Древний санскрит алфавит. П.Олексенко

Санскрит , один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Распространён в Северной Индии с 1 в. до н. э. Отличается строго нормализованной грамматикой, унифицированной системой правил. Санскрит противостоит пракритам как язык, доведённый до формального совершенства (самскрта, буквально - обработанный), ведийскому языку, архаичному и мало унифицированному, а также другим древнеиндийским диалектам, давшим начало пракритам. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы.

Примечание : Если у Вас не отображаются те или иные символы санскритского языка - значит нужно сменить кодировку или браузер.

Санскрит (написание на санскрите): संस्कृतम्

Санскрит повлиял на развитие языков Индии (главным образом в лексике) и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави, тибетский язык). В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу - как разговорный язык.Различают эпический санскрит (язык "Махабхараты" и "Рамаяны", архаичный и менее нормализованный), классический санскрит (унифицированный язык обширной литературы, описанный древнеиндийскими грамматиками и занимающий центральное место среди других видов санскрита), ведийский санскрит (язык поздних ведийских текстов, подвергшийся влиянию современного ему санскрита), буддийский гибридный санскрит и джайнский санскрит (среднеиндийские языки буддийских, соответственно джайнских текстов).

Санскрит использует разные типы письменности, восходящие к брахми: кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари, деванагари и др. Фонетика и фонология характеризуются тремя чистыми гласными ("а", "е", "о"), двумя фонемами, имеющими гласные и согласные аллофоны (i/y, u/v), и двумя плавными (r, l), которые могли выступать в слоговой функции. Сильно упорядочена система согласных (5 блоков - губные, переднеязычные, церебральные, заднеязычные и палатальные фонемы; каждый из блоков образуется противопоставлением звонких/глухих и придыхательных/непридыхательных). Из просодических признаков характерны различия по месту ударения, высоте тона ударного слога и долготе - краткости. Многочисленные правила сандхи определяют поведение фонем на стыках морфем и слов. Морфонологическая особенность - наличие 3 видов корня в зависимости от количества гласного. Для морфологии характерна восьмипадежная система имени, 3 рода и 3 числа. Глагол имеет развитую систему времён и наклонений.

Синтаксис зависит от характера текстов: в одних - богатство флективных форм, в других преобладают сложные слова, аналитические формы времени и залога. Лексика богата и стилистически многообразна. Изучение санскрита в Европе началось с конца 18 в. Знакомство с санскритом сыграло в начале 19 в. решающую роль в создании сравнительно-исторического языкознания.

Гласные (vowels)
a aa i ii u uu
e ai o au
RRi RRI LLi LLI
Первая группа (sparsha)
Согласные (consonants) Глухие Звонкие Носовые
Заднеязычные (Guttural)
ka kha ga gha ~Na
Палатальные (Palatal)
ca cha ja jha ~na
Церебральные (Cerebral)
Ta Tha Da Dha Na
Зубные (Dental)
ta tha da dha na
Губные (Labial)
pa pha ba bha ma

Вторая группа согласных
неносовые сонанты (antaHstha)
ya ra la va

Третья группа согласных
шумные фрикативные (uShman)
sha Sha sa ha

В санскрите имеются особые обозначения для так называемых ослабленных согласных:

  • visarga - графическое изображение звука H, возникающего из s (реже r) в конце предложения и в конце слова или префикса перед некоторыми согласными: taH तः, maH मः, vaH वः.
  • AnusvAra - графическое изображение носового призвука.n, возникающего после гласной из m или после гласных в конце слова перед словом, начинающимся с согласной, кроме согласных губного ряда: taM तं, naM नं, paM पं.
  • AnunAsika - графическое изображение назализованного долгого гласного: tA.N ताँ, vA.N वाँ, dA.N दाँ (встречается редко).
  • virAma - остановка, eсли слово оканчивается на согласный звук, то в конце ставится знак ् (.h), указывающий на отсутствие a.

Алфавит Деванагари

Деванагари Латинские Русские Internal
a а a^
a_ а_ a~
i и i^
i_ и_ i~
u у u^
u_ у_ u~
r. ри r`
r._ рр R
l. л. l~
l._ л._ L
e э e^
ai ай y~
o о o^
au ау w~
m~ м~ x
h. h. q`
k ка k
kh кhа k^
g га g
gh гhа g^
N. Н. N
c ча c
ch чhа c^
j джа j
jh джhа jh
n~ н~а n~
t. т.а t`
t.h т.hа t~
d. д.а d`
d.h д.hа d~
n. н.а n^I
t та t
th тhа t^
d да d
dh дhа d~
n на n
p па p
ph пhа p^
b ба b
bh бhа b^
m ма m
y йа y
r ра r
l ла l
v ва v
s` ша s^
s`. ш.а s~
s са s
h h

Дополнительные буквы и знаки

Деванагари Латинские Русские Internal
nukta нукта x`
a_ аа a`
ि i и i
i_ ии i`
u у u
u_ уу u`
r р r`
rr рр R`
e э e
ai ай y`
o о o
au ау w`
halant вирама a

Примеры

Окончания: न и क - присоединяемые к основе слова, изменяют его значение в первом случае на некую «совокупность», а во втором случае указывают на принадлежность к чему-либо.

जन jana - человек .
जनन janana - создание, творение .
जनक janaka - создатель, творец .

गण gan.a - множество.
गणन gan.ana - счет.
गणक gan.aka - математик.

राजीव rājiva синий лотос.
राजन् rājan раджа, царь
महा mahā (в сочетании с другими словами) большой, сильный, благородный.

महाराज mahā-rāja махараджа, великий царь. Более значительный или более почтительный титул, чем просто राजन् rājan.

िपतर् pitar отец .
मातर् mātar мать .
सुत suta сын .
सुता sutā дочь .

В санскрите приставка सु su- придает слову высшую степень качества.
Поэтому:

सुजन хороший человек.
सुसुत хороший сын.

При внимательном рассмотрении хинди и санскрита - обнаруживается, что отличие заключается только в том, что в санскрите все слова пишутся единой строкой, а в хинди разделяются пробелом. Поэтому можно совместить изучение этих двух языков и рассматривать их в комплексе.

Согласные, которые не вызывают затруднений:

Й М П Б К Т Д Н Л Р В Г Ч ДЖ С Ш Ш Х

य म प ब क त द न ल र व ग च ज स श ष ह

Примечание: Ш и Ш - два разных звука, но различие в их произношении практически несущественно.

ПХ БХ КХ ГХ ЧХ ДЖХ ТХ ДХ

फ भ ख घ छ झ भ ध

Согласные (только в хинди), которые служат для транскрипции заимствованных слов: З Ф (ничем не отличаются по написание от ДЖ и ПХ) кроме точки внизу:

Церебральные:

Т ТХ Д ДХ Р РХ

ट ठ ड ढ ड़ ढ़

Церебральные не имеют аналогов в русском языке, поэтому их можно просто причислить к одному из вариантов написания уже рассмотренных выше букв.

Еще одно «неудобство» алфавитов санскрита и хинди состоит в том, что в них существуют несколько фонетических вариантов звука Н:

ङ ञ ण

Итак, окончательный вариант соответствий русско-деванагарийского алфавита:

А अआ
Е
И इई
О
У उऊ
Б
БХ
В
Г
ГХ
Д दड

ДХ धढ
ДЖ
ДЖХ
З
Й
К
КХ
Л
М
Н नङ ञ ण
П
ПХ

Р रड़
РХ
С
Т तट
ТХ भठ
Ф
Х
Ч
ЧХ
Ш शष

Произношение:

अ|प| - |a|a| Безударное а (шва), как о в вода.
आ|पा - |ā|A| как ударное а в собака, палка, только долгое.
इ|पि| - |i|i| Более закрытый,чем русское и, короткий.
ई|पी| - |ī|I| Долгий вариант предыдущего.
उ|पु| - |u|u| Как русское у, короткий.
ऊ|पू| - |ū|U| Долгий вариант предыдущего.
ऋ|पृ| - |R| Как английский r в red, bread.
ॠ|पॄ| - |RR| удвоенный вариант предыдущего.
ऌ|पॢ| - |LR| Л с выгнутым назад языком. Экзотический звук, встречается в телугу, норвежском.
ॡ|पॣ| - |LRR| Удвоенный вариант предыдущего.
ए|पे| - |e|e| дифтонг как aв английском bane. (эи).
ऐ|पै| - |ai|ai| Дифтонг как i в английском mite (аи).
ओ|पो| - |o|o| Дифтонг как o в английском bone (оу).
औ|पौ| - |au|au| Дифтонг как ou в английском house (ау).

प्रेम (прем) - любовь (санскр.)

Санскрит принадлежит к индо-европейской языковой группе и является одним из самых древних языков мира, это язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма.
Санскритский алфавит деванагари является также алфавитом хинди и других современных языков северной Индии.

Санскрит также является одним из 22 официальных языков Индии. Не смотря на заблуждение санскрит не "мертвый" язык на говорят не только высокородные брамины, но и простые жители, так в Керале и Карнатаке (в южной Индии) есть деревни, жители которых общаются на санскрите между собой, на санскрите в Индии издаются газеты.

Санскрит по праву считался языком образованного населения, использовавшимся для религиозного и научного диспута и литургики, и подобно латыни в Европе санскрит так же является научным языком, на его основе построена вся терминология джйотиша, аюрведы, иных ведических наук, которые дожили и до сего дня. Предполагается также, что на основе смешения санксрита и пракритов (местянх языков) сложились современные языки северной Индии, такие как хинди, бенгали, гуджарати и т.д.

Само слово "Санскрит" означает "обогащенный", "очищенный" и "освященный" в противоположность пракритам - диалектам.
Как любой язык санскрит развивался и претерпевал изменения, так и санскрит в ходе развития прошел несколько периодов от гимнов Риг Веды, датированных примерно 2 тысячелетием до нашей эры до Упанишад ( период) к эпическому, которым была написана , к классическому - современному нам санскриту, сложившемуся в результате деятельности древнеиндийского ученого лингвиста Панини (около 5 в. до н. э.), систематизировавшего санскрит и издавшего учебник грамматики, который используется до наших дней.
В своем развитии санскрит использовал несколько видов письменности, основанные на пра-языке брахми, именно на брахми были сделаны надписи на колоннах императора Ашоки.

Санскрит использует алфавит деванагари , которая также используется в современных языках хинди, маратхи, радхастхани и т.д., пали (буддийский язык), непали (официальный язык Непала) и других.

Вот на алфавите деванагари, который означает "письменность Богов" или "городское письмо" мы и остановимся.

Мне захотелось написать статью о деванагари, по ряду причин:

1. есть расхожее мнение, что все, что написано деванагари - это санскрит, а это не так;

3. овладев деванагари вы сможете приблизиться к изучению как санскрита, так и других языков северной Индии, южно-индийские языки (дравидские) используют другую систему письма, хотя она тоже произошла от древнего брахми разница в графемах (написании букв) так велика, что читать не получается;

4. и наконец, деванагари просто красивый алфавит, и выучив его вы испытаете сумасшедший восторг от того, что вы можете читать;)

Я не ставлю целью научить вас читать, я хочу просто заинтересовать этим удивительным алфавитом. Впрочем, если вы просто распечатаете эту статью с графемами - это вам может помочь в пути. Я сама всегда распечатываю алфавиты штатов по которым я путешествую, иногда они спасают в затруднительных ситуациях.

Алфавит деванагари.

Самое страшное , то есть непривычное для русского человека:

1. в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем , некоторые из них имеют разную длительность и сочетания, в деванагари хинди есть еще несколько добавочных буковок, точнее буквы с точками сбоку.

2. в деванагари есть лигатуры - сочетания букв, изображаемые самостоятельным символом, которые используются часто и которые тоже нужно знать наряду с согласными, и таких лигатур довольно много;

3. деванагари использует слоговое письмо , то есть когда за согласной не написана гласная все равно предполагается, что есть "а", если только нет значка вирама, этакой горизонтальной запятушки внизу палочки-основания буквы. В хинди это правило не распространяется на последнюю согласную в слове, то есть после нее по умолчанию ничего не следует, в санскрите умолчание есть, если нет вирамы.
Остальные гласные могут стоять не только после согласной в рядок, как в русском, хотя есть и такое, например долгая "и", но и над или под согласной тоже.

4. в деванагари есть еще 3 значка - анусвара и анусаика - точка и точка над полумесяцем, последняя известна всем, кто видел священный слог ауМ. В разных ситуациях точка может читаться как "м" или "н", хотя разница не очень существенна, и люди понимают и саНскара и саМкара.
Третий значок - выглядит как двоеточие в конце слова - это висарга , она читается как придыхательное, глухое х, то есть выдох почти без звука.
Висарга, вирама, анусаика и анусвара выглядят почти привычно;)

Согласные располагаются группами в зависимости от их произношения

Гласные деваганагари

Гласные, перечислены в 1 строке, во втором ряду изображено как изменяется согласная "па" от присоединения к ней гласной

Слогообразование и фонемы деванагари

На этом рисунке изображено построение звуков, точнее слогообразование, в зависимости от положения гласной и согласной - штришок сверху обозначает долгую гласную, имхо, очень наглядно

Есть несколько вариантов фонем , с которыми вы можете столкнуться в словарях

Алфавит деванагари использует следующие основные лигатуры

Цифры в деванагари

Цифры по правилам чтения на санскрите, на хинди они читаются иначе

Вот собственно и все премудрости;)

Простенький текст на санскрите - это 1 статья декларации прав и свобод человека


выглядит в английской транслитерации как
Sarvē mānavāḥ svatantratāḥ samutpannāḥ vartantē api cha, gauravadr̥śā adhikāradr̥śā ca samānāḥ ēva vartantē. Ētē sarvē cētanā-tarka-śaktibhyāṁ susampannāḥ santi. Api ca, sarvē’pi bandhutva-bhāvanayā parasparaṁ vyavaharantu.

Прослушать текст на санскрите можно в гугл транслейте.

По ключевому слову Санскрит на индонете есть еще несколько интересных статей на тему санскрита и общности с русским, и т.д.

PS А внизу под этой статьей вы можете сказать алфавит кириллицы (русский), стилизованный под санскритский алфавит деванагари.

Статья написана в Москва.

Санскрит — язык устного общения, и эта традиционная форма характерна для всего периода ранней классической литературы санскрита. Индия не была знакома с письменностью до тех пор, пока санскрит не превратился в пракриты; выбор системы письма в то время происходил под влиянием различных вариантов региональной письменности, применявшихся авторами того времени. Собственно говоря, фактически все основные системы письма Южной Азии использовались для создания манускриптов на санскрите. С конца XIX века алфавит деванагари считался фактически действующим письмом языка санскрит — возможно, из-за того, что европейцы печатали тексты на санскрите с использованием данного письма. В деванагари отсутствует деление на строчные и прописные, он читается слева направо и узнаваем по горизонтальной линии над буквами, которая словно соединяет их.

Ниже представлен стандартный алфавит деванагари:

Деванагари — слоговое письмо, то есть каждый знак для согласного читается как слог с гласным а .Для обозначения одного и того же согласного, за которым следует другой гласный, к букве добавляются дополнительные штрихи, что видно в следующем примере:

Кроме того, в санскрите используются и несколько других диакритических знаков на конце слов. Для обозначения носового [-am] над буквой ставится точка, больше похоже на букву /am/. Аналогично этому, чтобы написать [-ah], справа от буквы ставятся две точки, как буква /ah/.

Если согласный стоит на конце слова, необходимо обозначить, что последняя буква не имеет гласного звука. Для этого под буквами проводится диагональная черточка — вирама. Такая буква называется халант.

Для обозначения группы согласных буквы объединяются друг с другом различными способами, данный процесс называется самйога (в переводе с санскрита «соединенные друг с другом»). Иногда в таких соединениях можно распознать отдельные буквы, несмотря на то что сочетания порой образуют новые формы. Диапазон возможностей достаточно велик. Ниже представлен пример, иллюстрирующий данный принцип.

Древние индоевропейские народы придавали огромное значение заучиванию священных текстов, поэтому письменность у них появилась относительно поздно. И у каждого народа — своя.

Персы создали свою письменность в пятом веке до нашей эры по примеру ассирийской клинописной. Германские руны возникли в первом веке нашей эры, огамическое письмо ирландцев — в пятом веке нашей эры. У славян, видимо, тоже была своя письменность, но она до наших дней не сохранилась.
Большинство же современных письменностей возникли на основе финикийского письма : деванагари, кириллица, греческая, латинская, арабская, еврейская и др.

Письменностью санскрита является деванагари .

Деванагари — это слоговое письмо, которое сформировалось к 12 веку нашей эры из письма брахми(которое тоже произошло от финикийского письма) и используется по сей день в современных индийских языках: хинди, маратхи, непали и других.

Особенности деванагари:

  • буквы пишутся под одной горизонтальной чертой
  • текст записывается слева направо;
  • все буквы одного размера(нет разделения на строчные и заглавные);
  • письменность слоговая(один символ для согласного читается как согласный звук с гласным «а»);
  • каждому символу соответствует только один вариант произнесения(не может быть, чтоб один и тот же символ читался по-разному(сравните, в английском не так: в fat и fate одна и та же буква «а» звучит по-разному));
  • на письме отображаются все нюансы произнесения(как говорим — так и пишем, письмо полностью отражает фонетику)

В соответствии со звуковым набором санскрита, в деванагари есть символы для гласных звуков:

Приведённое написание характерно для начала слов.

Поскольку деванагари — письменность слоговая, то в ней нет значков для обозначения одиночных согласных звуков, в ней все знаки для согласных читаются как согласный звук с гласным «а». Согласные:

Заднеязычные

Средненёбные

Церебральные

Чтобы был опыт, необходимо практиковаться. Поэтому я предлагаю Вам прямо сейчас выполнить самое простое задание, которое позволит Вам начать читать и писать на санскрите .

Первое, что Вам понадобится для этого — . Скачайте их, распечатайте и заполните, чтоб выучить, как правильно пишутся символы деванагари.

Задание

Напишите слова шрифтом devanāgarī:

ка - кто? который?
кха - воздух, небо
га - идущий
йа - который

кара - делающий; рука
гаджа - слон
джана - человек
джала - вода
дама - дом, жилище

Как выполнить задание:

1) Возьмите чистый лист бумаги, напишите первое слово сначала русскими буквами: ка .
2) Теперь найдите в таблице для согласных символ деванагари, который читается как ка .
3) Найдите этот символ в прописях, чтобы правильно его написать. И крупно напишите его справа от русских букв: ка .

4) Всё, Вы написали первое слово. Можете переходить ко второму.
5) Чтобы написать слово, состоящее более чем из одного символа, нужно написать последовательно первый символ, затем второй. Сделав это так, чтобы вертикальная черта сверху объединила эти два символа в одно слово. Например, слово кара : написание ка мы уже находили, записываем сначала его, затем ищем ра и приписываем справа от , чтобы они объединились в одно слово.

Выполните таким образом всё задание, сфотографируйте или отсканируйте и вышлите мне на почту [email protected]. Я проверю и отвечу, выслав необходимые рекомендации и комментарии.

Обязательно сделайте это задание. Необходимо не просто получить знания(которые без применения забудутся), а получить навык .

Хотите быстро и легко освоить письменность санскрита и научиться правильному произношению? .

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В последнее время даже в серьезных изданиях можно встретить рассуждения о Ведической Руси, о происхождении санскрита и других индоевропейских языков из русского языка. Откуда берут начало эти идеи? Почему именно сейчас, в XXI веке, когда научная индоевропеистика имеет уже более чем 200-летнюю историю и накопила огромное количество фактического материала, доказала огромное количество теорий, эти идеи стали такими востребованными? Почему даже некоторые учебники для вузов всерьез рассматривают «Велесову книгу» как достоверный источник по изучению истории и мифологии славян, хотя лингвисты убедительно доказали факт подделки и позднее происхождение этого текста?

Все это, а также дискуссия, развернувшаяся в комментариях к моему посту побудили меня написать ряд небольших статей, рассказывающих об индоеропейских языках, методах современной индоевропеистики, об арийцах и их связи с индоевропейцами. Я не претендую на полное изложение истины — этим вопросам посвящены огромные исследования, монографии большого числа ученых. Было бы наивным думать, что в рамках блога можно расставить все точки над i. Однако, в свое оправдание скажу, что по роду своей профессиональной деятельности и научных интересов, мне приходится соприкасаться с вопросами взаимодействия языков и культур на евразийском континенте, а также с индийской философией и санскритом. Поэтому постараюсь в доступной форме изложить результаты современных исследований в этой области.

Сегодня я хотела бы вкратце рассказать о санскрите и его изучении европейскими учеными.

Текст шактийского текста «Деви-махатмья» на пальмовых листьях, письмо бхуджимол, Непал, XI в.

Санскрит: языки и письменность

Санскрит относится индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи языков и является древнеиндийским литературным языком. Слово «санскрит» означает «обработанный», «совершенный». Как и многие другие языки, он считался божественного происхождения и был языком ритуала, священнодействия. Санскрит относится к синтетическим языкам (грамматические значения выражаются формами самих слов, отсюда — сложность и большое разнообразие грамматических форм). В своем развитии он прошел ряд этапов.

Во II – начале I тыс. до н.э. на территорию Индостана с северо-запада начали проникать индоевропейские племена ариев . Они говорили на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли в основу ведийского языка . Скорее всего, его сложение произошло в XV-X вв. до н.э. На нем были записаны четыре (букв. «знание») – самхиты (сборники): Ригведа («Веда гимнов»), Самаведа («Веда жертвенных заклинаний»), Яджурведа («Веда песен») и Атхарваведа («Веда атхарванов», заклинания и заговоры). К ведам примыкает корпус текстов: брахманы (жреческие книги), араньяки (книги лесных отшельников) и упанишады (религиозно-философские сочинения). Все они относятся к классу «шрути» — «услышанное». Считается, что веды имеют божественное происхождение и были записаны мудрецом (риши ) Вьясой. В Древней Индии изучать «шрути» могли только «дваждырожденные» — представители трех высших варн (брахманы – жрецы, кшатрии – воины и вайшьи – земледельцы и ремесленники); шудры (слуги) же под страхом смерти не допускались к ведам (подробнее о системе варн можно прочитать в посте ).

Восточные диалекты легли в основу собственно санскрита. С середины I тыс. до н.э. по III-IV вв. н.э. шло формирование эпического санскрита , на котором был записан огромный корпус литературы, прежде всего эпосы Махабхарата («Великая битва потомков Бхараты») и Рамаяна («Странствия Рамы») — итихасы . Также на эпическом санскрите записаны пураны (от слова «древний», «старый») – собрание мифов и легенд, тантры («правило», «свод») — тексты религиозного и магического содержания и др. Все они относятся к классу «смрити» — «запомненное», дополняющие шрути. В отличие от последних, к изучению «смрити» допускались и представители низших варн.

В IV-VII вв. формируется классический санскрит , на котором была создана художественная и научная литература, записаны сочинения шести даршан – ортодоксальных школ индийской философии.

Начиная с III в. до н.э. идет сложение пракритов («обычный язык»), основанных на разговорном языке и давших начало многим современным языкам Индии: хинди, пенджаби, бенгали и др. Они также имеют индоарийское происхождение. Взаимодействие санскрита с пракритами и другими индийскими языками привело к санскритизации среднеиндийских языков и формированию гибридного санскрита , на котором, в частности, записаны буддийские и джайнские тексты.

Уже длительное время санскрит практически не развивается в качестве живого языка. Однако до сих пор он входит в систему индийского классического образования, на нем совершаются богослужения в индуистских храмах, издаются книги, пишутся трактаты. Как верно сказал индийский востоковед и общественный деятель Сунити Кумар Чаттерджи (1890-1977), современные языки Индии выросли «образно говоря, в атмосфере санскрита» .

Среди ученых и исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, относится ли ведийский язык к санскриту. Так, знаменитый древнеиндийский мыслитель и лингвист Панини (прибл. V в. до н.э.), создавший полное системное описание санскрита, считал ведийский язык и классический санскрит разными языками, хотя и признавал их родство, происхождение второго из первого.

Санскритская письменность: от брахми до деванагари

Несмотря на свою долгую историю, единой системы письменности в санскрите так и не сложилось. Связано это с тем, что в Индии была сильна традиция устной передачи текста, заучивание наизусть, рецитация. При необходимости записи использовался местный алфавит. В.Г.Эрман отмечал, что вероятно, письменная традиция в Индии начинается около VIII в. до н.э., примерно за 500 лет до появления древнейших памятников письменности — наскальных эдиктов царя Ашоки, и писал далее:

«… история индийской литературы начинается еще на несколько веков раньше, и здесь необходимо отметить важную черту ее: она представляет собой редкий в истории мировой культуры пример литературы, достигшей столь высокого развития на раннем этапе фактически вне письменности».

Для сравнения: древнейшие памятники китайской письменности (иньские гадательные надписи) датируются XIV-XI вв. до н.э.

Старейшей системой письменности является слоговое письмо брахми . На нем, в частности, были высечены знаменитые эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.). Относительно времени появления этого письма существуют несколько гипотез. Согласно одной из них, в памятниках III-II тыс. до н.э., обнаруженных при раскопках Хараппы и Мохенджо-Даро (на территории нынешнего Пакистана), ряд знаков можно трактовать как предшественники брахми. Согласно другой, брахми ближневосточного происхождения, на что указывает сходство большого количества знаков с арамейским алфавитом. На долгое время эта система письменности была забыта и дешифрована в конце XVIII века.

Шестой эдикт царя Ашоки, 238 г. до н.э., письмо брахми, Британский музей

В Северной Индии, а также в южной части Средней Азии с III в. до н.э. по IV в. н.э. использовалось полуалфавитное, полуслоговое письмо кхароштхи , также имеющее некоторое сходство с арамейским алфавитом. Писалось справа налево. В средние века оно, как и брахми, было забыто и дешифровано только в XIX веке.

Из брахми произошло письмо гупта , распространенное в IV-VIII вв. Свое название оно получило по могущественной империи Гуптов (320-550), времени экономического и культурного расцвета Индии. С VIII века из гупты выделяется западный вариант — письмо шарада . Тибетский алфавит создан на основе гупты.

К XII веку гупта и брахми трансформировались в письмо деванагари («божественное городское [письмо]»), использующееся до сих пор. Одновременно существовали и другие виды письменности.

Текст Бхагавата-пураны (ок. 1630-1650), письмо деванагари, Музей азиатского искусства, Сан-Франциско

Санскрит: древнейший язык или один из индоевропейских языков?

Основателем научной индологии считается англичанин сэр Уильям Джонс (1746-1794). В 1783 году он прибыл в Калькутту на должность судьи. В 1784 году стал председателем основанного по его инициативе Бенгальского азиатского общества (Asiatic Society of Bengal), в задачи которого входило изучение индийской культуры и знакомство с нею европейцев. 2 февраля 1786 года в третьей юбилейной лекции он записал:

«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них, и в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что оно вряд ли может быть случайностью; это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует».

Однако Джонс не был первым, кто указал на близость санскрита и европейских языков. Еще в XVI столетии флорентийский купец Филиппо Сасетти писал о сходстве санскрита с итальянским языком.

С начала XIX века началось систематическое изучение санскрита. Это послужило толчком к становлению научной индоевропеистики и утверждению основ компаративистики – сравнительного изучения языков и культур. Складывается научная концепция генеалогического единства индоевропейских языков. В то время санскрит признавался эталоном, языком, наиболее близким к праиндоевропейскому языку. Немецкий писатель, поэт, философ, лингвист Фридрих Шлегель (1772-1829) говорил о нем:

«Индийский древнее родственных ему языков и был их общим предком».

К концу XIX века был накоплен большой фактический материал, поколебавший мнение об архаичности санскрита. В начале ХХ столетия были открыты письменные памятники на хеттском языке , датированные XVIII в. до н.э. Удалось также обнаружить и другие, относящиеся к индоевропейским, раннее неизвестные древние языки, например, тохарские. Было доказано, что хеттский язык более близок к праиндоевропейскому, нежели санскрит.

В последнее столетие были достигнуты огромные результаты в сравнительном языкознании. Было изучено и переведено на европейские языки большое число текстов, написанных на санскрите, реконструировованы и датированы праязыки, выдвинута гипотеза о ностратической макросемье , объединяющей индоевропейские, уральские, алтайские и др. языки. Благодаря междисциплинарным исследованиям, открытиям в археологии, истории, философии, генетике удалось установить места предполагаемой прародины индоевропейцев и наиболее вероятные пути миграций арийцев.

Однако до сих пор актуальными остаются слова филолога, индолога Фридриха Максимилиана Мюллера (1823-1900):

«Если бы меня спросили, что я считаю наиболее крупным открытием XIX века в изучении древней истории человечества, я бы привел простое этимологическое соответствие – санскритское Dyaus Pitar = греческое Zeus Pater = латинское Jupiter».

Использованная литература:
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
Кочергина В.А. Учебник санскрита. М., 1994.
Рудой В.И., Островская Е.П. Санскрит в индийской культуре // Санскрит. СПб.,1999.
Шохин В.К. Веды // Индийская философия. Энциклопедия. М., 2009.
Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

Фотографии — из Википедии.

PS. В Индии именно устный язык (звук), служит своеобразным стержнем, поскольку единой системы письменности не существовало, в то время как в Китае и вообще в дальневосточном регионе — иероглифическая письменность (образ), для которой не имеет значения конкретное звучание слов. Возможно, это повлияло на представление о пространстве и времени в этих регионах и предопределило особенности философии.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.