Направленность личности в психологии. Формы, развитие и формирование направленности личности

В метрических свидетельствах пишут,

где человек родился, когда он родился,

и только не пишут, для чего он родился

М. Сафир

Важнейшее место в структуре личности занимает направленность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.

Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.

ПОТРЕБНОСТЬ - испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

С потребностями непосредственно связаны мотивы.

МОТИВ - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Иногда мотив кратко определяют как осознанную потребность. Т.е. по мере того, как потребности осознаются и опредмечиваются, они становятся мотивами.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то (интересы, цели, ценности);

б) психическое напряжение, которое при этом возникает (энергия, генерируемая неудовлетворенными потребностями).

Реальное поведение редко вызывается одним только мотивом (человек ходит на работу и из-за денег, и из-за самоутверждения, и из-за того, что работа нравится, и по многим другим причинам). Такую комплексную обусловленность поведения в психологии называют полимотивированностью.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.


Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено что лица с преобладающей направленностью на себя имеют такие черты характера:

Больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

Делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;

Пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с преобладающей направленностью на взаимные действия:

Избегают прямого решения проблемы;

Уступают давлению группы;

Не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить;

Не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с преобладающей деловой направленностью:

Помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

Поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

Легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

Берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

Не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей

и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других - семьи, у третьих - досуга (хобби) и т. д.

Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения.

Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию».

Важнейшая функция диспозиционной система состоит в регуляции соцально-го поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней.

Первый уровень - это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом.

Следующий уровень поведения - привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок - это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.

Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.

Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план».

Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспо-зиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».

Жизненный путь личности как пространство развития личности .

Одним из главных принципов психологии традиционно выступает принцип развития, выделяющий в качестве основной характеристики личности ее изменчивость. Говорить об изменчивости личности и постоянном ее развитии становится все более актуальным в связи со все большей изменчивостью современного мира. Те технологические и социальные изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели. Ускорение и усложнение всех сторон жизни человека резко обостряет противоречия между личностью и условиями ее существования. В ситуации, когда во всем мире утрачиваются традиционные ориентиры личностного развития и нормы морали, в ситуации размытых социальных приоритетов человек сам должен решить, к чему стремиться, что считать важным в своей жизни, а что второстепенным. Эти решения часто обусловлены не столько общими характеристиками возраста, сколько опытом переживания событийных, узловых моментов индивидуальной истории человека. Именно поэтому следует выявить свойства жизненного пути в связи с проблемой личности и ее развития .

Жизненный путь личности

Изучать развитие личности в контексте индивидуальной истории человека, или жизненного пути, в советской психологии одним из первых предложил С.Л. Рубинштейн .

Это он впервые заговорил о человеке как о субъекте жизненного пути - человеке, способном сознательно, активно и самостоятельно определять свою судьбу. При этом развитие сознания, по Рубинштейну, опосредовано практической реальностью. Он пишет, что "посредством соответствующей организации индивидуальной практики общество формирует как содержание, так и форму индивидуального сознания человека". Но существует и обратная зависимость деятельности от свойств субъекта, например, от наследственных предпосылок и, конечно же, от сложившихся в истории личности потребностей, способностей и свойств характера.

Эта позиция и привела Рубинштейна к его знаменитой формуле: "внешнее через внутреннее". Тогда, чтобы понять каких именно характеристик деятельности можно ожидать от конкретного субъекта в конкретной ситуации, важно изучить ту сугубо индивидуальную историю жизни, которую имеет этот субъект. Таким образом мы не только изучим характеристики деятельности индивида, но и поймем его сущностные личностные характеристики . Ученый подчеркивает, что человеческая личность "находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю".

В докладе на Всесоюзной конференции по педагогическим наукам (апрель, 1941) С.Л. Рубинштейн развивает идею о том, что "эффект, который наблюдает педагог вслед за каким-либо педагогическим мероприятием,.. никогда не является результатом изолированно взятого педагогического воздействия; он всегда продукт всего развития ребенка, обусловленный в какой-то мере всем его жизненным путем". Вот таким примером Рубинштейн показывает, как принцип "внешнее через внутреннее" воплощается в педагогической практике. В этом смысле события ("случайные" или кем-то запланированные) становятся значимыми именно в зависимости от "внутренних" условий личности, в том числе истории всего личностного развития, от того значения, которое данное событие имеет лично для конкретного человека.

По мнению Рубинштейна, "в силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается с его "спонтанейностью". Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий". Именно в этой связи Рубинштейн не соглашается и с теорией интериоризации Л. С. Выготского, возражая против "превращения человека в креатуру педагога". Однако данная критика нам представляется не вполне уместной, поскольку с идеей интериоризации в теории Выготского тесно связаны другие две: о социальной ситуации развития и о зонах актуального и ближайшего развития. Ведь именно этими теоретическими положениями Л.С. Выготский подчеркивает, что воздействие на человека внешних условий всегда опосредовано его внутренним к ним отношением.

Таким образом, теоретические позиции С.Л. Рубинштейна обнаруживают свою огромную плодотворность благодаря подчеркиванию "внутренних" факторов развития, благодаря обусловленности этих факторов индивидуальной историей, в которой бывают и свои "события" - узловые моменты жизни индивида, а также благодаря пониманию личности как субъекта своего жизненного пути.

Концепция С. Л. Рубинштейна о личности как о субъекте жизненного пути развивалась далее в советской психологии Б. Г. Ананьевым . Заслуживают, в особенности, внимания его идеи о превращении личности в субъекта своего собственного развития посредством формирования в сознании человека жизненного плана. Этот жизненный план представляет собой определенную систему личностных диспозиций, которая является логическим завершением развития личности в пубертатном / переходном возрасте, и включает в себя совокупность ценностных ориентаций, характеризующих сложную систему отношений юноши к себе, к природному и социальному миру, к своему будущему. Содержанием юношеского возраста как раз и выступает процесс формирования своего индивидуального, имеющего зачастую для юноши интимно-личностный смысл, жизненного плана.

Самостоятельность, субъектность в личностном развитии, естественно, зависит, как это ни парадоксально сформулировано, от той социальной ситуации, в которой оказывается человек. Диалектика взаимосвязи личности и среды Б.Г. Ананьевым показана через существующую связь между интериндивидуальной структурой, к которой принадлежит личность, и интроиндивидуальной структурой самой личности: "Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интроиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов.". Таким образом, структура личности, по Ананьеву, является результатом социального развития, "эффектом всего жизненного пути человека".

Последователями идей о важности изучения жизненного пути личности для более полного и адекватного понимания логики ее развития, являются также Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логинова и др.

Так, Л.И. Анцыферова , обсуждая методологические проблемы психологии развития, указывает на то, что развитие личности является основным способом ее бытия, что, следовательно, личность "постоянно экстраполирует себя в свое будущее, а свое отдаленное будущее проецирует на свое настоящее". Также ею отмечается, что процесс развития личности сопровождается (в ряду других изменений) и расширением "ценностно-смысловых отношений человека к миру, реализующихся в его созидательной деятельности, общении, эстетическом переживании...".

Эти ценностно-смысловые отношения динамичны по своему характеру. И даже находясь в латентном виде, когда в течение достаточно длительного промежутка времени они не подвергаются воздействию изменившихся обстоятельств жизни, они "функционируют, если так можно выразиться, на субдоминантном уровне. Им свойственно функциональное развитие со своими микрофазами и микростадиями, переходящие на определенном этапе в развитие структурное". Заметим, что данное описание отчасти раскрывает механизм персоногенной ситуации развития. Ведь до возникновения персоногенного события многие личностные образования функционируют и созревают на «субдоминантном» уровне, то есть в скрытой форме. Изменившаяся ситуация резко изменяет «расклад личностных сил» и на авансцену выходят ранее не востребованные, находившиеся, так сказать, в тени свойства личности.

В работах К. А. Абульхановой-Славской отмечается, что интегральные структуры личности (характер, талант, направленность, жизненный опыт) формируются и проявляются в жизнедеятельности человека. Необходимость введения понятия "жизнедеятельность" обосновывается в связи с тем, что "для раскрытия специфики развития личности в отличие от простого изменения требуется анализ ее "движения" в жизнедеятельности. Последняя есть то "пространство" и тот масштаб анализа личности, в котором собственно улавливается ее развитие; жизнедеятельность есть также и то "время", в котором осуществляются изменения личности, происходит деление на "настоящее", "прошлое" и "будущее". Эта временная линия осуществления жизнедеятельности характеризуется непрерывным обратным влиянием результатов предшествующего этапа на последующий. И такие обратные воздействия достижений жизни на личность, как формулирует К.А. Абульханова-Славская, "умножение достижений жизни на ее собственные возрастающие возможности" являются уже вторичными условиями ее развития. (Шутка психологов: важно не только то, что находится в голове, но и то, в чем находится голова).

Своеобразной квинтэссенцией «советских» теорий развития личности в контексте жизненного пути является работа Н.А. Логиновой "Развитие личности и ее жизненный путь". И в качестве итога обсуждения данной группы теорий предлагаем логику развития личности, которую автор представила в вышеуказанной статье.

Тезисно это выглядит следующим образом:

Жизненный путь - история индивидуального развития; это развитие возможно только в обществе;

Общество определяет существенные моменты жизненного пути и является макросредой развития человека;

Характеристикой общества является образ жизни; через образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой;

Образ жизни складывается в результате поступков индивида; его индивидуализация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития;

Развитие личности определяется образом жизни не непосредственно, а опосредованно - через психологический стиль жизнедеятельности индивида;

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому);

Индивидуальный образ жизни устойчив, однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни; эти моменты - биографические события;

Событие - основная единица биографии человека, событие - момент жизни, хотя может иметь подготовительную фазу и длительные последствия; событие отличается дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с эволюционирующими обстоятельствами жизни;

Ближайшие психологические последствия событий возникают в виде психических состояний, которые отражают субъективное содержание событий и соответствуют характеру человека;

Существует тесная связь между состояниями и характером: психические состояния кумулируются, становятся характерными; в этом - отдаленный эффект события жизни;

Человек развивается в направлении повышения субъектности жизни; он является продуктом биографии, потому что биографические события имеют объективные последствия и могут по своему происхождению не зависеть от человека, но одновременно по мере становления личности ее роль в собственной судьбе возрастает; доказано, что в процессе жизненного пути растет "удельный вес" биографических событий, связанных с собственной активностью индивида.

Данная последовательность рассуждений, признавая динамичный характер жизненного пути, игнорирует, тем не менее, такие же динамичные, часто мгновенные, изменения самой личности. По нашему мнению, это происходит неслучайно: дело в том, что отсутствие понятия, адекватно отражающего определенное явление, приводит к игнорированию и самого явления. В данном случае, чтобы обозначить узел феноменов в личностном развитии, отражающих масштабность, мгновенность, уникальность, целостность и социокультурную природу изменений, обусловленных сензитивностью к ним личности и событием жизненного пути, целесообразно использовать понятие «персоногенная ситуация развития». Ведь то, что не названо, просто не существует. Перефразируя известное высказывание Л. Витгенштейна («границы моего языка определяют границы моего мира»), можно констатировать: границы психологической терминологии определяют границы психологической реальности.

Среди западных концепций прежде всего обращает на себя внимание гуманистическая психология, но в той ее части, в которой изучались проблемы развития личности в контексте ее жизненного пути.

Наиболее яркой фигурой этого направления является Шарлота Бюлер . Ее первые работы были посвящены изучению внутреннего мира личности подростков и юношей на основе их дневников. Позднее она объявила жизнь личности индивидуальной историей, динамика которой и представляет собой жизненный путь. Одним из основных произведений Ш. Бюлер является монография "Жизненный путь человека как психологическая проблема", написанная в 1933 году.

Чтобы определить основные факторы, воздействующие на развитие личности, ею был выделен ряд сторон или аспектов жизни. Первая линия - это последовательность "внешних" событий, это линия изменения объективных обстоятельств жизни человека; вторая линия описывает динамику переживаний, ценностей, изменения которых представляют собой "внутренние" события; третьей линией анализа у Бюлер выступают результаты деятельности человека, уровень объективации сознания. Изучение многочисленных биографий самых разных людей позволило Бюлер выдвинуть идею о многофазности жизненного пути человека, которых, в соответствии с ее концепцией оказалось пять. Первая фаза охватывает возраст от 16 до 20 лет и характеризуется наличием во внутреннем мире юноши планов и надежд, являющихся эскизами возможных путей в дальнейшей жизни.

Сам процесс выбора жизненных целей и путей часто, по Бюлер, сопровождается растерянностью, неуверенностью и в то же время жаждой великих дел. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Третья фаза наступает после 30 лет, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие. В четвертой фазе стареющий человек переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни. Завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе (после 65-70 лет) старики живут прошлым, влачат бесцельное существование, поэтому Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.

В литературе критикуется позиция Бюлер, определяющая четкое разделение событий на внешние и внутренние, поскольку линии внешних и внутренних событий у нее тянутся параллельно, так и не пересекаясь, и не удается обнаружить их связь. Этим объясняется необходимость и возможность более конкретных исследований, заключающихся в установлении этой связи, а именно в обусловленности перемен во внутренних инстанциях (которые выступают как "внутренние" события) "внешними" событиями (установление или разрушение дружеских отношений, смерть близкого, конфликты с родителями, с учителями, с любимыми и т.п.)

Также в рамках гуманистической психологии разрабатывал свою концепцию развития личности немецкий психолог Ханс Томэ . Данная концепция была им названа "биографически фундированной когнитивной теорией личности". Как психолог гуманистической ориентации, Х. Томэ отмечает, что своеобразие личности "может быть понято отнюдь не в рамках генетического программирования, а исходя из факта активного "диалога", взаимодействия ребенка, подростка или взрослого с окружающим его социальным миром". Томэ также обсуждает важную для психологии развития проблему постоянства и изменчивости личности и констатирует, что изменения в структуре личности в большей степени зависят "от тех факторов окружающей среды, которые являются рамками активного взаимодействия индивида с его ситуацией".

Очень плодотворной для описания способов проживания событий жизни является теория «тематического структурирования» Томэ, которая "усматривает тесную связь между доминирующими в определенной ситуации мотивами и ценностными ориентациями, с одной стороны, внутренними и внешними действиями - с другой". То есть особенности восприятия реальных ситуаций в сильной степени обусловлены доминирующими "темами" человека. Понятие "темы" Томэ рассматривает как синоним понятиям "ценность" и "значимость".

Следующим звеном его теории является идея о "техниках" бытия. Еще Теофраст в своих «Характерах», на которого ссылается Томэ, впервые выделил разные типы людей по критерию доминирующих у них технологий существования. Кстати, этот же способ анализа людей продолжили в своих работах и Шопенгауэр, и Ницше. Техники "бытия" - это формы реакций человека на жизненные обстоятельства, его действия, которые способны изменить и жизненную ситуацию, и его самого, и даже направление собственных мыслей. При этом Томэ подчеркивал, что смысл каждой техники заключается в той теме, которой она служит. Специфическое сочетание "техник" и "тем" образуют определенные стили развития.

Так, на основании лонгитюдных исследований Томэ выявил для периода юности (14-18 лет) следующие стили развития :

а) возрастающая проблематизация, то есть постоянные поиски и вопросы о смысле традиций и так далее;

б) возрастающее приспособление к нормам, существующим в обществе;

в) чередование высокой проблематизации и хорошего приспособления в различные периоды развития;

г) возрастающая зависимость от искусственной стимуляции (например, наркомания, алкоголизм).

Таким образом, исследования Х. Томэ постулируют основные параметры развития личности, которые имеют социально-историческую обусловленность. Наиболее существенными являются такие параметры развития как "темы" ("значимости", ценностные ориентации) и "техники" существования (способы реагирования в ответ на изменение обстоятельств жизни). Здесь выступает вполне очевидной связь между событиями жизненного пути людей и актуальной системой их личностных диспозиций.

Среди зарубежных теорий, констатирующих важность влияния прошлых событий жизни человека на его актуальную психическую жизнь, пожалуй, наиболее знаменитой является психоанализ. Однако, в понимании прошедших событий жизни человека как единственных факторов его развития состоит сведение на нет активности самой личности. Однако это не помешало некоторым ученым, работавшим в русле психоанализа, сформулировать ценные для психологии жизненного пути положения. К таким ученым прежде всего относится Эрик Эриксон . Его теория описывает развитие личности и периодизацию жизни от рождения до старости (см. подробнее об этом в п. 2.2). Центральной темой в данной теории развития личности является исследование идентичности, которую Эриксон рассматривал как психологическую задачу каждого возраста. Например, перед юношей, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. (Вспомните идею о полиролевой структуре личности, изложенную в п. 4.1.)

Также согласно взглядам Эриксона, личностное развитие - это постоянное преодоление кризиса, который специфичен для данного возраста. При этом кризис - не катастрофа, а критическая точка повышенной ранимости и одновременно расширяющихся возможностей. Чем больше на жизненном пути кризисов будет успешно преодолено, тем успешнее будет развитие индивидуума.

Таким образом, можно заключить, что процесс развития личности в аспекте жизненного пути может быть исследован с разных теоретических позиций. Следует отметить, что большое значение для понимания развития личности в событиях ее жизни и в образующихся персоногенных ситуациях, имеет концепции жизненного пути С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые ее развивали (Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова и др.). Очень ценными выступают взгляды Ш. Бюлер, отмечавшей, что единицей жизненного пути человека выступает событие, Х. Томэ, развивавшего идеи о "темах" существования и "техниках" реагирования в ответ на кризисные события. Проблемы самоопределения, личностной идентичности, обсуждаемые в трудах Э. Эриксона, позволяют вскрыть природу многих личностных диспозиций человека. Более полное понимание развития личности на протяжении жизненного пути может дать изучение его значимых событий.

Понятие «жизненный путь» является ключевым для психологии личности, если мы понимаем личность в качестве исторической сущности. «С помощью данного понятия мы можем понять природу переживания тех событий, которые стали определяющими в его биографии», - пишет Л. А. Пергаменщик.

События жизненного пути

Понятие "событие" в психологию было перенесено из обыденной жизни и, поскольку не было подвергнуто строгому анализу, до сих пор сохраняет в себе элемент житейского понятия.

Этот термин наиболее часто используется в рамках событийно-биографического подхода , а также ситуационного подхода .

Особенностью первого теоретического направления является признание уникальности жизненного пути каждого человека. Эта уникальность определяется способами переживания событий. Событийно-биографическая концепция подчеркивает разнонаправленность и прерывность жизненного пути.

Особенность ситуационного подхода заключается в изучении ситуационных детерминант (факторов) поведения. Это направление разрабатывалось в рамках интеракционистской психологии, которая основными своими функциями объявила описание, классификацию и анализ стимулов и ситуаций, а также исследование взаимодействия личности и ситуации в поведении. Фактически ситуационный подход развивался в полемике с «персонологами», отстаивающими первостепенность качеств личности в прогнозировании поведения. В последнее время в развитии ситуационного подхода, как отмечает Дж. Форгас, наметились две тенденции: во-первых, акцент, который ранее делался на физическом или экологическом окружении, теперь заметно смещается на социальное или культурное окружение; во-вторых, если раньше в большинстве теорий ситуации рассматривались как объективные, измеряемые сущности, то теперь теории стали более когнитивно и феноменологически ориентированы, одним из основных моментов в них стало появление ситуации как воспринимаемого феномена.

Тем не менее, существенным недостатком ситуационного подхода продолжает оставаться лабораторный характер проводимых исследований, с чем связана проблематичность сопоставления событий реальной жизни человека и ситуаций, отобранных для исследовательских целей.

Ситуационный подход изучает ситуацию (событие) в форме как простейшего (стимульного) фактора, так и все более усложняющегося (ситуация, окружение) феномена. "В качестве наиболее сложного и интересного на этом континууме появляется понятие "жизненная ситуация". При его введении происходит смыкание предмета исследования ситуационного подхода с предметом психологии жизненного пути человека". И уже с позиции такого подхода ведется активная исследовательская работа как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

В советской и пост-советской психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как "жизненный путь личности" (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Для изучения жизненного пути применяется биографический метод (Б.Г. Ананьев). В рамках данного метода разработаны методики "Психологическая автобиография", каузометрия и др. Основной единицей анализа служит событие, так как оно рассматривается как простейший элемент жизненного пути.

Количество причинно-целевых связей, в которые включены жизненные события, определяют значимость события. Но последний факт небесспорен, поскольку между событиями существуют другие виды связей (а не только причинно-целевые), как существует значимое событие, мало связанное с другими.

В источниках по психиатрии также можно встретить описание результатов, полученных с помощью биографического метода, так как клинический анамнез является наиболее распространенной формой автобиографии. Но здесь акцент ставится на роли различных событий жизненного пути в возникновении и течении болезни.

Значительное количество работ, существующих по проблемам воздействия событий на личностное развитие, характеризуется специфичностью. Так, при исследовании жизненных ситуаций наибольшее внимание уделяется стрессовым жизненным событиям и способам совладания с ними. Понятие "стратегия преодоления трудностей " (coping) понимается как процесс конструктивного приспособления, "в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей.". Концепция совладания особенно востребована в последнее время - время кардинальных социокультурных преобразований. Изменение шкалы ценностей, быстрый слом стереотипов, кризис самосознания укладываются в чрезвычайно значимую для построения образа мира характеристику - нестабильность социальной ситуации . Новые реалии требуют не просто адаптации к ней, но совладания с нею, то есть создания соответствующих образцов поведения.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом: а) происходит "первичная оценка" ситуации - когнитивный процесс с эмоциональными компонентами; б) оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих; в) на основе неудач или новой информации можно прийти к третичной оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые альтернативы поведения.

Мы же здесь отметим, что совладание с трудным событием может потребовать и перестройки личностной системы или некоторых ее уровней. Ригидность данной структуры не может привести к эффективной адаптации. Поэтому в исследованиях, посвященных изучению конструктивных стратегий преодоления, можно было бы сделать акцент на взаимосвязи преодоления и развития.

И уже опираясь на такой подход, мы можем выделить три варианта последствий столкновения личности с трудным событием жизни:

Закрепление оправдавших себя установок, убеждений и ценностных ориентаций, которые перед лицом новых требований стабилизируются (во внутреннем диалоге это может быть представлено так: «Я был прав» );

Дальнейшее развитие имеющихся диспозиций, черт личности, вызванное недостаточностью наличного уровня личностной структуры («Оказывается, жизнь богаче, чем я о ней думал!»);

Разрушение программ поведения, особенно в случае совершенно непривычных, совершенно новых или очень тяжелых требований, что может ощущаться как "потеря себя", "потеря смысла жизни" («Я ни на что не годен») , когда обесцениваются результаты предшествующих стадий личностного развития («Когда я выяснил, чего я действительно могу достичь в этой жизни, я понял, какими мелочами все это время занимался»).

Деструктивное воздействие может оказаться столь велико, что процесс разрушения станет необратимым, ведущим к патологии, к акцентуации. К. Леонгард, а затем и А.Е. Личко в своих исследованиях показали, что акцентуации личности могут развиваться под воздействием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к наиболее уязвимому месту в характере.

Это, однако, крайний вариант. Как правило, почувствовав начало этого процесса, личность совершает напряженную работу, которую можно было бы назвать процессом "обретения себя". Такое отношение к жизненным испытанием зафиксировал Ф. Ницше: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее».

Основное противоречие, с которым сталкивается личность, это противоречие между мотивационной сферой и изменившимися "внешними" факторами, которое при наличной регулятивной системе (имеющемся личностном потенциале) она разрешить не может. То есть, прежде всего, ставятся под удар установки, ценностные ориентации, вся диспозиционная система, "обслуживавшая" регулятивный механизм жизнедеятельности личности. В результате разрешения этого противоречия личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, перевоплощается в результате реакции преодоления во внутренний опыт, осознание которого будет регулировать дальнейшие принципы, создавать новые ценности и программу жизнедеятельности.

Очевидно, в этом смысле М.К. Мамардашвили писал о человеке, что это "единственное существо в мире, которое. находится в состоянии постоянного зановорождения...", а М.М. Бахтин формулирует идею незавершенности, незавершимости человека, его несовпадения с самим собой. Называя человека «бесконечной функцией», автор подчеркивает постоянное движение, в котором находится человек, «текучесть» феноменов его внутреннего мира.

К группе теорий преодоления (совладания) примыкают многочисленные исследования психологического стресса. От физиологического понимания стресса как неспецифической (то есть одной и той же, вне зависимости от стимула) реакции организма на любое воздействие извне переходят сейчас к признанию специфичности реакции в том смысле, что она осуществляется на значимый раздражитель. Именно с помощью понятия "значимость" можно объяснить различия в воздействиях на разных людей схожих событий. То есть человек вовлечен в переживание события через его означивание.

В теориях стресса оценивается взаимосвязь между основными жизненными изменениями и степенью их влияния на организм. Т. Холмс и Р. Рахэ сотавили шкалу-опросник недавнего опыта, который широко используется в настоящее время. Данная шкала содержит перечень из 38 жизненных изменений (событий) в здоровье, работе, семье, личной жизни, финансовой сфере (см. табл. 5.1). События здесь могут быть как с акцентом на объективных обстоятельствах (смена места учебы, места жительства), так и на субъективных (изменение личных привычек, принятие важных решений, связанных с будущим). Испытуемые оценивали события в баллах, соответствующих выраженности стрессогенности событий, используя при этом за образец событие "вступление в брак", которое имело заранее оценку в 500 баллов. После этого полученные для каждого события баллы разделили на 10 и назвали их "единицами жизненных перемен" (life change units (LCU)). Общий итог баллов выступит показателем выраженности жизненного стресса. Подобные шкалы-“градусники” по определению уровня стресса разрабатывались и другими исследователями.

В трудах различных авторов направленность личности обозначается по разному: как динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), основная жизненная направленность (Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность - это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

Направленность личности формируется в процессе её развития в системе общественных отношений. От направленности личности зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется).

Направленность личности частично характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности, которая является исходным звеном направленности. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.

Направленность личности - это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.

Следует отметить, что направленности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность - это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке иерархии.

Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание будущей цели и построение плана.

Следущая форма направленности - стремление . Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интересы - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Убеждения - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение - его потребности.

Направленность личности наряду с характером представляют регуляторы поведения человека с готовым информационным содержанием. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который служит этой цели, являются способности.

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно . Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению

Чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности,

Выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

Идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением

Совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

Мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение

Человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

Убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными

Ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

Установка - готовность индивида к определенной деятельности,

Актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой

Предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным

Сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

Цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности

Человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного

Благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие

Отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других
людях, также ведут себя в дискуссиях
пытаются навязать свою волю группе
окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Люди с направленностью на взаимные действия:
избегают прямого решения проблемы
уступают давлению группы
не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек
хочет выразить
не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Люди с деловой направленностью:
помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
легко и доступно излагают свои мысли и соображения
берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Направленность личности и ее виды

Специалисты выделяют три вида направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, но наряду с ними выделяют и другие варианты. Рассмотрим и те, и другие.

  1. Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, и все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.
  2. Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегают прямого решения проблем, уступают давлению группы, отказываются от высказывания непонятных идей и не стремятся руководить.
  3. Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживают группу, легко излагают свои мысли, могут руководить, если того требует решение задачи.
  4. Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно – на переживания окружающих. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.
  5. Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.

Зная, что понимается под направленностью личности, и эту простейшую классификацию, вы легко сможете определить направленность каждого из ваших знакомых.

Особенности направленности личности

Существуют и дополнительные аспекты направленности, каждый из которых отвечает какой-либо сфере жизни:

  1. Нравственность повседневного поведения зависит от уровня общественной ценности и социальной значимости отношений для личности.
  2. Целеустремлённость личности зависит от разнообразия потребностей личности, круга интересов и определенности центральных из них.
  3. Цельность личности зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.

Такие особенности дополнительно характеризуют общею направленности личности и придают определенные черты характеру.

Направленность личности и мотивация деятельности

В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:
- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева
- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Формы направленности личности

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как:

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение

Влечение - наиболее примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.

Желание

Желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.
Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Стремление

Стремление это желание, подкреплённое волей. Стремление - вполне определённое побуждение к деятельности.

Интерес

Интерес - специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у человека специальной способности - разума.
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает. Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интерес - важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:
- непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,
- опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость, широта, содержание интересов - важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.

Склонность

В динамике интерес порождает склонность. Интерес - это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность - активное созерцание, стремление связать свою деятельность и свою жизнь с этим объектом.
Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность - направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности .
Интерес и склонности - фактор бурного развития способностей индивида.

Идеал

Идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида. Идеал - то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе. Идеалы - основа, "кирпичики" мировоззрения человека. По собственным идеалам человек судит о других людях.
Идеал - один из аргументов в функции самооценки человека.

Мировоззрение

Мировоззрение - модель (картина) мира. Если, например, интересы, склонности или идеалы могут быть не связаны друг с другом, то важнейшая черта мировоззрения - его целостность. Целостное мировоззрение позволяет человеку жить "плавно": переезжая, например, в новую местность, он знает, что там будут действовать такие же законы физики или химии, люди в этой местности могут немного отличаться, но они всё равно будут людьми (они разговаривают, имеют физиологические потребности и т.д.). Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей.
Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.

Убеждение

Убеждение - система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Характеристики мотивационной сферы

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотив является основополагающим "кирпичиком" такого сложного процесса как мотивация. Мотивация - обозначение системы факторов, детерминирующих поведение:
- потребности,
- мотивы,
- цели,
- намерения,
- стремления и др.
Мотивация - это и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.
В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определённых биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей имеет ещё духовные, социальные.
Социальные потребности:
- стремление человека жить в обществе,
- стремление взаимодействовать с другими людьми,
- стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,
- стремление понимать других людей и общественные процессы.
Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество - умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.

Умение ставить цель

Цель - это то, с чего начинается деятельность. Чем разностороннее человек, чем более развит он как личность, тем точнее и оригинальнее у него получается ставить свои цели.
Наличие ярких идеалов может побудить человека ставить сложные, далеко идущие цели.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определённый объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Наличие идеала достижения

Если у человека есть идеал достижения, у него будет развита мотивация на достижение результата, он будет любить ставить цели, будет стремиться к достижению поставленных целей, будет учиться на своих и чужих ошибках.

Наличие идеала смелости

Смелый человек или хотя бы стремящийся быть смелым не боится трудностей, настраивает свою деятельность "напролом", особенно не обходя препятствия, опасности. Структура деятельности смелого человека сильно отличается от структуры деятельности робкого: первый смотрит обычно вперёд, второй - назад и по сторонам. Первый не склонен к самооправданиям, самообману. Второй - постоянно ищет причины того, чтобы увильнуть, склонен к ипохондрии и саморефлексии.

Гибкость

Разные аспекты направленности человека (интересы, склонности и т.д.) влияют на гибкость деятельности. Например один человек склонен всё доводить до идеального конца (перфекционист), и поэтому его деятельности не хватает гибкости.

Уверенность

Ощущение уверенность при выполнении деятельности рождается из чёткости поставленной цели, отсутствия сомнений. Последние берутся из недостаточной иерархизированности интересов и склонностей человека, отсутствия между ними соподчинения, наличия многих противоречий.

Направленность личности

20.05.2015

Снежана Иванова

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни.

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей , которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. , свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью « « ). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про ).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про ).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про ).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про ).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про ), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.