров А.А.

2. «Педагогика спорта: возможное направление развития.» Томилов В.Н.

3. «Творчество тренера» Деркач А.А.

4. «Педагогика физической культуры и спорта» Неверкович С.Д.

5. «Воспитательная работа с юными спортсменами» Филин В.П.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика основных ценностей физической культуры и спорта, разработка инновационных подходов к их познанию личностью и обществом. Обязательные педагогические ценности учителя физкультуры и порядок исследование понятия "ценность" в теории спорта.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Здоровый образ жизни как целостная система. Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта. Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков. Повышение эффективности физического воспитания.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Организация в школах спортивных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Медико-биологические ocновы и методика развития физических качеств. Особенности проведения занятия в различных видах спорта.

    методичка , добавлен 25.09.2009

    Воля как регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Определение эмоциональных качеств человека. Методы и направления их воспитания средствами спорта.

    реферат , добавлен 28.07.2013

    Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального "Я". Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Оценка физиологической специфики юношей старшего школьного возраста. Определение особенностей национальных видов спорта и их использование в физическом воспитании юношей старших классов. Анализ роли национального спорта в физическом развитии школьников.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2013

    Зарождение физического воспитания в Финляндии. Основные программы подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии, главные направления по подготовке кадров. Дошкольное образование и особенности обучения в стране.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Педагогика как наука о воспитании детей и молодёжи, ее роль в жизни общества и развитии личности. Этапы развития и формирования педагогики в эпоху Возрождения, в период расцвета науки, литературы, искусства. Возрастная периодизация в образовании.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания. Закономерности и психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры.

Учебно-научная дисциплина

Одна из ведущих тенденций развития современной педагогической науки - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры и спорта, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.

Предпосылками выделения педагогики физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.

В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.

В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности.

Как отрасль педагогической науки она решает задачи:

1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;

2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;

3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.



Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.

Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:

Изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;

Разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;

Формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.

Задачи изучения дисциплины .

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;

Выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;

Уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;

Уметь четко формулировать основные педагогические понятия;

Анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;

Владеть основными методами, средствами и формами воспитания;

Оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;

Применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива.

Практические задания

1. Укажите связь педагогики физической культуры и спорта с другими научными дисциплинами.

2.Установите правильное соотношение понятий (I –3,…)

3.Установите правильное соотношение понятий (I – 3,…)

4.Восстановить текст в рисунке.

=
=

5.Предметом педагогики физической культуры и спорта является. . . .

6. В чем отличие педагогического процесса от социализации?

Литература

1. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры М.: АЛЬЯНС, 2006. 287с.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. М.: Юнити,2007. 320с.

3. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007.208с.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 480 с.

В учебном пособии раскрывается сущность и специфика педагогических категорий обучения, воспитания, образования, показаны теоретические основы системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов университетов в сфере физической культуры и спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.